Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год





Скачать 237.91 Kb.
НазваниеГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год
Дата публикации07.03.2015
Размер237.91 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

г. Комсомольск-на-Амуре

f:\виды гимназии\dscf0463.jpg

Методический сборник

2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. «Информационные технологии как средства повышения эффективности обучения в профильных классах» -

Роженцева Т.Е., учитель английского языка.

  1. «Профильное обучение иностранным языкам» -

Гречушкина Д.В., учитель английского языка.




  1. «Двуязычье в системе гимназического образования» -

Фёдорова Л.А., учитель немецкого языка


«Информационные технологии как средства повышения эффективности обучения

в профильных классах»
Роженцева Т.Е., учитель английского языка

Анализ научно-методической литературы показал, что одним из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе профильного обучения, является проблема отбора содержания обучения. Содержание обучения должно максимально удовлетворять потребности обучаемых, способствовать их профессиональному самоутверждению, предоставлять возможность для самореализации и самораскрытия личности. Учитывая данные условия необходимо производить отбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

В современных условиях ИТ являются наиболее продуктивным средством обучения и их применение способствует расширению образовательного пространства школы.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”.

ИТ призваны решать следующие задачи на уроках английского языка:  

отработка грамматического и лексического учебного материала,  

расширение знаний учащихся по темам за счет использования ПК,  

обучение самостоятельной и коллективной работе,  

обучение выполнению проектных работ.

На сегодняшний день основная форма выполнения проектных работ - мультимедийная презентация, которая со временем стала одним из основных мультимедийных средств обучения, что является закономерным этапом развития педагогических технологий.

Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Мультимедийные программы имеют ряд преимуществ в обучении иностранному языку:

  • расширяют дидактические возможности учителя, выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации;

  • опираются на потенциал личности, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, повышают мотивацию учащихся;

  • развивают навыки самообучения, самоконтроля и рефлексии;

  • позволяют дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения.

  • обеспечивают более быстрый темп урока,

Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Использование ИТ вносит корректировку в применение общепризнанных методов и приемов обучение иностранному языку. Предлагаем рассмотреть основные методы и приемы на примерах упражнений из уроков, разработанных учителями нашей гимназии к курсу «Деловой Английский», по которому занимается профильный класс.

Объяснительно-иллюстративный метод. Предусматривает применение  экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. ( Профессор Хиггинс. Фонетическая зарядка).
Исследовательско-поисковый метод. Ориентирован на активное применение Интернет ресурсов. Исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.

Media сайты на английском языке: THE WASHINGTON POST (http://www.washingtonpost.com/) CNN World News (http://cnn.com/world), ABC News (http://www.abcnews.go.com/index.html), BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice), The Washington Times (http://www.washtimes.com/ ) The New York Times

Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Примеры тестов.

Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.

По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это словесные, наглядные и практические приёмы.

Словесные. При использовании словесного приёма предлагается текстовое сообщение из СМИ или в распечатанном виде для каждого учащегося. А учащиеся выполняют устную или письменную работу.

Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.

Практические. К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на экране и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. А также самостоятельная подготовка к решению задач, автоматическая проверка правильности выполнения. Этот прием легко осуществляется при использовании интерактивной доски, которая в свою очередь, используется информационными технологиями на ряду с такими техническими средствами как компьютер, Интернет и другие интерактивные средства обучения.

В настоящее время существует разнообразное интерактивное обучающее оборудование для учреждений образования

А) интерактивные лекционные доски быстры и точны скорость слежения в два раза выше той, с которой Вы можете писать; очень надежны устойчивы к механическим воздействиям на поверхность; могут использоваться в качестве простой маркерной доски или проекционного экрана; беспроводная связь Bluetooth гарантирует самое лучшее и безопасное соединение.

Б) электронные классные доски

1. Непрерывное обучение - твердая поверхность повышает срок службы доски.
2. Гибкость в обучении – можно использовать палец или электронное перо.
3. Интерактивная групповая работа – позволяет работать двум и более пользователям одновременно.
4. Контроль обучения – при работе группы с доской электронное перо дает возможность учителю перехватить управление в любой момент.
5. Бережет глаза – антибликовая поверхность комфортна для глаз.

В) интерактивные карандаши (для ноутбука) - это универсальный прибор, совмещающий в себе функции сенсорного монитора и интерактивного планшета.
1. Функция сенсорного экрана. LAPTOP-Pen позволяет превратить монитор любого ноутбука в сенсорный экран. С помощью беспроводного электронного маркера можно управлять запущенными программами (все функции компьютерной “мыши”), делать пометки и записи, рисовать.
2. Функция интерактивного планшета. В комплект входит обычный стержень для авторучки, который может устанавливаться в интерактивный маркер. Все записи пометки и рисунки, сделанные на бумаге «интерактивной авторучкой» отображаются на мониторе компьютера, могут быть отредактированы и сохранены в памяти ноутбука.

Г)Беспроводной графический планшет - легкий и компактный, не требует кабельного подключения. Позволяет каждому пользователю свободно перемещаться в помещении в процессе проведения презентации или обучения. Соединение с вычислительным устройством осуществляется с помощью радиосигналов.

Д) системы голосования - система голосования вносит интерактивность и участие аудитории в любой урок, семинар или доклад. Учащиеся сообщают свои ответы на вопросы с помощью ручных пультов с инфракрасным управлением.

Наиболее доступным для наших школ интерактивным средством обучения является – интерактивная доска.

Готовность учителя к использованию

интерактивной доски:

  1. курс пользователя ПК;

  2. мотивация педагогов;

  3. освоение возможностей инструментов мультимедийных технологий (самообразование);

  4. апробация электронных изданий и инструментов интерактивной доски;

  5. определение места и количества уроков в рабочих программах;

  6. навыки разработки уроков с использованием интерактивной доски;

  7. обмен опытом использования интерактивной доски на уроках между педагогами ОУ и города;

  8. умение использовать  интеграцию различных предметных областей;

  9. планирование ожидаемого результата.

Алгоритм подготовки урока

с использованием интерактивной доски

  1. определить тему урока с использованием доски в тематическом планировании;

  2. определить цели и задачи урока и его тип;

  3. продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;

  4. согласовать режим работы мультимедийного кабинета;

  5. подготовить учащихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;

  6. подобрать электронные издания;

  7. сконструировать свой урок на основании электронных изданий или создать урок с помощью инструментов интерактивной доски;

  8. продумать рефлексию урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке с использованием интерактивной доски. Учащийся должен (соединить стрелками):

знать: учебный материал, возможности интерактивной доски;

уметь: работать с инструментами интерактивной доски;

владеть: технологией использования светового пера (интерактивного карандаша).

Особые мнения значимости интерактивной доски в учебном процессе

Положительные аргументы:

Мотивация, наглядность, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, строгое соблюдение САНПИНА.

Отрицательные аргументы:

большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока; здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.

Преимущество  использования интерактивной доски в образовательном процессе

  1. визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;

  2. представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

  3. классификация и систематизация учебного материала,  изучение его на повышенном уровне;

  4. упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;

  5. наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;

  6. высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

  7. возможность выхода за рамки школьной программы;

  8. повышение мотивации учащихся к обучению.

   

«Профильное обучение иностранным языкам»


Гречушкина Д.В., учитель английского языка
Интенсивное развитие международного сотрудничества в разных областях жизнедеятельности обусловливает необходимость активного владение иностранным языком. Это требование касается специалистов разных профилей и уровней: от начального профессионального до после вузовского. Знание иностранного языка свидетельствует о высоком уровне коммуникативной и социокультурной компетенции специалиста. Оно обеспечивает возможность говорить и понимать иноязычную речь на слух, читать тексты и письменно оформлять собственную речь высказывания на иностранном языке владеть правилами социальной приемлемости и этикета, использовать язык в реальных ситуациях общения.

Модернизация российской системы образования , изменение структуры и содержания общего среднего образования ставит школу пред необходимостью обновления содержания и образовательных технологий обучения иностранным языка для достижения нового качества образования.

Согласно современному социальному заказу общества иностранный язык становиться средством межкультурной коммуникации, средством формирования личности, готовой к межнациональному общению. Еще совсем недавно единственным мотивом изучения иностранного языка было получением хорошей оценки в аттестате. Сейчас отношение к предмету изменилось. Самостоятельное путешествие без зависимости от переводчика, совместный международный бизнес пользование интернетом играют важную роль для общества. Знание иностранного языка стало обязательным компонентом программы жизненного успеха. Изменение значения учебной дисциплины “ Иностранный язык” и требований к ней повлекли за собой необходимость создания новых программ, определения новых целей и новых подходов к обучению английскому языку.

Профильное обучение английскому языку как научное направление возникло в 60 гг 20 века. Английская аббревиатура ESP( English for specific purposes: Английский для специальных целей) стала общеупотребительной и быстро развевающейся областью профильного обучения. Одним из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе обучения, является проблема отбора содержания обучения. Здесь также необходимо учитывать краткосрочность профильного курса английского языка. Кроме того, содержание обучения должно максимально удовлетворять потребности обучаемых, способствовать их профессиональному самоутверждению, предоставлять возможность для самореализации и самораскрытие личности.

Отличительной чертой профильного обучения английскому языку является осознание потребности обучаемых в его изучении. Таким образом, в содержание обучения иностранному языку включается совокупность того, что обучаемые должны усвоить в процессе обучения так, что бы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали запросам и целям данного контингента обучаемых.

В области профильного обучения английскому языку содержание обучения должно обеспечить формирование иноязычной компетенции обучающихся, т.е. корректное владение английским языком в приделах тем, предусмотренных роликами курса и охватывающих повседневную жизнь их профессиональных сфер. Таким образом, в процессе профильного обучения английскому языку мы не только формируем у обучаемых определенный комплекс знаний о языке как системе, но и навыки и умения использования данных знаний в процессе коммуникаций. Поэтому основными задачами подобного курса являются:

  1. Обеспечение запоминание обучаемыми определенного количества языкового материала (например, лексических единиц по тематике курса)

  2. В формирование у обучаемых навыков и умений использования языкового материала в речи.

Следовательно, основными компонентами содержания обучения можно определить следующие:

  1. Тщательно отобранный языковой материал (грамматический, фонетический, лексический минимумы) и речевой материал ( образцы речевых высказываний, модельные фразы, тексты, диалоги и т.д.) .

  2. Формирование навыков оперирования отобранным языковым материалом.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Таким образом, профильное обучение преследует достижение трех основных целей:

-обеспечить возможность построения и реализации учащихся индивидуальных образовательных программ.

-обеспечить успешную социализацию учащихся в семье, локальных и региональных социумах.

-предоставить возможность углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.

В базисном учебном плане филологический профиль является единственным, где предмет “Иностранный язык” изучается на профильном уровне (8 часов в неделю). В настоящее время филологический профиль не входит в число наиболее востребованных учащимися из-за неверного понимания его профессиональной направленности и потенциальных возможностей. Многим представляется, что данный профиль носит исключительно “академический” характер и готовит к продолжению языкового образования в педагогических, лингвистических и других специализированных вузах- то есть нацеливает старшеклассников только на указанные в стандарте профессии: литератор, переводчик, лингвист, преподаватель язык и литературы.

При этом не всегда учитывается, что профильный курс иностранного языка может быть дополнен элективными курсами разной направленности:

-расширяющими и углубляющими содержания профиля;

- реализующие меж предметные связи иностранного языка и других предметных областей, где иностранный язык выступает как средство их изучения ( например, право, экономика и др.).

-нацеленными на овладение разными видами деятельности ( например,”Введение в переводческую деятельность",”Введение в журналистику” и др.)и реализующими прикладную направленность обучения в рамках филологического профиля.

Как отмечает И. Л. Бим, углубление при профильном обучение предмета “Иностранный язык” осуществляется на трех уровнях:

  1. Более тщательное проработка содержания обучения ( то есть более деятельное изучение общекультурных тем, более целенаправленное формирование и совершенствование умений и навыков).

  2. Привлечение дополнительного профильно-ориенторованного материала, который выделен в стандарте и примерных программах для профильного курса;

  3. С помощью элективных курсов.

При провидении сравнительного анализа стандарта и примерных программ на базовом и профильном уровнях, установлено, что филологическом профиле углубления в изучение иностранного языка происходит в следующих конкретных случаях:

-при чтении и анализе текстов, видовое разнообразие которых увеличивается.

-при интерпретации лингвострановедческих реалий и фоновой лексики, а также грамматических явлений;

-в более широком использование аргументаций высказывания;

-при переводе с иностранного языка на русский, при этом перевод приобретает статус самостоятельного речевого мнения;

При освоении основ теории лингвистики;

-при осуществлении проектно-исследовательской деятельности (поиск дополнительной информации по теме проблеме, ее обработка для обсуждения, презентации и т.д.).

Все это относится к особенностям профильного обучения иностранным языкам и вмести с изложенным выше составляет его специфику.

В МОУ гимназия № 9 формирование классов с профильным обучением иностранным языкам началось в 2005-2006 учебном году. Был организован первый профильный филологический класс из числа учащихся 9а предпрофильного класса, ( с базовым изучением английского и немецкого языков) и учащихся других школ. В 2007-2008 учебном году был открыт еще один филологический класс на базе учащихся 9б класса и учащихся школ города.

Изучение английского языка в данных классах было организовано с 5 класса по УМК “ Счастливый английский .ru” автор Кауфман, по программе базового уровня- 3 часа в неделю. На профильном уровне обучение ведется по УМК “ Нью миллениум”, автор Гроза( 4 часа) и 2 час спецкурсы “ бизнес английский” и по грамматике. Одной из проблем при оганизации обучения иностранным языкам на профильном уровне является то, что ОУ не может обеспечить учащихся необходимыми учебниками, поэтому встает вопрос о необходимости организации родителей для приобретения учебников: “ Элементари бизнес инглиш”, а также «Лексико –грамматического» курса.

Для повышения эффективности профильного обучения английскому языку не обходимо учитывать особенности организации процесса обучения. Эффективность процесса обучения может быть повышенно разными путями и, при этом, без увеличения отводимого на занятия времени.

В профильном классе предполагается расширение и углубление содержания типовой программы изучения иностранных языков в зависимости от профиля школы. Реализация содержания образования на профильном уровне предусматривает увеличение доли самостоятельной работы учащихся (работа с различными информационными источниками, составление рефератов, устных сообщений, написание сочинений и т.д.). Элективные курсы помогают адаптировать содержание профильного обучения с условиям социума.

Сложность работы в профильном классе состоит в том, что нет учебника, который бы полностью соответствовал требованию уровневой дифференциации материала, делая акцент на том или ином компоненте языка или на организационных формах проведения занятий.

Поэтому актуальным становится внедрение новых информационных технологий для поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся. Компьютерное обучение, использование интернета, метод проектов- действительно является эффективными, способствуют реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполняется деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяют сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Учителя нашей гимназии активно внедряют новые образовательные технологии в учебный процесс. Это позволяет повысить интерес учащихся к предмету, формировать положительную мотивацию учебной деятельности. В гимназии созданы условия для активного использования информационно-коммуникационных технологий:

имеются кабинеты, оснащенные автоматизированным рабочим местом,

оказывается методическая помощь в подготовке и проведении уроков с использованием ИКТ

проводится обучение приемам работы с интерактивной доской,

имеется медиотека с ЦОРами и ЭУИ.

В 10-11 классах учителя в основном используют исследовательские и проектные методы обучения. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так применительно к профильной. При этом значительное место занимают поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть научно- популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников, и т.п.).

Так, например, изучение каждой темы заканчивается презентацией творческих проектов школьников, как индивидуальных, так и групповых. Все проекты учащиеся создают с помощью информационно- коммуникационных технологий.

Немаловажным является организация активных форм работы учащихся, имеющих коммуникативную направленность. В профильном классе учителя проводят уроки-экскурсии, уроки-деловые игры и т.д., где ставятся целевые установки, закрепляется лексика актуальная по данной теме, учащиеся высказываются в форме максимально приближенной к естественной беседе.

Для повышения эффективности профильного обучения иностранному языку учителями гимназии проводится внеклассная работа по предмету. Это организация и проведению праздников Хэллоуина, Дня святого Валентина, выпуск газет, а так же участие в неделе иностранного языка.

В условиях профильного обучения иностранному языку, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, т.е. эффективная оценка уровня владения тем или иным конкретным речевым навыком.

Функции контроля:

  1. Установление степени владения каким-либо навыком.

  2. Выявления возможного отставания.

  3. Соотнесенность владения различными речевыми навыками.

Контролируются как знания, получаемые в процессе образования, так и навыки употребления языкового материала.

Объекты контроля:

  1. Языковый материал(лексический и грамматический).

  2. Навык аудирования, чтения, говорение и письма.

Объект контроля идентичны объектам усвоения.

В профильных классах учителями нашей гимназии осуществляется мониторинг уровня обученности учащихся: проводится входное тестирование в начале учебного года (в сентябре) - контролируется уровень усвоения материала предыдущего учебного года, выявляется степень его забывания с целью корректирования программы обучения текущего учебного года. В конце 1 полугодия осуществляется промежуточный контроль, целью которого является контроль уровня усвоения нового учебного материала и степень успешности корректировочной работы. Итоговое тестирование проводиться в конце учебного года. Контролируется уровень усвоения всего учебного материала с целью детального анализа причин успешности обучаемых или их затруднений.

Результаты мониторинга уровня обученности учащихся профильного филологического класса по английскому языку показывают, что при 100% успеваемости учащиеся показывают стабильное качество знаний.

Для достижения успехов в системе знаний, умений и навыков учащихся необходимы профессионально-компетентные педагоги.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи.

В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

-управленческий аспект (как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует).

-психологический аспект (как влияет личность учителя на учащихся).

-педагогический аспект (с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность учителя - это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Учителю необходимо создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения.
И в заключении хочется сказать:

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. Здоровье детей ухудшается от чрезмерных нагрузок. В теории профильное обучение поможет решить эту проблему. Детям - правильно определить свои интересы. Педагогам и директорам школ - перестроиться психологически, сформировать учебные планы, организовать взаимодействие между различными учреждениями образования. Профильное обучение иностранному языку в первую очередь основывается на анализе потребностей обучаемых в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые в свою очередь, требуют его изучения!

«Двуязычье в системе гимназического образования»
Фёдорова Л.А., учитель немецкого языка

Преподавание двух иностранных языков в современной школе стало явлением широко распространённым, а для гимназии обязательным. В достаточной степени опробированы методики преподавания второго иностранного языка, отработаны программы и выходят в свет специальные пособия. Во всех крупных городах в практику преподавания иностранных языков входит и обучение третьему иностранному языку. Интерес учащихся и их родителей к изучению иностранных языков объясняется осознанием учащимися того, что овладение несколькими языками – одно из условий успешной карьеры в современном обществе.

Соответствующие социокультурные реалии, с которыми знакомятся учащиеся в процессе овладения иностранными языками, составляют базу для осознанного общения на межкультурном уровне, для овладения общечеловеческими ценностями, для умения постичь отечественную культуру в контексте мировой. Важно, что овладение несколькими иностранными языками содействует сохранению культурного многообразия полифонии мира. Теоретические предпосылки изучения двух иностранных языков в школе разработаны и обобщены в работах ряда исследователей (И.Л. Бим, Г.И. Ворониной и др.). Опыт введения второго иностранного языка в нашем городе существует давно.

В частности в нашей гимназии уже 15 лет мы вводим второй иностранный язык – немецкий. Анализируя полученный опыт, мы пришли к выводу, что изучение второго языка имеет много преимуществ. Первый иностранный язык изучается со второго класса, а когда дети в пятом классе начинают учить второй язык, то лингвистические трудности преодолеваются учащимися достаточно успешно. В процессе изучения двух иностранных языков учащиеся гимназии проводят сопоставления не только в лексике и грамматике, но и социокультурных и бытовых реалиях стран изучаемых языков: принятые в них обращения, описание основных событий истории и др. Параллельно с этим происходит и процесс фактического переосмысления на новом уровне явлений отечественной культуры. Постоянно проводимые сопоставления дают возможность учащимся по-новому, «отстранённо» взглянуть и на эти явления, открывая под пеленой привычности их этическое и культурное содержание. Обучение второму иностранному языку ведётся по более интенсивной методике. Учебный опыт в изучении первого иностранного языка даёт учащимся определённый круг умений и навыков, которые составляют основу учебно- познавательной компетенции, и при умелом их использовании овладение вторым иностранным языком можно значительно ускорить.

Сроки начала обучения немецкому языку (как указывает в своей концепции И.Л. Бим) с 5 класса – где английский изучается со 2 класса. Но широкого распространения опыта введения второго иностранного языка в Комсомольске нет. Хотя в целом по России (опять использую цитату И.Л. Бим) «немецкий язык в качестве второго иностранного языка вводится во всех типах школ: не только гимназического профиля, или с углублённым изучением иностранного языка или лицеях – это само собой разумеется, но и во многих школах с базовым курсом обучения». Как свидетельствует Методическое письмо Министерства образования РФ «Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях за №313/11-13 от22.11 2000г.» языковая политика нашего государства в отношении изучения иностранных языков также ориентирована на многоязычие. При этом признаётся важным изучать не только распространённые языки международного общения – английский, немецкий, французский, но и языки стран – соседей. Следует учитывать культурные процессы, происходящие в мире и принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм, стимулирование изучения всех европейских языков.

Все мы лингвисты прекрасно знаем, что немецкий и английский языки являются родственными, так как оба относятся к западногерманской группе индоевропейских языков. Английский язык берёт начало от языка древнегерманских племён (англов, саксов и ютов), переселившихся из северной части Германии и южной части Дании в Британию. Немецкий язык берёт своё начало от близкородственных германских диалектов древних франков, алеманов и боварцев. На нём говорят свыше 100 миллионов человек в Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне, части Нидерландов и т.д. Общеизвестно, что изучение близкородственных языков помогает глубже усвоить каждый из них. Кроме того, процесс изучения второго иностранного языка, родственного первому, проходит значительно легче и быстрее.

Хотелось бы сказать несколько слов об общности исторических судеб немецкого и российского народов: культурное и научно-техническое общение, которое началось 500 лет назад (немецкая слобода в Москве, переселение немецких мастеров при Екатерине II; на Руси столетиями образ цивилизованного культурного иностранца отождествлялся с немцем (при ПетреI и ранее). Примером научно-технического сотрудничества может служить обилие в русском языке технических терминов немецкого происхождения. Большая часть терминов горного дела – немецкие.

Экономический аспект настоящего времени тоже очень важен. Германские инвестиции в Российскую экономику являются наиболее значимыми, а в Северо-западном регионе они превышают суммарные инвестиции всего зарубежья. Следует отметить надёжность немецкого партнёрства. При обострении кризиса в 1998 году ни одна крупная немецкая фирма не свернула в России своей деятельности. Эти фирмы пользуются поддержкой Германского государства, что нельзя сказать о других зарубежных партнёрах. Германия вкладывает значительные средства в экономику посёлков российских немцев. Итак, экономические связи России с Германией являются стабильными, плодотворными, многолетними.

В Советском Союзе, преемником которого по всем аспектам является нынешняя Россия, проживало довольно много этнических немцев (перед распадом СССР более 3 миллионов). Хотя немецкий язык государственным у нас никогда не был, накоплен значительный опыт преподавания его в школе.

Школьная языковая политика не должна идти вразрез с государственной по этому вопросу. Да, в последнее время предпочтение отдаётся английскому языку как средству международного общения. Сложившаяся ситуация объяснима исключительно с прогматических целей, а не с культурно-исторических позиций. Языковеды, лингвисты, мы учителя – практики приобщая учащихся к культурным ценностям «чужого лингвосоциума» в ходе обучения иноязычному общению, хорошо понимаем, что американскую культуру нельзя признать конкурентно-способной относительно немецкой или французской. Как подчёркивает И.Л. Бим «разумный вывод делают те школы, которые организуют обучение второму иностранному языку как ещё одному средству общения». Такова одна из современных тенденций школьной языковой политики в нашей стране.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте, Гимадеева Е. Г.,...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconПлан работы на 2012-2013 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре
Творческая группа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре 2013 год Содержание
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2012-2013 уч году
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconКонспект занятия внеурочной деятельности по актерскому мастерству...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник нормативных документов Литература М., «Просвещение», 2009 год, базисным учебным планом мбоу «Вельжичская сош» на 2013-2014...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т. А. Ладыженской (2009 год), учебника Т. А. Ладыженской (2009 год) и методических рекомендаций Г. А. Богдановой (2009 год)
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconРабочая программа по геометрии 9 класс на 2009 2010 учебный год количество...
Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование работы шмо учителей математики мскоу скши VIII вида г. Николаевска на- амуре 2011- 2012 учебный год
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2014 /2015 учебный год
Начальная школа: 3 класс. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей...
История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconПлан работы кафедры на 2009-2010 учебный год
Анализ работы кафедры за 2008-2009 учебный год и задачи на новый учебный год (2009-2010)
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год iconИнформационно-методический сборник
В данный сборник вошли сценарии, сценарные планы, методические рекомендации по организации и проведению дистанционных мероприятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск