Литература решение сложных заданий





НазваниеЛитература решение сложных заданий
страница1/19
Дата публикации21.06.2013
Размер2.02 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ФИПИ ОТЛИЧНИК ЕГЭ

ЛИТЕРАТУРА

Решение сложных заданий

УДК 373.167.1:821.161.1.0+821.161.1.0(075.3)

ББК83.3(2Рос=Рус)я721

О-80

О-80 Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.-192 с.

Издание содержит полную информацию о ЕГЭ по литературе. В пособие включены задания различного уровня сложности по всем разделам курса, проверяемым ЕГЭ по литературе, дан список произведений для итогового экзаменационного контроля, демонстрационный вариант КИМов 2010 года, приводятся критерии оценивания экзаменационных работ, предлагаются рекомендации учителям по проверке ответов с ограниченным объемом и ответов на проблемные вопросы.

Данное пособие содержит 42 варианта экзаменационных заданий и ответы к ним, предоставляя абитуриенту уникальную возможность для самостоятельной подготовки к успешной сдаче экзамена, а учителю - богатый тренировочный материал.

Книга адресована как тем, кто будет сдавать экзамен - выпускникам средней школы и абитуриентам, так и тем, кто занимается подготовкой учеников к сдаче экзамена: учителям, репетиторам и родителям.

Генеральный директор издательства «Интеллект-Центр» М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Технический редактор B.C. Торгашова

Художественный редактор Е.Ю. Воробьёва

Подписано в печать 20.01.10. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Тираж 5000 экз.

ISBN 978-5-89790-619-2 © ФИПИ, 2010

© «Интеллект-Центр», 2010 © Художественное оформление «Интеллект-Центр», 2010

Содержание

Введение.........................................................................................4

Официальные документы ЕГЭ

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена 2010 года

по литературе............................................................................6

Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.................................................................................14

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе (список произведений для итоговой экзаменационной проверки)........................19

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся и абитуриентов к написанию развернутых ответов

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию развернутых ответов ограниченного объема

на вопросы С1, С2, СЗ, С4..............................................................26

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию ответов на проблемные вопросы С5.1, С5.2, С5.3........34

Тренировочные варианты

Из древнерусской литературы и литературы XVIII века.............57

Из литературы первой половины XIX века..................................66

Из литературы второй половины XIX века...................................92

Из литературы конца XIX - начала XX века................................116

Из литературы XX века...................................................................128

Задания с развернутым ответом на проблемный вопрос

(С5.1, С5.2, С5.3).............................................................................175

Ответы к тренировочным вариантам.......................................183

Введение

Дорогой абитуриент!

Пособие, которое Вы держите в руках, призвано помочь Вам успешно сдать единый государственный экзамен по литературе. Оно состоит из трех больших разделов. Особое внимание советуем обратить на первый раздел «Официальные документы ЕГЭ», в котором содержится информация о том, из каких частей состоит экзамен, сколько времени выделяется на его проведение, предлагается список художественных произведений для итоговой экзаменационной проверки, даются критерии оценивания экзаменационной работы.

Внимательно прочитайте демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена, изучите его. попробуйте выполнить задания этого варианта в отведенное для экзамена время и сверьте свои ответы с правильными ответами, приведенными в конце раздела.

Второй раздел «Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся и абитуриентов к написанию развернутых ответов» содержит не менее важный материал. Вопросы С1, С2, СЗ, С4 предполагают развернутый ответ с ограниченным объемом в 5-10 предложений; вопросы С5.1, С5.2, С5.3 требуют выбора и ответа на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов. Именно при ответе на эти экзаменационные вопросы абитуриент набирает наибольшее количество баллов: до 3 баллов при ответе на вопрос с ограниченным объемом и до 15 баллов при ответе на проблемный вопрос. Таким образом, успех всей экзаменационной работы определяют именно вопросы группы С.

Чтобы набрать максимальное количество баллов при ответе на данные вопросы, надо знать критерии оценивания, приведенные в первой части пособия, и видеть, как они действуют в реальности. Для этого в разделе опубликованы работы учащихся и абитуриентов и дана их оценка с последующим экзаменационным комментарием. Внимательно изучив этот раздел, Вы увидите, как оценивается во время проверки та или иная работа, и сможете не допустить подобных ошибок.

Третий и четвертый разделы помогут Вам отработать навыки решения заданий ЕГЭ по литературе. Данное пособие содержит объемный тренировочный материал по всем разделам курса, начиная с древнерусской литературы и литературы XVIII века и заканчивая литературой второй половины XX века.

Авторы пособия убеждены: если вы выполните все тренировочные задания, изучите критерии оценивания заданий и прочитаете книги по программе ЕГЭ по литературе, то Вам гарантирована успешная сдача экзамена! Удачи Вам!

Официальные документы ЕГЭ

Демонстрационный вариант контрольных

измерительных материалов для единого государственного

экзамена 2010 года по литературе

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение дастся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на часть 3-2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), требующие написания ответа в объеме 5-10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (СЗ-С4) в объеме 5-10 предложений.

Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте тс из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника - командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков». Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

(М.А, Шолохов, «Судьба человека».)

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

В2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова.

В3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории.

В4. В приведенном фрагменте повествование ведется от лица героя, речь которого отличается от авторской («подкинул газку», «а тут свои очертели»). Как называется такой персонаж?

В5. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

В6. Описывая события, герой передает свой разговор с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении.

В7. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ па вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Как автору удалось передать особенности русского характера в приведенном фрагменте «Судьбы человека»?

С2. В каких произведениях отечественной классики звучит тема солдатского подвига и в чем эти произведения можно сопоставить с шолоховским произведением?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, -Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

(А.А. Фет, 1855 г.)

При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания awe. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В8. «Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река...». Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В9. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым, облака»?

B10. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

B11. Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета («над ясной рекою», «в померкшем лугу» и т.п.).

B12. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер» (без указания количества стоп)?
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала помер задания, а затем дайте связный

ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С3. Почему А.А. Фета часто называли «певцом мгновенья»?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3) Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

Почему именно глава «Фаталист» завершает «историю души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

В чем близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? (По пьесе А.И. Островского «Гроза».)

Что придаст трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?

Инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся по литературе

За правильный ответ на задания В1-В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Ответы к заданиям В1-В12

задания

Ответ

В1

реализм

В2

рассказ <или> рассказ-эпопея

В3

Тихий Дон

В4

рассказчик

В5

антитеза <или> контраст

В6

диалог

В7

психологизм

В8

пейзаж

В9

сравнение

В10

метафора <или> олицетворение

В11

эпитет

В12

анапест
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература решение сложных заданий iconМетодическая разработка Решение экзаменационных сложных заданий (С3-С4)...
По сборнику «Самое полное издание типовых вариантов заданий егэ 2012» А. В. Семенов, И. В. Ященко, Федеральный институт педагогических...
Литература решение сложных заданий iconОбразовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства»
Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих...
Литература решение сложных заданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются...
Литература решение сложных заданий iconРешение ситуационных задач и анализ результатов
Консультации по выполнению домашних заданий, курсовых работ, семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий сро
Литература решение сложных заданий iconРешение тестов,выполнение заданий (5-7 мин) Закрепление зун учащихся:...
Домашний адрес рт,Мамадышский район, д. Средние Кирмени,ул. Мусы Джалиля,д 7, телефоны : 2-92-52, 89053703970
Литература решение сложных заданий icon«Решение сложных логарифмических уравнений и неравенств»
Средняя общеобразовательная школа №25 с углублённым изучением отдельных предметов
Литература решение сложных заданий iconРабочая программа элективного учебного предмета «Довузовская подготовка...
Анализ заданий вступительных экзаменов в вузы страны и заданий егэ показывает, что задачи на решение уравнений и неравенств составляют...
Литература решение сложных заданий iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов решение уравнений и неравенств
Наибольшую сложность представляют задания с модулем, с параметром, иррациональные неравенства и умение их решать во многом предопределяют...
Литература решение сложных заданий iconРешение теоретических задач (первая половина семестра, 7-8 заданий)
Цель заданий — проверка усвоения знаний и получение навыка применения этих знаний для решения практических задач в области криптографических...
Литература решение сложных заданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Помощь им я оказываю лишь незначительную при выполнении сравнительно сложных работ и заданий
Литература решение сложных заданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Литература решение сложных заданий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Разобрать решение сложных уравнений с помощью упрощения по свойствам умножения
Литература решение сложных заданий iconПояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Литература решение сложных заданий iconИнструкция по выполнению работы
Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество...
Литература решение сложных заданий iconУрок по русскому языку 5 класс тема: «Сложные предложения»
...
Литература решение сложных заданий iconМеждународных исследований мгимо (У) мид россии
В этих условиях Москва становилась для многих на Ближнем и Среднем Востоке желанным собеседником, способным непредвзято оценить и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск