Введение Часть I. Персонал как объект управления





НазваниеВведение Часть I. Персонал как объект управления
страница1/38
Дата публикации21.08.2013
Размер6.85 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Управление персоналом. Учебное пособие/Под ред. Б. Ю. Сербиновского и С. И. Самыгина. М.: «Издательство Приор», 1999 - 432 с. ISBN 5- 7990-0309-8

В учебном пособии, подготовленном учеными — членами Меж­дународной Академии науки и практики организации производства, рассматривается подсистема управления персоналом, поведение че­ловека в организации, управление трудовой деятельностью, органи­зация работы с персоналом, деловое общение.

Пособие подготовлено в соответствии с Государственным обра­зовательным стандартом и может быть полезно для студентов и аспи­рантов, изучающих проблемы управления персоналом организации, а также руководителей разных уровней и специалистов предприятий и организаций.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ....................................................................................

Часть I. Персонал как объект управления....................................

Глава |. Место и роль управления персоналом

в системе управления предприятием...........................................

Глава 2. Поведение человека в организации....................................

Глава 3- Типология темперамента и характера.................................

Глава 4. Теория личностных качеств..................................................

Глава 5. Теория стиля руководства.....................................................

Глава 6. Ситуационный подход в управлении людьми...................

Глава 7. Целевой подход в управлении людьми...............................

Глава 8. Функциональный подход в управлении людьми...............

Часть П. Организация и управление трудом.................................

Глава 1. Планирование трудовых ресурсов........................................

Глава 2. Содержание труда персонала...............................................

Глава 3. Трудовой потенциал человека.............................................

Глава 4. Организация труда персонала..............................................

Глава 5- Мотивация трудовой деятельности......................................

Глава 6. Оплата и стимулирование труда..........................................

Глава 7. Социально-трудовые отношения

и социальное партнерство.............................................................

Часть III. Организация работы с персоналом...............................

Глава I. Кадровая служба предприятия.............................................

Глава 2- Обеспечивающие подсистемы

службы управления персоналом...................................................

Глава 3. Набор и отбор персонала......................................................

Глава 4. Планирование карьеры, развитие

и аттестация персонала..................................................................

Глава 5- Самоорганизация работника (руководителя) .....................

Глава 6. Методы активизации персонала............'..............................

Глава 7. Кадровый аудит в антикризисном управлении фирмой...

Часть IV. Деловое общение..........................................................

Глава 1. Управленческое общение.......................................................

Глава 2. Письменные формы общения..............................................,

Глава 3. Деловой разговор....................................................................

Глава 4. Совещание...............................................................................

Глава 5. Деловые переговоры...............................................................

Глава 6. Социализация работника.......................................................

Глава 7. Управление конфликтом........................................................

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике связан с изменением всей системы управления, с уходом от принципов бюрократического административ­но-командного руководства, подразумевающих беспрекословное подчи­нение нижних уровней управления верхним, нейтрализацию горизонталь­ных форм связи, ориентацию на власть, приказ, контроль, а не на мо­тивацию, к системе современного менеджмента, объектом управления которого становится, во-первых, организация (предприятие), во-вторых, процесс управления как явление, берущее начало от человека, его по­требностей и целей.

Современный менеджмент органически включает в себя управление персоналом как гибкой и динамичной организационной системой, спо­собной самостоятельно и быстро реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции, меняющиеся внешнюю и внутреннюю среды.

Управление персоналом — сложное социально-экономическое, ин­формационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, сталкивающийся со сменой состояний, качеств объекта управления.

Менеджмент персонала включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия на человека, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий. Он характери­зуется определенными тенденциями развития, которые можно рассмат­ривать с двух точек зрения.

Во-первых, это объективные тенденции, тормозящие или ускоряю­щие развитие, которые необходимо своевременно выявлять и учитывать в процессе управления. Поэтому менеджмент персонала характеризуется определенным потенциалом, т.е. совокупностью возможностей и объемом применяемых трудовых ресурсов, их структурой и уровнем использования.

Во-вторых, менеджмент персонала — часть культуры организации. Он базируется на системе ценностей, носителями которых являются люди, работающие в организации.

Главная задача управления персоналом — эффективное использова­ние работника, обладающего знаниями, опытом, личными качествами и свойствами, а также информацией и производительной силой.

Управление персоналом, нацеленное на самосовершенствование, обеспечивает расширение возможностей предприятия. И наоборот, если руководитель организации и его подчиненные сегодня умеют делать толь­ко то, что делали вчера, то завтра, возможно, позиции предприятия на рынке будут утрачены.

Менеджмент персонала формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности, поэтому его задача — расширение воз­можностей персонала, содействие его развитию, обучению и росту, включая продвижение сотрудников на основе системы планирования и развития карьеры.

Управление персоналом призвано обеспечить эффективное взаимо­действие человека и организации. Менеджер, налаживая это взаимодей­ствие, должен знать и постоянно отслеживать характеристики личности, которые определяют поведение человека в организации, и параметры окружающей среды, влияющие на включение человека в деятельность организации, а также уметь применять методы эффективного управления людьми.

Современный менеджмент персонала призван превращать достиже­ния науки управления и научно-технического прогресса в производитель­ную силу, опирается на информационные технологии, способствующие наращиванию информационного потенциала работников, инициирую­щие творчество и инновационные процессы.

Содержание предлагаемого учебного пособия определяется Го­сударственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, для специальностей «Экономика и управление», «Менеджмент», «Мировая экономика», «Коммерция», «Информационные системы в экономике», «Исследование операций в экономике».

В пособии рассматриваются основы психологии трудовых отноше­ний, теории управления людьми, организации трудовой деятельности, общения и адаптации персонала. Большое место отводится вопросам кад­рового, информационного, технического и правового обеспечения сис­темы управления персоналом, организации и функционирования служ­бы управления персоналом.

Учебное пособие направлено на развитие навыков управления пер­соналом. В его разделы и главы включен материал (задания, деловые игры, ситуации, тесты), который поможет обучаемому овладеть методами уп­равления и сформировать собственный стиль. Основной акцент сделан на развитие у обучаемого стремления к самоанализу и самосовершенствова­нию, приобретение и закрепление практических навыков управления людьми и общения в коллективе.

Для успешной работы с материалами учебного пособия обучаемому рекомендуется выбрать себе партнера, который готов изучить курс управ­ления персоналом. Ваш партнер одновременно должен стать вашим оппо­нентом, который критически будет анализировать выполняемые задания, концепции, взгляды. У вас появится уникальная возможность доказывать свою правоту и убеждать партнера в разумности принятых решений и планируемых шагов.

Другой прием, способствующий приобретению практических навы­ков, заключается в следующем. Мы предлагаем обучаемому, выполняя учебные задания, применить свои знания к управлению персоналом

фирмы, в которой он трудится. Если обучаемый не работает, то следует мысленно создать и описать фирму-легенду, занимающуюся той хозяй­ственной деятельностью, которую вы достаточно хорошо себе представ­ляете или информация о которой для вас доступна.

Все задания, которые предлагаются в учебном пособии, желательно выполнять в виде доклада, инструкции, пояснительной записки в пись­менной форме и использовать в практике управления фирмой с целью совершенствования отдельных подсистем управления.

Предлагаемый материал и серия заданий потребуют от вас вдумчи­вого отношения к предмету и формирования собственной концепции, взглядов, стиля управления персоналом, которые, мы надеемся, будут совершенствоваться не только от задания к заданию, но и в вашей прак­тике работы в коллективе и управления людьми. Самосовершенствование и творческий рост — залог ваших успехов в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом: Б.Ю.Сербиновский (Введение, Ч. I — гл. 1,3-8; Ч.П - гл. 1-7, Ч. III — гл. 1-7), М.И. Бухалков (Ч. II - гл. 1-6), В.Н.Крутько (Ч.1П - гл. 7), Н.М.Кузьмина (Ч.П - гл.1,3), В. Ф Лазовский (Ч.Ш - гл. 7), В.Н .Гарькуша (Ч.Ш -гл.5,6), В.Н. Резанова (Ч.П - гл.7), В.Б. Родинов (4.1 - гл. 4,5), С.И.Самыгин (4.1 — гл. 2,3), Л.Д.Столяренко (4.1 — гл.2,3)

ЧАСТЬ I

ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 1

МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Персонал является основным ресурсом предприятия, состоящим из отдельных работников, объединенных определенным образом и целенап­равленно действующих для достижения целей предприятия и личных целей каждого работника. Вместе с тем, персонал осуществляет все дей­ствия, направленные на выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. Он использует материальные, финансовые и информационные ресурсы. Технические средства по сути призваны увеличить производ­ственные возможности людей. Поэтому именно персонал является объек­том управления производственной системы.

Однако людьми управляют люди — руководители, менеджеры, ко­торые являются особой частью персонала. От их умения руководить, на­ходить правильные решения и воплощать их в жизнь в большой степени зависит успех организации. Таким образом часть людей в организации выступают как субъекты управления. Изменяя уровень, на котором рас­сматривается система и процесс управления, мы легко обнаруживаем, что в разные моменты времени одни и те же люди являются объектом или субъектом управления. По сути, каждый работник, включенный в произ­водственную систему, чем-нибудь или кем-нибудь управляет. Поэтому вопросы управления персоналом затрагивают все подсистемы организа­ции, а деятельность системы управления персоналом, как управления в целом, распространяется на каждого работника.

Работник являет собой личность, крепко связанную господствующими общественными нормами поведения, обладающую своими индивидуальными чертами, входящую в некоторое количество внешних социальных групп и обученную конкретным профессиональным навыкам. Существуют опреде­ленные пределы способности организации направлять его поведение или воздействовать на него. По этой причине одно из самых важных воздей­ствий, которые организация может использовать, состоит в ее свободе при использовании людей для выполнения производственных задач со­образно индивидуальным особенностям, которые они привносят с собой в организацию.

При изложении учебного материала мы не делаем различий между понятиями «предприятие» и «организация», подразумевая, что орга­низация — это группа людей, организованных определенным образом для достижения общих целей и ведущих себя определенным образом. Эти люди не инструменты и не машины. У них есть чувства, надежды, опасе­ния. Они ощущают недомогание, голод, гнев, безысходность, счастье, грусть. Поведение людей обусловливается целым рядом воздействий.

которые восходят к моменту их рождения. Поведение людей в организа­ции есть результирующая всех этих воздействий.

Чтобы объяснить поведение человека в организации, следует по­нять, почему он совершает определенное действие определенным об­разом, а не как— либо иначе и другим способом. Многие факторы воздей­ствуют на его поведение. Одни из воздействий осознаются человеком, другие — нет; одни рациональны, а другие иррациональны, одни согла­суются с целью организации, а другие ей противоречат. Руководителю необходимо выявить предпосылки, критерии или ориентиры, которые подчиненные используют для сведения множества возможностей к един­ственно реальному действию.

Поведение человека в организации в значительной мере определя­ется типом личности, структурой характера и взглядами, заложенными в него до того, как он пришел на предприятие. Поведение людей в орга­низации особое, так как они поставлены в организационные ситуации (т.е. принятые на работу), обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации. Организационная система (окружение) сама по себе начинает оказывать на них сильное воздействие, которое изме­няет и переориентирует тенденции их поведения.

Служащий склонен воспринимать формальное воздействие, которое «на законных основаниях» оказывают на него другие члены организации. Это общение может принимать форму приказов, передачи информации и советов, обучения. В очень значительной степени эти разнообразные формы общения могут быть намеренно организованы в определенную систему, позволяющую ввести служащего внутрь сформированной среды воздействия организации. С другой стороны, работник обычно склонен занимать не пассивную, а активную позицию по отношению к осуществ­лению целей организации. Он не просто признает цели организации, решая те вопросы, которые перед ним ставят, или исполняет получаемые распоряжения, но в большей или меньшей степени проявляет инициа­тиву, пытаясь самостоятельно отыскать способы осуществления этих целей.

В организации энергия, обеспечивающая выполнение ее задач, должна исходить из самопроизвольного вклада служащих, активно работающих ради целей организации. Попытки руководителей организации снабдить ее энергией были бы столь же эффективны, как если бы водитель вышел из автомобиля и толкал его вперед вместо того, чтобы завести двигатель. Желание сотрудников активно участвовать в осуществлении целей орга­низации и отдать ей всю свою энергию — вот что обычно понимают под высоким моральным духом.

Среда, в которой служащий оказывается, придя в организацию, есть сочетание тесно переплетенных формальных и неформальных воздействий. Положение человека в организации меняет поведение индивидуума, поскольку одни практические и ценностные предпосылки, лежащие в основе его выбора и его решения, сменяются на другие. В результате своего прихода в организацию он работает во имя иных целей и руковод­ствуется иными представлениями о том, как достичь этих целей, чем если бы он находился в какой-то другой среде. Поведение работника управля­ется и управляемо только в довольно узких пределах. Широкий комплекс воздействий в прошлом и настоящем, коренящихся вне организации и особенно вне ее формальных планов, играет свою важную роль в опре­делении реального поведения.

Выбор, который индивидуум совершит в той или иной ситуации, складывается: 1) из его навыков, знаний, характера и особенностей лич­ности в том виде, в каком они были сформированы всем предшеству­ющим жизненным опытом, и 2) из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большинстве случаев первое более важно для определения его поведения, чем второе.

Разделение труда в организации и наделение индивидуумов и групп индивидуумов конкретными обязанностями ставят служащих перед необ­ходимостью тесного общения и взаимодействия с другими служащими. Разделение труда — основа формализации системы и методов управления персоналом, но часть процессов, протекающих в организации, носит неформальный характер.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение Часть I. Персонал как объект управления iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления...
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconУчебное пособие 10 Введение 13 Часть Основы общей теории управления....
Основы процессного управления. Компоненты процессов. Идентификация и классификация процессов 31
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «кадровая политика предприятия»
Кадровая политика и планирование потребности в персонале. Кадровая политика на различных стадиях развития организации. Трудовой коллектив,...
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тем введение. Информация как стратегический объект. Признаки защищаемой информации
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconШкола как педагогическая система и объект научного управления
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconНауки о земле
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconС 13 по 20 мая 2013 года
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconРасписание летней экзамнационной сессии
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconКалендарно-тематический план по дисциплине Анатомия №
Введение в предмет. История развития анатомии как науки. Объект и методы анатомического исследовния. Плоскости, оси и основные ориентиры...
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconКонкурсы российских и международных фондов и программ
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия: табличная информационная модель, объект – свойства, объект – объект – один
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconРасписание занятий для аспирантов 1 курса по «Истории и философии науки»
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconЛекция Методологические организационно-правовые основы системы управления...
Охватывает систему 17 соглашений, составляющих "пакет вто" (перечень этих соглашений приводится в приложениях 1, 2 и 3 к Соглашению...
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconРасписание бхф на II полугодие 2012/2013 учебного года 3 курс, 6 семестр
Объект и субъект социально-гуманитарных наук. Общество как объект и предмет социально-гуманитарного познания
Введение Часть I. Персонал как объект управления iconТрудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск