Утверждено





Скачать 164.07 Kb.
НазваниеУтверждено
Дата публикации04.05.2015
Размер164.07 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бычиха

Хабаровского муниципального района Хабаровского края

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

№ ____ от «____» ___________ 2014 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Компьютерная графика»

для учащихся 10-11 классов

Составитель:

Алферова С.Г.,

учитель информатики

2014

Пояснительная записка

В жизни современного человека информация играет огромную роль. И наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. Это – исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ.

Компьютерная графика – это сравнительно молодая дисциплина. Ее появлению способствовало развитие компьютерной техники на рубеже 80-х и 90-х годов. В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства, к которым можно отнести художников-оформителей, дизайнеров, архитекторов, обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей – все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются только на ознакомительном уровне – в этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому очевидна необходимость изучения графических программ: растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Элективный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

При составлении программы элективного курса «Компьютерная графика» за основу взята программа Л.А. Залоговой. Проведена адаптация программы с учетом перехода школ России на свободное программное обеспечение.

При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программу Inkscape, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Курс «Компьютерная графика» – элективный курс для учащихся профильных классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение базового курса информатики. Курс рассчитан на 68 учебных часов (один час в неделю, два года обучения).

Основное внимание в элективном курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области обработки изображений и вёрстки документов. Например, ретушировать фотографии, делать фотомонтажи, выполнять цветокоррекцию и другую предпечатную подготовку. Главная особенность данного курса заключается в том, что учащиеся научатся решать почти все распространённые базовые задачи, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру, специалисту по рекламе.

Данный элективный курс «Компьютерная графика» способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

Цели изучения курса

Основной целью изучения элективного курса "Компьютерная графика" является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений; профориентация учащихся.

Цели и задачи курса:

Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • Особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

  • Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

  • Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

  • Методы сжатия графических файлов;

  • Проблемы преобразования графических файлов;

  • Назначение и функции различных графических программ.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

  • Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape), а именно:

    • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

    • Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);

    • Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;

    • Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

    • Работать с контурами объектов;

    • Создавать рисунки из кривых;

    • Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;

    • Получать объемные изображения;

    • Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);

    • Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории.

  • Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:

    • Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

    • Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

    • Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

    • Сохранять выделенные области для последующего использования;

    • Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)

    • Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

    • Применять к тексту различные эффекты;

    • Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

    • Ретушировать фотографии;

    • Выполнять обмен файлами между графическими программами.

  • Создавать анимированные картинки с помощью Gimp.

  • Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ.

  • Выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ

  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач

  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;

  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Образовательные результаты

В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

    • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

    • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

    • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

    • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

    • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

    • методы сжатия графических данных;

    • проблемы преобразования форматов графических файлов;

    • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

    1. Редактировать изображения в растровом графическом редакторе (Gimp):

    • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.);

    • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

    • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

    • сохранять выделенные области для последующего использования;

    • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

    • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

    • применять к тексту различные эффекты;

    • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

    • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

    • ретушировать фотографии;

    1. Создавать и редактировать анимированные изображения в программе Gimp;

    2. В векторных редакторах Inkscape

    • Настраивать интерфейс программы

    • Создавать, упорядочивать и редактировать объекты;

    • Пользоваться вспомогательными средствами. Такими как: направляющие, сетка, прилипание;

    • Формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

    • Применять различные графические эффекты;

    • Закрашивать рисунки;

    • Работать с текстом;

    • Работать с растровыми изображениями;

    • Самостоятельно создавать иллюстрации и дизайн-макеты.

    1. Выполнять обмен файлами между графическими программами.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:

  1. защитить реферат, доклад;

  2. представить свои разработки визиток, реклам, открыток;

  3. представить реставрированные и обработанные фотографии;

  4. представить коллажи;

  5. представить мультимедиа-презентацию;

  6. представить созданные изображения на Web-странице;

  7. оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.

Основной результат обучения – понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программах Gimp, Inkscape.

Межпредметные связи

Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.

Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

  • Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений. Форматы графических файлов;

  • особенности работы с изображениями в растровых программах (Растровый редактор Gimp);

  • методы создания иллюстраций в векторных программах (Векторные графические редакторы Inkscape).

Календарно-тематический план

10 класс

п/п

Дата

Тема

план

факт









Основные виды графики

















Цвет в компьютерной графике









Форматы графических файлов









Практическая работа 1. Введение в программу Inkscape

















Практическая работа 2. Основы работы с объектами

































Практическая работа 3. Закраска рисунков (начало)

































Практическая работа 4. Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы

































Практическая работа 5. Создание рисунков из кривых

































Практическая работа 6. Методы упорядочения и объединения объектов

















Практическая работа 7. Эффект объема

















Практическая работа 8. Эффект перетекания

































Практическая работа 9. Работа с текстом

















Практическая работа 10. Сохранение и загрузка изображений в Inkscape









11 класс

п/п

Дата

Тема

план

факт









Практическая работа 1. Введение в программу Gimp

















Практическая работа 2. Работа с выделенными областями

































Практическая работа 3. Маски и каналы

















Практическая работа 4. Создание коллажа. Основы работы со слоями

































Практическая работа 5. Рисование и раскрашивание

















Практическая работа 6. Работа со слоями (окончание)

















Практическая работа 7. Основы коррекции тона

















Практическая работа 8. Основы коррекции цвета

















Практическая работа 9. Ретуширование фотографий

















Практическая работа 10. Работа с контурами

















Практическая работа 11. Обмен данными между графическими программами

















Зачётная работа

















Защита проектов

















Создание собственных проектов

























Список литературы

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  3. Жексенаев А.Г. Основы работы в графическом редакторе Gimp: Томск, 2007

  4. Ю.П. Немчанинова. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва, 2008

  5. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск