Скачать 0.81 Mb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВАКафедра факультетской хирургии №2
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ“Хирургические болезни” (факультетская хирургия) (наименование) по специальности 060101 “лечебное дело” (номер, название) Общая трудоемкость: 219 учебных часов В т.ч. аудиторных: 146 Лекции: 20 Занятия: 126 Форма итогового контроля: экзамен (экзамен, зачет) Москва – 2009 ВВЕДЕНИЕ Хирургические болезни составляют один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является подготовка высококвалифицированного врача. Материал программы распределяется таким образом, что студенты изучают хирургические болезни в объеме, необходимом врачу любой специальности. Преподавание хирургических болезней на лечебном факультете должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста в соответствии с тематическими планами и исходя из часов учебного плана. На основании знаний нормальной, патологической и топографической анатомии, нормальной и патологической физиологии, симптоматологии хирургических заболеваний и овладения основными методами обследования хирургических больных, студент должен научиться использовать эти методы для диагностики хирургического заболевания в типичном варианте его течения, логического обоснования диагноза, дифференциальной диагностики, а также научиться принципам терапии, профилактики, реабилитации хирургических больных и оказания врачебной помощи при неотложных хирургических заболеваниях. Настоящая модульная рабочая программа по дисциплине «Хирургические болезни» представлена в виде совокупности отдельных модулей и модульных единиц, объединенных в общий модуль «Факультетская хирургия». Программа модернизирована в соответствии с современными тенденциями развития медицинского образования, современных достижений науки и техники, информационного обеспечения и методов контроля итоговой нагрузки студента. Новизна заключается в интеграции разделов учебных дисциплин в единый модуль, что дает более целостное понимание сути проблемы и возможностей ее решения. Целью является обучение студентов основным клиническим синдромам в типичном проявлении хирургических заболеваний на основе разработанной модульной программы, принципам синдромальной диагностики и основам клинического обследования хирургических больных на основе принципов доказательной медицины. В соответствии с обозначенной целью при разработке программы были решены следующие задачи: (1) на основе обязательной образовательной программы ГОС ВПО, квалификационной характеристики и сквозной программы по специальности «Лечебное дело», их унифицированного фрагмента «Хирургические болезни», раздел «Факультетская хирургия» разработана самостоятельная программа по модульному принципу, в которой больше времени уделяется самостоятельной работе студента; (2) составлена номенклатура модулей, в соответствии с перечнем заболеваний и состояний входящих в программу и синдромальным принципом; (3) конкретизировано представление о том, что студент должен знать и уметь после выполнения программы модуля; (4) конкретизированы текущий и рубежный контроль знаний и умений студента. В каждом из модулей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию модульной учебной программы, были выделены три раздела: (1) конечные цели обучения модуля, методы достижения и контроля этих целей; (2) номенклатура модулей и модульных единиц, их содержание, методическое обеспечение и методы контроля; (3) организационные формы реализации программы. Модульная рабочая программа содержит общие цели изучения курса, перечень необходимых умений и знаний для каждого раздела номенклатуры модулей, основное содержание модуля, информационные источники для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, описание материально–технического оснащения модуля, методики изучения и контроля различного уровня. Организационные формы реализации программы представлены в виде тематического плана лекций и практических занятий по номенклатуре модулей с указанием часов, выделяемых для их изучения. В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 219 часов, из которых 146 часов отводится на аудиторную работу (20 часов лекции и 126 часов практические занятия) и 73 часа на внеаудиторную самостоятельную работу. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» Общий модуль «ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ» ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания, в том числе ургентного, в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знания современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях. КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности:
ПЕРЕЧЕНЬ СОСТОЯНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДУЛИ (по материалам к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических ВУЗОВ по специальности 060101 «Лечебное дело») I. Новообразования (по всем системам органов - злокачественные и доброкачественные) II. Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ Болезни щитовидной железы: эндемический зоб, диффузный токсический зоб, аденомы, рак, тиреоидит, гипотиреоз, микседема. Гипер- и гипопаратиреоз. III. Болезни системы кровообращения Врожденные пороки сердца: открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки, тетрада Фалло, коарктация аорты. Болезни перикарда: тампонада сердца, травматические повреждения сердца. Расслаивающая аневризма аорты. Заболевания периферических артерий: эндартериит, атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикозная болезнь, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность. Болезни сосудов легких: тромбоз и эмболия легочной артерии, инфаркт легкого, легочная гипертензия, легочное сердце. IV. Болезни органов дыхания Инфекции легких: острый бронхит, пневмонии, абсцесс, гангрена, туберкулез. Обструктивные болезни легких: хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь; эмфизема легких; ателектаз, аспирация. Болезни плевры: плеврит, пневмоторакс, гемоторакс. V. Болезни органов пищеварения Болезни пищевода: рефлюксный эзофагит, грыжа диафрагмы, кардиоспазм. Болезни желудка: гастрит, язва желудка. Болезни кишечника: энтероколит, язва двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника, терминальный илеит (болезнь Крона), неспецифический язвенный колит, синдром мальабсорбции, аппендицит, кишечная непроходимость, тромбоз мезентеральных сосудов, дивертикулез, геморрой, трещины заднего прохода, парапроктит. Дисбактериоз. Желудочно-кишечные кровотечения. Грыжа: пищеводного отдела диафрагмы, белой линии живота, бедренная, паховая, пупочная, послеоперационная. Перитонит. Болезни поджелудочной железы: панкреатиты, муковисцидоз, гастринома (синдром Золлингера-Эллисона). Болезни печени и желчных путей: гепатиты, циррозы, эхинококкоз, альвеококкоз, абсцесс, печеночная недостаточность, желтухи; портальная гипертензия, асцит. Желчно-каменная болезнь, холециститы, холангит. Постхолецистэктомический синдром. Дискинезии желчных путей. VI. Врожденные аномалии (пороки развития) (по всем системам и органам).
Анализ крови: общий; биохимический (глюкоза, общий белок и его фракции, билирубин, холестерин, холинэстераза, липопротеины высокой и низкой плотности, АСТ, АЛТ, щелочная фосфатаза, мочевина, креатинин, мочевая кислота, калий, натрий, кальций), биохимический скрининг на хромосомные аномалии и ВПР (АФП, бета-ХГЧ); иммунологический - титры противострептококковых антител, иммуноглобулины, реакция Вассермана; ВИЧ; бактериологический; коагулограмма (протромбиновое время, время кровотечения, АЧТВ, фибриноген, ПДФ, РКФМ, время рекальцификации, время фибринолиза); онкомаркеры. Анализ мочи: общий, по Нечипоренко, по Зимницкому, бактериологический. Анализ мокроты (общий, цитологический, бактериоскопический, бактериологический, анализ на микобактерии туберкулёза). Анализ кала (общий, на дисбактериоз, гельминты, простейшие, бактериологический). Анализ раневого содержимого на чувствительность микрофлоры к антибиотикам. Анализ цитологического и гистологического исследования материалов, полученных при биопсии или удалении органов. Рентгенологические методы исследования (обзорная рентгеноскопия- графия органов грудной и брюшной полости, рентгеноконтрастные методы исследования органов брюшной полости и желчевыводящих путей). УЗИ, КТ. Эндоскопические методы исследования (бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Дисциплина “Хирургические болезни”, общий модуль (раздел) “Факультетская хирургия” относится к клиническим дисциплинам и является составной частью цикла “Хирургия”. Раздел “Факультетская хирургия” необходим для дальнейшего изучения раздела “Госпитальная хирургия”. Для освоения дисциплины “Хирургические болезни” необходимо иметь базисные знания и изучение следующих дисциплин. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ БАЗИСНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ "ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ" ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ
УРОЛОГИЯ
ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ
ФАРМАКОЛОГИЯ
ОБЩАЯ ГИГИЕНА С ЭКОЛОГИЕЙ
МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ С ЭКОЛОГИЕЙ
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ФИЗИКА
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тематический план лекций и занятий
* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Номенклатура модулей Организационные формы реализации программы
Цель изучения каждого модуля: овладение студентами навыками всестороннего клинического исследования хирургических больных и умению обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения. Модуль I: Заболевания пищеварительного тракта Модульные единицы: 1. Заболевания пищевода. 2. Заболевания желудка и 12 –перстной кишки (язвенная болезнь, рак) 3. Заболевания кишечника. 3.1. Заболевания ободочной кишки. Рак ободочной кишки. 3.2. Заболевания прямой кишки. Рак прямой кишки. 4. Острый аппендицит Модульная единица 1. Заболевания пищевода Содержание обучения Анатомия и физиология пищевода. Типичная рентгенологическая и эндоскопическая картина основных заболеваний. Рак пищевода. Показания к экстирпации, гастростомии, лучевой и химиотерапии в зависимости от гистологической структуры, локализации и распространенности заболевания. Дивертикулы пищевода (Ценкера, Рокитанского, наддиафрагмальный). Кардиоспазм (пневмокардиодилятация, операция Геллера). Рефлюксная болезнь пищевода. Отличие скользящей и параэзофагеальной грыжи. Операция Ниссена. Лапароскопическая фундопликация. Пищевод Баррета. Рубцовая стриктура пищевода. Показания к бужированию и пластике. Повреждения пищевода. Синдром Борхава. Учебно-методическое обеспечение Основные источники информации: 1. Кузин М.И. «Хирургические болезни»: М. Медицина, 1995 стр. 257-293., (пищевод) 2. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Тесты и ситуационные задачи для программированного обучения по хирургическим болезням». М.1991г. стр. 80, 85 – 87. 3. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М., 2005., стр.116, 118-124. Дополнительные источники информации: 1. Черноусов А.Ф. Хирургия пищевода, М., 2000. 2. Р.М. Евтихов, М.Е. Путин, А.М. Шулутко «Клиническая хирургия», М., «ГЕОТАР-Медиа», 2005., стр. 349 – 373. – хирургические заболевания пищевода. Материально техническое обеспечение: Первое хирургическое отделение ГКБ №61. Электронная база рентгенограмм по заболеваниям пищевода. Видеоматериалы по заболеваниям пищевода. Набор инструментов для нехирургического лечения заболеваний пищевода. Внеаудиторная самостоятельная работа студента: Написание рефератов по дополнительным источникам информации, Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к занятиям. Сборник: «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М.2005.стр. 116, 118-124 Виды учебной деятельности студента: Курация больных в первом хирургическом отделении. Решение ситуационных задач из методического руководства и тестовых сборников. Присутствие при рентгендиагностике и эндоскопии, работа в перевязочной и операционной. Текущий контроль: перед началом занятия контроль исходного уровня знаний студентов, в течении занятия тестовый контроль усвоения материала занятия и решение ситуационных задач из сборника 2005 г. |
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному... Педагогической целью преподавания общей хирургии является выработка у студента навыков клинического применения знаний | Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному... Программа разработана на основе программы «хирургические болезни, хирургия повреждений и массовых поражений» для студентов стоматологического... | ||
Высшего профессионального образования омская государственная медицинская академия Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет... | Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология полости рта Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет... | Кафедры Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный медицинский университет... | ||
Рабочая программа по дисциплине «инфекционные болезни, фтизиатрия,... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия... | Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет... | ||
«Владивостокский государственный медицинский университет федерального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | ||
Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «оренбургская государственная медицинская академия... | Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «оренбургская государственная медицинская академия... | ||
Пути совершенствования организации лечения больных туберкулезом 14.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Кукес В. Г. академик рамн, д м н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней мма... |