1. Автор: Марданова Лейсян Альфировна
2. Координаты автора:
Место работы – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Бирска муниципального района Бирский район, учитель информатики и ИКТ, E-mail:mbousosh3@mail.ru
Место проживания: Республика Башкортостан город Бирск улица Гагарина д.93А кв.39.
4. План-конспект урока
Тема урока «Электронные таблицы»
Цели урока:
обучающие:
Развить навыки работы в среде табличного процессора.
Развить интерес к решению задач.
Сформировать навыки самостоятельной работы.
Добиться более глубокого и прочного усвоения указанных тем.
воспитательные:
Воспитание интереса к изучаемому материалу.
Воспитание интереса к
Развитие познавательного интереса, логического мышления.
развивающие:
Развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Использование электронных таблиц при решении задач из других предметных областей
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование:
Диапроектор
Интерактивная доска
Персональные компьютеры.
Методические материалы:
Презентация Excel.pps
Презентация Достопримечательности города Уфы.pps
Файл Поездка в Уфу.xls
Файл Стоимость авиабилетов.xls
Файл Памятники архитектуры.xls
Файл Население г.Уфы.xls
Файл Демографическая ситуация.xls
Файл Тест.xls
Актуализация знаний.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько то конфет, ты отдал какую-то часть своему другу, сколько конфет у тебя осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них не прошёл без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, минуты до звонка, набираем номер телефонов, кодовых замков и т.д. И всё это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор. Когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы будем говорить о табличном процессоре EXCEL.
Слайд1.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
создавать и редактировать табличный документ;
выполнять вычисления по формулам;
применять в формулах относительные и абсолютные ссылки;
использовать в формулах ссылки;
создавать диаграммы;
рисовать графики.
Слайд 2.
из чего состоит электронная таблица? (документ состоит из нескольких листов, каждый лист разбит на ячейки)
как образуется адрес ячейки? (адрес ячейки состоит из названия столбца и номера строки)
если ячейка выделена рамкой, что это означает? (такая ячейка назывется активной ячейкой)
как обозначается диапазон ячеек? (через двоеточие, например диапазон A1:B3 состоит из 6 ячеек)
что такое маркер заполнения, в каких случаях используется? (маркер заполнения – это черный квадрат в правом нижнем углу ячейки, используется при копировании содержимого ячейки – текста, формулы, в смежные ячейки; ещё используется при заполнении смежных ячеек какой-либо последовательностью. При этом в первой ячейке необходимо указать первый член последовательности, во второй - второй член последовательности, выделить обе ячейки и воспользоваться маркером заполнения)
что происходит с формулой =A1+B3 при копировании с помощью маркера заполнения вправо, вниз?(вправо – формула изменится на =B1+C3, вниз – формула изменится на =A2+B4).
Формирование умений и навыков при решении задач.
1) Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать. Мы поедем в столицу нашей республики Башкортостан – в город Уфу.
Слайд 3.
Слайд 4.
Город Уфа расположен на берегу реки Белой, при впадении у нее рек Уфа и Дема, на Прибельской равнине, в 100 км к западу от позвоночников Башкирского (Южного) Урала.
Давайте рассчитаем через сколько часов мы приедем в столицу. Для этого решим задачу.
Слайд 5.
Задача 1. Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль от города Бирск до города Уфа, если ехать со скоростью 80 км/ч. Расстояние между городами 109 км.(если скорость движения 100 км/ч?)
Задача решается учителем на интерактивной доске под диктовку учеников. В ходе решения задачи задаются следующие вопросы:
Как вводится формула? (ввод формулы начинается со знака = и т.д.)
Что произойдёт, если изменить значение скорости движения? (автоматически изменится значение в ячейке, где вычисляется время движения по формуле)
2) Слайд 6.
Уфа — крупный межрегиональный транспортный узел России (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные магистрали, воздушные и речные пути). Из международного аэропорта «Уфа» выполняются регулярные внутренние рейсы в 27 городов России и регулярные международные рейсы в города Анталья, Барселона, Даламан, Стамбул, Ташкент, Франкфурт-на-Майне, Худжанд.
Теперь давайте составим таблицу, которая переводит стоимость авиабилетов в разные города из долларов в рубли, исходя из курса доллара на сегодняшний день
Слайд 7.
Задача 2. Даны стоимости авиабилетов в разные города в долларах США. Подсчитать стоимость билета на самолёт в рублях, исходя из того, что курс доллара каждый день меняется.
Задача решается учителем на интерактивной доске под диктовку учеников. В ходе решения задачи ученикам задаются вопросы:
Какие ссылки называются абсолютными? (абсолютная ссылка содержит знак $ в адресе ячейки)
При каких случаях используется абсолютная ссылка в адресе ячейки? (когда необходимо зафиксировать адрес ячейки, чтобы при копировании формулы с помощью маркера заполнения адрес ячейки не менялся).
3) Слайд 8. Слайд 9.
Город Уфа – старинный город. Многие здания объявлены памятником архитектуры. В 1981 при Министерстве культуры БАССР создана Специальная научно-реставрационная производственная мастерская, которой проведены реставрационные работы ряда зданий в Уфе.
Следующая наша задача – рассчитать количество денег, необходимых на ремонт одного из старинных зданий.
Слайд 10.
Задача 3. Необходимо сделать ремонт: покрасить двери, окна, пол и стены. 1 кг краски стоит 65 руб. Подсчитать, сколько кг краски понадобится (расход краски на 10 кв.м. указан в таблице). Указать сумму денег в руб., необходимых на ремонт.
Задача решается учениками самостоятельно за компьютерами. Ученики открывают готовый файл Памятники архитектуры.xls (лист 1) и добавляют формулы. Физкультминутка.
Глаза – самый уязвимый орган при работе на компьютере. Поэтому давайте снимем напряжение с наших глаз. Для этого закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте белый лист бумаги и попытайтесь мысленно на ней написать свои имя, фамилия и отчество. Теперь откройте глаза. 4) Ребята, теперь откройте 2 лист файла Памятники архитектуры.xls. Здесь указаны памятники архитектуры нашей столицы. Необходимо их отсортировать по возрастанию года постройки.
5) Город Уфа – многонациональный город. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживают 1 049 479 человек. По национальному составу преобладают русские (50,2%), однако в последние годы заметен рост численности башкир (14,8%) и татар (28,1%) за счёт их интенсивной миграции из сельской местности. Кроме того, наиболее многочисленными (более 1 тыс.человек) являются украинцы, чуваши, марийцы, белорусы, мордва, армяне, немцы, евреи, азербайджанцы.
Слайд 11.
Здесь представлена столбиковая диаграмма национального состава города Уфы по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года. Мы с вами умеем строить различные диаграммы. Откройте файл Население г.Уфы.xls и постройте круговую диаграмму к данной таблице. 6) Здесь представлена таблица изменения демографической ситуации в столице нашей республики, откуда мы видим, что в последние года рождаемость в городе начала превышать смертность. Мы умеем строить не только диаграммы, но и графики. В файле Демографическая ситуация.xls необходимо построить график изменения демографической ситуации в столице с 1979 по 2009 года.
Обобщение и контроль знаний и умений.
Как вы видите, электронные таблицы можно применить для решения различных задач. Сейчас давайте с помощью Excel решим ещё одну задачу – проверим наши знания. Откройте файл Тест.xls.
Выставление оценок.
Заключение.
На сегодняшнем уроке мы убедились, что электронные таблицы Excel являются универсальной программой не только для вычислений, но и для обработки данных и таблиц, для контроля знаний и умений. Сегодня мы применяли Excel для решения задач из различных предметных областей: вычисление времени, затраченной на путь; вычисление стоимости авиабилетов; вычисление суммы затрат на ремонт; сортировки данных таблицы; построение диаграммы и графика; контроль знаний по теме.
Теперь я хочу вам провести экскурсию «Достопримечательности столицы РБ – города Уфы.»
Просмотр презентации Достопримечательности города Уфы.pps |