Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты





Скачать 85.35 Kb.
НазваниеАвтор: Амирова Ирина Разитовна Координаты
Дата публикации21.10.2013
Размер85.35 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
Автор: Амирова Ирина Разитовна

Координаты автора:

-место проживания:

республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Блюхера, д.7, кв.57,

дом.:24-98-21

сот.: 8 906 109-45-76

-место работы:

республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Октября, 16А, МБОУ «Лицей №1»

Краткая аннотация урока:

Хочу поделиться своим опытом работы по проведению интегрированных уроков музыки и литературы. Цель их – формирование духовного мира ребёнка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведение изобразительного искусства. Проведение урока по представленной разработке целесообразно во II-III четвертях в зимние месяцы, когда учащиеся пятых классов изучают стихи русских поэтов о родной природе (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), а на уроках музыки знакомятся с произведением Г. Свиридова и понятием кантата.

План-конспект урока (см. ниже)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»

Урок музыки

в 5 классе по теме:

«Поэтический образ зимы в

творчестве русских поэтов и композиторов».

Учитель: Амирова И. Р.

г. Стерлитамак, 2009
Тема: «Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»
Цель: На основе музыкально- художественных произведениях раскрыть взаимообусловленный (взаимообогащение) характер музыки и литературы.
Задачи:

познавательные: 1.углубить раскрытие важности литературного

текста в воплощении музыкальных образов.

2.знакомство с жанром « кантата».

3.закрепление знаний о временной природе музыки

и литературы

развивающие: 1.расширение диапазона восприятия художествен-

ных образов; художественно- образного мышле-

ния.

2.развитие восприятия музыки; тембрового слуха;

творческую деятельность

воспитательные: 1.чувство сопереживания,любви и бережное

отношение к природе;

2.чувство патриотизма.

3.развитие эмпатической культуры учащихся.

практическая: 1. «Веселая зима» разучивание 1и 2 куплетов

2. «Зима» разучивание
Музыкальный материал:

  1. П. И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года», «Декабрь» - «Святки» - слушание, просмотр.

  2. Э. Романовский «Веселая зима» - слушание, разучивание.

  3. К. Даян «Зима» - слушание, исполнение.

  4. Г.Свиридов « Вальс» из музыкального цикла « Метель»- слушание.

  5. Г.Свиридов кантата « Памяти Сергея Есенина» 2часть-слушание.

  6. Э. Ханок « Зима» - исполнение.



1.Организационный момент

Вход под музыку «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова
Музыкальное приветствие

-Прозвенел звонок. Начался урок. Здравствуйте девчонки. Здравствуйте мальчишки. Здравствуйте ребята. (Здравствуйте)

-В нашем городе проходит конкурс «Педагог года». Учителя из разных школ демонстрируют свое мастерство. Я учитель музыки МБОУ « Лицей №1». Зовут меня Ирина Разитовна, а с вами мы познакомимся в течение урока.

-Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный зимний день. Чтобы мир был прекрасен, нужно смотреть на него добрыми глазами.

2. Актуализация знаний.

(Звучит фрагмент из форт. цикла «Времена года» - «Святки» П.И. Чайковского)

-Во время просмотра я обратила внимание, что музыка тронула вашу душу, значит музыка – задушевна.

-А, может быть, назовете фамилию русского композитора 19 века? ( П. И. Чайковский)

Слайд № 1

-А каком времени года рассказал композитор? (о зиме)

-Какая зима у П. И. Чайковского? (нежная, спокойная, только вступающая в силу.)

-П. И. Чайковский воспевает зиму языком музыки, а солнце русской поэзии-А. С. Пушкин – искусством слова.

Слайд № 2

Вот север, тучи нагоняя

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

-Какой поэтический образ зимы создал в стихах А. С. Пушкин? (зима – матушка, зима- волшебница)

-Почему он ее так величает? (природа-мать, она близка поэту, хотя это суровое время года)

-И композитор, и поэт создали своими специфическими средствами образ русской зимы.

-Ребята, так какова тема нашего урока? («Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»)

Слайд №3

3. Разучивание песни.

-Ребята, а вам нравится зима? Какие зимние забавы вам нравятся? (ответы детей)

Об этом и песня (пою песню «Веселая зима» сл.О.Никитиной, муз Э.Романовского)

-Какая она по характеру? (веселая, задорная, подвижная) Какие средства выразительности использовал композитор? (быстрый темп, лад - мажорный, песенно-танцевальный характер…)

-Молодцы. Понравилась песня? А вы, какие песни о зиме знаете? (ответы детей)

-Я предлагаю разучить 1 куплет песни. Но чтобы она у нас хорошо прозвучала, настроим свой голос, ведь голос это тоже инструмент.

Распевка

Массаж активных точек, упражнения на дикцию.

1. б2-«Не спи, пораньше встань»

2. правильное исполнение пунктирного ритма. 1

3. ч6- «Пришла веселая зима»

- Молодцы. Вовремя распевки мы не только настроили свой голос, но уже выучили мелодию песни. Слова на столах, разучивать будем по фразам. Я пою 1 фразу, вы повторяете за мной и т. д.

1. « Веселая зима»- разучивание 1 куплета по фразам

2. Исполнение под музыкальное сопровождение

-Эта песня является примером того, что литература обогатила музыку, давая ей интересный поэтический сюжет- образ зимы.

4. Физкультминутка

-Мы проделали большую работу. Я предлагаю отдохнуть, но с пользой для здоровья и урока. (Читаю и пою песню о зиме башкирских авторов, а учащиеся выполняют движения под музыку)

-Вывод: образ зимы воспевают башкирские поэты и композиторы. Но эта тема следующего урока.

5.Новая тема.

-Ребята. Вы знаете, что литература- это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Послушайте стихотворение русского поэта 20 века.

(читаю стихотворение С. Есенина « Пороша». В это время звучит «Вальс» из музыкального цикла «Метель» Г. Свиридова.)

Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу,

Только серые вороны расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, дремлет лес сказку сна,

Словно белою косынкой подвязалася сосна.

Понагнулась как старушка, оперлася на клюку,

А над самою макушкой долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой в даль.
-Узнали автора стихотворения? (да. Это стихотворение Сергея Есенина)

Слайд № 4

-Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью, каких художественных средств? (зима тихая, спокойная, волшебная. Она заколдовала лес, преобразила сосну…)

-А что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение? (любит природу, пишет о ней как о близком, родном человеке, наблюдательный)

-Да природа для Есенина это его Родина, родной дом. А какие еще стихи Есенина вы знаете? (ответы детей)

6. Импровизация. – А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать свое музыкальное произведение на стихотворение Есенина «Поет зима - аукает…»

Слайд № 5

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.
Озябли пташки малые,

Голодные усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешанным

И злится все сильней.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

Солнца ясная красавица весна.

И снится им прекрасная, в улыбках

У мерзлого окна.

Под эти вихри снежные

И дремлют пташки нежные



-Образ, какой зимы встает перед вами? (холодной, суровой, властной, «грубой»)

-А как это изобразить в музыке? (характер музыки - грозный, властный. Мелодия – громкая, на форте)

-А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким бы голосам поручили бы петь эти строчки:

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака. (Мужскому хору)

-Как бы вы изобразили в музыке образ воробышек? (тихие, жалостливые.)

-Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение? (женскому хору)

-А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалостливое звучание? (флейта)

-Каким перед нами встает образ вьюги? И как ее изобразить в симфоническом оркестре? (вьюга суровая, страшная. Лучше ее характер передадут струнные инструменты- скрипки, виолончели, медные духовые - трубы и валторны)

-Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки? (весна теплая, радостная, солнечная. А эти строки мог бы исполнить женский хор.)

-Ребята, давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор?

(Звучит отрывок кантаты Г. Свиридова « Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»)

-Похожа это музыка на ту, которую вы представляли?

-Эту удивительную музыку написал наш современник Г. Свиридов.

Слайд № 6

-Это кантата называется « Памяти Сергея Есенина». Кантата-это новое слово, в переводе означает и итальянского «петь». Кантата- это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов.

- Мы с вами слушали только 2- часть, кантата состоит всего из 10 частей.

-Музыка этого произведения ярко и образно отображает литературный текст и дает вторую жизнь литературному произведению. Это еще раз говорит о единстве музыке и слова.

- А вдохновила на творчество композитора и поэта русская зима.

7. Домашнее задание

-Нарисовать самим пейзаж зимы.

-Хотя она суровая и холодная, но, сколько радости приносит в наш дом. Вместе с ней приходят Новый год и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках.

Слайд № 7,8

-У природы нет плохой погоды. И суровая зима проверяет нас на прочность, твердость духа, выдержку и выносливость.

Слайд № 9, 10

8. Исполнение песни.

- Ребята, давайте, исполним песню Э. Ханка «Зима», которую вы уже разучили на прошлых урока и которая подходит к теме нашего урока. (Поем вместе по караоке)

9. Итоги.

Ну что урок подходит к концу и пора подвести итог. Литература обогащает музыку, давая ей интересные сюжеты. Музыка, в свою очередь, дает вторую жизнь литературным произведениям. Значит, музыка и литература обогащают друг друга.

10. Оценки. Рефлексия.

-Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я бы хотела поставить отметку пять всему классу.

- Я вижу, что радостное настроение сохранилось у вас до конца урока. А теперь искусством слова передайте это настроение на маленьких снежинках- символах зимы.

( дарят друг другу)

- Наш урок подошел к концу, и проводит вас с урока - музыка Г. Свиридова « Вальс» из музыкального цикла « Метель».

(звучит музыка, дети выходят из класса).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconАвтор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу...
Раннев П. П. Философия религии : Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. 63 с
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconАвтор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconКонтрольные вопросы По рисунку найдите координаты точек А, В, С,...
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconКоординаты
Координаты автора: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Крупской д. 47, кв. 68. Контактный телефон: +7 905 002 91 15
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconСценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В....
Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconПояснительная записка автор программы: старший преподаватель кафедры...
Автор программы: старший преподаватель кафедры стратегического менеджмента Калявина Ирина Николаевна
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconПоложительные и отрицательные числа. Координаты на прямой
Познакомить учащихся с отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки на прямой
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconАвтор: Збицкая Галина Фанильевна Координаты
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconУрок изучения нового материала по теме "Географические координаты"
«географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconУрок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ввести понятия прямоугольной системы координат на плоскости, координаты точки; научить строить точку по её координатам...
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconЛекция 22-23
Точка-указатель – это точка в матрице растрового изображения курсора, координаты которой принимаются за координаты курсора мыши....
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconАвтор: Лебедева Ольга Дмитриевна Координаты
...
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconСлова с сочетаниями ча-ща и чу-щу
Автор: Беззубова Елена Владимировна, учитель начальных классов, стаж – 18 лет, первая квалификационная категория, мобу гимназия №17....
Автор: Амирова Ирина Разитовна Координаты iconМетодическая разработка опыт организации психолого-педагогического...
Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск