Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101





Скачать 383.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101
страница1/3
Дата публикации12.12.2014
Размер383.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: Гигиена

для специальности Лечебное дело, 060101

факультет - лечебный

Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены

Курс 3, 4 Семестр 6, 7 Лекции 53часа

Практические (семинарские, лабораторные занятия) 70 часов Самостоятельная работа 2 часа Всего часов 125 Экзамен 7 семестр

2010 г

.Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в году.

Разработчик программы: зав. кафедрой общей гигиены с курсом

радиационной гигиены, s,





д.м.н. проф. _ Галлямов А.Б.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены «// » gJicW/^ 2010 года

Заведующий кафедрой, профессор :/(./ с L с А.Б.Галлямов

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно- методической комиссии медико-профилактических дисциплин « / » г.

Председатель Предметно-методической комиссии





медико-профилактических дисциплин ' доц.В.Ф.Чупрун
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины -выработка у студентов осознанного понимания связи здоровья с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью как предпосылки их активного участия в проведении эффективных лечебных мероприятий, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

  1. Задачи изучения дисциплины:

  • дать основные сведения о патогенных и саногенных факторах внешней среды, о методах ее оздоровления, о средствах и способах повышения устойчивости детского и взрослого организма к неблагоприятным воздействиям среды;

  • научить грамотно использовать гигиенические методы оценки окружающей среды и организовывать профилактику неблагоприятного

воздействия среды на организм человека.

  1. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения:

1.3.1. Студент должен знать:

  • основы взаимодействия организма и окружающей среды

  • особенности влияния различных факторов Среды на здоровье, пути их воздействия и формы их проявления,

  • принципы организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей Среды на человеческий организм,

  • принципы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей Среды,

  • современные гигиенические проблемы профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы,

  • роль гигиены в научной разработке проблем укрепления здоровья, повышения работоспособности продления активной жизни человека. Гигиенические основы здорового образа жизни,

  • гигиенические аспекты работы врача лечебного профиля в различных медицинских и детских учреждениях.

1.3.2. Студент должен уметь:

1. Оценивать:

  • статус питания и индивидуальное питание с использование расчетных и лабораторно- клинических методов исследования,

  • рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции,

  • доброкачественность основных пищевых продуктов и консервов,

  • санитарное состояние, режим работы пищеблока (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи),

- качество питьевой воды по данным лабораторного анализа,условия пребывания больных в стационарах различного типа по данным микроклимата, инсоляции, освещения, вентиляции лечебных помещений,

  • санацию воздуха лечебных учреждений с использованием УФ-ламп,

  • систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений,

  • условия труда на производстве ( микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным исследованиям,

  • физическое развитие детей и подростков,

  • Режим и условия обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

2.Осуществлять гигиенический контроль:

  • за организацией питания в лечебных, детских и других учреждениях,

  • за осветлением воды и ее обеззараживанием в полевых условиях. Проводить гиперхлорирование воды,

    1. Оформлять при подозрении на пищевые отравления соответствующую документацию и отбирать пробы пищевых продуктов, биологических материалов на бактериологические исследования.

    2. Организовывать гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

    3. Расследовать случаи профессиональных отравлений, профессиональных заболеваний.

    4. Давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем.

    5. Проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

    6. Самостоятельно работать с нормативной, справочной литературой.

1.4. Перечень дисциплин, разделов, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

биологическая и медицинская физика, биология, микробиология, анатомия, физиология, патологическая анатомия, патологическая физиология, биохимия, неорганическая химия, органическая химия, эпидемиология, фармакология, гистология, профессиональные болезни, инфекционные болезни.

2. Содержание дисциплины. 2.1. Лекционный курс

Объем

Се

Наименование темы

Краткое содержание темы

в

ме







часах

ст Р







2

6

Содержание и задачи

- Предмет, содержание и задачи гигиены,







гигиены.

- место и значение гигиены в системе медицинских наук -










краткая история развития гигиены

краткая история

2

6

Учение о гигиене окружающей среды. Экологические факторы и здоровье

Факторы окружающей среды патогенное и саногенное значение факторов окружающей среды для здоровья человека

2

6

Гигиеническая характеристика воздушной Среды. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение

  • спектр солнечной радиации

  • гигиеническое значение отдельных частей,

  • профилактика светового голодания

2

6

Погода, климат и здоровье. Гигиенические проблемы акклиматизации

  • Влияние изменений погоды и климата на состояние здоровья,

  • сезонные заболевания и метеопатические реакции,

  • акклиматизация к различным климатическим условиям и ее проблемы.

3

6

Вода и здоровье населения. Гигиенические проблемы водоснабжения населенных мест.

  • Водные факторы заболеваний, -нормирование качества питьевой воды,

  • характеристика источников водоснабжения,

  • профилактика заболеваний водного происхождения.

2

6

Почва и ее влияние на здоровье населения.

  • Состав и свойства почвы,

  • почва как депо и звено пищевой цепи,

  • загрязнение и охрана почвы,

  • гигиенические аспекты санитарной очистки населенных мест.

2

6

Гигиенические основы профилактики эндемических заболеваний.

  • Биогеохимические провинции и их значение в формировании эндемических заболеваний,

  • естественные и искусственные эндемические районы,

  • профилактика эндемических заболеваний.

2

7

Питание как фактор внешней Среды. Основы рационального питания. Биологические и экологические проблемы питания

  • Значение полноценного питания для физического развития и здоровья, повышения работоспособности и биологической сопротивляемости организма детей и подростков.

  • Физиологические нормы питания.

  • Понятие о пищевом статусе.

  • Оновые питательные вещества и их источники в питании.

  • Понятие об антипитательных веществах, пищевых добавках и ксенобиотиках

2

7

Алиментарные заболевания и их профилактика. Пищевые отравления, их классификация и профилактика.

  • Болезни избыточного, недостаточного и несбалансированного питания, их профилактика

  • Пищевые отравления микробной природы, их профилактика.

  • Пищевые отравления немикробной природы и их профилактика.

  • Организация питания и профилактика пищевых отравлений в детских учреждениях.

4

7

Организация системы радиационной безопасности в радиологических отделениях больниц.

  • Источники ионизирующих излучений,

  • гигиенические аспекты биологического действия ионизирующей радиации,

  • радиационная безопасность: принципы гигиенического нормирования,

  • ограничение облучения пациентов и персонала при использовании ИИИ в медицине.

4

7

Военная гигиена

- Основы организации и проведения санитарно-гигиенических

мероприятий в полевых условиях,

-основы организации водоснабжения и питания войск в













полевых условиях,

- гигиена основных видов военного труда.

4

7

Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков.

-Показатели состояния здоровья детей и подростков,

  • гигиенические основы режима дня и учебного процесса,

  • актуальные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений,

  • профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

8

7

Актуальные проблемы гигиены труда и охраны здоровья работающих.

  • Труд как социально-гигиеническая проблема,

  • гигиеническая характеристика основных профессиональных вредностей и их классификация,

  • влияние на здоровье работающих производственных факторов физической, химической, биологической природы, тяжести и напряженности трудовых процессов,

  • гигиена труда медицинских работников различных специальностей,

  • профилактика профессиональных заболеваний.

2

7

Особенности жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения.

  • Урбанизация и ее проблемы,

  • формирование городской Среды,

  • градообразующие факторы,

  • заболеваемость населения крупных городов и ее структура.

2

7

Гигиенические основы здорового образа жизни. Современные проблемы личной гигиены.

  • Гигиенические принципы здорового образа жизни,

  • гиподинамия и ее последствия,

  • нервно-эмоциональные нагрузки и здоровье,

  • основы психогигиены,

  • личная гигиена как часть общественной гигиены.

2

7

Современные

гигиенические проблемы

больничного

строительства.

Гигиенические

мероприятия,

обеспечивающие

оптимальные условия

больных в лечебных

учреждениях.

  • Системы строительства больниц, их сравнительная гигиеническая характеристика

  • Проблемы обеспечения комфортных условий пребывания больных в лечебных учреждениях.

  • Особенности планировки и оборудования отделений различного профиля

2

7

Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций

  • Гигиенические мероприятия и санитарный режим в стационарах различного типа.( хирургических, терапевтических, детских, инфекционных

  • Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим в больницах

  • Специфическая и неспецифическая профилактика внутрибольничных инфекций

2

7

Научные основы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей Среды

  • значение комбинированного, сочетанного, комплексного, последовательного и интермитирующего действия различных химических и физических факторов на организм

  • Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения

-Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК. ПДУ. ОБУВ) как основа санитарного законодательства

2

7

Система гигиенических мероприятий по охране окружающей Среды и

- Роль и место врача в разработке комплексных программ в пределах различных административно-хозяйственных образований в области защиты и улучшения Среды обитания










профилактике заболеваний населения

человека, сохранения его здоровья

  • Социально-гигиенический мониторинг

  • законодательные документы по вопросам охраны и рациональному использованию природных ресурсов.

2

7

Биосфера. Экзосфера. основные экологические проблемы и задачи мира и России

  • Биосфера и ее компоненты

  • Основные законы экологии

  • Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях

  • Понятие об экологически обусловленных заболеваниях населения

53











2.2. Лабораторные занятия

Объем в часах

№, наименование тем и краткое содержание

Цель занятия, формы контроля знаний'

4

6 семестр

1. Гигиеническая оценка микроклимата помещений.

  • гигиеническое значение температуры, влажности, скорости движения воздуха

  • терморегуляция организма и ее виды,

  • методы и правила измерения параметров микроклимата помещений различного назначения,

-значение поддержания оптимального микроклимата в системе лечебно- оздоровительных мероприятий,

  • приборы и оборудование для измерения параметров микроклимата,

Цель: систематизировать знания студентов по данной теме, обучить методике определения температуры, влажности, скорости движения воздуха, научить работать с нормативными документами при гигиенической оценке результатов лабораторного исследования . Контроль знаний студентов: полученных в ходе занятия осуществляется проверкой протоколов лабораторного исследования и тестовым контролем.

2

2. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности помещений.

  • значение светового режима помещений больницы и других общественных зданий для в системе лечебно-оздоровительных мероприятий и для создания оптимальных условий для зрительной работы,

  • показатели для оценки естественной освещенности,

  • показатели для оценки искусственной освещенности,

  • методы измерения и оценки естественной и искусственной освещенности помещений

Цель: Систематизировать знания студентов по данной теме, научить правилам измерения освещенности с помощью люксметра и расчетными методами, научить пользоваться нормативными документами при гигиенической оценке полученных результатов.

Контроль знаний студентов, полученных в ходе занятия осуществляется проверкой умения работать с приборами, проверкой протоколов лабораторного исследования и с помощью тестового контроля.

2

3. Гигиеническая оценка естественной и искусственной вентиляции помещений.

  • принципы нормирования вентиляции и ее задачи,

  • виды и системы вентиляции помещений жилых и общественных зданий,

  • методы исследования вентиляции,

Цель: систематизировать знания студентов по данной теме, познакомить с методами оценки вентиляции, научить рассчитывать необходимых воздухообмен по содержанию диоксида углерода, научить пользоваться нормативными документами при гигиенической оценке полученных результатов.

Контроль знаний студентов осуществляется










с помощью тестового контроля и решением ситуационных задач по расчету и оценке воздухообмена.

6

4. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию, содержанию лечебно-профилактических учреждений и отдельных структурных подразделений больниц.

  • системы строительства больниц и их сравнительная гигиеническая характеристика,

  • гигиенические требования к планировке, размещению, содержанию, санитарно- эпидемиологическому режиму в больницах,

  • мероприятия по профилактике ВБИ,

  • методика санитарно-гигиенического обследования отдельных структурных подразделений больниц,

Цель систематизировать знания студентов по данной теме, познакомить с научить самостоятельно работать с нормативными документами (СанПиН 5179-90) в ходе решения ситуационных задач, самостоятельное санитарно-гигиеническое обследование отделения больницы с написание акта обследования, Заслушивание рефератов по профилактике внутрибольничных инфекций. Контроль знаний студентов по данной теме осуществляется путем ответов на вопросы тестового контроля, оценки результатов решения ситуационной задачи и приема акта обследования больницы,

6

5, Медицинский контроль за адекватностью индивидуального питания и питания организованных коллективов.

  • гигиенические требования к рациональному питанию,

  • хронометражно-табличный метод расчета энергозатрат организма,

  • расчет потребностей организма в основных пищевых веществах и энергии,

  • расчет питательной ценности рационов с помощью таблиц химического состава,

  • нормы питания отдельных групп населения.

Цель: научить студентов методике расчета энергозатрат: потребностей организма в основных пищевых веществах, методике составления сбалансированных рационов с учетом видов деятельности и состояния здоровья, Научить работе с таблицами химического состава пищевых продуктов и гигиенической оценке рационов по меню- раскладке.

Контроль знаний студентов осуществляется с помощью проверки проведенных расчетов потребностей организма в пищевых веществах и энергии и расчета рациона питания; тестовый контроль знаний.

2

6. Пищевая ценность и санитарная экспертиза продуктов питания.

  • цели и задачи санитарной экспертизы пищевых продуктов,

  • методы исследования пищевых продуктов: органолептические, физико-химические, бактериологические и их значение,

  • методы оценки качества пищевых продуктов и готовой пищи и правила их реализации

Цель: ознакомить студентов с методами лабораторного исследования пищевых продуктов,

научить проводить лабораторное исследование молока и мяса и давать гигиеническую оценку полученным результатам.

Контроль знаний студентов осуществляется с помощью программированного контроля методом конструктивных ответов и проверкой протоколов лабораторного исследования продуктов.

4

7. Пищевые отравления, их расследование и профилактика.

  • классификация пищевых отравлений,

  • источники и условия возникновения пищевых отравлений,

  • профилактика пищевых отравлений различной этиологии,

  • расследование пищевых отравлений и тактика врача при подозрении на пищевое

Цель: систематизировать знания студентов по данной теме, познакомить с методами профилактики и расследования пищевых отравлений, функции врача лечебного профиля при подозрении у больного пищевого отравления. Контроль знаний студентов по данной теме осуществляется с помощью решения
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности...
Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,...
По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400)
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа по дисциплине б история Отечества по направлению...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconФорма освоения основной профессиональной образовательной программы...
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconТесты по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека, вг» для...
Как называются факторы, которые воздействуют на природу в результате деятельности человека?
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconПрограмма Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101...
...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа дисциплины здоровый человек и его окружение специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)...
Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом...
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconСамостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр....
Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002
Рабочая программа по дисциплине: Гигиена для специальности Лечебное дело, 060101 iconРабочая программа по дисциплине Нормальная физиология (наименование...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск