Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеРабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/10
Дата публикации07.12.2014
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Рабочая программа






Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВА



Кафедра факультетской хирургии №2

ОДОБРЕНО

учебно-методической конференцией кафедры
«19» ноября 2009 г., протокол №6
Заведующий кафедрой
факультетской хирургии №2

________________ /Шулутко А.М./

(подпись) (ФИО)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Учебно-методического совета по специальности 060101
(номер)
Лечебное дело
(название)

«__» _________ 2009г., протокол №__

Председатель УМС

________________ /Дворецкий Л.И./

(подпись) (ФИО)


Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ



Хирургические болезни” (факультетская хирургия)

(наименование)
по специальности 060101 “лечебное дело”
(номер, название)

Общая трудоемкость: 219 учебных часов

В т.ч. аудиторных: 146

Лекции: 20

Занятия: 126

Форма итогового контроля: экзамен

(экзамен, зачет)
Москва – 2009

ВВЕДЕНИЕ

Хирургические болезни составляют один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является подготовка высококвалифицированного врача. Материал программы распределяется таким образом, что студенты изучают хирургические болезни в объеме, необходимом врачу любой специальности. Преподавание хирургических болезней на лечебном факультете должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста в соответствии с тематическими планами и исходя из часов учебного плана.

На основании знаний нормальной, патологической и топографической анатомии, нормальной и патологической физиологии, симптоматологии хирургических заболеваний и овладения основными методами обследования хирургических больных, студент должен научиться использовать эти методы для диагностики хирургического заболевания в типичном варианте его течения, логического обоснования диагноза, дифференциальной диагностики, а также научиться принципам терапии, профилактики, реабилитации хирургических больных и оказания врачебной помощи при неотложных хирургических заболеваниях.

Настоящая модульная рабочая программа по дисциплине «Хирургические болезни» представлена в виде совокупности отдельных модулей и модульных единиц, объединенных в общий модуль «Факультетская хирургия».

Программа модернизирована в соответствии с современными тенденциями развития медицинского образования, современных достижений науки и техники, информационного обеспечения и методов контроля итоговой нагрузки студента. Новизна заключается в интеграции разделов учебных дисциплин в единый модуль, что дает более целостное понимание сути проблемы и возможностей ее решения.

Целью является обучение студентов основным клиническим синдромам в типичном проявлении хирургических заболеваний на основе разработанной модульной программы, принципам синдромальной диагностики и основам клинического обследования хирургических больных на основе принципов доказательной медицины. В соответствии с обозначенной целью при разработке программы были решены следующие задачи: (1) на основе обязательной образовательной программы ГОС ВПО, квалификационной характеристики и сквозной программы по специальности «Лечебное дело», их унифицированного фрагмента «Хирургические болезни», раздел «Факультетская хирургия» разработана самостоятельная программа по модульному принципу, в которой больше времени уделяется самостоятельной работе студента; (2) составлена номенклатура модулей, в соответствии с перечнем заболеваний и состояний входящих в программу и синдромальным принципом; (3) конкретизировано представление о том, что студент должен знать и уметь после выполнения программы модуля; (4) конкретизированы текущий и рубежный контроль знаний и умений студента.

В каждом из модулей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию модульной учебной программы, были выделены три раздела: (1) конечные цели обучения модуля, методы достижения и контроля этих целей; (2) номенклатура модулей и модульных единиц, их содержание, методическое обеспечение и методы контроля; (3) организационные формы реализации программы.

Модульная рабочая программа содержит общие цели изучения курса, перечень необходимых умений и знаний для каждого раздела номенклатуры модулей, основное содержание модуля, информационные источники для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, описание материально–технического оснащения модуля, методики изучения и контроля различного уровня. Организационные формы реализации программы представлены в виде тематического плана лекций и практических занятий по номенклатуре модулей с указанием часов, выделяемых для их изучения.

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 219 часов, из которых 146 часов отводится на аудиторную работу (20 часов лекции и 126 часов практические занятия) и 73 часа на внеаудиторную самостоятельную работу.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ»

Общий модуль

«ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ»

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания, в том числе ургентного, в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знания современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях.

КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  1. Определение понятия «болезнь».

  2. Классификации болезней, их этиологию, патогенез, картину морфологических изменений.

  3. Характеристику лабораторных и инструментальных методов исследования (диагностическую информативность, инвазивность, стоимость).

  4. Типичные клинические проявления болезней (симптомы и их сочетания, характерные для данного заболевания), типичное течение.

  5. Правила формулирования диагнозов с использованием диагностических алгоритмов – предварительного, клинического.

  6. Принципы выбора методов лечения (медикаментозный, хирургический, физиотерапевтический, санаторно-курортный), схемы лечения заболеваний.

  7. Принципы выбора методов профилактики осложнений и рецидивов заболеваний.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности:


  1. Ведение истории болезни больного – заполнение всех разделов, кроме «Дневник», «Эпикриз».

  2. Выявление у пациентов типичных симптомов и синдромов хирургических заболеваний в соответствии с перечнем состояний и заболеваний, включенных в программу.



ПЕРЕЧЕНЬ СОСТОЯНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДУЛИ

(по материалам к итоговой государственной аттестации выпускников

медицинских и фармацевтических ВУЗОВ по специальности 060101 «Лечебное дело»)
I. Новообразования (по всем системам органов - злокачественные и доброкачественные)

II. Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ

Болезни щитовидной железы: эндемический зоб, диффузный токсический зоб, аденомы, рак, тиреоидит, гипотиреоз, микседема. Гипер- и гипопаратиреоз.

III. Болезни системы кровообращения

Врожденные пороки сердца: открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки, тетрада Фалло, коарктация аорты. Болезни перикарда: тампонада сердца, травматические повреждения сердца. Расслаивающая аневризма аорты.

Заболевания периферических артерий: эндартериит, атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикозная болезнь, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность. Болезни сосудов легких: тромбоз и эмболия легочной артерии, инфаркт легкого, легочная гипертензия, легочное сердце.

IV. Болезни органов дыхания

Инфекции легких: острый бронхит, пневмонии, абсцесс, гангрена, туберкулез. Обструктивные болезни легких: хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь; эмфизема легких; ателектаз, аспирация. Болезни плевры: плеврит, пневмоторакс, гемоторакс.

V. Болезни органов пищеварения

Болезни пищевода: рефлюксный эзофагит, грыжа диафрагмы, кардиоспазм. Болезни желудка: гастрит, язва желудка. Болезни кишечника: энтероколит, язва двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника, терминальный илеит (болезнь Крона), неспецифический язвенный колит, синдром мальабсорбции, аппендицит, кишечная непроходимость, тромбоз мезентеральных сосудов, дивертикулез, геморрой, трещины заднего прохода, парапроктит. Дисбактериоз. Желудочно-кишечные кровотечения. Грыжа: пищеводного отдела диафрагмы, белой линии живота, бедренная, паховая, пупочная, послеоперационная. Перитонит. Болезни поджелудочной железы: панкреатиты, муковисцидоз, гастринома (синдром Золлингера-Эллисона). Болезни печени и желчных путей: гепатиты, циррозы, эхинококкоз, альвеококкоз, абсцесс, печеночная недостаточность, желтухи; портальная гипертензия, асцит. Желчно-каменная болезнь, холециститы, холангит. Постхолецистэктомический синдром. Дискинезии желчных путей.

VI. Врожденные аномалии (пороки развития) (по всем системам и органам).


  1. Собирать анамнез заболевания: расспрос пациента и его родственников, выявление жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни.

  2. Осмотр и физикальное исследование пациента.

  3. Составление плана лабораторных и инструментальных исследований пациента, трактовка их результатов.

Анализ крови: общий; биохимический (глюкоза, общий белок и его фракции, билирубин, холестерин, холинэстераза, липопротеины высокой и низкой плотности, АСТ, АЛТ, щелочная фосфатаза, мочевина, креатинин, мочевая кислота, калий, натрий, кальций), биохимический скрининг на хромосомные аномалии и ВПР (АФП, бета-ХГЧ); иммунологический - титры противострептококковых антител, иммуноглобулины, реакция Вассермана; ВИЧ; бактериологический; коагулограмма (протромбиновое время, время кровотечения, АЧТВ, фибриноген, ПДФ, РКФМ, время рекальцификации, время фибринолиза); онкомаркеры.

Анализ мочи: общий, по Нечипоренко, по Зимницкому, бактериологический.

Анализ мокроты (общий, цитологический, бактериоскопический, бактериологический, анализ на микобактерии туберкулёза).

Анализ кала (общий, на дисбактериоз, гельминты, простейшие, бактериологический).

Анализ раневого содержимого на чувствительность микрофлоры к антибиотикам.

Анализ цитологического и гистологического исследования материалов, полученных при биопсии или удалении органов.

Рентгенологические методы исследования (обзорная рентгеноскопия- графия органов грудной и брюшной полости, рентгеноконтрастные методы исследования органов брюшной полости и желчевыводящих путей). УЗИ, КТ. Эндоскопические методы исследования (бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия).


  1. Оценка выявленных при обследовании пациента патологических изменений и формулирование предварительного диагноза.

  2. Формулирование и обоснование развернутого окончательного клинического диагноза заболевания.

  3. Выбор, назначение и обоснование схемы лечения заболевания, прогноза его течения.

  4. Выбор, назначение и обоснование мероприятий для профилактики рецидивов и (или) осложнений заболевания.

  5. Диагностика и оказание экстренной врачебной помощи при неотложных состояниях с выполнением необходимых манипуляций.

  6. Решение деонтологических задач, связанных с диагностикой, лечением и профилактикой болезни.

  7. Работа с источниками информации.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:


    1. Методикой всестороннего клинического обследования хирургических больных.

    2. Необходимыми знаниями для диагностики и дифференциальной диагностики хирургического заболевания при его типичном течении.

    3. Умением обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения хирургического заболевания.



МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Дисциплина “Хирургические болезни”, общий модуль (раздел) “Факультетская хирургия” относится к клиническим дисциплинам и является составной частью цикла “Хирургия”. Раздел “Факультетская хирургия” необходим для дальнейшего изучения раздела “Госпитальная хирургия”. Для освоения дисциплины “Хирургические болезни” необходимо иметь базисные знания и изучение следующих дисциплин.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ"

ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ

Уметь диагностировать заболевания внутренних органов (см. КХ).


Для дифференциальной диагностики хирургических болезней и определения тактики хирургического лечения болезней внутренних органов.

АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

Уметь диагностировать гинекологические заболевания (см. КХ).

Знать анатомо-физиологические особенности организма беременной женщины, родильницы, роженицы.

Для диагностики хирургических заболеваний у женщин

УРОЛОГИЯ

Уметь диагностировать заболевания мочеполовой системы (см. КХ).

Для дифференциальной диагностики хирургических болезней

ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Уметь физикальными методами обследовать хирургического больного. Уметь соблюдать правила асептики и антисептики при работе в хирургическом стационаре

Для проведения обследования хирургического больного

Уметь диагностировать наружное и внутреннее кровотечение (массивное).

Для определения тактики хирургического лечения больного

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ

Уметь на рентгенограммах выявлять основные рентгенологические признаки патологии органов грудной, брюшной полостей, органов

малого таза.

Для диагностики хирургических заболеваний

Уметь диагностировать на рентгенограммах плевральный выпот, пневмоторакс, симптом "ниши", чаши Клойбера, свободный газ в брюшной полости, конкременты в желчном пузыре

Для диагностики хирургических болезней

Знать диагностические возможности современных методов лучевой диагностики (ангиография, томография, компьютерная томография, сканирование, УЗИ).

Для составления плана лабораторно-инструментального исследования больного.

ФАРМАКОЛОГИЯ

Знать пути введения лекарств в организм, их классификацию; фармакокинетику и фармакодинамику основных препаратов групп

Лекарственных веществ: противовоспалительные, гормоны, гемостатики, транквилизаторы, аналгетики, диуретики, сердечные средства, биостимуляторы, плазмозаменители, антиагреганты.

Для определения тактики лечения хирургического больного

ОБЩАЯ ГИГИЕНА С ЭКОЛОГИЕЙ

Знать влияние различных факторов внешней среды на организм человека.

Для профилактики хирургических заболеваний и обоснования их этиологии

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ

Знать основные положения учения об инфекции; морфологию и физиологию патогенных кокков.

Для обоснования этиологии гнойных и воспалительных хирургических заболеваний обоснования тактики их лечения.

Уметь производить забор патологического материала для бактериологических исследований.

Для лабораторной диагностики хирургических болезней

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать роль и значение причин, условий и реактивных свойств организма в возникновении, развитии и исходе болезни;

причины и механизмы повреждения клеток, местного нарушения кровообращения, воспаления, нарушений обмена веществ.

Знать патологическую физиологию дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, желез внутренней секреции; патофизиологические механизмы шока.

Для обоснования патогенеза хирургических болезней

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать учение И.П.Павлова об условных рефлексах; принципы саморегуляции организма в целом; закономерности работы органов дыхания пищеварения, выделения, желез внутренней секреции; физиологические константы этой деятельности.

Для анализа результатов клинического (физикального) и лабораторно-инструментальных методов исследования хирургического больного.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Знать морфологическую картину воспаления, исходы воспаления нарушений кровообращения и лимфообращения; опухолей.

Знать морфологическую характеристику заболеваний внутренних органов хирургического профиля (см. конечные цели).

Для обоснования патогенеза хирургических заболеваний, их симптомов.

ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Знать деление тела человека на области, границы областей; особенности топографии областей груди, живота, шеи, таза; топографию внутренних органов этих областей (проекции на поверхность, голотопия, синтопия, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток).

Уметь давать топографо-анатомическое

обоснование проявлению, локализации

и распространению патологических

процессов (воспаление, опухоли, грыжи, нарушения кровообращения)

Для постановки диагноза и назначения хирургического лечения.

Знать основные термины и понятия оперативной хирургии. Классификации хирургических операций (по оперативному приему, по месту производства операции, по показаниям, по целям).

Знать принципы выбора и этапы типовых хирургических операций.

Для назначения хирургического лечения.

Уметь производить на моделях элементарные оперативные действия: разъединение мягких тканей, соединение мягких тканей, манипуляции для временной и окончательной остановки кровотечения в ране.

Для производства операций на пациенте.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Знать строение внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и желез внутренней секреции), сердечно-сосудистой системы.

Для определения состояния анатомической нормы при исследовании больного; для описания общего и местного статуса в истории болезни

ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

Знать гистологическое строение эндокринных желез, серозных оболочек, желудка, толстой и тонкой кишок, печени, желчных путей, легких бронхов, сосудистой стенки (вены и артерии).

Для оценки данных цитологического и гистологического исследования биопсийного материала.

БИОЛОГИЯ С ЭКОЛОГИЕЙ

Знать современные концепции биосферы и экосистемы.

Для обоснования этиологии хирургических заболеваний человека.

Знать биологию индивидуального развития, особенности старости как этапа онтогенеза.

Для обоснования тактики хирургического лечения пожилых больных.

Знать основные законы генетики, роль внешней среды в возникновении наследственных заболеваний.

Для определения этиологии наследственных заболеваний

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Знать свойства ферментов, основные этапы обмена липидов, аминокислот, сахаров, биохимию питания, пищеварения; регуляцию обмена веществ; механизм действия гормонов.

Для анализа данных лабораторных исследований; объяснения механизма патогенеза хирургических заболеваний

ФИЗИКА

Знать физические принципы устройства приборов волоконной оптики (эндоскопы) и ультразвуковых диагностических приборов.

Для выбора метода инструментального исследования больно го и анализа данных этих исследований.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план лекций и занятий


№ п/п

Раздел
дисциплины
(модуль)

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости










Аудиторные занятия

Самост. работа

Всего

(Общая трудоём-кость)




Всего

Лекции

Занятия*

I

Заболевания пищеварительного тракта

7
















тест

I.1

Заболевания пищевода

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

I.2

Заболевания желудка (язвенная болезнь, рак)

7

8 ч

2 ч

6 ч

4 ч

12 ч

тест

I.3.1

Заболевания ободочной кишки

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

I.3.2

Заболевания прямой кишки

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

I.4

Острый аппендицит

7

13 ч

1 ч

12 ч

4 ч

17 ч

тест

II

Заболевания гепато-билиарной зоны

7
















тест

II.1

Заболевания печени и желчных путей. ЖКБ. Острый холецистит

7

7 ч

1 ч

6 ч

3 ч

10 ч

тест

II.2

Заболевания поджелудочной железы. Острый панкреатит

7

7 ч

1 ч

6 ч

3 ч

10 ч

тест

III

Заболевания щитовидной железы

8

8 ч

2 ч

6 ч

4 ч

12 ч

тест

IV

Заболевания молочной железы

8

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

V

Заболевания легких, плевры и средостения

8
















тест

V.1

Неспецифические заболевания легких

8

7 ч

1 ч

6 ч

3 ч

10 ч

тест

V.2

Неспецифические заболевания плевры

8

7 ч

1 ч

6 ч

3 ч

10 ч

тест

V.3

Рак легкого

8

7 ч

1 ч

6 ч

3 ч

10 ч

тест

V.4

Заболевания средостения

8

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

VI

Острая и хроническая окклюзия кровеносных сосудов

8
















тест

VI.1

Заболевания артерий

8

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

VI.2

Заболевания вен

8

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

VII

Заболевания сердца

8

6 ч

-

6 ч

2 ч

8 ч

тест

VIII

Неотложные состояния в хирургии

7
















тест

VIII.1

Перитонит

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

VIII.2

Кишечная непроходимость

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест

VIII.3

Желудочно-кишечные кровотечения

7

6 ч

-

6 ч

4 ч

10 ч

тест

IX

Грыжи

7

7 ч

1 ч

6 ч

4 ч

11 ч

тест




ВСЕГО




146

20

126

73

219




* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Номенклатура модулей

Организационные формы реализации программы





Название модуля


Лекции


Занятия практические

I

Заболевания пищеварительного тракта










Модульная единица:

I.1.Заболевания пищевода


1


6




I.2.Заболевания желудка (язвенная болезнь, рак)

2

6




I.3.Заболевания кишечника

I.3.1.Заболевания ободочной кишки

I.3.2. Заболевания прямой кишки

2


12




I.4.Острый аппендицит

1

12

II

Заболевания гепато-билиарной зоны:










Модульная единица:

II.1.Заболевания печени и желчных путей. ЖКБ. Острый холецистит

1

6




II.2.Заболевания поджелудочной железы. Острый панкреатит

1

6

III

Заболевания щитовидной железы

2

6

IV

Заболевания молочной железы


1

6

V

Заболевания легких плевры и средостения:










Модульная единица:

V.1.Неспецифические заболевания легких

1

6




V.2.Неспецифические заболевания плевры

1

6




V.3.Рак легкого

1

6




V.4.Заболевания средостения

1

6

VI

Острая и хроническая окклюзия кровеносных сосудов:










Модульная единица:

VI.1.Заболевания артерий

1

6




VI.2.Заболевания вен

1

6

VII

Заболевания сердца

-

6

VIII

Неотложные состояния в хирургии










Модульная единица:

VIII.1.Перитонит

1

6




VIII.2.Кишечная непроходимость

1

6




VIII.3.Желудочно-кишечные кровотечения

-

6

IX

Грыжи

1

6

Всего

20

126

Цель изучения каждого модуля: овладение студентами навыками всестороннего клинического исследования хирургических больных и умению обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения.
Модуль I: Заболевания пищеварительного тракта

Модульные единицы:

1. Заболевания пищевода.

2. Заболевания желудка и 12 –перстной кишки (язвенная болезнь, рак)

3. Заболевания кишечника.

3.1. Заболевания ободочной кишки. Рак ободочной кишки.

3.2. Заболевания прямой кишки. Рак прямой кишки.

4. Острый аппендицит
Модульная единица 1. Заболевания пищевода

Содержание обучения

Анатомия и физиология пищевода. Типичная рентгенологическая и эндоскопическая картина основных заболеваний. Рак пищевода. Показания к экстирпации, гастростомии, лучевой и химиотерапии в зависимости от гистологической структуры, локализации и распространенности заболевания. Дивертикулы пищевода (Ценкера, Рокитанского, наддиафрагмальный). Кардиоспазм (пневмокардиодилятация, операция Геллера). Рефлюксная болезнь пищевода. Отличие скользящей и параэзофагеальной грыжи. Операция Ниссена. Лапароскопическая фундопликация. Пищевод Баррета. Рубцовая стриктура пищевода. Показания к бужированию и пластике. Повреждения пищевода. Синдром Борхава.
Учебно-методическое обеспечение

Основные источники информации:

1. Кузин М.И. «Хирургические болезни»: М. Медицина, 1995

стр. 257-293., (пищевод)

2. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Тесты и ситуационные задачи для программированного обучения по хирургическим болезням». М.1991г. стр. 80, 85 – 87.

3. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М., 2005., стр.116, 118-124.

Дополнительные источники информации:

1. Черноусов А.Ф. Хирургия пищевода, М., 2000.

2. Р.М. Евтихов, М.Е. Путин, А.М. Шулутко «Клиническая хирургия», М., «ГЕОТАР-Медиа», 2005., стр. 349 – 373. – хирургические заболевания пищевода.
Материально техническое обеспечение:

Первое хирургическое отделение ГКБ №61.

Электронная база рентгенограмм по заболеваниям пищевода. Видеоматериалы по заболеваниям пищевода. Набор инструментов для нехирургического лечения заболеваний пищевода.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Написание рефератов по дополнительным источникам информации,

Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к занятиям. Сборник: «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М.2005.стр. 116, 118-124

Виды учебной деятельности студента:

Курация больных в первом хирургическом отделении. Решение ситуационных задач из методического руководства и тестовых сборников. Присутствие при рентгендиагностике и эндоскопии, работа в перевязочной и операционной.
Текущий контроль: перед началом занятия контроль исходного уровня знаний студентов, в течении занятия тестовый контроль усвоения материала занятия и решение ситуационных задач из сборника 2005 г.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному...
Педагогической целью преподавания общей хирургии является выработка у студента навыков клинического применения знаний
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному...
Программа разработана на основе программы «хирургические болезни, хирургия повреждений и массовых поражений» для студентов стоматологического...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconВысшего профессионального образования омская государственная медицинская академия
Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconКафедры
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа по дисциплине «инфекционные болезни, фтизиатрия,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon«Владивостокский государственный медицинский университет федерального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «оренбургская государственная медицинская академия...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «оренбургская государственная медицинская академия...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПути совершенствования организации лечения больных туберкулезом 14....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Кукес В. Г. академик рамн, д м н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней мма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск