Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»





НазваниеРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
страница1/5
Дата публикации22.11.2017
Размер0.75 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра теоретической и практической психологии



УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2015 г.



Рабочая программа дисциплины

«Педагогика и психология»




Код и направление подготовки

«01.03.01 Математика»
Общий профиль
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Тобольск

2015

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 02.09.2015

Содержание: УМК по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01.03.01 «Математика», общий профиль, форма обучения – очная.

Автор: Кожевникова Э.П., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии

Объем 47 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии

Медведева Н.А.

02.09.2015

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 02.09.2015

№ 1

Директор ИБЦ

Осипова Л.Н.

5.09.2015

Согласовано



Зам. начальника УМО филиала

Яркова Н.Н.

05.09.2015

Согласовано



Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности

Вертянкина Н.В.

05.09.2015

Согласовано





Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..4

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО…………………………………………………….4

3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………….4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………..……………………...4

4.1. Структура дисциплины …………………………………………………………………..5

4.2. Содержание разделов дисциплины ……………………………………………………..5

5. Образовательные технологии ……………………………………………….……………….5

6. Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….....6

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………..…….........8

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля …………………………………....8

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………18

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации …………………………………….38

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………..42

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………………….44

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………44

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Формирование у студентов целостного представления об основных проблемах педагогики и психологии, понимание которых позволит им в дальнейшем использовать полученные знания как фундаментальную основу для организации самостоятельной научно-исследовательской работы и овладения практико-психологическими навыками и умениями в осваиваемой профессии.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата (магистратуры)

Дисциплина «Педагогика и психология» относится к базовой части (Б1). Данная дисциплина опирается на знания таких наук как: «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология и психология развития», «Педагогика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях (ПК-10).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:

- основные теоретические положения общей психологии;

- психологические закономерности формирования личности;

- психологические особенности протекания деятельности;

- функции и принципы организации общения;

- психологию личностного и профессионального роста человека;

- психолого-педагогические основы обучения и воспитания человека.

уметь:

- анализировать разные подходы к пониманию психики и личности;

- использовать психологические ресурсы личности для решения творческих задач деятельности;

- применять знания о психологических закономерностях обучения и воспитания для оптимизации учебно-воспитательного процесса и разрешения разнообразных педагогических ситуаций;

- создавать благоприятные психологические условия общения;

владеть:

- теоретического научного анализа различных явлений и ситуаций;

- коммуникативными навыками (установление отношений сотрудничества);

-навыками организация учебно-воспитательного процесса и собственной педагогической деятельности;

- самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы;

- способами организации взаимодействия людей в различных условиях обучения.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа).
4.1. Структура дисциплины

Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Структура и содержание психики

1

9

9

-

18

2

Психологические основы деятельности и общения

1

9

9




18


4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Структура, содержание и развитие психики

Психика как предмет психологии. Понятие психики. Структура психики. Психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Мозг и психика. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Индивид, личность, индивидуальность. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека. Структура сознания. Перцептивные процессы. Ощущения. Восприятие. Представления. Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Воображение и творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Общение и речь.

2

Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения

Психика, поведение и деятельность. Психическая регуляция поведения и деятельности. Личность как субъект деятельности и общения. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Личность человека как устойчивая система общественно-значимых черт характера и индивидуально-типологических особенностей, предъявляемых им во взаимодействии с другим человеком. Различные подходы к определению личности человека и к установлению ее структуры. Направленность личности: система мотивов, взгляды, мировоззрение, жизненный опыт, нравственные ориентиры и ценности, потребности. Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные. Социализация потребностей. Способы удовлетворения потребностей. Психолого-педагогические основы взаимодействия людей в различных условиях обучения. Психологические основы обучения и воспитания человека.


5. Образовательные технологии

Таблица 3



занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1

Основные концепции в зарубежной и отечественной психологии

Традиционные технологии

Проблемное изложение лекций

Мульти-медийные технологии

2

2

1

Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению


Традиционные технологии

Проблемное изложение лекций

Мульти-медийные технологии

2

3

1

Человек как субъект, индивид, личность, индивидуальность

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Мульти-медийные технологии

2

4

1

Интегративные психические образования: темперамент и характер

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Групповая работа

Решение психологических задач


2

5

1

Психические процессы: ощущение и восприятие

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Групповая работа

Решение психологических задач


2

6

1

Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Групповая работа

Решение психологических задач


2

7

1

Память: изучение особенностей запоминания. Способы повышения продуктивности запоминания

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Групповая работа

Решение психологических задач


2

8

1

Мышление, воображение, речь

Традиционные технологии

Групповая работа

Решение психологических задач


2

9

1

Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы

Традиционные технологии

Интерактивный развивающий диалог

Групповая работа

Решение психологических задач


2



6. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4



Наименование раздела дисциплины (темы)

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Раздел 1. Структура и содержание психики Тема: Предмет психологии

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

2

Раздел 1. Структура и содержание психики Тема: Физиологические основы психики

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

3

Раздел 1. Структура и содержание психики Тема: Сознание как высшая ступень психики

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

4

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения Тема: Человек как субъект деятельности

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

5

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения Тема: Человек как личность. Теории личности

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

6

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения Тема: Потребности и мотивация поведения личности

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы


2

7

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения Тема: Индивидуально-типологические особенности человека. Темперамент

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

8

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения Тема: Самосознание и самооценка личности

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

9

Раздел 2. Психолого-педагогические закономерности деятельности и общения. Тема: Психология характера

Терминологический диктант;

Ответы на контрольные вопросы; Решение психологических задач;

Реферирование литературы

2

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
Тест

1. Зарождение научной психологии связано с именем

а) И.Павлова

б) В.Вундта

в) Р.Декарта

г) Дж.Уотсона

2. Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию создал

а) В.Вунд

б) И.Сеченов

в) У.Джемс

г) И.Павлов

3. Главное отличие научной психологии от житейской состоит в

а) использовании научных понятий

б) видении в малых фактах отражения общих принципов

в) проведении экспериментов

г) отказе от интуитивного знания

4. Объектом психологического знания выступает

    1. человек

    2. психика

    3. сознание

    4. деятельность

5. Учение о наивысших сущностях и процессах в живом организме отраженно в термине

    1. психология

    2. физиология

    3. биология

    4. анатомия

  1. разум и душа

6. Выбрать метод не являющийся психологическим

    1. организационный

    2. дидактический

    3. эмпирический

    4. коррекционный

д) генетический

7. Исследования представители гештальтпсихологии проводили в области

  1. ощущений

  2. восприятия и мышления

  3. памяти

  4. эмоций

8. В основу научения бихевиористы положили

      1. условные стимулы

      2. безусловные реакции

      3. условные реакции

      4. безусловные стимулы

9. З.Фрейд свою систему анализа душевной жизни человека назвал

а) психоанализом

б) психотерапией

в) психоанатомией

г) психофизиологией

10. Активное отражение субъектом объективного мира называется

а) сознанием

б) развитием

в) психикой

г) становлением личности

11. Обеспечение адаптации осуществляется такими функциями психики как (выбрать два компонента)

а) творчество

б) познание

в) сохранение целостности организма

г) регуляция поведения

12. Рефлекс, при котором раздражитель прежде не вызывавший соответствующей реакции становиться сигнальным раздражителем

  1. условный рефлекс

  2. рефлексия

  3. рефлекс

г) рефлекторное кольцо

13. Второй блок головного мозга обеспечивает

  1. поддержку тонуса коры

  2. выработку программ поведения

  3. хранение и переработку информации

  4. контроль поведения

14. Ведущую роль в протекании чувств выполняет

    1. спиной мозг

    2. нейрон

    3. кора больших полушарий

    4. головной мозг

15. Автором учения о высшей нервной деятельности является

  1. В.М Бехтерев

  2. И.П.Павлов

  3. И.М.Сеченов

г) В.Вундт

16. Способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды называется

  1. актуальностью

  2. раздражимостью

  3. чувствительностью

  4. витальностью

17. Процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, эволюции форм сознания

  1. зоопсихологией

  2. этнопсихологией

  3. онтогенезом

  4. филогенезом.

18. Общая способность организма к ощущению, реакция на факторы окружающей среды

  1. раздражимость

  2. чувствительность

  3. активность

  4. саморегуляция

19. Закономерности психологического развития человека, присущие каждому возрастному периоду изучает

а) социальная психология

б) возрастная психология

в) педагогическая психология

г) психофизиологией

20. Высший уровень психического отражения действительности

  1. психика

  2. интроспекция

  3. сознание

  4. мышление

21. Вербализация сознания - это

    1. психическое образование, отражающее уровень развития человека

    2. процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы

    3. система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл

    4. совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков

22. Бессознательное включает в себя

  1. самую глубокую и значимую область человеческого разума, представляющую собой хранилище примитивных инстинктов побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые были вытеснены из-за угрозы сознанию

  2. измененное состояние сознания в момент гипнотического воздействия

  3. форму обобщения инстинктивных явлений

г) мысли и чувства, которые индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда

23. Нижним абсолютным порогом ощущений называется

  1. способность к различению двух раздражителей

  2. минимально возможная для данного раздражителя величина

  3. величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение

  4. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение

24. Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора называется

  1. синестезией

  2. ассоциативным сдвигом

  3. адаптацией

  4. взаимодействием анализаторов

25. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью анализатора

а) осязательного, температурного, вкусового

б) слухового, вестибулярного, осязательного

в) зрительного, тактильного, кинестезического

г) слухового, вестибулярного, обонятельного

26. Важным условием обеспечения устойчивости внимания является

    1. однообразие впечатлений и действий

    2. постоянное воздействие раздражителя

    3. длительность воздействия раздражителя

г) разнообразие впечатлений и действий

27. Вид внимания, который складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связан с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты, - это внимание

  1. природное

  2. непосредственное

  3. социально обусловленное

  4. непроизвольное

28. Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его

  1. распределение

  2. отвлекаемость

  3. переключаемость

г) рассеянность

29. Воссоздающее воображение связано с созданием

  1. фантазий

  2. образа предмета по его описанию

  3. представлений на основе интеллектуальных возможностей организма

г) новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом

30. Создание образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются, есть

  1. творческое мышление

  2. пассивное воображение

  3. воссоздающее мышление

  4. форма воображения

31. Творческое воображение связано с созданием

  1. образа предмета по его описанию

  2. фантазий

  3. новых образов на основе самостоятельности

г) представлений на основе интеллектуальных возможностей организма

32. Коэффициент интеллектуальности есть

  1. количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

  2. характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его проявлений

  3. качественный показатель знаний, умений и умственных действий

  4. относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации

33. Наглядно-образное мышление - вид мышления

  1. характеризующийся опорой на представления и образы

  2. опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

  3. осуществляемый с помощью логических операций с понятиями

  4. основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

34. Самостоятельность мышления

    1. умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами

    2. способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений

    3. умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаний и практики

г) умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия

35. Непроизвольное запоминание всегда характеризуется 1)продуктивностью, 2) изобретательностью, 3) эффективностью, 4) спонтанностью

  1. 1,4

  2. 1,3,4

  3. 4

  4. 2,4

36. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены

    1. Дж. Уотсоном

    2. У. Найссером

    3. А.Г. Эббингаузом

    4. Б.В. Зейгарник

37. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память

    1. двигательная

    2. словестно-логическая

    3. образная

г) эмоциональная

38. Главным элементом поведения для бихевиористов являются

  1. врожденная установка

  2. ошибка стимула

  3. реакция

  4. связь стимула и реакции

39. Конечной целью любой деятельности является

а) упорядочение мотивов в чёткую иерархию

б) развитие интеллекта

в) удовлетворение потребностей

г) постановка новых задач

40. Вся совокупность действий, вызванных к жизни одним и тем же мотивом, составляет

    1. деятельность

    2. операцию

    3. умение

    4. навык

41. Из мотивирующих факторов: 1) эмоции, 2) потребности, 3) установки, 4) инстинкты – за характер динамики поведения отвечают

а) 2,3

б) 2,4

в) 1,4

г) 1,3

42. Понятие «потребность в корнях» означает

  1. экзистенциальную человеческую потребность быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему

  2. базисную человеческую потребность в победе над пассивностью животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни

  3. потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического мира

  4. базисную человеческую потребность заботиться о других и принимать в них участи
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconПрограмма учебной дисциплины «Психодиагностика» для специальности...
Изучается на специальности «Педагогика – психология» на дневном отделении в 6 и 7 семестрах, на заочном отделении – в 5, 6, 7 семестрах....
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный...
«Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего...
Рабочая программа дисциплины «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск