Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа (МАОУ СОШ) №5 г. Томска
Разработал: учитель информатики
Зобнина Анна Александровна
Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урока-игры.
Цель данного урока – ознакомить учащихся с различными способами кодирования текста.
Цель урока:
Образовательная
Организовать совместную деятельность детей, направленную на освоение различных методов кодирования информации, их применение и выбор своего метода кодирования.
Воспитательная
Развивать умение анализировать, навыки индивидуальной и командной деятельности
Развивающая
Формирование экспертной позиции, формирование способности к самооценке и взаимооценке, формировать навыки сотрудничества.
Тип урока: комбинированный
Оборудование, материалы: проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
План урока
№
| Вид этапа
| Время (минуты)
| 1
| Организационный этап
| 4
| 2
| Введение в тему урока
| 7
| 3
| 1 тур
| 7
| 4
| 2 тур
| 8
| 5
| 3 тур
| 10
| 6
| Заключительный этап
| 5
| 7
| Выставление оценок
| 3
| 8
| Домашние задание
| 1
|
| Итого
| 45
|
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие;
Тема и цель занятия;
Объединение в группы по 4 человека, выбор командира;
Учитель: Наш сегодняшний урок пройдет в форме игры. Постарайтесь быть внимательными. От вас сегодня зависит не только ваша оценка, но и успех всей команды. Во время игры вы будете набирать и личные баллы – каждый сам для себя, и баллы командные. Команда, заработавшая 1 место по сумме набранных баллов, прибавит к своему личному счету по 3 балла; команда, занявшая 2 место, - 2 балла, третье – 1 балл. А уже по итогам личных баллов вам будут выставлены оценки за урок. На урок сегодня приглашены эксперты из 9 класса, которые будут выступать в роли жюри. Итак, начнем.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Вчера один неопытный хакер залез в мой компьютер и все в нём перемешал, и теперь вместо темы урока у меня на экране какие-то непонятные цифры. Ситуацию надо спасать.
К счастью, этот неопытный хакер случайно забыл удалить из компьютера ключ от этого шифра. Ваша задача – разгадать, что же написано в этом шифре.
15161417180509240805_120518140427_24082016140200130831_180510171800
00
| 01
| 02
| 03
| 04
| 05
| 06
| 07
| А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| Ж
| З
| 08
| 09
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| И
| Й
| К
| Л
| М
| Н
| О
| П
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| Р
| С
| Т
| У
| Ф
| Х
| Ц
| Ч
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| Ш
| Щ
| Ъ
| Ы
| Ь
| Э
| Ю
| Я
| Кто же назовет тему нашего сегодняшнего урока?
Когда угадывают на экране появляется тема урока «Простейшие методы шифрования текста».
III. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.
1 тур.
Учитель: Общество, в котором живёт человек, на протяжении своего развития имеет дело с информацией. Она накапливается, перерабатывается, хранится, передаётся (Слайд 4)
А все ли и всегда должны знать всё?
Конечно, нет.
Люди всегда стремились скрыть свои секреты. Сегодня вы познакомитесь с историей развития тайнописи, узнаете простейшие способы шифрования. У вас появится возможность расшифровать послания.
Тайнопись – криптография - является ровесницей письменности. История криптографии насчитывает не одно тысячелетие. Идея создания текстов с тайным смыслом и зашифрованными сообщениями почти так же стара, как и само искусство письма. Этому есть много свидетельств.
(Слайд 5) Один из первых и наиболее простых шифров был изобретён в древней Спарте во времена Ликурга (V век до н. э.) Для зашифровывания текста использовалась Сциталла - жезл цилиндрической формы, на который наматывалась лента из пергамента. Вдоль оси цилиндра построчно записывался текст, лента сматывалась с жезла и передавалась адресату, имеющему Сциталлу такого же диаметра. Этот способ осуществлял перестановку букв сообщения. Ключом шифра служил диаметр Сциталлы. АРИСТОТЕЛЬ придумал метод вскрытия такого шифра. Он изобрёл дешифровальное устройство «Антисциталла».
(Слайд 6) Более хитроумный способ шифрования был изобретен во II веке до нашей эры. Об истории шифра и методе кодирования вам расскажет один из экспертов (учеников 9 класса).
Доклад: Греческий писатель ПОЛИБИЙ использовал систему сигнализации, которая применялась как метод шифрования. С его помощью можно было передавать абсолютно любую информацию. Он записывал буквы алфавита в квадратную таблицу и заменял их координатами. Устойчивость этого шифра была велика. Основной причиной этого являлась возможность постоянно менять последовательность букв в квадрате.
(Слайд 7) Пример
Группам раздаются карточки с шифрами, их задача расшифровать код необходимым методом как можно быстрее и сдать работу председателям жюри.
Задания:
Меньше болтай, больше думай
3216335452166412343142112565
64123431545216641543321125 Меньше говори, больше слушай
3216335452166414341334362465
6412343154521664413143521125 Меньше говори, больше делай
3216335452166414341334362465
64123431545216641516311125 Меньше знаешь, больше спишь
3216335452166423331116525465
64123431545216644135245254 По окончанию выполнения задания группы сдают работы членам жюри, после чего жюри проверяет правильность выполнения задания и оценивает работу групп.
2 тур.
(Слайд 8) На экран выходит изображение Юлия Цезаря Учитель: Перед вами изображение одного великого человека. Кто-нибудь знает, кто это? Это великий римский император Юлий Цезарь, о нём и его вкладе в историю шифров вам подробнее расскажет следующий эксперт. Выходит сл. ученик, рассказывает о шифре и раздает новые карточки для дешифрирования.
(Слайд 9) Пример
Задания:
Пришёл, увидел, победил
Тулыио, целжзо, тсдзжло Нельзя обижать гостя
Рзоякв сдлйгхя ёсфв Опыт всему учитель
Стюх ефзпцт цълхзоя Снискать себе славу
Фрлфнгхя фздз фогец
3 тур. Способов кодирования информации можно привести много. Но есть самый известный из них – азбука Морзе, а о том, кто изобрёл этот шифр, расскажет наш следующий эксперт, дадим ему слово.
Доклад: (Слайд 10) Капитан французской армии ШАРЛЬ БАРБЬЕ разработал в 1819 году систему кодирования ecriture noctrume – ночное письмо. В системе применялись выпуклые точки и тире, недостаток системы её сложность, так как кодировались не буквы, а звуки.
ЛУИ БРАЙЛЬ усовершенствовал систему, разработал собственный шифр. Основы этой системы используются поныне.
(Слайд 11) СЭМЮЕЛЬ МОРЗЕ разработал в 1838 году систему кодирования символов с помощью точки и тире. Он же является изобретателем телеграфа (1837год) – устройства в котором использовалась эта система. Самое важное в этом изобретении – двоичный код, то есть использованием для кодирования букв только двух символов.
(Слайд 12) Пример
Эксперт рассказывает о методе шифрования азбукой Морзе и раздаёт карточки с выражениями.
Пытайтесь быть добрее •--•
-•--
-
•-
•---
-
•
•••
-••-
| -•••
-•--
-
-••-
| -••
---
-•••
•-•
•
•
|
Добро побеждает зло -••
---
-•••
•-•
---
| •--•
---
-•••
•
•••-
-••
•-
•
-
| --••
•-••
---
|
Люби ближнего своего •-••
••--
-•••
••
| -•••
•-••
••
•••-
-•
•
--•
| •••
•--
---
•
--•
---
| Повторенье – мать ученья •--•
---
•--
-
---
•-•
•
-•
-••-
•
| --
•-
-
-••-
| ••-
---•
•
-•
-••-
•-•-
| «Запасной» шифр. Поскольку у нас еще есть немного времени, я дам вам еще одно, последнее задание – это тайнопись в России. Да, да в России тоже увлекались шифрованием информации, но и методы были особыми, вот пример, сообщение на тарабарском языке: (Слайд 13) Пример IV. Заключительный этапУчитель: А теперь давайте подведём итоги урока. Пока жюри подсчитывает баллы давайте скажем своё мнение, чем вам понравился такой тип урока? Что вам больше всего запомнилось в ходе урока? О каких шифрах вы сегодня узнали? Где мы можем применять шифрование информации в своей повседневной жизни? Какой шифр вы будете использовать? Теперь дадим слово жюри. Председатель жюри говорит о том, как ребята справились с заданиями и кто набрал больше всего баллов. По результатам выставляются оценки. 5 = 12 и более баллов; 4 = 10 и более баллов; 3 = 7 и более баллов. Учитель: Молодцы ребята, домашним задание для вас: придумать свой метод шифрования и зашифровать известное стихотворение А.С.Пушкина « Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил» Список литературы: Журнал «Информатика. Все для учителя», выпуск 10, 2011г – М.:Основа (с. 25-27);
Социальная сеть работников образования nsportal.ru; внеклассное мероприятие по информатике на тему «Простейшие методы шифрования текста»; опубликовано 16.11.2011 - 20:12 - Семeнова Е.Ю.
|