Скачать 222.64 Kb.
|
Департамент образования города москвы гБоу спо педагогический колледж 5 Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ технический рисунок специальность 050710 «Педагогика дополнительного образования» 2012 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС СПО) по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования» Организация-разработчик: БГОУ СПО Педагогический колледж 5 Департамента образования города Москвы Разработчик: Зиновьева Т.А., преподаватель информатики БГОУ СПО Педагогический колледж 5 Департамента образования города Москвы СОДЕРЖАНИЕ 1.паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 «Технический рисунок» 4 2. СТРУКТУРА И примерное СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины 10 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины 11 «Технический рисунок»1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «Технический рисунок» разработана в соответствии с ФГОС по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования». Рабочая программа учебной дисциплины также может быть использована как программа повышения квалификации и переподготовки в области педагогики дополнительного образования для специалистов начальной школы и дошкольных образовательных учреждений. 1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Целью изучения технического рисунка является формирование у студентов объективного, научно обоснованного подхода к изображению на плоскости объектов реального мира и их взаиморасположения в пространстве. Изучение данного предмета способствует развитию у студентов пространственных представлений, стимулирует логическое и аналитическое мышление, приобщает к изобразительной культуре человечества, вооружает средствами решения проектных и творческих задач в области пластического формообразования. Основные задачи курса: - изучение способов фиксации объективной информации при изображении предметов на плоскости с точной передачей их формы и пространственных отношений; - освоение и совершенствование графических техник выполнения технических рисунков; - воспитание эстетического вкуса, методичности и аккуратности в изобразительной деятельности; - формирование проектных умений в области пластического формообразования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: отличать технические рисунки от чертежей и художественных рисунков, оценивать их качество применительно к различным областям использования, определять материалы и технику выполнения технического рисунка; изображать предметы объёмной формы и их пространственные взаимоотношения в системах ортогональной проекции, аксонометрии, перспективы; выполнять несложные проекты изделий объёмной формы и пространственных сред. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: сущность и основные принципы технического рисования, области применения технического рисунка, требования к техническому рисунку, материалы и инструменты технического рисования; графические техники выполнения технического рисунка; приёмы построения изображения в системах ортогональной проекции, аксонометрии, перспективы; алгоритмы проектирования изделий объёмной формы и пространственных сред. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 73 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И примерное СОДЕРЖАНИЕ |
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 73 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 55 |
в том числе: | |
практические занятия | 55 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
| |
| |
Итоговая аттестация по результатам обучения в течение учебного года |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Аудиторная нагрузка | Самостоя-тельная работа | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Введение | Содержание учебного материала | | | ||
Цели и задачи курса. Понятие и принципы технического рисунка. Области применения технического рисунка. Примеры технических рисунков различного назначения и их особенности. Требования к техническому рисунку. Материалы и инструменты технического рисования. | 2 | | |||
Раздел 2 Плоскостное изображение | | 10 | 4 | ||
Тема 2.1. Основы графической техники выполнения технического рисунка | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
1 | Контурная линия и штриховка. Рисование геометрических фигур и криволинейных форм. Произвольная композиция из геометрических фигур и криволинейных форм (линейный рисунок, штриховка, карандаш). | 2 | | ||
Тема 2.2. Рисование двумерной формы | Содержание учебного материала | | | ||
1 | Расположение изображения на листе. Приёмы построения изображения с соблюдением пропорций, точной передачи контура, деталей, текстуры. Техника выполнения чистовика. Приёмы проведения контурных линий, выполнения штриховки. Рисунок древесного листа или подобного объекта (карандаш) | 2 | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | | |||
1 | Чистовик рисунка двумерной формы (тушь или гелевая ручка) | | 2 | ||
Тема 2.3. Рисование рельефной формы | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
1 | Техника выполнения линейная прорисовки рельефной формы. Приёмы построения изображения объекта в натуральную величину (по обмеру, обводка). Передача объёма рельефной формы с помощью светотеневой моделировки. Рисунок рельефной формы (М 1:1) с оттенением (черновик в карандаше) | 2 | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | | |||
1 | Чистовик рисунка рельефной формы (тушь или гелевая ручка). | | 2 |
Раздел 3. Ортогональная проекция | | 4 | 2 | |
Тема 3.1 Принципы ортогональной проекции | Содержание учебного материала | | | |
Практические занятия | | | ||
1 | Правила построения изображений объёмных тел в системе ортогональной (прямоугольной) проекции. Рисование проекций простых стереометрических форм с натуры и по представлению. Рисунки простых стереометрических форм в ортогональной проекции (карандаш). | 2 | | |
Тема 3.2. Рисование сложной объёмной формы | Содержание учебного материала | | | |
Практические занятия | | | ||
1 | Приёмы обмера объёмного предмета для построения рисунка в ортогональной проекции в точном масштабе. Построение фасадных видов и разрезов. Правила расположения рисунка на листе. Рисунок сложной объемной формы в ортогональной проекции, с разрезами (карандаш). | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | | ||
1 | Чистовик рисунка сложной объёмной формы в ортогональной проекции с разрезами (тушь или гелевая ручка). | | 2 | |
Раздел 4 Аксонометрия | | | 12 | 4 |
Тема 4.1. Принципы построения аксонометрического изображения | Содержание учебного материала | | | |
Практические занятия | | | ||
1 | Виды аксонометрии. Приёмы построения аксонометрических изображений. Аксонометрические рисунки простых стереометрических форм (карандаш). | 2 | | |
Тема 4.2. Построение аксонометрического вида сложной объёмной формы | Содержание учебного материала | | | |
Практические занятия | | | ||
1 | Построение аксонометрического вида сложной объёмной формы по проекциям. Светотеневая проработка аксонометрического рисунка (карандаш, штриховка). | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | | ||
1 | Чистовик рисунка сложной объёмной формы в прямоугольной проекции с разрезами и светотеневой проработкой | | 2 | |
Тема 4.3. Основы проектирования изделия прямолинейных очертаний | Содержание учебного материала | | | |
Практические занятия | | | ||
1 | Проектирование объёмной модели из модульных элементов. Постановка проектной задачи. Порядок использования изученных приёмов технического рисования в последовательных этапах проектирования. | 2 | | |
2 | Сбор материала по теме проекта, поиски образа будущего изделия. Выполнения набросков. | 2 | | |
3 | Выполнение линейного рисунка проектируемого изделия в ортогональной проекции. | 2 | | |
4 | Проработка формы проектируемого изделия в аксонометрическом рисунке. Принципы оформления проекта – выполнение пояснительных надписей, монтаж выполненных рисунков. | 2 | | |
Самостоятельная работа обучающихся | | | ||
1 | Оформление и монтаж проекта в формате портфолио. | | 2 |
Раздел 5 Рисование тел вращения | | 10 | 2 | |||
Тема 5.1. Принципы изображения тел вращения | Содержание учебного материала | | | |||
Практические занятия | | | ||||
1 | Рисование простых тел вращения в проекции и аксонометрии | 2 | | |||
2 | Рисование сосуда (в точном масштабе). Построение проекций и разрезов. Приёмы обмера и построения рисунка сосуда. | 2 | | |||
3 | Аксонометрический рисунок сосуда в произвольном масштабе с оттенением (карандаш) | 2 | | |||
Тема 5.2. Проектирование сосуда | Содержание учебного материала | | | |||
Практические занятия | | | ||||
1 | Постановка проектной задачи. Порядок использования изученных приёмов технического рисования в последовательных этапах проектирования. Сбор материала по теме, поиски образа сосуда (эскиз). | 2 | | |||
2 | Линейный рисунок сосуда в проекции с разрезом, проработка формы сосуда (аксонометрия, светотень). | 2 | | |||
Самостоятельная работа обучающихся | | | ||||
Выполнение чистовых рисунков, монтаж проекта, выполнение пояснительных надписей. | | 2 | ||||
Раздел 6. Перспектива | | 13 | 4 | |||
Тема 6.1. Понятие и виды перспективы | Содержание учебного материала | | | |||
Практические занятия | | | ||||
1 | Принципы построения перспективного изображения. Схемы перспективных конструкций | 1 | | |||
Тема 6.2 Фронтальная (центральная) перспектива | Содержание учебного материала | | | |||
Практические занятия | | | ||||
1 | Принципы построения рисунка во фронтальной перспективе. Рисование простых стереометрических форм в различных положениях. | 2 | | |||
| | | | |||
Тема 6.3 Деление отрезка в перспективе | Содержание учебного материала | | | |||
Практические занятия | | | ||||
1 | Приёмы деления отрезка в перспективе на равные части и в заданных пропорциях. | 2 | | |||
2 | Изображение городской улицы во фронтальной перспективе. Построение обобщённых объёмов построек. Разметка фасадов построек с использованием способов деления отрезка в перспективе. Прорисовка деталей архитектуры, объектов благоустройства, озеленения. | 2 | | |||
Самостоятельная работа обучающихся | | | ||||
1 | Чистовой рисунок улицы во фронтальной перспективе. | | 2 |
Тема 6.5. Угловая перспектива | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
1 | Принципы построения рисунка в угловой перспективе. Рисование простых стереометрических форм в разных положениях. | 2 | | ||
Тема 6.6. Изображение натюрморта в угловой перспективе | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
| Рисование плана натюрморта. Построение перспективного вида натюрморта по плану (линейный рисунок). | 2 | | ||
| Светотеневая проработка рисунка натюрморта в угловой перспективе. Построение теней. Светотеневая проработка выполненной композиции при различной направленности света. | 2 | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | | |||
| Вариант рисунка натюрморта в угловой перспективе, проработанный в светотени при другом источнике освещения. | | 2 | ||
Раздел 7 Изображение интерьера | | 8 | 4 | ||
Тема 7.1 Перспективный рисунок интерьера по модели | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
1 | Обмер предметов обстановки, рисование плана и фасадных проекций. Построение перспективных видов интерьера (во фронтальной, угловой перспективе) в обобщённых объёмах с использованием перспективного масштаба. Проработка рисунков в деталях, с соблюдением законов перспективного построения. | 2 | | ||
2 | Светотеневая проработка рисунков интерьера | 2 | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | | |||
1 | Вариант светотеневой проработки рисунка интерьера при другом источнике освещения | | 2 | ||
Тема 7.2 Проект интерьера (игровая комната) | Содержание учебного материала | | | ||
Практические занятия | | | |||
1 | Сбор и анализ изобразительного материала по теме проекта. Формулировка условий проекта. Рисование эскизов – идей планировки и объёмных решений. | 2 | | ||
2 | Рисование перспективных видов интерьера игровой комнаты в обобщённых объёмах. Прорисовка деталей обстановки, декора и озеленения интерьера игровой комнаты. Светотеневая проработка перспективных видов интерьера игровой комнаты при разных источниках света. | 2 | | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | | |||
1 | Оформление и монтаж рисунков проекта, выполнение пояснительных надписей. | | 2 | ||
| | Всего: | 55 | 18 |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
Отличать технические рисунки от чертежей и художественных рисунков | Опрос письменный, устный, тестирование |
Оценивать качество технических рисунков применительно к различным областям использования | Опрос письменный, устный, тестирование |
Определять материалы и технику выполнения технического рисунка | Опрос письменный, устный, тестирование, анализ выполненной практической работы |
Изображать предметы объёмной формы и их пространственные взаимоотношения в системах ортогональной проекции, аксонометрии | Анализ выполненной практической работы |
Выполнять несложные проекты изделий объёмной формы и пространственных сред | Анализ выполненной практической работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
Сущность и основные принципы технического рисования, области применения технического рисунка, требования к техническому рисунку | Опрос письменный, устный. |
Материалы и инструменты технического рисования; графические техники выполнения технического рисунка | Опрос письменный, устный, анализ выполненной практической работы |
Принципы изображения в системах ортогональной проекции, аксонометрии, перспективы | Опрос письменный, устный, анализ выполненной практической работы |
Алгоритмы проектирования изделий объёмной формы и пространственных сред | Опрос письменный, устный, анализ выполненной практической работы |
Приёмы программирования интерактивных действий в программе Flash | Опрос письменный, устный, анализ выполненной практической работы |
Дисциплина «Музыка»,специальность 050704 «Дошкольное воспитание»... | Рабочая программа Теория и методика физического воспитания и спорта... Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования (специализация Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Снегурочка» (рисунок 1), И. И. Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А. К.... | Программа учебной дисциплины педагогика Специальность 050144 Дошкольное образование Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | ||
Программа учебной дисциплины педагогика специальность Преподавание в начальных классах Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины гигиена (наименование учебной... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его... В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся,... | Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины системы жизнеобеспечения в пассажирских... ... | Рабочая программа учебной дисциплины оп 05. «Ветеринарная фармакология»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп 02. «Латинский язык в ветеринарии»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Технический рисунок... Знать способы оттенения контуров изображений и геометрических объектов; элементы светотени и светотеневого масштаба; последовательность... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Общая педагогика» аспирантам очной (заочной) формы обучения специальности... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Рисунок является основной учебной дисциплиной в системе художественно-педагогического образования. Данная учебная дисциплина имеет... |