Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки»





Скачать 151.35 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки»
Дата публикации28.02.2016
Размер151.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)
Социально-гуманитарный факультет

УТВЕРЖДАЮ

Директор БИ СГУ

доцент А.В.Шатилова

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ


Направление подготовки аспирантуры

44.06.01 «Образование и педагогические науки»

Профиль «Теория и методика профессионального образования»

Квалификация выпускника

Исследователь. Преподаватель-исследователь


Форма обучения

Заочная


Балашов,2014

  1. Цели освоения дисциплины

- формирование системы компетенций в области использования современных информационных технологий в научно-исследовательской деятельности;

- формирование практических навыков использования научных и образовательных ре-сурсовInternet в профессиональной деятельности педагога и исследователя.



  1. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры


Дисциплина «Информационные технологии в научном исследовании» Б1.В.ДВ.1 включена в вариативную часть модуля «Дисциплины научной специальности» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами направления подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, должны быть сформированы в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии» в ВУЗе.


  1. Компетенцииобучающегося аспирантуры, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины«Информационные технологии в научном исследовании» обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:

универсальными:

– способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

общепрофессиональными:

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).


В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

  • теоретические основы использования ИТ в науке и образовании;

  • методы получения, обработки, хранения и представления научной информации с ис- пользованием ИТ;

  • основные возможности использования ИТ в научных исследованиях;

  • основные направления использования ИТ в образовании;

  • основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий;

  • методики и технологии проведения обучения с использованием ИТ;

  • основные методы работы с ресурсами Интернет.


уметь:

  • применять современные методы и средства автоматизированного анализа и система-тизации научных данных;

  • использовать современные ИТ для подготовки традиционных и электронных учебно- методических и научных публикаций;

  • выбирать эффективные ИТ для использования в учебном процессе;

  • практически использовать научно-образовательные ресурсы Интернет в повседневной профессиональной деятельности исследователя и педагога.


владеть:

  • навыками использования информационных технологий в организации и проведении научного исследования.

  • навыками получения научных доказательств и проведения научно-исследовательских работ с использованием компьютерного моделирования;

  • навыками использования современных баз данных;

  • навыками применения мультимедийных технологий обработки и представления информации;

  • навыками работы в различных текстовых и графических редакторах.

  • навыками участия в научных и педагогических мероприятиях, проводимых с использованием режима удаленного доступа.



  1. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа

Дисциплина «Информационные технологии в научном исследовании» относится к блоку Б1.В.ДВ1 – дисциплины по выбору, всего на ее изучение отводится 144 часа (4 ч аудиторной работы(лекции) и 140 ч самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся во втором семестре.



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа




1

























2

Основные понятия: информация, информационная система, информационная технология. Поиск научной информации. Основные программные средства современных информационных технологий

2

1

72

2




70

Самостоятельное изучение материала.

Отчет по заданиям


3

Технология визуализации информации на основе векторной и растровой графики. Технологии баз данных. Информационные технологии в научных исследованиях. Информационные технологии в образовании. Сетевые информационные технологии и Интернет

2

2

72

2




70

Самостоятельное изучение материала.

Отчет по заданиям.


13

Промежуточная аттестация

2
















Зачет




Итого:







144

4




140






Содержание учебной дисциплины

Основные понятия: информация, информационная система, информационная технология. Основные понятия информации, информационной системы, информационной технологии. Особенности и свойства информационных технологий. Структура информационной технологии. Классификация информационных технологий. Особенности ИТ для науки и образования. Нормативно-правовые основы развития ИТ в России.

Поиск научной информации.Единое информационное пространство для работы исследователей.Предоставление информации о научном учреждении, направлениях исследований, результатах работы и т.д.Коллективное использование приобретаемой электронной литературы, реферативных журналов и т.п.Электронные публикации.Доступ к электронным каталогам научной библиотеки.Характеристика электронных каталогов. Перечень электронный каталогов в СГУ.Электронная доска объявлений.Виды информационных услуг в применении современных программных продуктов и технологий таких как:- базовые технологии Internet(WWW, E-mail и т.д.), - гипертекстовый язык HTML,- архитектура клиент – сервер, - использование инструментальных средств Java, CGI, JavaScript, и т.д., - SQL-ориентированные системы управления базами данных (СУБД). Информационно-справочная система. Библиотечные информационные системы, электронный каталог библиотеки, информационная система удаленного библиографического обслуживания.

Основные программные средства современных информационных технологий Прикладные программные продукты общего и специального назначения. Особенности современных технологий решения задач текстовой, табличной и графической обработки. Подготовка научных и учебно-методических материалов в текстовом редакторе. Обработка и визуализация научных данных. Оформление результатов научной и учебно-методической работы с использованием презентаций.

Технология визуализации информации на основе векторной и растровой графики. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Графические редакторы.

Технологии баз данных Основные понятия и терминология. Модели представления данных. Типы данных. Современные технологии баз и банков данных. Этапы проектирования баз данных. Примеры баз данных.

Информационные технологии в научных исследованиях Обзор информационных технологий, используемых для обработки и оформления результатов научных исследований. Организация научно-исследовательской работы. Виды научной информации и ее обработка. Использование пакета «Анализ данных». Специализированные пакеты статистической обработки научных данных. Основы прикладной статистики (вероятность, описательная статистика, гипотезы и критерии, сравнительная статистика, корреляционный и дисперсионный анализы). Интерпретация полученных результатов.

Информационные технологии в образовании Предметная область «Информационные технологии в образовании». Методические цели использования ИТ в обучении. Преимущества использования ИТ в образовании перед традиционным обучением. Направления использования информационных технологий в учебном процессе. Основные задачи информатизации образования. Тенденции развития информатизации образования. Открытое образование и дистанционное обучение. Основные технологии дистанцион-ного обучения. Организация открытого образования. Автоматизированные обучающие си-стемы (АОС). Примеры автоматизированных обучающих систем. Международные стандарты в сфере открытого образования. Учебные электронные издания. Законодательная и нормативная база. Дидактические особенности УЭИ. Структурирование УЭИ. Технологии реализации интерактивных элементов. Информационные системы контроля знаний. Типы и назначение тестов в образовании. Организация процесса тестирования. Принципы разработки тестовых заданий.

Сетевые информационные технологии и Интернет Сетевые технологии. Основные принципы организации и функционирования сетей. Интернет. История развития и современное состояние. Сервисы Интернета. Технология поиска и публикации информации. Образовательные и научные ресурсы Интернета. Сервисы совместного редактирования. Сервисы визулизацции информации



  1. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Так, помимо традиционных лекций с опорным конспектированием, используются такие формы занятий как лекция-ошибка, лекция-дискуссия и т.д.

В рамках изучения данной дисциплины реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Традиционные образовательные технологии:

– лекции.

Активные и интерактивные формы занятий:

– проблемная лекция;

– занятия в форме конференций, дискуссий;

– разработка проектов по изучаемым проблемам.

В рамках изучения данной дисциплины используются:

– мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MSPowerPoint в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным пунктам тем занятий, использование электронных пособий;

– технологии контекстного обучения: работа с текстовыми материалами, раздаточным дидактическим материалом, организация квазипрофессиональной деятельности студентов по различным темам;

– диалоговые технологии: организация групповых дискуссий, использование «мозгового штурма»;

– имитационные технологии: проведение практических занятий в форме деловых игр, «пресс-конференций»;

– модульные технологии: применение рейтинговой оценки знаний.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья учебные материалы предоставляются в доступных для них формах.Для обеспечения доступности обучения инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья учебные материалы могут быть адаптированы с учетом особых потребностей: в печатных материалах укрупнен шрифт, произведена замена текста аудиозаписью, использованы звуковые средства воспроизведения информации.



  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Пример практического задания

Тема: Текстовая информация в научных исследованиях

  1. Выберите любые 5 статей;

  2. Скопируйте их в один файл, создав таким образом сборник статей;

  3. Отредактируйте сборник в соответствии с правилами набора текста;

  4. Старайтесь выдержать единое стилевое решение сборника – создайте стили оформления для заголовков, основного текста, текста таблиц, под- писей к рисункам и т.п. (стилей должно быть не более 10, и каждый дол- жен быть обоснованно включен в список);

  5. Дополните сборник иллюстрациями (рисунками) по своему выбору;

  6. Оформите сноски на цитируемые и упоминаемые источники по одному из вариантов, предусмотренных ГОСТ Р 7.0.5.-2008;

  7. Создайте содержание сборника (используйте возможности автоматиче-ского создания оглавления);

  8. Оформите титульный лист, оборот титула, концевой титульный лист, а также список сведений об авторах;

  9. Разработайте дизайн обложки (разрешается использовать любое доступ-ное ПО).


Темы рефератов


  1. Интернет как информационно-образовательная среда современного общества.

  2. Эволюция информационных технологий.

  3. Новые технические средства для обеспечения учебного процесса.

  4. Дистанционные образовательные технологии.

  5. Электронные ресурсы для учебного процесса.

  6. Современные информационные технологии как активные формы обучения в высшем об-разовании

  7. Электронный учебник и его компоненты.

  8. Дистанционное образование (типы программ ДО, модели ДО и т.д.).

  9. Обучающие возможности мультимедиа.

  10. Статистическая обработка данных и оформление научной публикации с конвертацией оригинал-макета в переносимый формат (для публикации в Интернете).

  11. Статистическая обработка данных и подготовка мультимедийной презентации.

  12. Разработка проекта научного или учебного Web-сайта.

  13. Оформление материала лекции в мультимедийной презентации.



Перечень вопросов к зачету


  1. Понятие, классификация, преимущества и недостатки информационных технологий.

  2. Основные тенденции развития информационных технологий в сфере образования.

  3. Понятие и особенности информационного общества.

  4. Информационные технологии. Виды. Классификация.

  5. Использование информационных технологий в научной деятельно-сти.

  6. Информационная картина мира. Понятие и особенности информационного общества.

  7. Понятие «информационный ресурс», виды.

  8. Информатизация, ее основные задачи. Информационный рынок, его сектора.

  9. Использование информационных технологий в научных исследованиях.

  10. Возможности Интернет для научных исследований.

  11. Телекоммуникационные сети. Исторические этапы и задачи.

  12. Общение в Интернете. «География» Интернета.

  13. Адреса в сети Интернет. Услуги сети Интернет.

  14. Социальные опросы. Социальные сети.

  15. Источники информации. Методы поиска информации. Популярные поисковые системы: Google, Yandex, Rambler и др.

  16. Преимущества использования и недостатки поисковых систем. Метапоисковые системы.

  17. Основы информационной безопасности.

  18. Компьютерные технологии обработки текстовой информации. Текстовое оформление материалов научных исследований.

  19. Компьютерные технологии обработки табличной информации. Электронные таблицы: структура, адресация, формулы; блоки.

  20. Электронные таблицы: относительная и абсолютная адресация.

  21. Электронные таблицы: условная функция и логические выражения; построение диаграмм.

  22. Электронные презентации: создание презентации; рисунки и графические примитивы на слайдах; выбор дизайна презентации.

  23. Электронные презентации: редактирование и сортировка слайдов; использование анимации в презентациях; интерактивная презентация (переходы между слайдами, демонстрация презентации).

  24. Понятие базы данных. Системы управления базами данных. Функции СУБД.

  25. Компьютерные технологии работы с базами данных. Классификация СУБД.

  26. Базы данных научной информации. Электронные библиотеки, медиатеки и репозитарии.

  27. Визуальное представления результатов научного исследования.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

  1. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Елена Леонидовна Федотова. - Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 368 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=322029

  2. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные педагогические технологии [Электронный ресурс] / В. А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. – Электрон.данные. - М.: Дашков и К, 2011. - 320 с. - Режим доступа: http://book.ru/view/901475/.


б) дополнительная литература

  1. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : Учебник / Валентин Николаевич Гришин, Елена Евгеньевна Панфилова. - Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 416 с. Режим доступа:http://znanium.com/bookread.php?book=398912

  2. Максимов, Н. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – ил. –[Текст] / Н.В. Максимов, И.И. Попов, Т.Л. Патрыка. – : Форум, 2010. – 496 с.



Веб-сайты с электронными ресурсами:

  • eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – URL: http://www.elibrary.ru

  • ibooks.ru[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://ibooks.ru

  • Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/

  • Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru

  • Znanium.com[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com

  • Антиплагиат [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.antiplagiat.ru/index.aspx



  • Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120198.htm.

  • Качество образования и информационные технологии в образовании http://ito.edu.ru/2000/plenar/plenar27.html.

  • Действующие стандарты высшего педагогического образования http://www.mpgu.edu/umo/standart1.htm.



Единая информационная среда образовательного учреждения


Интел:

Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении
Обучающимся и научно-педагогическим работникам обеспечен доступ к наукометрическим базам данных (WebofScience, SCOPUS) и к полнотекстовым ресурсам (журналы «Вестник Московского университета» (все серии), OxfordUniversityPress, издательств Springer, Kluwer и т.д.)

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по дисциплине «Информационные технологии в научном исследовании», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов, имеется необходимая материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:

  • учебные аудитории, оборудованные комплектом мебели, доской;

  • комплект проекционного мультимедийного оборудования;

  • компьютерный класс с доступом к сети Интернет;

  • библиотека с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях;

  • оборудование для аудио- и видеозаписи;

  • офисная оргтехника.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОс учетом рекомендаций и примерной ООП ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и профилю подготовки «Теория и методика профессионального образования»

Авторы:

Канд. физ.-мат. н., доцент Талагаев Ю.В.
Канд. пед.н., доцент Сухорукова Е.В.

Программа одобрена на заседании кафедры физики и информационных технологий. Протокол № 3 от 26 ноября 2014 года.
Подписи:

Зав. кафедрой ФиИТ Сухорукова Е.В.

Декан факультета МЭИ Кертанова В.В.
Зав. отделом аспирантуры Сергадеева М.Ю.
Декан социально-гуманитарного факультета Шустова Н.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconНовые информационные и педагогические технологии
...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconМинистерство образования и науки государственное образовательное учреждение
Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”...
Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам заочной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа для студентов очной формы обучения, направление...
И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44. 06. 01...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии...
Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconНовые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе
Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины...
Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа дисциплины физика направление: 09. 03. 02 Информационные системы и технологии

Рабочая программа дисциплины информационные технологии в научном исследовании направление подготовки аспирантуры 44. 06. 01 «Образование и педагогические науки» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск