Скачать 163.78 Kb.
|
ОПЫТ РАБОТЫ педагогов Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» (ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение») г. Тамбова Тамбовской области КАЗАРЦЕВОЙ ТАТЬЯНЫ БОРИСОВНЫ, воспитателя ДЮКОВОЙ НЭЛИ НИКОЛАЕВНЫ, музыкального руководителя Тема: «Интегративный подход при формировании у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности» 2013 г. Аннотация: Опыт работы по проблеме формированию у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю на основе результатов совместной деятельности педагогов ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение» - воспитателя Казарцевой Татьяны Борисовны и музыкального руководителя Дюковой Нэли Николаевны в течение 2011-2012 учебного года в группе общеразвивающей направленности для 6-7 лет. Рекомендован для использования специалистами системы дошкольного образования с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальность Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Сложности в решении данной проблемы вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Суть патриотического воспитания дошкольника состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ребенку людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Решение этих задач возможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами, а также социальными партнерами). I. Базовая модель опыта. Интегративный подход при формировании у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности II. Противоречия - между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника; - между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и малочисленность научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме; - между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей по данной проблеме; - между сложившимися подходами организационно-методического сопровождения и необходимостью внедрения инновационных методик и технологий воспитательно-образовательного процесса на основе интегративного подхода. III. Ведущая идея опыта
IV. Личная концепция автора
V. Технология.
- игровые технологии (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации и др.); - интерактивные технологии (мозговой штурм, дидактические игры, ТРИЗ и др.); - технологии проектного обучения (учебный, педагогический проекты, игровое проектирование и др), -информационно-коммуникационные технологии (презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, электронные энциклопедии. Интернет-ресурсы).
VI. Результативность.
С целью определения уровня сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения к родному краю был проведен мониторинг, основанный на комплексе психолого-педагогических методик, отражающих специфику социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в рамках освоения образовательных областей «Социализация», «Музыка»: 1. диагностика воспитания гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста1: Цель – изучение особенностей сформированности у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю - индивидуальная беседа на тему «Моя Родина» (авторы Е.И. Николаева, М.Л. Поведенок); - собеседование «Что ты знаешь о своем городе»; - наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Мой город»; 2. диагностика, отражающая степень музыкальной эрудиции старших дошкольников как компонента музыкальной субкультуры2: Цель – определение особенности знаний детьми музыкального репертуара известных тамбовских композиторов - диагностическая игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»; - диагностическая игровая ситуация «Выставка портретов известных музыкальных деятелей, чья деятельность была связана с городом Тамбовом». В мониторинге приняло участие 25 дошкольников 6- 7 лет. Исследование проводилось в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет в течение 2011-2012 учебного года в Тамбовского областного государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» (ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»). Полученные с помощью комплексной методики результаты позволили выделить разные уровни сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения к родному краю. Сводная диаграмма уровня сформированности у детей 6-7 лет интереса и ценностного отношения к родному краю за 2011-2012 учебный год
Данная диагностика в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает в себя не только выявление представлений детей об особенностях своей страны, своего города и отношения к ним, но и изучение позиции педагогов и родителей по данной проблеме. 1.Анкетирование родителей «Как воспитать у детей 6-7 лет любовь к родному краю? » Цель – выявление степени заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране, родному городу. 2.Анкетирование педагогов «Основы гражданственности в дошкольном возрасте» Цель – изучение уровня компетентности педагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Таким образом, наше диагностическое исследование показало, что у детей 6-7 лет сформирован интерес и ценностное отношение к родному краю, родному городу и они зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов. Система работы по формированию у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю в проектно-краеведческой деятельности ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие свободной творческой личности ребенка в процессе формирования у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, родному городу ЦЕЛЬ З А Д А Ч И Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы Развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования Формирование обобщенных способов умственной деятельности и средств построения собственной познавательной деятельности Формирование предпосылок учебной деятельности в соответствии с основными линиями развития детей дошкольного возраста ЭТАПЫ Т И П О Л О Г И Я Комплексный Межпредметный Целеполагание Исследовательско -творческий Разработка Индивидуальный Групповой Выполнение проекта Информационно-практико-ориентированный Подведение итогов Детско-взрослый Педагогический Дизайн-проект Социальный Презентация итогов Т Е Х Н О Л Г И И Игровые Формы и методы Интегрирующие Фотовыставка Экскурсия Интерактивные Игровой тренинг Музыкальный досуг ИКТ-технологии Тематические встречи КВН, викторина Социальные Социальные акции Коллаж, панно и др. Общепедагогические принципы работы с детьми:
Принципы организации с детьми краеведческой деятельности:
Планируемые результаты проекта:
Программно-методическое обеспечение
В результате использования проектной технологии и интегративного подхода в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста сформировался интерес и ценностное отношение к родному краю, обогатились детско-взрослые взаимоотношения, обновилось содержание дошкольного образования. Информационные источники
1 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие.- СПб.: «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011-190 с., 2 Там же, 570 с. |
План работы государственного областного бюджетного образовательного... Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным... | Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | ||
Страницы Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,... | Отчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей | ||
Педагогической и медико социальной помощи Деятельность Центра строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для... | Публичный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,... В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,... | ||
Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | Министерство общего и профессионального образования Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные... | ||
Министерство общего и профессионального образования свердловской... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи | ||
Рабочая программа по истории, обществознанию и введению в экономику... Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико... | Дистанционное обучение иностранному (немецкому) языку Николаевна, г. Курск, Областное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Наряду с огромным вредом для здоровья курение, алкоголь, наркомания существенно влияет на состояние правопорядка. В данной брошюре... | Памятка для выпускников Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико... | ||
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих областного... Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский техникум... | Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих областного... Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Старооскольский техникум... |