Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи





НазваниеНуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
страница1/11
Дата публикации28.10.2014
Размер1.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»






2007
Воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ответственности за свое поведение. Наряду с огромным вредом для здоровья курение, алкоголь, наркомания существенно влияет на состояние правопорядка. В данной брошюре приводятся выдержки из нормативных документов, направленных на борьбу с курением и алкоголизмом.

Даны рекомендации по оформлению стенда социально значимой тематики; предлагается разработка занятия по профилактике алкоголизма как наиболее острой сегодняшней проблемы подрастающего поколения. Для повышения воспитательного воздействия профилактических мероприятий рекомендуется использование наглядных средств (плакатов, листовок, буклетов и т. д.)

Данное пособие содержит материал памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании.

Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками

Содержание.


Работа с детьми группы риска

4

Карта развития ребенка.

6

Семья как фактор риска

10

Соц. паспорт семьи группы риска.

11

Профилактика употребления алкоголя.

13

Профилактика употребления алкоголя. Нормативные материалы.

14

Рекомендации для проведения занятия. Алкоголь и закон.

16

Пивной алкоголизм. Особенности "пивного" алкоголизма

18

Пивной алкоголизм – памятка

21

Профилактика курения.




Профилактика курения. Законодательная база.

22

Часть первая. Профилактика курения среди школьников 6-11 лет.

23

Занятие 1. Посмотрим на курение новыми глазами.

25

Занятие 2. Вторая экспедиция инопланетян.

26

Занятие3. Почему важно быть здоровым.

27

Занятие 4. Как попугай Труша стал говорящим.

28

Занятие 5. Урок здоровья с включением сведений о курении.

29

Часть вторая. Профилактика курения среди школьников 11-13 лет.

30

Занятие 6. Суд над курением: «за» и «против».

31

Занятие 7. Преодоление давления сверстников.

34

Занятие 8. Умение сказать нет.

36

Занятие 9. Немедленный эффект курения.

37

Занятие 10. Почему подростки курят.

38

Занятие 11. Реклама – Человек – Здоровье.

40

Часть вторая. Профилактика курения среди школьников 14-17 лет.

43

Занятие 12. Как бросить курить.

44

Занятие 13. Права курящих и права некурящих.

46

Занятие 14. Женщина и курение.

46

Материалы для подготовки к урокам.

47

Профилактика подросткового курения в вопросах и ответах. Работа с родителями.




Часть 1. Соблазн великий и ужасный.

49

Часть 2. Ребенок не закурит, если…

50

Часть 3. Про тех, кто закурил.

51

Часть 4. Попробуем бросить.

53

Профилактика наркомании.

56

Сигналы опасности: памятка для родителей

57

Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.




«Создание дома, свободного от наркотиков». Правила для родителей.

58

«Что делать, чтобы спасти детей от наркотиков». Памятка для родителей.

59

Сленг наркоманов

62

«Повод для беспокойства». Памятка для родителей.

63

От наркотиков до СПИДа. – Информация для проведения классного часа.

64

Игровая зависимость. Компьютер и дети: будьте осторожны!

69

Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема.

71

Список рекомендуемой литературы.

79



РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве - явление обычное.

В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, случаи осложнений психического развития - отнюдь не редкость Большая часть этих осложнений - лишь незначительное отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания. Причины возникновения осложнений развития кроются не только в самом ребенке, сказывается также влияние семьи, школы и социальной среды.

В современном обществе приоритет в профилактике различных форм отклоняющегося поведения отводится комплексном) подходу. Это вызвано тем, что каждый ребёнок (любой человек} представляем собой единую систему, имеющую биологический психологический и социальный уровни организации. Когда изменяется одна из частей системы, неизбежно меняется весь комплекс.

Основное свойство любой системы – адаптивность, т.е. приспособленность к системе.

Недостаточная адаптивность системы в условиях сё напряженного состояния (например, в условиях: конфликта, изменение социальной роли) рассматривается как дезадаптация. Первой линией защиты личности в попытке преодолеть препятствие или избежать столкновения с ним, служит изменение поведения.

Поведение - это комплекс адаптивных реакций, направленных на изменение ситуации с целью удовлетворения потребностей личности.

Поведение - это сторона, которая всегда обращена к окружающим. Недостаточная гибкость поведенческих способов преодоление жизненных трудностей приводит к следующим вариантам дезадаптации:

  • задержке психосоциального развития;

  • отступлению к более ранним стадиям психического развития;

  • обеднению разнообразия поведенческих ответов и постоянному использованию одних и тех же реакций, что с точки зрения социальных стандартов воспринимаемся как девиация (от лат. Deviatio - уклонение).


Девиантное поведение

Девиантное поведение - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям (негативное отклонение от норм поведения).

Основная характеристика девиации - негибкость и повторяемость поведения (поэтому учителя и родители часто характеризуют так этих детей: «он постоянно пропускает уроки», «опаздывает», «ссорится», «молчит», «попадает в дурные компании» и т.п.).

Девиантное поведение не является медицинским диагнозом. Возникает в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает (состояние стресса, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе, т.п.)

Выделяют следующие варианты девиантного поведения:

Деструктивные варианты противоречат социальным нормам. К таким относятся: аддиктивное, диссоциальное, суицидальное поведение.

Недеструктивные варианты не находятся в резком противоречии с социальными нормами, но нарушают целостность личности, задерживают её развитие, осложняют межличностные отношения. К ним относятся: конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое поведение.

Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния. Для этого используется эпизодическое или регулярное употребление: алкоголя, табака, наркотиков, средств бытовой химии, медикаментов, сладостей и т.п.

Или постоянная фиксация на одних и тех же видах деятельности: запойное чтение, просмотр видео/телепередач, компьютерные и азартные игры, беспорядочный секс.

Таким образом, аддиктивное поведение - это бегство от обыденности, скуки, одиночества, межличностных проблем.

Диссоциальное поведение - основная его черта: совершение действий, противоречащих этике, морали, игнорирование законов.

Диссоциальное поведение делится на: агрессивное и неагрессивное.

Суицидальное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство, суицидальные попытки у детей встречаются значительно реже, чем у подростков или взрослых Конформистское поведение характеризуется слишком большой зависимостью ребёнка от мнения референтной группы, его малой инициативностью, некритичностью.

Нарциссическое поведение - ребёнок постоянно требует от окружающих признания своей исключительности для подтверждения самооценки. Грандиозное чувство значимости, присущее этим детям, является формой защиты от реальности Необходимость чувствовать себя всегда правым, отвержение чужих точек зрения, невозможность принять чужие ошибки, приводят к изоляции от группы, что очень опасно для подростков.

Фанатическое поведение - выражается в слепой вере во что-либо, приверженности какой-либо идее, нетерпимости к другим взглядам, точкам зрения, склонности к ритуалам и аскетизму.

Постоянное неудовлетворение реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, в группировках; поклонению какому-либо кумиру, рок-группе, спортивной команде и т.п.

Аутистическое поведение характеризуется отгороженностью, оторванностью от социальных контактов, погруженностью в мир фантазий и грёз. Эти дети и подростки не испытывают потребности в дружбе, обычно одиноки, замкнуты, окружающие часто считают их чудаками (« не от мира сего»).
Различные виды девиантного поведения имеют свои последствия.

Медицинские последствия:

  • развитие алкоголизма, наркомании, СПИДа, гепатита, летальный исход от передозировки наркотиков;

  • травмы и ранения, полученные в драках;

  • ложная диагностика олигофрении или ММД при неправильной интерпретации школьной неуспеваемости;

  • летальный исход вследствие суицидальной попытки;

  • развитие невроза или психосоматического заболевания вследствие конформистского поведения.

Социальные последствия:

  • разрыв и утрата социальных связей, приобретение роли отщепенца;

  • втягивание в криминальное окружение, совершение правонарушений, преступлений;

  • утрата возможности получить образование, создать семью;

  • конфликты с родителями, педагогами, сверстниками;

  • несамостоятельность, зависимость и социальная беспомощность;

  • одиночество, исключение из группы сверстников;

  • социальная стигматизация в виде навешивания ярлыков «необучаемости», «слабоумия», «психического заболевания».


Факторы, способствующие развитию девиантного поведения:

1. биологические

2. психологические

3. социальные

Биологические: функциональные и органические, врожденные и приобретенные болезни и нарушения, аномалии и расстройства процессов в организме человека.

Психологические: события внутреннего мира, личностные особенности (черты характера, темперамент, направленность личности и др.)

Социальные: межличностные, социоролевые и другие внутригрупповые и межгрупповые события, нарушения социальных норм (разрушение социальных связей), дезадаптация личности в социуме.

Чаще всего при возникновении девиаций происходит сочетание различных факторов.
Принципы профилактики девиантного поведения

  1. Дазадаптация возникает в условиях кризиса, травмы, полового созревания, изменения социальной роли.

  2. Поведение человека - индикатор состояния целостной биопсихосоциальной системы.

  3. Занимаясь профилактикой девиантного поведения, необходимо своевременно выявлять и предотвращать его причины.

  4. Чем лучше развита воспитательная функция родителей, тем меньше риск формирования у ребёнка девиантного поведения.

  5. Чем больше сфер жизни ребёнка и подростка обеспечены социальной поддержкой, тем меньше риск запуска девиантного поведения.

Работая в образовательном учреждении, педагог и заместитель директора по профилактике правонарушений осуществляет работу по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Лучше понять педагогу причины тех или иных поступков ребенка объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку позволит знание «проблемного поля».

Поэтому рекомендуется использовать в работе различные диагностические материалы.
Карта развития ребенка.
Пояснительная записка.

Необходимость введения карты развития ребенка - отработать систему выявления детей «группы риска»,а также фиксирования и оценку динамики развития ребенка.

Разработанная и предлагаемая нами карта развития ребенка предлагается в качестве рекомендации, на основании того, что:

  • она наименее энергозатратна, заполняется легко, вводится на достаточно длительный срок и высвобождает время для работы с детьми;

  • в ней отражены параметры, наиболее значимые для
    планирования работы с детьми «группы риска»:

    • сведения о психофизическом статусе и социальном окружении ребенка;

    • основные параметры оценки индивидуально-психологических особенностей ребенка, необходимые для моделирования процессов его развития и коррекции;

    • индивидуальное планирование коррекционной работы на основе показателей диагностики с учетом всех нарушений в развитии ребенка при опоре на сохранные звенья.


Основные разделы карты развития ребёнка.

1. Данные о медико-социальном благополучии ребёнка:

- психофизическое здоровье

- социально - бытовые характеристики.

2. Индивидуально - психологические особенности ребёнка:
- общее состояние личности
- поведение.

3. Индивидуальный план коррекционной работы.
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Ф.И.О. дата и год рождения

Школа / класс___

Год / класс

Психофизическое здоровье (заполняется медиком)


Состояние нервно-психической сферы

Физическое состояние



Нарушения зрения, слуха

Общая заболеваемость

Хронические заболевания

































Социально - бытовые характеристики (заполняется классным руководителем)

опекуны

Составы структура семьи

достаток

Где состоит на учете

Фактор социального (семейного) риска

Соц. пед. депривация

Сильные слабые

стороны

личности






















Индивидуально - психологические особенности ребёнка

(заполняет психолог)

особенности

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс

класс


ОБЩЕНИЕ

Речевое развитие
























































Круг общения



























Качество общения




























Социальный статус































Мотивация




























Поведение

Проявления





























СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ



Тревожность




























Агрессивность




























Самооценка
























Заторможенность




























Возбудимость




























Др. особенности





























Индивидуальный план коррекционной работы

четверть

ответственный

Формы и методы

работы

Цель работы


сроки


результаты


1 чет
















2 чет

















Решение пед. консилиума

Дата ПМП–консилиума «____» _______________________________ 200__ г.

Заключение консилиума ___________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________

Приоритетные направления коррекционной работы ___________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рекомендации родителям _________________________________________________

______________________________________________________________________


3 чет

Дата ПМП–консилиума «____» _______________________________ 200__ г.

Заключение консилиума ___________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________

Приоритетные направления коррекционной работы ___________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рекомендации родителям _________________________________________________

______________________________________________________________________


4 чет


Решение пед. консилиума


Алгоритм изучения семьи

Важно изучить:

  • состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);

  • жилищно-бытовые условия;

  • материальную обеспеченность;

  • воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

  • характер взаимоотношений в семье:

      • между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

      • между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

      • позицию ребёнка в семье (педагогически оправданная, «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями, на положении «Золушки»);

      • отношение ребёнка к родителям.

Выделяют четыре установки ребёнка по отношению к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим и люблю вас тоже»;

«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться и вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».
Можно выделить следующие типы отношений ребёнка к родителям: дорожит семейными отношениями, родители авторитетны, относится безразлично, относится пренебрежительно, остро переживает семейную драму, тяготеет к одному из членов семьи.
Семья как фактор риска.

Выявление детей «группы риска».

Рекомендуется для заполнения классным руководителям.

Социальный паспорт семьи
1. Адрес (нас.пункт, улица, дом, телефон)

2. ФИО мужа, дата рождения

3. ФИО жены, дата рождения

4. Имена детей, даты рождения

5. Возрастные категории детей:

    • до 6 лет

    • от 6 до 16 лет

    • от 16 до 18 лет

6. Категории семей:

    • полная семья

    • неполная семья

    • воспитывает одна мать

    • воспитывает один отец

    • воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из родственников

    • воспитывает мать-одиночка

7. Число детей в семье:

    • 1 ребёнок

    • 2 ребёнка

многодетные:

  • 3 ребёнка

  • 4 ребёнка

  • и т.д.

8.Семья с опекаемым ребёнком (если есть опекаемые дети, то их
ФИО и даты рождения) ______________________________________________________________

9. Семьи беженцев с детьми

  1. Подростки до 18лет, которые не работают и не учатся.

  2. Образование:

  • высшее

  • среднее специальное

  • среднее

  • 9 классов и меньше

12.Специальность:

  • гуманитарная

  • техническая

  • медицинская

  • педагогическая

  • экономическая

  • торговля, снабжение

  • сельская

  • строительная

  • мастера различных профилей

13. Место работы и должность мужа, место работы и должность жены

14. Трудовой стаж мужа, трудовой стаж жены

15. Доход семьи (нуждается или нет)

16.Наличие приусадебного участка, наличие подсобного хозяйства

17. Наличие жилья (нуждается или нет)

18. Жилищные условия:

  • ветхое жилье (не пригодное для проживания)

  • требуется капитальный ремонт

  • требуется частичный ремонт или переоборудование

  • требуется расширение жилплощади

19.Состояние здоровья членов семьи:

  • взрослые инвалиды

  • дети-инвалиды

  • хронические заболевания

  1. Награды, почётные звания, льготы

  2. Состоит на учёте (указать вид учёта)

  3. Основные проблемы семьи

  4. Общие сведения:

Социальный паспорт семьи группы риска

1. Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи)

  • ФИО отца, адрес, год рождения, образование, место работы (специальность), состояние здоровья, прочие сведения ________________________________________________________

  • ФИО матери, адрес, год рождения, образование, место работы (специальность), состояние здоровья, прочие сведения ________________________________________________________

2. Дети (сведения заполняются на каждого ребёнка)

ФИО, дата рождения, место учёбы, состояние здоровья, характеристика условий в семье

(бытовые, материальные, жилищные, санитарные), где состоит на учёте (по чьей инициативе), к какому фактору группы риска относится .
Социально-демографический фактор:

  • Многодетная семья;

  • Неполная семья;

  • С приемными, опекаемыми детьми;

  • С недееспособными родителями;

  • С низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные).


Социально-педагогический фактор:

  • Родители не справляются с социальной ситуацией;

  • Конфликтные семьи;

  • Семьи, где дети самовольно уходят из дома.


Социально-криминогенный фактор:

  • Семьи, где имеется угроза жизни детей;

  • Деградация родителей;


3. Экономический прогноз

4. Прожиточный минимум

5. Реальный доход и доход на одного человека

6. Рекомендации:

  • Необходимо встать на учёт в …

  • Нуждаются в срочной помощи (экономической, психолого-педагогической, другое)

  • Потребность в реабилитации


7. Решение педагогического консилиума _______________________

8. Классный руководитель

9. Представитель администрации

10 № Образовательного учреждения

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ.
Деятельность людей в обществе складывается из разнообразных действий (поступков). Все поступки людей можно подразделить на две основные группы: поступки общественно-полезные (правомерное поведение) и поступки общественно-вредные (неправомерное поведение).

Противоправным поведением является нарушение правовых норм и нанесение вреда обществу, вследствие чего это поведение признается правонарушением. Согласно действующему законодательству правонарушением является противоправное поведение лица, посягающее на интересы общества, личности и влекущее применение к лицу, его совершившему, мер общественного воздействия или государственного принуждения.

Лицо, совершившее виновное, противоправное деяние, несет юридическую ответственность.

Уголовная и административно-правовая ответственность применяются за те правонарушения, которые предусмотрены соответствующими отраслями права.

Законодательство исходит из того, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18. Несовершеннолетние этого возраста имеют представления об общественной опасности и уголовной наказуемости соответствующих преступных деяний (ст. 87 УК РФ). Важным обстоятельством, побудившим определить минимальный возраст, с которого наступает уголовная ответственность, является и то, что именно при достижении определенного возраста подросток становится способным правильно воспринимать уголовное наказание.

Уголовная ответственность по законодательству наступает с 16 лет, но в исключительных случаях она наступает с 14 лет за совершение особо тяжких преступлений (ст. 20 УК РФ).

За убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственное действие сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; угон авто-мото транспорта; умышленное уничтожение или повреждение имущества; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство; вандализм; хищение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; хищение или вымогательство наркотических средств; повреждение транспортных средств или путей сообщения ответственность наступает с 14 лет.

Помимо уголовной есть еще и административная ответственность. К административной ответственности несовершеннолетние привлекаются с 16 лет.

Особую тревогу общества вызывает стремительное нарастание тенденции злоупотребления молодежью алкогольных напитков.

Можно выделить два периода в формировании установки на злоупотребление алкоголем – до и после начала приема спиртных напитков.

Первичные алкогольные установки формируются в результате усвоения личностью алкогольных обычаев, норм и правил, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и отношением к наблюдаемым явлениям.

Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения.

Вторичные алкогольные установки устанавливаются в результате пробы алкоголя и формированием собственного отношения к алкогольной проблеме.

Среди социальных последствий опьянения на первом месте, вне сомнений, - его криминогенная опасность.

Хулиганство можно назвать особым видом преступления, отличающимся от всех прочих невыраженностью мотива поведения, видимой беспричинностью, бессмысленностью действий. Закон определяет хулиганство как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу. (ст. 206 УК РФ)

Подавляющее большинство хулиганских действий, преступлений против личности, краж совершается в состоянии опьянения.

Юридическими и законодательными документами по борьбе с пьянством и алкоголизмом, предусмотрена ответственность за антиобщественное проявление пьянства.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconПедагогической и медико социальной помощи
Деятельность Центра строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении для...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconПлан работы государственного областного бюджетного образовательного...
Ногвородской области и предоставляет квалифицированную комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям (законным...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconМинистерство общего и профессионального образования
Вам для использования в работе образовательных учреждений области материалы по профилактике суицидов несовершеннолетних, разработанные...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconСтраницы
Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconОтчет о результатах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconПубличный отчет бюджетного образовательного учреждения для детей,...
В 2011 – 2012 учебном году дополнена нормативно-правовая база боу во «Областной центр пмсс», регламентирующая деятельность учреждения,...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconРабочая программа по истории, обществознанию и введению в экономику...
Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconДистанционное обучение иностранному (немецкому) языку
Николаевна, г. Курск, Областное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconОпыт работы педагогов Тамбовского областного государственного автономного...
Йоффе А. Н., Мишина И. А., Мацияка Е. В., Савченко К. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г., Обернихина...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconПравительство калининградской области
Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconРусский язык. Комплект 2
Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико...
Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи iconЛитература решение сложных заданий
Государственного выпускного экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого – медико...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск