Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика





Скачать 235.28 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика
Дата публикации01.04.2015
Размер235.28 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

(ГОУВПО ПГУТИ)

________________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НИ
____________________Бурдин В.А._

подпись, Фамилия И.О.

« 31 » августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебной дисциплине

Общая педагогика




наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное)


Научная отрасль

13.00.00 Педагогические науки

Научная специальность

13.00.08 теория и методика профессионального образования

Квалификация

(степень) выпускника


Кандидат педагогических наук

Факультет

Информационных систем и технологий




наименование факультета


Кафедра

Экономические и информационные системы




наименование кафедры


Курс

1

семестр

1










Форма обучения

Очная, заочная




очная (заочная) - полная (сокращенная, ускоренная)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ЭИС

Протокол № _1_ от « 30» _08_ 2011 г.

Заведующий кафедрой ______ЭИС__________

наименование кафедры

________________________Маслов О.Н._

подпись, Фамилия И.О.

« _30___ » _____08_______ 2011 г.


Самара

2011

Рабочая программа дисциплины «Общая педагогика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Общая педагогика» аспирантам очной (заочной) формы обучения специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального обучения.

Рабочая программа дисциплины составлена с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 года № 1365; паспорта специальности научных работников 13.00.08 - теория и методика профессионального образования; учебного плана ПГУТИ; программы-минимум кандидатского экзамена, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007 года № 274.

Программу составил
___профессор_____ _д.п.н., доцент__ ______________ Кордонская И.Б.____

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество
« _30__ » ___08______ 2011 г.
Рецензент
_Зав. кафедрой СО _д.полит.н., доц.___ ______________ Андронова И.В.___

должность уч. степень, уч. звание подпись фамилия, имя, отчество
« 30 » __08____ 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1 Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является развитие гуманитарного мышления и формирования педагогических знаний и умений, необходимых для профессиональной преподавательской деятельности и для повышения общей компетентности в межличностных отношениях.

В курсе изучаются общие основы педагогики, ее задачи, методы, история становления, закономерности развития личности, теоретические основы процессов обучения и воспитания.

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Аспарант, изучивший курс «Общая педагогика», должен:

  • иметь системное представление о многообразии педагогических знаний

  • знать основные понятия, категории, концепции педагогики;

  • уметь анализировать целостность педагогического процесса;

  • иметь навыки планирования и анализа педагогической деятельности;

  • научиться профессионально мыслить, а затем и действовать.


3 Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин отрасли 13.00.00 педагогические науки научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» в соответствии с программой подготовки аспирантов ПГУТИ.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  1. Философия


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  1. Педагогика профессионализма

  2. Методология педагогического исследования

3) Управление качеством образования


4 Организационно-методические данные дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

№№ семестров

1

2

Общая трудоемкость дисциплины

72







Аудиторные занятия (Ауд)

36







Лекции (Л)

18

18




Практические занятия (семинары) (ПЗ)

18

18




Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (СР)

36







Курсовой проект (работа) – (КП, КрР)










Контрольное задание – (КЗ)










Расчетно-графическая работа (РГР)










Реферат (Реф)

18

18




Контрольная работа (КР)










Другие виды самостоятельной работы










Самоподготовка (Сам)(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

18

18




Вид итогового контроля

Экзамен (Эк), зачет (Зч), дифференцированный зачет(ДЗч)

зачет








5 Содержание дисциплины

5.1 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий





раздела

Наименование разделов и их содержание

Количество часов

Самост. работа

СР

Всего

Аудиторная

работа

Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Предмет, задачи и методы педагогики



















Педагогика-наука о воспитании. Возникновение и развитие. Основные категории. Методы педагогических исследований.

16

4

4




8

2

Общие закономерности развития личности



















Процесс развития. Влияние среды. Развитие и воспитание. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Цели воспитания

8

2

2




4

3

Педагогический процесс



















Целостность педагогического процесса. Закономерности и этапы педагогического процесса. Педагогические инновации

16

4

4




8

4

Процесс обучения



















Сущность и цели обучения. Мотивация учения. Закономерности, принципы и правила обучения. Методы , виды и форма обучения. Диагностика обучения.

16

4

4




8

5

Процесс воспитания



















Сущность и содержание процесса воспитания. Принципы, формы и методы воспитания. Технология воспитания. Воспитание в коллективе. Общественное и семейное воспитание.

8

2

2




4

6

Управление педагогическими системами



















Государственный характер управления системой образования. Функции и управленческая культура. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами. Роль организации в управлении.

8

2

2




4




Итого за семестр

72

18

18




36























6 Тематический план изучения дисциплины (по семестрам)

6.1 Практические занятия




занятия

№№

семестров и разделов

курса

Тема

Кол-во

Часов

1

2

3

4

1-2

1

Предмет, задачи и методы педагогики

4

3-4

2

Общие закономерности развития личности

4

5-6

3

Педагогический процесс

4

7

4

Процесс обучения

2

8

5

Процесс воспитания

2

9

6

Управление педагогическими системами

2







Реферат, зачет





6.2 Темы рефератов

Примерный перечень тем рефератов:

1) Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.

2)Система антропологических наук и место в ней педагогики. (Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.)

3) Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. (Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.)

4) История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. (Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.)

5) Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.

6) Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).

7) Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.).

8) Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.

9) Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.

10) Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

11) Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).

12) Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.

13) Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.

14) Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.

15) Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. (Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса).

16) Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.

17) Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

18) Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

19) Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. (Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня).

20) Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.

21) История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. (Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.)

22) Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.

23) Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).

24) Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.).

25) Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.

26) Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.

27) Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.

28) Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).

29) Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).

30) Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.
6.3 Самостоятельное изучение разделов дисциплины




Раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

2

1

Педагогическая наука и педагогическая практика

1

Методы педагогических исследований

2

Деятельность как фактор развития

2

Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп

2

Учет индивидуальных особенностей

3

Инновационная педагогика

3

Учитель современной школы

4

Факторы обучения

4

Мотивация обучения

5

Единство воспитательных воздействий

5

Коллектив и личность

5

Методы организации деятельности




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1 Рекомендуемая литература

6.1.1 Основная литература

Кордонская И.Б. Общая педагогика. Конспект лекций (электронная версия). ПГУТИ, кафедра ЭИС.

Бордовская Н.В. Педагогика / Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.- 304 с.

Справочные материалы по педагогической психологии/[авт.-сост. Б. Р. Мандель].-Ростов н/Д:Феникс,2008.-384 с.:ил.

6.1.2 Дополнительная литература

Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

Подласый, И.П. Педагогика.: учебник/И.П.Подласый.-М.:Высш. образование, 2007.-540 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.Д.Смирнов. – 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 400 с.


6.2 Контрольные вопросы для самоподготовки
Раздел 1 Предмет, задачи и методы педагогики

    1. Что изучает педагогика?

    2. Каковы задачи педагогики?

    3. Когда возникла наука о воспитании?

    4. Выделите основные периоды развития педагогической мысли.

    5. Что сделал для педагогики Я.А.Каменский?

    6. Расскажите о педагогических взглядах К.Д.Ушинского.

    7. Что такое воспитание в широком и узком смысле?

    8. Что называется обучением?

    9. Что такое образование?

    10. Что такое развитие личности?

    11. Какими признаками характеризуется научная педагогическая теория?

    12. Охарактеризуйте систему педагогических наук

    13. Что такое методологическая основа педагогики?

    14. Что такое метод научного исследования?

    15. Что такое научный закон?

    16. Как классифицируются научные закономерности и законы?

    17. В чем сущность педагогического наблюдения?

    18. Назовите основные виды эксперимента.

    19. Для каких целей применяется в педагогике анкетирование?

    20. Что вы знаете о методах педагогических исследований?


Раздел 2 Общие закономерности развития личности



  1. Что такое развитие личности?

  2. Что является движущей силой развития?

  3. Биогенетический закон.

  4. Какими факторами обусловливается развитие личности?

  5. Что такое наследственность?

  6. Что такое задатки?

  7. Что такое среда?

  8. Что такое зоны «актуального и ближнего» развития?

  9. Как влияет деятельность на развитие личности?

  10. Диагностика развития.

  11. Возрастная периодизация.

  12. Возрастные особенности.

  13. Закономерности физического развития.

  14. Сензитивный период развития.

  15. Особенности физического, социального и духовного развития младших школьников.

  16. Особенности развития учеников старшего школьного возраста.

  17. Цели и задачи воспитания.

  18. Умственное, физическое, трудовое (политехническое), нравственное и эмоциональное воспитание.

  19. Современные зарубежные педагогические концепции


Раздел 3 Педагогический процесс

  1. Что такое педагогический процесс?

  2. Компоненты педагогического процесса?

  3. Целостность педагогического процесса.

  4. Детерминирующие и сопутствующие функции процессов

  5. Закономерности педагогического процесса.

  6. Этапы педагогического процесса.

  7. Сущность педагогических инноваций.

  8. Компоненты педагогической системы.

  9. Закон сохранения педагогической системы.

  10. Принцип природосообразности.

  11. Гуманистическая педагогика.

  12. Оптимизация педагогической системы.

  13. Функции учителя.

  14. Профессиональный потенциал педагога.



Раздел 4 Процесс обучения

  1. Сущность процесса обучения

  2. Дидактические системы и модели обучения.

  3. Цели и содержание обучения.

  4. Факторы обучения.

  5. Мотивация учения.

  6. Стимулирование учения.

  7. Закономерности обучения.

  8. Принципы и правила обучения.

  9. Методы обучения.

  10. Классификация методов обучения.

  11. Сущность и содержание методов обучения.

  12. Виды и формы обучения.

  13. Типы и структуры уроков.

  14. Вспомогательные формы обучения

  15. Диагностика обучения.

  16. Контроль и тестирование.


Раздел 5 Процесс воспитания

  1. Сущность процесса воспитания.

  2. Система, структура и закономерности процесса воспитания.

  3. Специфика принципов воспитания.

  4. Гуманизация воспитания.

  5. Личностный подход.

  6. Формы воспитания.

  7. Коллектив и личность.

  8. Классификация методов воспитания.

  9. Искусство и технология воспитания.

  10. Общественное и семейное воспитание.

Раздел 6 Управление педагогическими системами

1) Основные признаки государственного управления образованием.

2) Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами.

3) Роль организации в управлении.
6.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится по билетам, которые включают 2 теоретических вопроса

Критерий выставления оценок «зачет» - более 70 % положительных ответов.


Лист согласования рабочей программы с другими дисциплинами

на 2011_/2012_ учебный год
Направление подготовки: _13.00.08 теория и методика профессионального

образования

Шифр и наименование

Специальность: ___________________________________________

Шифр и наименование

Специализация: ___________________________________________

Шифр и наименование

Дисциплина: ___________________________________________
Форма обучения: _______________очная и заочная _______

(очная, заочная)

Учебный год _2011/2012______
Рекомендована заседанием кафедры ____________ЭИС_____________________

наименование кафедры

протокол № _1__ от «_30__» _____08___ 2011 г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_зав. кафедрой _____ ___________ Маслов О.Н.____ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_профессор_____ ___________ Кордонская И.Б._ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата
Председатель методической комиссии по специальности ________________________

шифр наименование

_________________ ___________ ______________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата
Начальник УОУП

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата

Лист изменений и дополнений в рабочей программе

Изменения и дополнения в рабочей программе на 201__/201__ уч.г.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1) …………………………………..;

2) …………………………………..;

3) ……………………………………

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № _____ от « ___ » _________ 200__ г.
Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата


СОГЛАСОВАНО:
Начальник УОУП

___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата


Внесенные изменения на 201__/201__ учебный год УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _____________________

наименование факультета
___________ ______________ _________

подпись расшифровка подписи дата

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая
Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconПрограмма дисциплины дпп. 12 Дошкольная педагогика (общая и специальная)...
Общая и специальная предоставляет студентам возможность рассмотреть современную систему дошкольного воспитания. Цель преподавания...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРабочая программа учебной дисциплины технический рисунок специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconН. Б. Ельчанинова тестовые задания по учебной дисциплине «Информационное...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconКафедра публичного права
Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconКафедра публичного права
Рабочая программа по учебной дисциплине «Уголовное право. Модуль часть общая» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030500...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «социальная педагогика» Для специальности
Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика»
Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика»
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconВопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального...
Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconРабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103
«Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconМетодика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений...
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Общая хирургия гос впо специальности...
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика iconКонтрольная работа по дисциплине «Педагогика»
«Дошкольное образование», «Иностранный язык», Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск