Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год





НазваниеГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
страница1/2
Дата публикации17.03.2015
Размер286 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №9

г. Комсомольск-на-Амуре

f:\виды гимназии\dscf0463.jpg

Методический сборник

2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте», Гимадеева Е.Г., учитель начальных классов




  1. «Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках химии и внеурочной деятельности»,

Раздобреева И. В., учитель химии


  1. «Формирование ключевых компетенций на уроках математики», Рафикова Г.М., учитель математики




  1. «Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания», Слободяник О.А., учитель истории и обществознания


«Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте»
Гимадеева Е.Г., учитель начальных классов

Современному человеку присущ творческий подход к решению любых встающих перед ним задач, при котором он может быть независимым от ожиданий своего окружения, контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей, действовать самостоятельно, а не быть орудием чьих-то действий, быть автором собственной жизни.

Только в процессе собственной активной деятельности происходит развитие ребенка.

В сентябре 2007г., набрав 1 класс, мы, совместно со школьным учителем-психологом проведя входную диагностику, параллельно исследовали творческое мышление учащихся и получили следующие результаты: 34% учащихся имеют низкий уровень творческого мышления, что может привести низкому уровню формирования учебно- познавательной деятельности.

На мой взгляд, решением данной проблемы должно стать создание такой образовательной среды, в которой для ребенка будут созданы все условия для формирования творческого потенциала.

Из всего разнообразия методов формирования учебно-познавательной компетенции выбрала исследовательскую деятельность младших школьников и сформулировала гипотезу: процесс формирования учебно-познавательной деятельности у младших школьников будет наиболее продуктивной при использовании исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.

В основе моей деятельности используется следующая модель



структуры образовательного учебного процесса.

Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление урочной и внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков, а, следовательно, развитие учебно-познавательных компетенций.

Существует несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,  элективных курсов.

4 уровень – творческий, продуктивно - деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.

  • Сбор материала.

  • Обобщение полученных данных.

  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.).

  • Защита проекта.

Начиная с первого класса, для освоения первичных навыков проведения самостоятельных исследований, широко используется система игр и разработанных мною заданий.

Первый этап- это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Далее рассматриваем методы исследования, как источник информации. Например, задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, воспользоваться сетью интернет и т.д.

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок - тренинг, на котором мы учимся, сбору и обработке всей доступной информации. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал.

Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем ученики-исследователи делают сообщения.

После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой исследовательской деятельности. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

Для формирования исследовательской деятельности во время учебного процесса и во внеурочное время дети обучаются следующим навыкам:



  • видеть проблему

  • выдвигать гипотезы

  • задавать вопросы

  • определять понятия

  • классифицировать

  • наблюдать

  • проводить эксперимент

  • формулировать суждение

  • делать умозаключение




Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на более сложных для ребенка этапах (формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в две основные группы:

теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

Выбранная для исследования тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

При совпадении интересов у нескольких школьников они объединяются в мини-группы.

Защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с мнениями одноклассников на изложенную проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Презентация работ становится праздником не только для школьников, но и для родителей и педагогов.

Мониторинг творческого мышления учащихся 3 класса выявил высокий уровень сформированности данного качества личности ребенка. Данные результаты прослеживаются в представленной диаграмме.
Сформированность творческого мышления положительно влияет на уровень обученности учащихся класса.

Исследовательская деятельность формирует у учащихся желание участвовать в олимпиадном движении.

Учащиеся, начиная со второго класса, участвуют в школьных предметных олимпиадах, дистанционных проектах, интернет-конкурсах,… .

Дети занимают призовые места среди учеников третьих классов гимназии №9.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  • классифицировать;

  • обобщать;

  • отбирать все возможные варианты решения;

  • переключаться с одного поиска решения на другой;

  • составлять программу действий по своей работе;

  • рассматривать объект с различных точек зрения;

  • сравнивать различные объекты и их совокупности;

  • составлять задания по предложенной теме;

  • проводить самоконтроль.

Это путь формирования учебно-познавательных компетенций, особого стиля детской жизни. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

«Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках химии и внеурочной деятельности»

Раздобреева И. В., учитель химии

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования…».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (определения QCA). Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы»

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

1. отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

2. быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

3. задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

4. задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

5. быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

6. соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

7. представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

В образовательной области «химия» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов и формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. Но нельзя забывать о том, что исходными позициями являются: единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении и свойствах, о химических реакциях, их сущностей, закономерностей протекания, о практическом использовании веществ и результатах химических превращений. При этом должно быть дополнено элементами содержания, имеющего культурологический и прикладной характер. Эти знания должны обеспечить выпускнику средней школы возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную, метапредметную роль, проявляющуюся и в школе и в семье и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Компетентность – способность применять полученные знания и умения на практике, повседневной жизни для решения тех или иных проблем. Компетентность – это мера включенности человека в деятельность. В результате удалось по-новому сформулировать цели изучения химии в средней школе, уточнить принципы отбора учебного материала и на этой основе скорректировать содержание наряду с практической направленностью обучения и его личной ориентации. Это нашло отражение а следующих целях изучения химии:

развитие общекультурной компетентности учащегося, расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;

расширение и углубление предметных знаний по химии;

развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности

развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;

развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия;

развернутое ознакомление с тем, как получают материалы, использование материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Компетентностный подход может стать особенным продуктивным для разработки современных систем химической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных личностно-значимых знаний и умений над предметными.

Формирование ключевых компетенций на уроках химии

Компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

учителем

учеником

Учебно-познавательная

Знания, умения, навыки, целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка.

1. Формирование у учащихся знаний, основ науки - важнейших фактов, понятий, законов, теории химического языка, доступных обобщений, мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

2. Использование межпредметной связи с другими предметами (биология, физика, география, технология, математика).

1. Формирование обще учебных умений самообразовательной работы (составление и написание доклада, реферата, выступления, выполнение и написание лабораторных, практических, экспериментальных работ, решений задач).

4. Уметь объяснить цель, спланировать и оценить результаты своей деятельности.

3. Добывать знания непосредственно из реальности.

4. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

5. Уметь отличать факты от домыслов.

6. Владение измерительными навыками.

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем химической подготовки школьника. Суть этого подхода в приоритете внепредметных личностно-значимых знаний и умений над предметными знаниями.

Пограничные понятия: ЗУНы, способность, опыт, готовность, включенность:

ЗУНы- Знания: обладание знаниями, какими либо сведениями в какой либо области. Умения: результат овладения знаниями, действиями. Навык: умения, приобретенные упражнениями. Мотив: ради чего я это делаю (источник деятельности).

Способность – индивидуальные особенности личности, которые создают возможность успешно осуществлять какую либо деятельность. Понимание - обрести знание, которое отражает суть вещей, соединяет ранее неизвестное с уже известным, превращает разрозненное в систему. В результате понимания знание становиться частью внутреннего мира личности и влияют на регуляцию ее деятельности.

Готовность – состояние деятельностных способностей субъекта, где субъект соотносит уровень сложности ожидаемых от него действий, а также состояние его мотивационной деятельности.

Под компетентностью можно понимать готовность человека справляться с жизненными ситуациями, которые даже невозможно предвидеть и его включенность в решение проблем. Причем включенность предлагает проявление активной деятельностной позиции человека по отношению к миру, согласованной с его внутренней индивидуальной потребностью и, как правило, не может определяться извне.

Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем химической подготовки школьника. Суть этого подхода в приоритете внепредметных личностно-значимых знаний и умений над предметными знаниями.

Так что же важнее для моих учеников? Постичь химические законы или постигая их, обогатить и осознать себя, свое место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученикам почувствовать себя надежнее в окружающем мире, побудили ли они ученика к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле…».

Определив свое педагогическое кредо как «образование для жизни», я выстроила свою работу таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками, исходя из общих подходов к современному уроку:

1. Дискредитация потребительского мотива на готовые знания.

2. Предмет должен быть усвоен на понимание, а не на уровень механического запоминания.

3. Чтобы вызвать познавательный мотив, для этого нужно создать недостаточность знаний или ситуацию разрыва знаний.

4. Не надо «транслировать» знания, а надо развернуть дискуссию.

5. Учитель может спроецировать диалог.

6. Организовать поиск, подвергая реального участника критике, но не навязывать и организовывать оценку найденного решения.

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, то есть реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Результатом этого является стабильный уровень качества знаний, увеличивается количество выпускников, которые связывают свою жизнь с профессиями, основанных на химических знаниях. Главное то, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в профессиональной и повседневной жизни. Я считаю что, если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешно в дальнейшем во всем.

А опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств; инициативностью, предприимчивостью, творческим подходом к делу, умением принимать самостоятельные решения. Работу в направлении формирования компетенции я не считаю законченной, но в заключение хотелось бы сделать вывод:

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике.

Компетентностный подход предлагает конструированию моделей выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Необходимо разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровня сформированных ключевых компетенций.


«Формирование ключевых компетенций

на уроках математики»
Рафикова Г.М., учитель математики

В современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь обучающимся в организации процесса деятельности, обеспечить ресурсами, проблематизировать и стимулировать их к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Под ключевыми компетенциями я понимаю следующее:

  • Готовность к разрешению проблем – умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь

  • Технологическая компетентность – готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях

  • Готовность к самообразованию – способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи

  • Готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации

  • Готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач

  • Коммуникативная компетентность – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Работа с классом начинается с диагностики обученности, обучаемости и воспитательных возможностей учеников. Это абсолютно необходимый элемент технологии и он имеет не только самоценное значение, но является важнейшим и необходимым основанием проекта урока.

 В школьной образовательной практике выделяют  следующие ключевые компетенции:

  1. Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

  2. Информационные – владение информационными технологиями

  3. Социальные – умение жить и работать в коллективе.

  4. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

  5. Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и ко всем другим специалистам. В связи с этим освоение компьютерных технологий происходит в школе, для того чтобы выпускник быстрее мог определиться в жизни. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо иметь практические навыки работы на компьютере, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. Но не только этим обусловлена актуальность применения информационных технологий на уроках математики. Практика применения ПК показывает, что дети (даже не очень интересующиеся данным предметом) увлечены работой, не отвлекаются, охотно и радостно делятся друг с другом своими достижениями. Развивается стремление к красивому и четкому оформлению чертежа, чувство авторства, ценности своей работы. Чаще возникают индивидуальные контакты между обучаемыми. Такие контакты часто проходят более успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимся, т.к. у обучаемых сходная мотивация обучения, близкие интересы, похожие цели.
   Знания и умения по математике, как и по любому другому предмету необходимы как важнейшее средство саморазвития, самореализации личности. Изменение целевой ориентации изменяет акцент и в методах и приёмах обучения. Для реализации целей выработки ключевых компетенции я в своей практике применяю такие приёмы, как работа с обучающими программами, тематические презентации, тестирование, решение задач, творческая работа учащихся.  

      Рассмотрим  особенности перечисленных выше приемов и выделим основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.
Работа с программой « Живая геометрия».

Особенности:

1.Возможность непрерывного изменения геометрических объектов с сохранением математических соотношений между ними.

2.Возможность моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать “ открытие” на основании собственных опытов.

3.Возможность выполнения заданий в группе.

4. Возможная мновариантность решения конкретной задачи.

5.Необходимость доказать правильность данного решения

Формирует ключевые компетенции:

1. Критическое мышление, способность к анализу.

2.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

3.Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

4.Ответственность за принятое решение.

5.Самопрезентация.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год
Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2009 год
«Информационные технологии как средства повышения эффективности обучения в профильных классах»
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconПлан работы на 2012-2013 учебный год г. Комсомольск-на-Амуре
Творческая группа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей эколого-биологического центра
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconГ. Комсомольск-на-Амуре 2013 год Содержание
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2012-2013 уч году
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconКонспект занятия внеурочной деятельности по актерскому мастерству...
А. Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconФакультет Права Кафедра теории права и сравнительного правоведения
Сборник материалов для слушателей магистерской программы «Публичное право» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель:...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconПлан работы моу дпо «Методический центр» на февраль 2010 года
Консультации по учебникам Федерального перечня на 2010-2011 учебный год для всех категорий педагогических работников. Методцентр
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconДоклад за 2009-2010 учебный год моу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Год открытия – 1981 год. Лицензия на образовательную...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование работы шмо учителей математики мскоу скши VIII вида г. Николаевска на- амуре 2011- 2012 учебный год
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2014 /2015 учебный год
Начальная школа: 3 класс. Учебно – методический комплект «Планета Знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий...
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconРабочая программа по геометрии 9 класс на 2009 2010 учебный год количество...
Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconОценка эффективности учебно-воспитательной работы за 2009-2010 учебный...
Приоритетными направлениями деятельности школы в 2009-2010 учебном году являлись
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconПлан мероприятий по профилактике дтп по моу школе №24 на 2010-2011 уч год
Информация о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по городу за 2010 год
Г. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник 2010 год iconМетодический план работы муниципального дошкольного образовательного...
Федеральным законом «Об образовании», нормативными документами рф, Законом РФ «Об образовании», Уставом мдоу, Концепцией непрерывного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск