Скачать 314.45 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО по ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры « » 2009г. протокол № Заведующий кафедрой Пронина Л.А. Рабочая программа дисциплины «Информационно-аналитические продукты и услуги» федерального компонента цикла СД ГОС ВПО по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность Составитель: Медведева О.В., к. и. н., ст. преподаватель Тамбов-2009 Программа дисциплины «Информационно-аналитические продукты и услуги» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 052700 Библиотечно-информационная деятельность. I.Организационно-методический раздел
- обеспечить освоение студентами систематизированного комплекса знаний об информационном обслуживании;
Курс является дисциплиной федерального компонента программы подготовки специалиста по квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов».
В результате освоения курса студент должен:
II.Содержание курса1. Разделы курса: 1. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. 2. Рынок информационных продуктов и услуг. 3. Производство информационных продуктов и услуг. 4. Маркетинг информационных продуктов и услуг. 2. Темы и краткое содержание Раздел 1. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. Тема 1. Теоретические основы сервисной деятельности. Понятия «сервис», «сервисная деятельность», «услуга». Значение, объекты, задачи, особенности сервисной деятельности. Основные тенденции развития сферы услуг. Классификации услуг. Тема 2. Эволюция информационного сервиса. Эволюция информационного обслуживания пользователей. Изменения в содержании каждого из этапов: изучение пользователей информации; выбор режима и формы информационного обслуживания; анализ информационных ресурсов, используемых при обслуживании; анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах; подготовка информационной продукции; изучение эффективности информационного обслуживания. Закономерность перехода от библиотечного обслуживания к информационному сервису. Информационное обслуживание как составляющая сервисной деятельности: общее и особенное. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1. Информационное обслуживание как часть сервисной деятельности. Тема 3. Информация как товар. Понятие «социальная информация». Ее основные свойства: содержательность, целесообразность, независимость плана содержания от плана выражения, старение, кумулятивность, неаддитивность. Соотношение понятий «информационная продукция», «информационный товар», «информационная услуга». Три уровня товара: обобщенный, реальный, интегрированный товар. Предпродажные и послепродажные услуги. Особенности информационных услуг: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Потребительские риски, механизмы их снижения. Потребительские требования к информации как исходному ресурсу, оборудованию и технологиям, производителю, условиям предоставления услуг. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2. Информационная продукция как товар. Раздел 2. Рынок информационных продуктов и услуг. Тема 4. Виды информационных продуктов и услуг. Проблема классификации информационных продуктов и услуг. Фасетный подход к классификации: его значение и достоинства. Аспекты характеристики информационных продуктов и услуг: характер предоставления сведений, ресурсная база, особенности поиска информации и критерии ее отбора, основания для осуществления обслуживания, периодичность обслуживания, режим обслуживания, место и способ предоставления информации. Виды информационных продуктов и услуг по каждому признаку. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3. Проблема классификации информационных продуктов и услуг. Тема 5. Субъекты информационного рынка. Пользователь информации как субъект информационного рынка. Основные группы пользователей информации. Представления о «своих» и «сторонних» пользователях. Активность спроса и платежеспособность. Производители информационных продуктов и услуг. Аспекты их характеристики: профиль основной деятельности, форма собственности, сфера/уровень влияния, отраслевая/тематическая специализация, численность сотрудников, период работы на информационном рынке. Организации, предоставляющие информационные продукты и услуги, и основные направления их деятельности. Тема 6. Маркетинговые исследования информационного рынка. Значение изучения информационного рынка. Основные этапы маркетингового исследования. Цели исследования: описательные, поисковые, экспериментальные. Отбор источников информации, первичные и вторичные данные. Сбор информации. Досье. Анализ собранной информации. Представление результатов исследования. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. Изучение информационного рынка. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. Составление фирменного досье. Тема 7. Информационные потребности. Классификация информационных потребностей: Общественные, коллективные и индивидуальные потребности. Признаки информационных потребностей, значимые для обслуживания: тематика, характер требующейся информации, время возникновения и период действия потребностей, профильность, выгоды, искомые пользователями. Информационно-коммуникационная деятельность пользователя, основные фазы: предкоммуникационная, коммуникационная, посткоммуникационная. Необходимость изучения информационных потребностей. Пути выявления информационных потребностей в библиотеках, являющихся самостоятельными учреждениями. Процесс уточнения индивидуального запроса. Выявление информационных потребностей в службах информации и библиотеках - структурных подразделениях учреждений. Рубрикатор информационных потребностей. Приемы работы с неопределенными запросами. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3. Составление рубрикатора информационных потребностей. Раздел 3. Производство информационных продуктов и услуг. Тема 8. Документальные услуги. Виды документальных услуг: обеспечение доступа к изданиям на разных носителях и языках, в режиме реального времени и в режиме отложенного времени, для временного или постоянного пользования. Электронно-документальный сервис. Комфортность обслуживания. Тема 9. Библиографические продукты и услуги. Основные виды библиографических продуктов: библиографические пособия, тематические справки, библиографические и реферативные обзоры, списки цитируемой литературы. Библиографические услуги: предоставление устных справок, chat-обслуживание, ИРИ и ДОР. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4. Методика выполнения тематических справок. Тема 10. Фактографические продукты и услуги. Фактографическая информация как один из основных коммерческих продуктов на информационном рынке. Методика предоставления фактографических услуг. Основные виды фактографических продуктов. Справочные издания как наиболее распространенный вид фактографической продукции. Адресно-фирменные, биографические, статистические, ценовые справочники. Бизнес-справки: краткие, стандартные, расширенные. Тематические подборки и персональные электронные газеты как результаты пресс-клиппинга и виды фактографической продукции. Фактографические базы данных: персональные досье, картотеки образовательных услуг и др. Дайджесты: методика составления, отличие от проблемно-тематических указателей, характерные особенности, структура. Справочные web-сайты и порталы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5. Подготовка краткой бизнес-справки. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6. Подготовка фактографической базы данных. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7. Составление дайджестов. Тема 11. Консультационные услуги. Понятие «консультационные услуги». Значение консультационного обслуживания. Технология оказания консультационных услуг. Преимущества совместного поиска. Chat-обслуживание, два уровня его реализации. Консультационные услуги по поиску в Интернете. «Навигатор российского Интернета» и другие пособия. Справочные сайты. Консультационные услуги как средство повышения информационной культуры. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8. Консультационные услуги в библиотеке. Тема 12. Исследовательские услуги и продукты. Информационное исследование как услуга. Основные формы исследовательских услуг: предоставление аналитических обзоров и обзорных справок, библиографические исследования, патентные исследования, маркетинговые исследования, спичрайтерство, коммуникативный аудит и др. Результаты информационных исследований как аналитические продукты. Тема 13. Аналитические обзоры и обзорные справки. Аналитические обзоры как результаты информационных исследований. Классификация аналитических обзоров: по целевому назначению, по охвату документов, по способу распространения. «Готовые» аналитические продукты. Структура обзора. Методика написания аналитических обзоров: основные этапы и требования. Отличительные черты обзорных справок. Тема 14. Библиографические исследования. Понятие библиографического исследования. Методика проведения библиографических исследований. Отчеты о библиографических исследованиях, их отличия от аналитических обзоров. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9. Подготовка отчета о результатах библиографического исследования. Тема 15. Патентные исследования. Специфика патентных исследований. Основной круг источников. Регламент поиска. Отчет о патентных исследованиях, его структура. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10. Информационное сопровождение патентных исследований. Тема 16. Маркетинговые исследования. Понятие «маркетинговое исследование». Роль библиотек и служб информации в его проведении. Этапы маркетингового исследования: постановка целей, отбор источников информации, сбор и анализ информации, подготовка отчета. Структура отчета о маркетинговом исследовании. Тема 17. Доклады для руководителей как результат спичрайтерства. Понятие спичрайтерства. Тексты устных выступлений и докладов как результаты спичрайтерства, их специфика. Учет особенностей устной речи в процессе подготовки текстов выступлений. Психологическая компетентность как одно из необходимых качеств спичрайтера. Доклады для вышестоящих органов. Методика их подготовки. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11. Подготовка текстов устных выступлений. Тема 18. Коммуникативный аудит. Понятие «коммуникативный аудит». Методика проведения коммуникативного аудита: анализ внешнего, исходящего и внутреннего информационных потоков, сопоставление результатов. Проведение коммуникативного аудита как необходимое условие информационной открытости организации. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12. Методика проведения коммуникативного аудита. Тема 19. Комплексные информационные мероприятия. Комплексные информационные мероприятия как новостные услуги. Основные виды комплексных информационных мероприятий: выставки, презентации, ярмарки, конференции, бизнес-семинары, круглые столы, дни информации, дни специалиста и др. Функции комплексных информационных мероприятий. Атрибуты публичных мероприятий. Этапы организации комплексных информационных мероприятий: подготовка, проведение, подведение итогов, оценка эффективности. Тема 20. Качество информационных продуктов и услуг. Система качества как подсистема управления. Принципиальные основы системы качества. Условия обеспечения качества информационной продукции. Требования к информационному обслуживанию. Специфика критериев оценки: субъективность оценок пользователей, невозможность установления нормативов времени. Стандарты и регламентирующая документация как основа повышения качества информационной продукции. Раздел 4. Маркетинг информационных продуктов и услуг. Тема 21. Разработка товарной номенклатуры. Ассортиментные группы информационных продуктов и услуг. Товарная номенклатура и ее свойства: широта, насыщенность, глубина, гармоничность. Специфика разработки номенклатуры информационных услуг. Жизненный цикл товара: этап разработки товара и выведение его на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. Совершенствование товаров и услуг. Подготовьте перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых одним из информационных учреждений региона. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13. Составление товарной номенклатуры информационных продуктов и услуг. Тема 22. Стоимость информационных продуктов и услуг. Проблемы оценки стоимости информационной продукции. Ценовая дискриминация. Платность и бесплатность услуг: основные противоречия. Формирование цен на информационную продукцию: определение целей ценовой политики, определение спроса (виды спроса, эластичность), оценка издержек, анализ предложения и цен конкурентов, выбор метода ценообразования, принятие решения об окончательном уровне цены. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14. Формирование цен на информационную продукцию. Тема 23. Продвижение информационных продуктов и услуг. Понятие продвижения информационных продуктов и услуг. Источники маркетинговых сообщений. Сущность прямого маркетинга. Разработка коммуникационной стратегии: комплексная оценка ситуации; определение цели и задач обращения к целевой аудитории; выбор целевой аудитории; выбор маркетинговых коммуникаций-микс и средств передачи маркетинговых обращений; разработка идеи маркетинговых обращений и ее фиксация в соответствующих документах; разработка и утверждение бюджета; анализ результатов. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15. Продвижение информационной продукции. 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Раздел 1. Информационное обслуживание как сервисная деятельность. Тема 1. Теоретические основы сервисной деятельности. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Проведите сравнительный анализ терминов «сервис», «сервисная деятельность», «услуга», закрепленных в словарях, стандартах, а также используемых различными исследователями. Тема 2. Эволюция информационного сервиса. Контрольные вопросы: 1. Какое влияние оказало на информационное обслуживание развитие информационных технологий в конце XX в.? 2.В чем проявляется интеллектуализация результатов обслуживания? 3. Можно ли отождествлять понятия «информационное обслуживание» и «информационный сервис»? Почему? Задание для самостоятельной работы: Выявите источники, посвященные общим вопросам информационного и библиотечного сервиса, составьте библиографический список. Тема 3. Информация как товар. Контрольные вопросы:
4. Какие механизмы снижения потребительских рисков вам известны? Задание для самостоятельной работы: Распределите приведенный ниже список на 3 группы: информационные продукты, информационные услуги, неинформационные продукты и услуги (адресная библиографическая справка, реферат, организация тематического вечера, аналитическая справка, подготовка доклада для руководителя, газета, фактографическая база данных, сканер, консультация при покупке вычислительной техники, справочник, подготовка библиографического списка, новостная строка, ксерокопирование, предоставление книги в читальном зале, бумага, предоставление компьютера для работы, редактирование библиографического списка, статья). Раздел 2. Рынок информационных продуктов и услуг. Тема 4. Виды информационных продуктов и услуг. Контрольные вопросы:
3. Перечислите основные аспекты характеристики информационных продуктов и услуг. Задание для самостоятельной работы: Проведите сравнительный анализ нескольких классификаций ИПУ. Тема 5. Субъекты информационного рынка. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Дайте характеристику одного из производителей информационной продукции Тамбовской области по схеме: наименование, форма собственности, сфера влияния, год создания, численность сотрудников, направления деятельности. Тема 6. Маркетинговые исследования информационного рынка. Контрольные вопросы: 1. Обоснуйте необходимость изучения информационными учреждениями «своего» рынка. 2. Перечислите основные этапы маркетингового исследования информационного рынка. 3. Что понимают под первичными и вторичными данными в маркетинге? Задание для самостоятельной работы: На основе информации, размещенной в сети Интернет, подготовьте досье одной из российских организаций информационной сферы. Тема 7. Информационные потребности. Контрольные вопросы: 1. Дайте перечень признаков информационных потребностей, значимых для обслуживания. 2. Где и с какой целью обычно используется рубрикатор информационных потребностей? Задание для самостоятельной работы: Подготовьте рубрикатор информационных потребностей для преподавателей специальных дисциплин специальности «Документоведение и ДОУ». Раздел 3. Производство информационных продуктов и услуг. Тема 8. Документальные услуги. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Сравните два вида услуг: межбиблиотечный абонемент и электронную доставку документов. Тема 9. Библиографические продукты и услуги. Контрольные вопросы:
3. Чем различаются ИРИ и ДОР? Задание для самостоятельной работы: Подготовьте тематическую библиографическую справку по теме курсовой работы. Тема 10. Фактографические продукты и услуги. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте дайджест по выбранной теме. Тема 11. Консультационные услуги. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте пользовательскую инструкцию для работы с каталогами библиотеки. Тема 12. Исследовательские услуги и продукты. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте библиографический список по теме «Исследовательские продукты и услуги». Тема 13. Аналитические обзоры и обзорные справки. Контрольные вопросы: 1.Дайте определение обзора. 2.Какие виды аналитических обзоров по целевому назначению вы знаете? 3.Что такое обзорная справка? Задание для самостоятельной работы: Подготовьте обзорную справку по выбранной теме. Тема 14. Библиографические исследования. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте отчет о библиографическом исследовании на выбранную тему. Тема 15. Патентные исследования. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Познакомьтесь с базами данных Роспатента и найдите любые два из предлагаемых товарных знаков. Тема 16. Маркетинговые исследования. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте список данных, необходимых для проведения маркетингового исследования в библиотеке. Тема 17. Доклады для руководителей как результат спичрайтерства. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте текст устного выступления перед абитуриентами на дне открытых дверей от лица директора или заведующего кафедрой. Тема 18. Коммуникативный аудит. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте отчет о результатах коммуникативного аудита. Тема 19. Комплексные информационные мероприятия. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте развернутую программу и сценарий комплексного информационного мероприятия на любую тему. Тема 20. Качество информационных продуктов и услуг. Контрольные вопросы:
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте данные для регламента на выбранный информационно-аналитический продукт или услугу. Раздел 4. Маркетинг информационных продуктов и услуг. Тема 21. Разработка товарной номенклатуры. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте свойства товарной номенклатуры. 2. Какое условие при подготовке товарной номенклатуры необходимо соблюдать для того, чтобы занимать прочную рыночную позицию? 3. Какие ассортиментные группы могут входить в товарную номенклатуру информационных продуктов и услуг? Задание для самостоятельной работы: Подготовьте товарную номенклатуру, включив типовой перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых информационными учреждениями региона. Тема 22. Стоимость информационных продуктов и услуг. Контрольные вопросы:
Задания для самостоятельной работы: 1. В подготовленной в процессе выполнения предыдущего задания товарной номенклатуре информационных продуктов и услуг выделите платные и бесплатные и путем анализа прайс-листов (прейскурантов) нескольких библиотек и информационных служб разного уровня, установите диапазон цен на каждую платную услугу и продукт. 2. Установите цены на несколько наиболее распространенных информационных продуктов и услуг, используя метод издержек. Сравните результатами с ценами, выявленными в процессе выполнения задания №1, и сделайте вывод об их рентабельности. Тема 23. Продвижение информационных продуктов и услуг. Контрольные вопросы: 1. Дайте определения понятиям «маркетинговые коммуникации», «продвижение», «брэндинг». 2. Что является источниками незапланированных маркетинговых сообщений? 3. Какие условия необходимы для формирования брэнда? 4. Назовите основные способы продвижения товара. 5. Какие виды рекламы вам известны? 6. Какие виды рекламы удобнее использовать в библиотеке? 7. Что относят к средствам PR в библиотеке? 8. Каким образом информационное учреждение может использовать средства прямого маркетинга и стимулирования сбыта? Задание для самостоятельной работы: Подготовьте флаер, рекламирующий конкретную информационную услугу или продукт. 4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
|
Основная образовательная программа 2013 г. Содержание образовательной... Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа | Основная образовательная программа 2012 г. Содержание образовательной... Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа | ||
Рабочая программа по дисциплине «Информационно-аналитические технологии... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 1 Термины и определения Клиенту круглосуточно 7 дней в неделю предоставляются услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной... | ||
Цены на информационно-консультационные услуги коц «Профессионал» (ип сафьянова Л. Р.) Курсовая работа типовая до 45 страниц (экономические, гуманитарные, юридические дисциплины) | Министерство образования Оренбургской области Чакак Е. В Информационно-аналитические материалы по развитию волонтерства на территории Александровского района | ||
Информационно- аналитические сведения Уставом муниципальное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского района Республики Татарстан | I. Информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении Особенности образовательного учреждения и контингент обучающихся школы на 2012/2013 учебный год | ||
1. информационно-аналитические сведения ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-аналитические данные о реализации образовательной программы за 2012– 2013 учебный год | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина в. 1 «Информационно-коммуникационные... Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий... | Высшего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №3 от 15 марта... | ||
I. рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины «Информационно-справочные системы и программы» являются приобретение студентами базовых теоретических знаний... | I. рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины «Информационно-справочные системы и программы» являются приобретение студентами базовых теоретических знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины Аналитическая химия (наименование дисциплины... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-образовательные продукты участников конкурсов педагогического мастерства |