Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,





Скачать 163.78 Kb.
НазваниеОпыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Дата публикации18.10.2013
Размер163.78 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
ОПЫТ РАБОТЫ

педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение»

(ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»)

г. Тамбова Тамбовской области
КАЗАРЦЕВОЙ ТАТЬЯНЫ БОРИСОВНЫ, воспитателя

ДЮКОВОЙ НЭЛИ НИКОЛАЕВНЫ, музыкального руководителя
Тема: «Интегративный подход при формировании  у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю  в проектно-краеведческой деятельности»
2013 г.
Аннотация:
Опыт работы по проблеме формированию у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю на основе результатов совместной деятельности педагогов ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» - воспитателя Казарцевой Татьяны Борисовны и музыкального руководителя Дюковой Нэли Николаевны в течение 2011-2012 учебного года в группе общеразвивающей направленности для 6-7 лет.

Рекомендован для использования специалистами системы дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Сложности в решении данной проблемы вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Суть патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, а также социальными партнерами).

I. Базовая модель опыта. Интегративный подход при формировании  у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю  в проектно-краеведческой деятельности
II. Противоречия

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и малочисленность научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей по данной проблеме;

- между сложившимися подходами организационно-методического сопровождения и необходимостью внедрения инновационных методик и технологий воспитательно-образовательного процесса на основе интегративного подхода.
III. Ведущая идея опыта

  • Расширение диапазона применяемых в процессе патриотического воспитания дошкольников современных образовательных технологий, обогащение детско-взрослых взаимоотношений опытом совместной деятельности, обновление содержания дошкольного образования на основе интегративного подхода.


IV. Личная концепция автора

  • Апробация и внедрение современных педагогических технологий формирования патриотических чувств дошкольников через обогащение содержания совместной детско-взрослой и самостоятельной деятельности ребенка дошкольного возраста новыми способами целенаправленного педагогического воздействия.

  • Достижение планируемых результатов педагогической деятельности через поиск и подбор нетрадиционного технологического инструментария взаимодействия, активизирующего общения с ребенком

  • Расширение точек соприкосновения, взаимопроникновения, интеграции образовательных областей


V. Технология.

  • В технологической многовариативности основополагающими являются:

- игровые  технологии (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации и др.);

- интерактивные технологии (мозговой штурм, дидактические игры, ТРИЗ и др.);

- технологии проектного обучения (учебный, педагогический проекты, игровое проектирование и др),

-информационно-коммуникационные  технологии  (презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, электронные энциклопедии. Интернет-ресурсы).

  • разработка единой стратегии формирования социально-коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных образовательных маршрутов;

  • создание методических рекомендаций на основе интеграции социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста;

  • обогащение детско-взрослых взаимоотношений на основе внедрения современных проектных, информационно-коммуникационных педагогических технологий.

VI. Результативность.

    • Создано единое образовательно-информационное пространство для всех участников образовательного процесса.

    • Повысилась профессиональная компетентность педагогов через применение современных технологий социальной коммуникации.

    • Отработана система поиска и отбора эффективных методик и технологий психолого-педагогического сопровождения при формировании патриотических чувств дошкольников.

    • Разработаны сценарии детско-родительских мероприятий, совместных праздников, развлечений, встреч в родительских гостиных.

    • Обогатилось взаимодействие с семьями воспитанников на основе семейных педагогических и культурных традиций.

    • Установились эффективные партнерские взаимоотношения с учреждениями образования, науки, культуры.

С целью определения уровня сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения к родному краю был проведен мониторинг, основанный на комплексе психолого-педагогических методик, отражающих специфику социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в рамках освоения образовательных областей «Социализация», «Музыка»:

1. диагностика воспитания гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста1:

Цель – изучение особенностей сформированности  у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю 

- индивидуальная беседа на тему «Моя Родина» (авторы Е.И. Николаева, М.Л. Поведенок);

- собеседование «Что ты знаешь о своем городе»;

- наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Мой город»;

2. диагностика, отражающая степень музыкальной эрудиции старших дошкольников как компонента музыкальной субкультуры2:

Цель – определение особенности знаний детьми музыкального репертуара известных тамбовских композиторов

- диагностическая игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»;

- диагностическая игровая ситуация «Выставка портретов известных музыкальных деятелей, чья деятельность была связана с городом Тамбовом».

В мониторинге приняло участие 25 дошкольников 6- 7 лет. Исследование проводилось в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет в течение 2011-2012 учебного года в Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» (ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»).

Полученные с помощью комплексной методики результаты позволили выделить разные уровни сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения к родному краю.

Сводная диаграмма

уровня сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения

к родному краю за 2011-2012 учебный год






Критерии оценки

1

Особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связанные с одной стороны жизни страны или разнообразны)

2

Характер отношений дошкольников к родному краю (осознанное, устойчиво положительное, недостаточно осознанное неопределенное, способность самостоятельно отвечать на вопросы)

3

Самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов)


Данная диагностика в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает в себя не только выявление представлений детей об особенностях своей страны, своего города и отношения к ним, но и изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме.

1.Анкетирование родителей «Как воспитать у детей 6-7 лет любовь к родному краю? »

Цель – выявление степени заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране, родному городу.


2.Анкетирование педагогов «Основы гражданственности в дошкольном возрасте»

Цель – изучение уровня компетентности педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме.


Таким образом, наше диагностическое исследование показало, что у детей 6-7 лет сформирован интерес и ценностное отношение к родному краю, родному городу и они зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.

Система работы

по формированию  у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ







ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования  у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, родному городу


ЦЕЛЬ


З
А
Д
А
Ч
И


Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы



Развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования



Формирование обобщенных способов умственной деятельности и средств построения собственной познавательной деятельности



Формирование предпосылок учебной деятельности в соответствии с основными линиями развития детей дошкольного возраста



ЭТАПЫ


Т

И

П

О

Л

О

Г

И

Я

Комплексный

Межпредметный

Целеполагание

Исследовательско -творческий


Разработка

Индивидуальный

Групповой

Выполнение проекта

Информационно-практико-ориентированный


Подведение итогов

Детско-взрослый

Педагогический

Дизайн-проект

Социальный

Презентация итогов

Т

Е

Х
Н
О
Л
Г
И
И


Игровые

Формы и методы


Интегрирующие

Фотовыставка


Экскурсия


Интерактивные


Игровой тренинг

Музыкальный досуг


ИКТ-технологии

Тематические встречи

КВН, викторина

Социальные

Социальные акции

Коллаж, панно и др.

Общепедагогические принципы работы с детьми:


  • Принцип развития - ориентация содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности);

  • Принцип гуманизма - установление равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально – эмоционального здоровья дошкольника;

  • Принцип природосообразности - учет индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей развития личности ребёнка;

  • Принцип вариативности - взаимодействие различных подходов к отбору содержания и технологии обучения с учетом развития современной науки и потребностей общества;

  • Принцип открытости ближайшему социальному окружению: культуре, детям, взрослым;

  • Принцип интеграции всех участников образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Принципы организации с детьми краеведческой деятельности:

  • Принцип концентризма - изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний

  • Принцип маятника - важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому

  • Принцип спирали - позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования

  • Принцип связи с общественными событиями - повышает социальную значимость деятельности

Планируемые результаты проекта:



Личностные


  • приобрести опыт совместной деятельности: сотрудничества и взаимопомощи;

  • осознать себя полноправным гражданином, жителем города Тамбова;

  • повысить интерес к краеведческим исследованиям, выражая это через осознанное желание быть полезным обществу и стремление быть достойным горожанином.


Метапредметные


  • мотивация на регулирование собственной деятельности, направленной на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума;

  • способность осуществлять информационный поиск, учиться оценивать степень значимости источника;

  • формировать умение структурировать найденную  информацию;

  • формировать способность анализа найденной информации, делать доступные выводы на основе совокупности отдельных фактов;

  • адекватное возрасту осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование навыков использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности,  формирование навыков универсальных учебных действий


Предметные


  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях исследований краеведческой направленности,;

  • овладение базовым понятийным аппаратом на уровне, доступном для понимания старшими дошкольникам,

  • формирование умений описывать и охарактеризовывать исторические факты, события в развитии родного города.

Программно-методическое обеспечение




Авторы


Программы, методическая литература


1


Агапова И.А,

Давыдова М.А.

«Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет»

2



Александрова Е.Ю.

Гордеева Е.П.,

Постникова М.П

Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

3

Алешина Н.В.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

4


Арапова-

Пискарева Н.А.

Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом»

5


Арапова-

Пискарева Н.А.

Программа нравственно - патриотического воспитания «Маленькие россияне»

6



Ветохина А. Я.и др.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий

7


Жуковская Р.И.,

Виноградова Н.Ф.,

Козлова С.А.

«Родной край»

8

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

«Мы живем в России»


9

Иванова Т.В.

«Система работы по воспитанию чувства патриотизма, старшая группа»

10


Иванова Т.В.

«Система работы по воспитанию чувства патриотизма, подготовительная группа»

11

Новицкая М.Ю.

«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

12

Леонова Н.Н., Неточаева Н.В.

Проект "Живая Память России". Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

13

Шорыгина Т.А., Казаков А.П.

«Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне»


В результате использования проектной технологии и интегративного подхода  в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста сформировался   интерес и ценностное отношение к родному краю,  обогатились детско-взрослые взаимоотношения, обновилось содержание дошкольного образования.

Информационные источники

  1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В..Розова О. В. и др.Как научить детей любить Родину - М., 2005.

  2. Арапова-Пискарева Н. А. Мой родной дом - М., 2005.

  3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М., 2008.

  4. Василенко С. Рахманинов. Ленинград,1961.

  5. ГореловА.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть). Тамбов,1999.

  6. Дорожкина В. Я признаюсь тебе в любви, Тамбов. Тамбов,1975.

  7. Егорова О. Сборник песен для детей и юношества. Тамбов,1993.

  8. Евдокимова Е. Технология проектирования в ДОУ. Москва,2006.

  9. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край - М., 1990.

  10. Илешин Б. …И голубые небеса., Москва:«Советская Россия» 1981.

  11. Курбатова Т. «Разноцветные стихи и сказки». Тамбов, 2003.

  12. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов,1961.

  13. Сельцер Г.И.,.Дорожкина В.Т Тамбов (Из истории города. Город на Цне. Город-труженик. Город нашей любви.) Москва: «Советская Россия», 1987.

  14. Сохранский А.В. Легенды и предания Тамбовского края. Тамбов,2004.

  15. Цветкова И.В. Игры и проекты. Ярославль,1997.

  16. Щукин Ю.К., Горелов А.А., Молчанов Г.А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.




1 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.: «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011-190 с.,

2 Там же, 570 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПлан работы государственного областного бюджетного образовательного...
Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconСтраницы
Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconОтчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПедагогической и медико социальной помощи
Деятельность Центра строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПубличный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,...
В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconМинистерство общего и профессионального образования
Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconРабочая программа по истории, обществознанию и введению в экономику...
Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconДистанционное обучение иностранному (немецкому) языку
Николаевна, г. Курск, Областное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconНуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Наряду с огромным вредом для здоровья курение, алкоголь, наркомания существенно влияет на состояние правопорядка. В данной брошюре...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПамятка для выпускников
Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПрограмма подготовки квалифицированных рабочих, служащих областного...
Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский техникум...
Опыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, iconПрограмма подготовки квалифицированных рабочих, служащих областного...
Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский техникум...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск