Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К





Скачать 91.34 Kb.
НазваниеВозможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К
Дата публикации23.01.2015
Размер91.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Возможности моделирования системы

библиотечно-информационного обеспечения педагогов

Кутукова, Г. К. Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов-новаторов [Электронный ресурс] : из опыта работы / Г. К. Кутукова. – http://libconf.irro.ru/, 2008.

Ни одну серьезную, экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации.

Н. И. Гендина
У современной школьной библиотеки особая миссия – полноценное информационное обслуживание образовательного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла достойное место в образовательном и информационном пространстве школы, она должна стать центром образовательного учреждения, где сосредоточены все информационные ресурсы.

Библиотечно-информационное обслуживание – это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиотеки библиографическую, фактографическую, методическую информацию (сами документы, их копии, другие библиотечные услуги).

Школьное образование претерпело за последние годы коренные изменения. Перед учителем открыты новые горизонты. Главной задачей самообразования педагога становится не механическое накопление знаний, а умение добывать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать главное и критически оценивать полученные результаты.

В условиях малого города учитель испытывает настоящий информационный голод, сознавая при этом, что колоссальный информационный поток проходит мимо. Поэтому роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения в повышении информационной компетентности педагога, индивидуальной ориентации и самоопределении в информационном поле огромна. Педагоги и школьные библиотекари становятся участниками единого познавательного процесса. Библиотечно-информационный центр – это качественно новое методическое обеспечение самоподготовки педагогов-новаторов. Только сотрудничество библиотекаря и педагога обеспечивает эффективный поиск и отбор информации, формирует информационные навыки.

Прежде всего, педагогов надо научить работать с информацией, формируя его информационную культуру. Это невозможно без выявления и мониторинга информационных потребностей и создания определенных комфортных условий. Информационное обеспечение библиотеки средней общеобразовательной школы № 1 г. Калтан мною приведено в систему, доступно и удобно в применении.

Библиотечно-информационное обслуживание педагогов проводится дифференцированно с максимальным учетом их интересов, которые достигаются путем:

  • изучения потребности учителя через собеседование, наблюдение и анализа запроса;

  • изучение состояния самого вопроса: в истории, науке и практике путем просмотра источника информации (книг, журналов, видеоисточников);

  • создание непосредственного библиотечного продукта, направленного на развитие компетентности педагога (каталогов, картотек, библиографических рекомендательных списков, информационных бюллетеней, обзоров, выставок, рекламных буклетов и т. д.).

В результате реструктуризации сети общеобразовательных учреждений города произошло слияние трех библиотек, и первым шагом оптимизации стало создание технических условий. Площадь библиотеки была расширена и поделена по целевому использованию на несколько рабочих зон:

1) читальный зал со справочно-энциклопедической литературой, хорошо оборудованный современный мебелью;

2) методический уголок, в котором размещена литература по педагогике, психологии, логопедии, тематические папки-накопители, методические разработки и другая информация;

3) комната периодики, где в алфавитном порядке размещены журналы и газеты;

4) видеозона, оборудованная видеотехникой;

5) компьютерная зона, оборудованная оргтехникой;

6) информационный уголок;

7) хранилище для учебников.

Сегодня наша школьная библиотека – не только центр информации, но и территория толерантности и комфортной развивающей среды, центр общения и релаксации, психологической поддержки и духовной культуры. Большой интерес, представляет озеленение библиотеки. Спокойная обстановка, где ничто не отвлекает от работы, очень важна для педагога. Любые школьные мероприятия – педсовет, семинар, конкурсы педагогического мастерства, заседания методических объединений, олимпиады и предметные недели – начинаются с библиотеки. Отвечая основным требованиям, библиотека имеет свое лицо и свой стиль работы: уютное библиотечное пространство с хорошим визуальным восприятием и интересным оформлением. Большая работа была проведена над оснащенностью библиотеки современными информационно-техническими средствами.

Своей первостепенной задачей, как специалиста по информации, считаю систематический анализ состояния библиотечного фонда, его наполняемость новыми, современными публикациями.

Важной составной частью информационных ресурсов стала сегодня энциклопедическая и справочная литература. Обилие и разнообразие энциклопедий, справочников, словарей универсальных и тематических, позволяют учителю находить не только интересные и детальные сведения, но и исследования и комментарии выдающихся специалистов, ученых. Эти тексты пробуждают интерес педагогов, активизируют мыслительную деятельность, т. к. содержат богатый фактографический и иллюстративный материал, портреты, репродукции. Все события, факты и даты систематизированы в хронологическом порядке. В них полнота информации, систематичность изложения, научность, лаконичность, схематичность, иллюстративность. Имеются дополнительные информационные блоки, которые расширяют первичную информацию. Фонд справочных изданий в нашей библиотеке выделен особо, находится в непосредственной близости к месту обслуживания читателя, здесь имеются красочные полочные разделители, путеводители (например, «Путеводитель по словарям»). Практикую внутриполочные выставки-экспозиции, которые особым образом раскрывают и дополняют содержание справочно-энциклопедического фонда декоративными предметами в виде гербария, икебаны, камней, минералов.

Задача современной библиотеки состоит уже не только в формировании библиотечного фонда, но и в создании условий для читателя при поиске информации в этом фонде. К фонду организован справочно-библиографический аппарат (СБА), который включает в себя:

систему каталогов:

  • алфавитный,

  • систематический,

  • педагогической литературы,

  • краеведческий.

систему картотек:

  • газетно-журнальных статей (ГЖС),

  • стихов,

  • профессий,

  • афоризмов,

  • названий мероприятий,

  • периодики,

  • методических решений,

  • «нетрадиционные носители информации» (аудио-, видео, CD-диски).

СБА нашей библиотеки – это оперативный инструмент поиска информации, а подробный рубрикатор раскрывает его состав и устройство. Педагоги получают консультации библиотекаря-специалиста по работе с информацией. СБА отражает богатейшие материалы по всем направлениям педагогической деятельности, такие как:

  • классики педагогической мысли;

  • нормативные документы;

  • история педагогики;

  • история психологии;

  • педагогика зарубежных стран;

  • профильная школа;

  • новые педагогические технологии;

  • здоровьесберегающие технологии и др.

Ежегодно библиотека школы выписывает около 60 наименований периодических изданий, из них около 40 методических. Подписка полностью удовлетворяет потребности педагогов, т. к. иногда одна публикация в журнале может быть расписана в двух, трех и более рубриках. Такого богатейшего отражения методических материалов по педагогике, психологии, социальной педагогике, валеологии в городе трудно найти.

Особенно востребованы следующие периодические издания:

  • «Современный урок»;

  • «Школьные технологии»;

  • «Народное образование»;

  • «Образование в современной школе»;

  • «Учитель»;

  • «Практика административной работы» и многие другие.

Большим спросом у педагогов-новаторов пользуются тематические папки-накопители, в которых собран богатейший научно-теоретический, практический, иллюстративный, сценарный материал:

  • «Проектная деятельность учителя-новатора»;

  • «Исследовательский метод обучения»;

  • «Новые педагогические технологии»;

  • «Толерантность учителя» и др.

Неотъемлемой частью информационных ресурсов библиотеки в информационной поддержке учителя являются рекомендательные библиографические списки литературы и тематические информационные бюллетени по всем образовательным областям:

  • «Личностно-ориентированный урок»;

  • «Информационное пространство школы»;

  • «Эта нескучная классика»;

  • «Парад литературных героев писателей-юбиляров»;

  • «Толерантность учителя»;

  • «Конфликтология: методы ее разрешения»;

  • «Сказкотерапия» и др.

Полезной формой информационных услуг библиотеки учителя считают ежемесячные радиообзоры на тему: «Педагогический потенциал библиотечной периодики и ее роль в воспитательной работе современной школы».

Последнее время сотрудничество библиотекаря и учителя в области обмена информацией стало гораздо продуктивнее. Учитель, получая информацию в библиотеке, создает свой информационный продукт, который может быть использован как информационный ресурс библиотеки. Таким образом, решается несколько задач: учитель учится работать с информацией, получая консультации специалиста, и накапливается информационная база библиотеки, которая в свою очередь может быть использована другими учителями для разработки основных проектов.

Привлекательным и активно используемым является «Информационный уголок». Уже при входе в библиотеку читателю бросается в глаза геометрическая фигура (додекаэдр), каждая грань которой отличается по свету, несет определение библиотечных и библиографических понятий, таких как: библиотека, книга, журнал, библиография, алфавитный каталог, систематический каталог, картотека, реферат, рекомендательный список и др.

А далее идут собственно каталоги и картотеки, оформленные в одном стиле и цветовой гамме. Дополняют их листовки-обращения, макет книги с заповедями читателя и правилами пользования библиотекой, анонс периодических изданий. «Наша пресса – ваши интересы» и фото-буклеты «Наша школьная библиотека для души аптека», информационный бюллетень о новых поступлениях и выставка-презентация новых пособий, плакат-путеводитель по картотекам и каталогам – все это в комплексе помогает дифференцированной, индивидуальной и групповой информационной поддержке учителя, помогает педагогу-новатору овладеть навыками независимых пользователей информации, формировать их информационную культуру.

Методический уголок возглавляет постоянно действующая и постоянно обновляющаяся выставка научной, учебной, методической литературы под общим названием «Антология педагогической мысли». Дополняет его уголок «В помощь классному руководителю», которые включают в себя фонд педагогической литературы, тематические папки-накопители, о которых было рассказано выше.

Основной формой учебного процесса является урок. Получили признание педагогов-новаторов уроки в библиотеке, где в полной мере используется библиотечная среда. Роль библиотекаря сводится к созданию условий для проведения урока: хороший справочно-поисковый аппарат, подготовка выставки по теме урока, подбор видео- и электронных ресурсов учебного назначения. В 2008 г. было проведено 2 таких урока, в котором приняли участие действительно педагоги-новаторы, учителя-исследователи, победители городских конкурсов «Учитель года».

Интегрированный урок – портрет «Жизнь и творчество С. Есенина», на котором активно сотрудничали: библиотекарь – в качестве гида по информационным ресурсам, учитель литературы, который раскрыл тему урока, и учитель информатики, который помог подготовить презентацию урока. В результате такого взаимодействия и учащийся, и учитель не только получают знания по конкретной теме, но и учатся поиску информации.

Бинарный урок по здоровьесбережению (совмещенный урок: библиотекарь + учитель). «Путешествие в страну вредных привычек». Неудивительно, что после такого урока за книгами и журналами выстраивается очередь. В них доступно и популярно разъяснено, какой вред здоровью приносит курение и наркотики. Важна информационная эффективность таких уроков.

В 2008-2009 учебном году был введен элективный курс «Основы информационной культуры», который предполагает участие библиотекаря.

Учителя-новаторы нашей школы участвуют в дистанционных и сетевых проектах, заочных курсах и конкурсах, где занимают достойные места. Важно, что школьная библиотека помогает справиться с лавиной информации, которая обрушивается на них в процессе подготовки и реализации инновационного проекта.

В ближайшей перспективе планируется подключение библиотеки к сети Интернет и использование его на уроках. Сегодня Интернет представляет собой поддержку научно-образовательному процессу, вне которого уже трудно себе представить справочно-информационную базу современной школьной библиотеки. Сущность Интернет-общения заключается в возможности участия в конференциях, семинарах, круглых столах, в освещении передового педагогического опыта, методических находок творчески работающих учителей.

Это и есть педагогические Интернет-ресурсы, которые может предоставить школьная библиотека педагогу-новатору. При высоком уровне информационной культуры у учителя появится возможность открытия собственного информационного сайта. В планах на будущее: создание электронных картотек на сайте на разные темы:

  • «Декоративно-прикладное творчество»;

  • «Государственные символы России»;

  • «Книга и ее строение»;

  • «Умелые ручки»;

  • «Репродукции русских художников»;

  • «Репродукции зарубежных художников».

Таким образом, в информационной среде образовательного учреждения, в которую входит школьная библиотека, возможны новые формы организации познавательной, коммуникативной и технологической деятельности учителя. Конфуций сказал: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага». Главное, не боясь, сделать этот шаг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОтчет о результатах самообследования за 2012-2013 учебный год
Качество учебно-методического обеспечения, библиотечно-информационного обеспечения
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconАнализ работы библиотечно-информационного центра Лицея им. Г. Ф....
Возросла активность посещения библиотечно-информационного центра обучающимися, учителями и родителями
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconСпециальности
Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения 32
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОтчет о самообследовании
Оценка библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ 70
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОтчет о самообследовании
Оценка библиотечно-информационного обеспечения реализуемых образовательных программ 70
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОтчет о самообследовании мау шили
Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconУчебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение образовательных программ
В университете создана система учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения основных образовательных программ по...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К icon1. Библиотека что это?
Обеспечение учебно- воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно- библиографического и информационного обслуживания...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconТема урока Кол час
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconКалендарно тематическое планирование работы библиотеки
Обеспечение образовательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconКалендарно тематическое планирование работы библиотеки
Обеспечение образовательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОсновы библиотечно-информационного дела
Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей,...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconПлан работы библиотеки моугимназии №25 на 2010-11 учеб год* Основные задачи
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconПервый раунд. С вами играет Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconОтчет о работе библиотеки гоу №195 за 2009-2010 учебный год
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...
Возможности моделирования системы библиотечно-информационного обеспечения педагогов Кутукова, Г. К iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск