Скачать 235.28 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ГОУВПО ПГУТИ) ________________________________________________________________________ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НИ ____________________Бурдин В.А._ подпись, Фамилия И.О. « 31 » августа 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ЭИС Протокол № _1_ от « 30» _08_ 2011 г. Заведующий кафедрой ______ЭИС__________ наименование кафедры ________________________Маслов О.Н._ подпись, Фамилия И.О. « _30___ » _____08_______ 2011 г. Самара 2011 Рабочая программа дисциплины «Общая педагогика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Общая педагогика» аспирантам очной (заочной) формы обучения специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального обучения. Рабочая программа дисциплины составлена с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 года № 1365; паспорта специальности научных работников 13.00.08 - теория и методика профессионального образования; учебного плана ПГУТИ; программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 года № 274. Программу составил ___профессор_____ _д.п.н., доцент__ ______________ Кордонская И.Б.____ должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество « _30__ » ___08______ 2011 г. Рецензент _Зав. кафедрой СО _д.полит.н., доц.___ ______________ Андронова И.В.___ должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество « 30 » __08____ 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1 Цели и задачи дисциплины Целью преподавания дисциплины является развитие гуманитарного мышления и формирования педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной преподавательской деятельности и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях. В курсе изучаются общие основы педагогики, ее задачи, методы, история становления, закономерности развития личности, теоретические основы процессов обучения и воспитания. 2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины Аспарант, изучивший курс «Общая педагогика», должен:
3 Место дисциплины в учебном процессе Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин отрасли 13.00.00 педагогические науки научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» в соответствии с программой подготовки аспирантов ПГУТИ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
3) Управление качеством образования 4 Организационно-методические данные дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
5 Содержание дисциплины 5.1 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
6 Тематический план изучения дисциплины (по семестрам) 6.1 Практические занятия
6.2 Темы рефератов Примерный перечень тем рефератов: 1) Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки. 2)Система антропологических наук и место в ней педагогики. (Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.) 3) Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. (Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.) 4) История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. (Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.) 5) Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте. 6) Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного). 7) Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.). 8) Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов. 9) Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования. 10) Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения). 11) Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные). 12) Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования. 13) Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения. 14) Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем. 15) Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. (Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса). 16) Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания. 17) Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки. 18) Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. 19) Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. (Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня). 20) Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. 21) История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. (Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.) 22) Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем. 23) Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного). 24) Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.). 25) Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов. 26) Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса. 27) Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования. 28) Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения). 29) Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные). 30) Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования. 6.3 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература 6.1.1 Основная литература Кордонская И.Б. Общая педагогика. Конспект лекций (электронная версия). ПГУТИ, кафедра ЭИС. Бордовская Н.В. Педагогика / Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.- 304 с. Справочные материалы по педагогической психологии/[авт.-сост. Б. Р. Мандель].-Ростов н/Д:Феникс,2008.-384 с.:ил. 6.1.2 Дополнительная литература Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 208 с. Подласый, И.П. Педагогика.: учебник/И.П.Подласый.-М.:Высш. образование, 2007.-540 с. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.Д.Смирнов. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 400 с. 6.2 Контрольные вопросы для самоподготовки Раздел 1 Предмет, задачи и методы педагогики
Раздел 2 Общие закономерности развития личности
Раздел 3 Педагогический процесс
Раздел 4 Процесс обучения
Раздел 5 Процесс воспитания
Раздел 6 Управление педагогическими системами 1) Основные признаки государственного управления образованием. 2) Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами. 3) Роль организации в управлении. 6.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают 2 теоретических вопроса Критерий выставления оценок «зачет» - более 70 % положительных ответов. Лист согласования рабочей программы с другими дисциплинами на 2011_/2012_ учебный год Направление подготовки: _13.00.08 теория и методика профессионального образования Шифр и наименование Специальность: ___________________________________________ Шифр и наименование Специализация: ___________________________________________ Шифр и наименование Дисциплина: ___________________________________________ Форма обучения: _______________очная и заочная _______ (очная, заочная) Учебный год _2011/2012______ Рекомендована заседанием кафедры ____________ЭИС_____________________ наименование кафедры протокол № _1__ от «_30__» _____08___ 2011 г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой _зав. кафедрой _____ ___________ Маслов О.Н.____ _________ должность подпись расшифровка подписи дата Исполнители: _профессор_____ ___________ Кордонская И.Б._ _________ должность подпись расшифровка подписи дата _________________ ___________ ______________ _________ должность подпись расшифровка подписи дата СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой ___________________________________________________ наименование кафедры ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата Заведующий кафедрой ___________________________________________________ наименование кафедры ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата Заведующий кафедрой ___________________________________________________ наименование кафедры ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата Председатель методической комиссии по специальности ________________________ шифр наименование _________________ ___________ ______________ _________ должность подпись расшифровка подписи дата Начальник УОУП ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата Лист изменений и дополнений в рабочей программе Изменения и дополнения в рабочей программе на 201__/201__ уч.г. В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1) …………………………………..; 2) …………………………………..; 3) …………………………………… или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Протокол № _____ от « ___ » _________ 200__ г. Заведующий кафедрой ___________________________________________________ наименование кафедры ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата СОГЛАСОВАНО: Начальник УОУП ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата Внесенные изменения на 201__/201__ учебный год УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________________ наименование факультета ___________ ______________ _________ подпись расшифровка подписи дата |
Рабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе | Программа дисциплины дпп. 12 Дошкольная педагогика (общая и специальная)... Общая и специальная предоставляет студентам возможность рассмотреть современную систему дошкольного воспитания. Цель преподавания... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины технический рисунок специальность... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос... | Н. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности... Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах.... | Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,... | Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500... | ||
Кафедра публичного права Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500... | Экзаменационные вопросы по дисциплине: «социальная педагогика» Для специальности Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список... Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных... | Рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика» Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика» | ||
Вопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального... Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента... | ||
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений... Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Общая хирургия гос впо специальности... | Контрольная работа по дисциплине «Педагогика» «Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика» |