Спользование икт на уроках биологии





НазваниеСпользование икт на уроках биологии
Дата публикации14.04.2015
Размер99.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Кинцель Александр Евгеньевич, учитель биологии и начальной военной подготовки высшей категории, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Казахстана-2005», лауреат Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2008», Республика Казахстан, Акмолинская область, город Степногорск, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, e-mail: aleks196767@mail.ru

В современном обществе информатизацияобразования ставит перед педагогами новые требования, поднимает проблемы, о которых даже не могли подумать лет десять назад. Современный учитель, учитель новой формации, должен обладать компетенциями в области использования информационных технологий. Современный учитель не должен отставать от требований и реалий нашего времени. Именно сегодняшнее поколение учителей сделало огромный рывок вперед в области применения ИКТ. Это не сиюминутная дань моде, а потребность современного общества в получении образования, отвечающего всем аспектам мирового образования. Совершенно ясно, что современный человек должен обладать совершенной информационно-коммуникационной компетентностью, адаптированной в развитом, информационном обществе. К современным образовательным технологиям, способным активизировать познавательную деятельность ученика, относятся информационно-коммуникационные технологии. Как сделать урок более ярким, насыщенным, запоминающимся ученику и самому учителю? Как повысить мотивацию учащихся к обучению? Как натолкнуть ученика на использование компьютера в рамках учебных программ? Не секрет, что большинство учеников использует компьютер для развлечений (компьютерные игры). Именно учитель может направить энергию ученика в нужное русло, используя элементы технологии сотрудничества. На уроке перед учителем возникает дилемма: в рамках академического урока, с одной стороны, выдать объемные программный материал, с другой – проверить его индивидуальное усвоение каждым учеником. А ведь в каждом классе есть ученики разного уровня, требующие различного подхода к себе. В данном смысле использование информационно-коммуникационных технологий имеет практическую направленность в усвоение материала предмета. Наглядность такого вида обучения, связанное с его эмоциональным восприятием учениками, позволяет учащимся лучше усвоить материал урока, а также заинтересовать ученика и способствовать более глубокому изучению предмета. Большой плюс в пользу ИКТ – это универсальность данной технологии, ведь любой флипчарт или презентация можно адаптировать исходя из возможностей конкретного класса, целей, условий урока. Все мы знаем, что ученики делятся на аудиалов и визуалов и нередко пробелы в знаниях учащихся связаны именно с этими их особенностями: кому-то не хватило наглядной информации, кому-то не хватило пояснения. В этом смысле преимущество информационно-коммуникационных технологий очевидна. Т.е. информация представляется и наглядно, и в звуковом оформлении, и в графическом виде, и сопровождается пояснениями учителя. В данном случае возможности восприятия информации учеником задействованы максимально. Итак, что именно из ИКТ можно использовать на уроках биологии:

- презентации PowerPoint. Здесь важно уметь правильно сделать презентацию. Любая презентация не должна быть темной, содержать оптимальное количество слайдов, так как слишком большое количество слайдов приведет к утомлению учеников. Они не смогут усвоить учебный материал. В презентацию могут включаться музыкальные объекты, анимация, видео, документы Word и так далее;

- флипчарты. Совершенно новая форма представления учебного материала. Это объемная разработка урока (системы уроков), которая включает в себя не только огромное количество иллюстраций, но и словарь, видео, анимации, музыкальные фрагменты. Возможности флипчартов просто поражают. Это и использование элемента «шторка», затемнение, выделение, компьютерные тесты и так далее. Единственный пока недостаток флипчарта – это большой объем. Флипчарты нельзя сжимать также, как презентации PowerPoint, используя современные программы. Ознакомиться с моими флипчартами (самые первые, пробные) можно по адресу:

«Чудесные звуки природы» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277

«Волшебная сила зрения» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277

- электронные учебники. Здесь важно помнить, что многие учителя стараются сами составлять презентации, имея в кабинете отличные электронные учебники по биологии. Например, электронные учебники «Кирилла и Мефодия», издательства «Сферы» и другие. Это готовый учебный материал, с которым учителю остается познакомиться самому и правильно применить его на уроке. Стоит ли учителю тратить время на создание новое презентации? Да, но только в том случае, если он не нашел готового материала в электронном учебнике.

- программы для составления и проверки заданий в тестовой форме, заданий с использованием рисунков и так далее. Если в школе имеется мультимедийный кабинет, то почему бы время о времени не проводить тестирование школьников, которое позволит за короткое время проверить знания учащихся по той или иной теме, а также поможет решит учителю проблему накопляемости оценок. Особенно это важно для устных предметов. Например, программа «MasterTest 3.3», «TMaker» и др.;

- тестирующие устройства программы «Votum». Для этой программы необходимы тестирующие устройства, которые можно использовать почти на каждом уроке. Несколько режимов работы: соревнование, обычный тест, кто быстрее и так далее. Для работы с тестирующими устройствами необходимы только компьютер и мультимедийный проектор;

- интерактивная доска. Часто пишут о том, что многие учителя-предметники используют интерактивную доску в качестве экрана для мультимедийного проектора. Почему бы и нет. Мы снова возвращаемся к тому, что учитель не должен постоянно отвлекаться от основной деятельности, практикуясь в создании флипчартов, презентаций PowerPoint и так далее. Чтобы создать по каждой теме флипчарт, необходимо огромное количество времени, которого, учитывая занятость педагога, просто нет;

- электронный журнал. Форма взаимодействия учителя, ученика, родителя. Помимо практически мгновенного взаимодействия учителя и ученика, современные электронные журналы предлагают и использование тестов;

- сайт учителя, программы Skype, обыкновенная электронная почта, Агент и др.

ИКТ в работе учителя биологии помогут презентовать и закрепить знания предметных тем, обеспечить повторное обобщение изученного материала, практиковать учащихся и вырабатывать у них необходимые ЗУНы, формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ и самоконтроля, осуществлять быстрый контроль знаний всего класса, формировать и поддерживать мотивацию к предмету, быть диагностическим средством обученности учеников, оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом, обеспечить комфортную атмосферу для обучения школьников, подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.

ИКТ – это одно из важнейших условий реализации целей и задач процесса обучения, создания современного урока. Прежде чем говорить об опыте использования данных технологий, хотелось бы кратко остановиться на положительных и отрицательных моментах использования ИКТ.

Положительные моменты:

- повышение уровня активности обучаемого;

- повышение познавательной активности школьников;

- развитие способностей альтернативного мышления;

- повышение мотивации к обучению;

- прогнозирование результатов обучения;

- моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними;

- наглядность;

- обогащение педагогической и организационной деятельности учителя новыми технологиями;

- доступ к материалам Интернет;

- возможность дистанционной работы;

- индивидуализация обучения;

- мощное средство становления и развития личности и т.д.

Отрицательные моменты:

- получение ненужной, побочной информации;

- ухудшение зрения, нарушение ОДС и других систем органов при неправильном использовании компьютера;

- сведение к минимуму живое общение учителей и школьников;

- нарушение развития речи, как органа объективизации мышления;

- свертывание социальных контактов, общения, индивидуализм;

- недостаточность практики диалогического общения;

- отвлечение памяти от главного;

- использование компьютера в виде игрушки;

- лишение школьников проведения опытов своими собственными руками;

- бесконтрольный доступ к антигуманной информации

- обилие источников информации и невозможность ее переработать и т.д.

Решить вышеперечисленные и другие проблемы можно, если каждый из нас будет помнить, что компьютер является интеллектуальным помощником учителя при подготовке и проведении урока, но при этом включение ИКТ в педагогические технологии должно быть целесообразным, корректным и органично вплетаться в ход урока и не будет приводить к нарушению уровня здоровья обучаемых.

Подготовка к уроку также предполагает составление тестовых заданий по теме. На данной странице вы можете познакомиться с примером составления электронной карточки по анатомии человека http://depositfiles.com/files/cdpos5dog . Данные карточки составляются в документе Word, при этом используются дополнительные возможности этой стандартной программы. Постоянно пополняемый банк данных таких карточек помогает разнообразить урок, сделать его более насыщенным. К тому же ученикам самим очень нравится создавать такие карточки при подготовке к уроку.

Считаю важным отметить, что именно применение ИКТ на уроках биологии позволяет моим ученикам и мне занимать призовые места не только на городском и областном уровнях, но и на республиканском и международном:

  1. Третье место на республиканском конкурсе «Учитель года Казахстана-2005», Почетная Грамота Министерства образования и науки

  2. Участник европейского Форума инновационных учителей, г.Таллин, 2006 г.

  3. Республиканская научно-практическая конференция «Экология и дети»: Шаваров Сергей, Селезнев Илья, 4 место

  4. Республиканский конкурс педагогических идей издательства «Education Press», 1 место, г.Астана, 2006 г.

  5. Республиканский конкурс ЮИД, г.Щучинск, общекомандное 3 место, 2006 г.

  6. Республиканский конкурс «Нестандартный урок», издательства «Education Press» 2 место, г.Астана, 2007 г.

  7. Республиканский конкурс ЮИД, г.Уральск, общекомандное 3 место, 2007 г.

Богданов Кирилл, «Лучший эрудит», 1 место

Белан Марина, «Лучший пропагандист», 1место

Николаев Максим, «Лучший велосипедист», 3 место

  1. Республиканский конкурс «Лучшие тестовые задания» издательства «Education Press» , 1 место, г.Астана, 2008 г.

  2. Лауреат Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года – 2008», Центр дистанционного образования «Эйдос», г.Москва, 2008 г.

  3. Республиканский тур Президентской олимпиады по биологии: Абуов Бибол, 4 место, г.Астана, 2009 г.

  4. Международный детский экологический Форум, г.Москва, 2009 г., : Кинцель Сергей, лауреат литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы «Жизнь леса и судьбы людей»

Кинцель Татьяна, лауреат конкурса поделок из природного материала

Капустина Ольга, лауреат конкурса рисунков

Новик Евгения, лауреат конкурса рисунков

Каиржанова Айганым, лауреат конкурса рисунков

  1. Победитель всероссийского конкурса «Медиа урок», IT -технологии, 1 место, Томский государственный педагогический университет, г.Томск, 2010 г.

  2. IV Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»: Кинцель Сергей, 4 место, г.Отрадный, 2010 г.

  3. Международный детский экологический Форум, г.Москва, 2010 г., : Кинцель Сергей, участие в работе Международного детского экологического Форума «Зеленая планета – 2010», г.Москва, ноябрь 2010 г.

Кинцель Сергей, лауреат литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы «Жизнь леса и судьбы людей»

Кинцель Сергей, лауреат конкурса мультимедийных презентаций

Кинцель Сергей, лауреат конкурса фотографий «Эко-объектив»

Капустина Ольга, лауреат конкурса рисунков

Новик Евгения, лауреат конкурса рисунков

Каиржанова Айганым, лауреат конкурса рисунков

Кинцель Татьяна, лауреат конкурса рисунков

  1. Международная ярмарка социально-педагогических инноваций-2010, финалист, г.Отрданый, 2010 г.

  2. Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии: Кинцель Сергей, 3 место, бронзовая медаль, г.Москва ЦДО «Эйдос», 2010 г.

  3. Победитель всероссийского конкурса «Творческий урок» в номинации «Творческий урок креативного типа» , Томский государственный педагогический университет, г.Томск, 2011 г.

  4. Победитель всероссийского конкурса «Школьный задачник» в номинации «Диагностические контрольные задания» «Контрольные задания по анатомии человека», 1 место, Томский государственный педагогический университет, г.Томск, 2011г.

  5. IX –я Всероссийская дистанционная ученическая конференция, секция «Естествознание»: Кинцель Сергей, 1 место, ЦДО «Эйдос», г.Москва, 2011 г.

  6. Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор», Кинцель Сергей, 1 место, Томский государственный педагогический университет, г.Томск, 2011г.

  7. Международный детский экологический Форум, г.Москва, 2011 г.: Кинцель Татьяна, лауреат конкурса рисунков Каиржанова Айганым, лауреат конкурса рисунков Капустина Ольга, лауреат конкурса рисунков


Список использованной литературы:

1. О.В. Зимина, А.И. Кириллов «Рекомендации по созданию электронного учебника»

2. Кинцель А.Е Дистанционный курс ЦДО «Эйдос».. http://eidos.ru/courses/themes/25613/index.htm. Под руководством Хуторского А.В., доктора педагогических наук

Аннотация.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Кинцель Александр Евгеньевич, город Степногорск, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, учитель биологии, преподаватель-организатор начальной военной подготовки, e-mail: aleks196767@mail.ru
Данная статья затрагивает тему использования ИКТ на уроках биологии. Автор статьи ставит перед собой цель как можно полнее рассказать об использовании ИКТ на уроке биологии. В статье приведены примеры (фрагменты) собственных уроков с применением ИКТ, а также сделаны ссылки на интернет-ресурсы. Автор выдвигает гипотезу, что применение ИКТ является эффективным средством обучения современных школьников. Данная гипотеза основывается на его собственном педагогическом опыте, подтвержденном результатами обученности его учеников. Статья может быть полезна учителям-предметникам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спользование икт на уроках биологии iconСпользование икт на уроках физической культуры
Что, к сожалению, чаще всего и бывает. Методика, которую я использую, предназначена в помощь учащимся для организации и проведения...
Спользование икт на уроках биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Спользование икт на уроках биологии iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Спользование икт на уроках биологии iconИспользование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся

Спользование икт на уроках биологии icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Спользование икт на уроках биологии iconУроках биологии
...
Спользование икт на уроках биологии iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Спользование икт на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Спользование икт на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием...
Спользование икт на уроках биологии iconНа уроках, какого типа Вы используете икт чаще всего и почему?
Повторительно-обобщающие уроки (икт позволяют разнообразить способы закрепления знаний)
Спользование икт на уроках биологии iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...
Спользование икт на уроках биологии iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Спользование икт на уроках биологии iconФормирование и развитие икт компетенций у обучающихсяна уроках информатики и икт
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе
Спользование икт на уроках биологии iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Спользование икт на уроках биологии iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Спользование икт на уроках биологии iconИкт на уроках окружающего мира в начальной школе
Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск