Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок





Скачать 112.61 Kb.
НазваниеЗобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок
Дата публикации26.08.2013
Размер112.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок






Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа (МАОУ СОШ) №5 г. Томска


Разработал: учитель информатики

Зобнина Анна Александровна






Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урока-игры.

Цель данного урока – ознакомить учащихся с различными способами кодирования текста.

Цель урока:

Образовательная

Организовать совместную деятельность детей, направленную на освоение различных методов кодирования информации, их применение и выбор своего метода кодирования.

Воспитательная

Развивать умение анализировать, навыки индивидуальной и командной деятельности

Развивающая

Формирование экспертной позиции, формирование способности к самооценке и взаимооценке, формировать навыки сотрудничества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование, материалы: проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

План урока



Вид этапа

Время (минуты)

1

Организационный этап

4

2

Введение в тему урока

7

3

1 тур

7

4

2 тур

8

5

3 тур

10

6

Заключительный этап

5

7

Выставление оценок

3

8

Домашние задание

1




Итого

45



Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие;

  • Тема и цель занятия;

  • Объединение в группы по 4 человека, выбор командира;

Учитель: Наш сегодняшний урок пройдет в форме игры. Постарайтесь быть внимательными. От вас сегодня зависит не только ваша оценка, но и успех всей команды. Во время игры вы будете набирать и личные баллы – каждый сам для себя, и баллы командные. Команда, заработавшая 1 место по сумме набранных баллов, прибавит к своему личному счету по 3 балла; команда, занявшая 2 место, - 2 балла, третье – 1 балл. А уже по итогам личных баллов вам будут выставлены оценки за урок. На урок сегодня приглашены эксперты из 9 класса, которые будут выступать в роли жюри. Итак, начнем.

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вчера один неопытный хакер залез в мой компьютер и все в нём перемешал, и теперь вместо темы урока у меня на экране какие-то непонятные цифры. Ситуацию надо спасать.

К счастью, этот неопытный хакер случайно забыл удалить из компьютера ключ от этого шифра. Ваша задача – разгадать, что же написано в этом шифре.

15161417180509240805_120518140427_24082016140200130831_180510171800


00

01

02

03

04

05

06

07

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

08

09

10

11

12

13

14

15

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

16

17

18

19

20

21

22

23

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

24

25

26

27

28

29

30

31

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Кто же назовет тему нашего сегодняшнего урока?

Когда угадывают на экране появляется тема урока «Простейшие методы шифрования текста».




III. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

1 тур.

Учитель: Общество, в котором живёт человек, на протяжении своего развития имеет дело с информацией. Она накапливается, перерабатывается, хранится, передаётся (Слайд 4)

А все ли и всегда должны знать всё?

Конечно, нет.

Люди всегда стремились скрыть свои секреты. Сегодня вы познакомитесь с историей развития тайнописи, узнаете простейшие способы шифрования. У вас появится возможность расшифровать послания.

Тайнопись – криптография - является ровесницей письменности. История криптографии насчитывает не одно тысячелетие. Идея создания текстов с тайным смыслом и зашифрованными сообщениями почти так же стара, как и само искусство письма. Этому есть много свидетельств.

(Слайд 5) Один из первых и наиболее простых шифров был изобретён в древней Спарте во времена Ликурга (V век до н. э.) Для зашифровывания текста использовалась Сциталла - жезл цилиндрической формы, на который наматывалась лента из пергамента. Вдоль оси цилиндра построчно записывался текст, лента сматывалась с жезла и передавалась адресату, имеющему Сциталлу такого же диаметра. Этот способ осуществлял перестановку букв сообщения. Ключом шифра служил диаметр Сциталлы. АРИСТОТЕЛЬ придумал метод вскрытия такого шифра. Он изобрёл дешифровальное устройство «Антисциталла».

(Слайд 6) Более хитроумный способ шифрования был изобретен во II веке до нашей эры. Об истории шифра и методе кодирования вам расскажет один из экспертов (учеников 9 класса).

Доклад: Греческий писатель ПОЛИБИЙ использовал систему сигнализации, которая применялась как метод шифрования. С его помощью можно было передавать абсолютно любую информацию. Он записывал буквы алфавита в квадратную таблицу и заменял их координатами. Устойчивость этого шифра была велика. Основной причиной этого являлась возможность постоянно менять последовательность букв в квадрате.

(Слайд 7) Пример



Группам раздаются карточки с шифрами, их задача расшифровать код необходимым методом как можно быстрее и сдать работу председателям жюри.

Задания:

Меньше болтай, больше думай

вертикальный свиток 1


3216335452166412343142112565

64123431545216641543321125
Меньше говори, больше слушай

вертикальный свиток 5


3216335452166414341334362465

6412343154521664413143521125
Меньше говори, больше делай

вертикальный свиток 4


3216335452166414341334362465

64123431545216641516311125
Меньше знаешь, больше спишь

вертикальный свиток 7


3216335452166423331116525465

64123431545216644135245254
По окончанию выполнения задания группы сдают работы членам жюри, после чего жюри проверяет правильность выполнения задания и оценивает работу групп.



2 тур.

(Слайд 8) На экран выходит изображение Юлия Цезаря
Учитель: Перед вами изображение одного великого человека. Кто-нибудь знает, кто это? Это великий римский император Юлий Цезарь, о нём и его вкладе в историю шифров вам подробнее расскажет следующий эксперт. Выходит сл. ученик, рассказывает о шифре и раздает новые карточки для дешифрирования.

(Слайд 9) Пример



Задания:

Пришёл, увидел, победил




Тулыио, целжзо, тсдзжло
Нельзя обижать гостя




Рзоякв сдлйгхя ёсфв
Опыт всему учитель




Стюх ефзпцт цълхзоя
Снискать себе славу




Фрлфнгхя фздз фогец


3 тур. Способов кодирования информации можно привести много. Но есть самый известный из них – азбука Морзе, а о том, кто изобрёл этот шифр, расскажет наш следующий эксперт, дадим ему слово.

Доклад: (Слайд 10) Капитан французской армии ШАРЛЬ БАРБЬЕ разработал в 1819 году систему кодирования ecriture noctrume – ночное письмо. В системе применялись выпуклые точки и тире, недостаток системы её сложность, так как кодировались не буквы, а звуки.

ЛУИ БРАЙЛЬ усовершенствовал систему, разработал собственный шифр. Основы этой системы используются поныне.

(Слайд 11) СЭМЮЕЛЬ МОРЗЕ разработал в 1838 году систему кодирования символов с помощью точки и тире. Он же является изобретателем телеграфа (1837год) – устройства в котором использовалась эта система. Самое важное в этом изобретении – двоичный код, то есть использованием для кодирования букв только двух символов.

(Слайд 12) Пример


Эксперт рассказывает о методе шифрования азбукой Морзе и раздаёт карточки с выражениями.


Пытайтесь быть добрее

•--•

-•--

-

•-

•---

-



•••

-••-

-•••

-•--

-

-••-

-••

---

-•••

•-•







Добро побеждает зло

-••

---

-•••

•-•

---

•--•

---

-•••



•••-

-••

•-



-

--••

•-••

---



Люби ближнего своего

•-••

••--

-•••

••

-•••

•-••

••

•••-

-•



--•

•••

•--

---



--•

---

Повторенье – мать ученья

•--•

---

•--

-

---

•-•



-•

-••-



--

•-

-

-••-

••-

---•



-•

-••-

•-•-


«Запасной» шифр. Поскольку у нас еще есть немного времени, я дам вам еще одно, последнее задание – это тайнопись в России. Да, да в России тоже увлекались шифрованием информации, но и методы были особыми, вот пример, сообщение на тарабарском языке:

(Слайд 13) Пример




IV. Заключительный этап

Учитель: А теперь давайте подведём итоги урока.

Пока жюри подсчитывает баллы давайте скажем своё мнение, чем вам понравился такой тип урока?

Что вам больше всего запомнилось в ходе урока?

О каких шифрах вы сегодня узнали?

Где мы можем применять шифрование информации в своей повседневной жизни?

Какой шифр вы будете использовать?

Теперь дадим слово жюри.
Председатель жюри говорит о том, как ребята справились с заданиями и кто набрал больше всего баллов. По результатам выставляются оценки.

5 = 12 и более баллов;

4 = 10 и более баллов;

3 = 7 и более баллов.
Учитель: Молодцы ребята, домашним задание для вас: придумать свой метод шифрования и зашифровать известное стихотворение А.С.Пушкина

«Мой первый друг, мой друг бесценный! 
И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный, 
Печальным снегом занесенный, 
Твой колокольчик огласил»
Список литературы:

  1. Журнал «Информатика. Все для учителя», выпуск 10, 2011г – М.:Основа (с. 25-27);

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru; внеклассное мероприятие по информатике на тему «Простейшие методы шифрования текста»; опубликовано 16.11.2011 - 20:12 - Семeнова Е.Ю.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию разработку урока по Японии. Цель урока, развить коммуникативные способности, умение...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconУрок математики в 6 классе. Тема
Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа»....
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconКонсультация для родителей
Уважаемые родители, вашему вниманию,я хочу представить не большой урок-консультацию, о том как рисовать гуашью и её особенности
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconСтремительный процесс информатизации системы образования открывает...
Являясь учителем начальных классов, я работаю по программе «Школа 2100» и хочу предложить Вашему вниманию электронное учебное пособие...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №33»
Известно, что основой эффективных отношений и сотрудничества является взаимный обмен информацией. Для оптимального развития совместной...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconУрок по теме Провела
Задачи: выполнить практическую работу на компьютере в графическом редакторе Paint
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconСценарий акции «Я могу предложить! Я хочу сделать!»
«Выбираем для себя», проведенная с учащимися колледжа, 3-я часть – флеш-моб на улицах Барды с агитационными плакатами, листовками...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы хотим, предложить вашему вниманию, небольшую слайд-презентацию на тему: «Авторитет родителей, его источники, прочность, умение...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconШадрунова Марина Александровна нея 2009 г. Предлагаю вашему вниманию урок
Для девятиклассника, который еще не определился с будущей профессией – это очень сложно. Поэтому на этом уроке я предлагаю учащимся...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПо дисциплине “Информационные технологии в управление”
В данной контрольной работе я хочу представить вашему вниманию тот материал который был пройден и изучен мною за этот семестр, а...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня вашему вниманию был предложен урок литературного чтения во 2 классе по теме Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconУроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты»
...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconАлександр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга...
Предлагаю вашему вниманию книгу с оригинальным подходом к стратегическому планированию, через разработку и совершенствование бизнес-модели...
Зобнина Анна Александровна Вашему вниманию я хочу предложить практическую работу по теме «Простейшие методы шифрования текста», представленную в форме урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дорогие коллеги, позвольте предложить вашему вниманию учебно-методический комплект, разработанный в нашей воскресной школе при Михаило-Архангельском...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск