Скачать 99.8 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Кинцель Александр Евгеньевич, учитель биологии и начальной военной подготовки высшей категории, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Казахстана-2005», лауреат Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2008», Республика Казахстан, Акмолинская область, город Степногорск, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, e-mail: aleks196767@mail.ru В современном обществе информатизацияобразования ставит перед педагогами новые требования, поднимает проблемы, о которых даже не могли подумать лет десять назад. Современный учитель, учитель новой формации, должен обладать компетенциями в области использования информационных технологий. Современный учитель не должен отставать от требований и реалий нашего времени. Именно сегодняшнее поколение учителей сделало огромный рывок вперед в области применения ИКТ. Это не сиюминутная дань моде, а потребность современного общества в получении образования, отвечающего всем аспектам мирового образования. Совершенно ясно, что современный человек должен обладать совершенной информационно-коммуникационной компетентностью, адаптированной в развитом, информационном обществе. К современным образовательным технологиям, способным активизировать познавательную деятельность ученика, относятся информационно-коммуникационные технологии. Как сделать урок более ярким, насыщенным, запоминающимся ученику и самому учителю? Как повысить мотивацию учащихся к обучению? Как натолкнуть ученика на использование компьютера в рамках учебных программ? Не секрет, что большинство учеников использует компьютер для развлечений (компьютерные игры). Именно учитель может направить энергию ученика в нужное русло, используя элементы технологии сотрудничества. На уроке перед учителем возникает дилемма: в рамках академического урока, с одной стороны, выдать объемные программный материал, с другой – проверить его индивидуальное усвоение каждым учеником. А ведь в каждом классе есть ученики разного уровня, требующие различного подхода к себе. В данном смысле использование информационно-коммуникационных технологий имеет практическую направленность в усвоение материала предмета. Наглядность такого вида обучения, связанное с его эмоциональным восприятием учениками, позволяет учащимся лучше усвоить материал урока, а также заинтересовать ученика и способствовать более глубокому изучению предмета. Большой плюс в пользу ИКТ – это универсальность данной технологии, ведь любой флипчарт или презентация можно адаптировать исходя из возможностей конкретного класса, целей, условий урока. Все мы знаем, что ученики делятся на аудиалов и визуалов и нередко пробелы в знаниях учащихся связаны именно с этими их особенностями: кому-то не хватило наглядной информации, кому-то не хватило пояснения. В этом смысле преимущество информационно-коммуникационных технологий очевидна. Т.е. информация представляется и наглядно, и в звуковом оформлении, и в графическом виде, и сопровождается пояснениями учителя. В данном случае возможности восприятия информации учеником задействованы максимально. Итак, что именно из ИКТ можно использовать на уроках биологии: - презентации PowerPoint. Здесь важно уметь правильно сделать презентацию. Любая презентация не должна быть темной, содержать оптимальное количество слайдов, так как слишком большое количество слайдов приведет к утомлению учеников. Они не смогут усвоить учебный материал. В презентацию могут включаться музыкальные объекты, анимация, видео, документы Word и так далее; - флипчарты. Совершенно новая форма представления учебного материала. Это объемная разработка урока (системы уроков), которая включает в себя не только огромное количество иллюстраций, но и словарь, видео, анимации, музыкальные фрагменты. Возможности флипчартов просто поражают. Это и использование элемента «шторка», затемнение, выделение, компьютерные тесты и так далее. Единственный пока недостаток флипчарта – это большой объем. Флипчарты нельзя сжимать также, как презентации PowerPoint, используя современные программы. Ознакомиться с моими флипчартами (самые первые, пробные) можно по адресу: «Чудесные звуки природы» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277 «Волшебная сила зрения» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277 - электронные учебники. Здесь важно помнить, что многие учителя стараются сами составлять презентации, имея в кабинете отличные электронные учебники по биологии. Например, электронные учебники «Кирилла и Мефодия», издательства «Сферы» и другие. Это готовый учебный материал, с которым учителю остается познакомиться самому и правильно применить его на уроке. Стоит ли учителю тратить время на создание новое презентации? Да, но только в том случае, если он не нашел готового материала в электронном учебнике. - программы для составления и проверки заданий в тестовой форме, заданий с использованием рисунков и так далее. Если в школе имеется мультимедийный кабинет, то почему бы время о времени не проводить тестирование школьников, которое позволит за короткое время проверить знания учащихся по той или иной теме, а также поможет решит учителю проблему накопляемости оценок. Особенно это важно для устных предметов. Например, программа «MasterTest 3.3», «TMaker» и др.; - тестирующие устройства программы «Votum». Для этой программы необходимы тестирующие устройства, которые можно использовать почти на каждом уроке. Несколько режимов работы: соревнование, обычный тест, кто быстрее и так далее. Для работы с тестирующими устройствами необходимы только компьютер и мультимедийный проектор; - интерактивная доска. Часто пишут о том, что многие учителя-предметники используют интерактивную доску в качестве экрана для мультимедийного проектора. Почему бы и нет. Мы снова возвращаемся к тому, что учитель не должен постоянно отвлекаться от основной деятельности, практикуясь в создании флипчартов, презентаций PowerPoint и так далее. Чтобы создать по каждой теме флипчарт, необходимо огромное количество времени, которого, учитывая занятость педагога, просто нет; - электронный журнал. Форма взаимодействия учителя, ученика, родителя. Помимо практически мгновенного взаимодействия учителя и ученика, современные электронные журналы предлагают и использование тестов; - сайт учителя, программы Skype, обыкновенная электронная почта, Агент и др. ИКТ в работе учителя биологии помогут презентовать и закрепить знания предметных тем, обеспечить повторное обобщение изученного материала, практиковать учащихся и вырабатывать у них необходимые ЗУНы, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ и самоконтроля, осуществлять быстрый контроль знаний всего класса, формировать и поддерживать мотивацию к предмету, быть диагностическим средством обученности учеников, оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом, обеспечить комфортную атмосферу для обучения школьников, подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения. ИКТ – это одно из важнейших условий реализации целей и задач процесса обучения, создания современного урока. Прежде чем говорить об опыте использования данных технологий, хотелось бы кратко остановиться на положительных и отрицательных моментах использования ИКТ. Положительные моменты: - повышение уровня активности обучаемого; - повышение познавательной активности школьников; - развитие способностей альтернативного мышления; - повышение мотивации к обучению; - прогнозирование результатов обучения; - моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними; - наглядность; - обогащение педагогической и организационной деятельности учителя новыми технологиями; - доступ к материалам Интернет; - возможность дистанционной работы; - индивидуализация обучения; - мощное средство становления и развития личности и т.д. Отрицательные моменты: - получение ненужной, побочной информации; - ухудшение зрения, нарушение ОДС и других систем органов при неправильном использовании компьютера; - сведение к минимуму живое общение учителей и школьников; - нарушение развития речи, как органа объективизации мышления; - свертывание социальных контактов, общения, индивидуализм; - недостаточность практики диалогического общения; - отвлечение памяти от главного; - использование компьютера в виде игрушки; - лишение школьников проведения опытов своими собственными руками; - бесконтрольный доступ к антигуманной информации - обилие источников информации и невозможность ее переработать и т.д. Решить вышеперечисленные и другие проблемы можно, если каждый из нас будет помнить, что компьютер является интеллектуальным помощником учителя при подготовке и проведении урока, но при этом включение ИКТ в педагогические технологии должно быть целесообразным, корректным и органично вплетаться в ход урока и не будет приводить к нарушению уровня здоровья обучаемых. Подготовка к уроку также предполагает составление тестовых заданий по теме. На данной странице вы можете познакомиться с примером составления электронной карточки по анатомии человека http://depositfiles.com/files/cdpos5dog . Данные карточки составляются в документе Word, при этом используются дополнительные возможности этой стандартной программы. Постоянно пополняемый банк данных таких карточек помогает разнообразить урок, сделать его более насыщенным. К тому же ученикам самим очень нравится создавать такие карточки при подготовке к уроку. Считаю важным отметить, что именно применение ИКТ на уроках биологии позволяет моим ученикам и мне занимать призовые места не только на городском и областном уровнях, но и на республиканском и международном:
Богданов Кирилл, «Лучший эрудит», 1 место Белан Марина, «Лучший пропагандист», 1место Николаев Максим, «Лучший велосипедист», 3 место
Кинцель Татьяна, лауреат конкурса поделок из природного материала Капустина Ольга, лауреат конкурса рисунков Новик Евгения, лауреат конкурса рисунков Каиржанова Айганым, лауреат конкурса рисунков
Кинцель Сергей, лауреат литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы «Жизнь леса и судьбы людей» Кинцель Сергей, лауреат конкурса мультимедийных презентаций Кинцель Сергей, лауреат конкурса фотографий «Эко-объектив» Капустина Ольга, лауреат конкурса рисунков Новик Евгения, лауреат конкурса рисунков Каиржанова Айганым, лауреат конкурса рисунков Кинцель Татьяна, лауреат конкурса рисунков
Список использованной литературы: 1. О.В. Зимина, А.И. Кириллов «Рекомендации по созданию электронного учебника» 2. Кинцель А.Е Дистанционный курс ЦДО «Эйдос».. http://eidos.ru/courses/themes/25613/index.htm. Под руководством Хуторского А.В., доктора педагогических наук Аннотация. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Кинцель Александр Евгеньевич, город Степногорск, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, учитель биологии, преподаватель-организатор начальной военной подготовки, e-mail: aleks196767@mail.ru Данная статья затрагивает тему использования ИКТ на уроках биологии. Автор статьи ставит перед собой цель как можно полнее рассказать об использовании ИКТ на уроке биологии. В статье приведены примеры (фрагменты) собственных уроков с применением ИКТ, а также сделаны ссылки на интернет-ресурсы. Автор выдвигает гипотезу, что применение ИКТ является эффективным средством обучения современных школьников. Данная гипотеза основывается на его собственном педагогическом опыте, подтвержденном результатами обученности его учеников. Статья может быть полезна учителям-предметникам. |
Спользование икт на уроках физической культуры Что, к сожалению, чаще всего и бывает. Методика, которую я использую, предназначена в помощь учащимся для организации и проведения... | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | ||
Использование икт на уроках биологии Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной... | Использование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Уроках биологии ... | ||
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием... | На уроках, какого типа Вы используете икт чаще всего и почему? Повторительно-обобщающие уроки (икт позволяют разнообразить способы закрепления знаний) | ||
Программы по биологии в VI-IX классах Научный В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала... | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | ||
Формирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | Икт на уроках окружающего мира в начальной школе Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2) |