Скачать 0.51 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Сапегин К. В. Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты методические рекомендации Ярославль 2010 ББК 74.202.4 C 19 Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. – 35 с В методических рекомендациях раскрывается подход к обобщению педагогического опыта как к процессам рефлексии и самооценки учителя. В авторской концепции обобщению подлежит опыт каждого педагога, что служит основанием для его профессионального и личностного роста. Рекомендации содержат методику работы с информационной картой опыта, комментарии по её заполнению, образцы грамотного оформления обобщённого опыта. Предназначены методистам и другим специалистам сферы образования, заинтересованным в описании и тиражировании актуального педагогического опыта. © ГОУ ЯО «Институт развития образования», 2010 Содержание
Обобщение опыта как способ профессионального развития педагога Появление нового может быть алгоритмизировано, описано как технологическая процедура. В этом случае требуется схема шагов надлежащей деятельности. Каждый шаг связывается с предыдущим, гарантирует получение результата, является входом в следующий этап. Получаемый продукт легко подвергать измерению, анализу, корректировке, улучшению. Однако без осмысления способов перевода практики на более высокий уровень модель окажется неполной. Итоговая сборка элементов должна происходить на «верхнем уровне». Из личинки должна появляться бабочка. Так возникает другая реальность, другая норма. Очевидно, что новое «вбирает» в себя все исходные основания, происходит генерализация деятельности, позволяющая обрести субъекту новые свойства. Так, деятельность каждого педагога требует специальных «остановок», процедур, когда планируемый, организуемый, осуществляемый образовательный процесс осмысливается и оформляется в рационализированную модель. Осмысление и оформление модели образовательного процесса закрепляют педагогический опыт, сохраняя наработанное (практику) и фиксируя достижения1. В этом смысле обобщение2 опыта может быть интерпретировано как совокупность усвоенных (практически) компетентностей педагога, определяющих качество его деятельности, меру педагогического мастерства, потенциал профессионального развития. Многообразные исследования профессионального опыта позволяют сделать вывод о том, что учёные по-разному понимают этот сложный феномен и рассматривают его:
В педагогическом сообществе принято, что обобщению подлежит «передовой педагогический опыт» (ППО) – такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Распространению (в данной концепции) подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения4. Признаками ППО (Ю. К. Бабанский) являются:
Мы убеждены, что процедуры обобщения опыта нельзя сводить только к аттестации опыта специалистов образования в качестве лучших образцов, достойных тиражирования и воспроизведения. Обобщение опыта – неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога, в которую входят осознанные и стандартизированные процессы самооценивания деятельности, выделения сущностных характеристик практики, конструирование и объективация способов педагогической активности. Считаем, что хранить и популяризировать надо не только «эталоны» – образцы, дорогостоящие «решения под ключ», но и «кейсы». «Эталоны» – это:
«Кейсы» – это:
Конечно, последние требуют особой «упаковки»: комментариев, схем анализа, вопросов для организации дискуссии, ссылок на альтернативный опыт. Условиями развертывания такой деятельности являются: определение прозрачных правил игры (чёткое распределение ролей, удобная поисковая система), акцент на максимальное удовлетворение образовательной потребности пользователя, приоритет практики (апробированных образцов, алгоритмов, «шпаргалок»). В основе обобщения лежит действие сравнения. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют педагогу в сжатом виде охватывать многообразие деятельности, сводить практику в определенные классы педагогических событий, а затем оперировать классификациями. В обобщение органично входит анализ эмпирических данных (в данном случае – педагогических практик) с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Так происходит реконструкция осуществляемой практики, осмысление её с теоретических и методических (иногда – методологических) позиций. Педагогическая практика (опыт педагогической деятельности) описывается как авторский взгляд на собственную деятельность, оформление «человеческого капитала». Обобщение опыта – управляемая педагогом деятельность по перенормированию практики. Каждое действие педагога промысливается (должно промысливаться) им как событие, имеющее потенциал усиления образовательного процесса в целом. Осмысление потенциала события (любого уровня сложности: тематического периода, урока, этапа занятия), его схематизация моделируют идеальный объект результативной практики, что позволяет внести изменения в исходную норму (внутри события). Реконструкция «случившегося» вычленяет из практики результативный опыт, который служит плацдармом повышения уровня профессионального мастерства. Метафорической иллюстрацией обобщения опыта может являться «приготовление блюда из грибов». Очевидно, что результативность этого действия зависит от многих факторов. Предположим, что грибы собраны в лесу самим «кулинаром», а следовательно, нельзя с уверенностью зафиксировать качество «исходного материала». Всегда есть возможность отравления, что обуславливает необходимость провести специальные процедуры, гарантирующие безопасность. Ключевой процедурой на первом этапе окажется классификация грибов по нескольким основаниям: съедобные – несъедобные, «чистые» – червивые, подходящие для изготовляемого блюда – неподходящие. Классификация может строиться на эмпирическом уровне (представления того, кто собирал грибы) или с помощью классификаторов. Результат этапа – отобранный (необходимый и достаточный) для задуманного блюда материал. Грибы названы, им «присвоен» статус, фиксирующий «назначение» в итоговом продукте. Это закрепление статуса может быть аттестовано в качестве одного из ведущих критериев качества. Далее следуют технологические процедуры обработки, приготовления, пробы, дизайна продукта, обозначенные в рецепте. Выдерживание технологического цикла позволяет достичь намеченного (приблизится к описанному в рецепте идеальному объекту). Опыт «исполнения» блюда закрепляет умение. Однако выход на более высокий уровень мастерства (избежание в дальнейшем неточностей, упрощение некоторых шагов, отказ от лишних этапов или наоборот добавление чего-либо) возможен при условии «реконструкции» всех осуществлённых действий, их рефлексии. Так происходит обобщение опыта, составляется личный рецепт (причём не обязательно формализуемый на бумаге). Перенесём эту метафору на опыт обобщения урока. В качестве модели реконструируем «реальный ход5» занятия (литература, урок по роману И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс, 2 часа, «Образ Ильи Обломова») как систему заданий для обучающихся, которая призвана обеспечить освоение ими умения анализировать образ литературного героя. «Поэт жизни» Илья Обломов. 1. Ключевое понятие, раскрывающее сущность образа И. Обломова – понятие идеала. Прокомментируйте следующие утверждения
2. Гончаров искушает Обломова успешными траекториями жизни Волкова, Судьбинского и Пенкина, но герой считает этих людей несчастными. Почему? Обсуждение. Заполнение таблицы.
3. В разговоре с Захаром Обломова потрясает, что его сравнивают с особым типом личности, который определяется понятием «другой». Что так задевает Обломова в этом сопоставлении? Почему именно после сопоставления с «другим» (самоанализа) Обломов переживает «ясную сознательную минуту в жизни»?
4. Разделите тетрадь на 3 части. Познакомьтесь с представленным ниже цитатным материалом, предложите (в первой колонке) основания для сопоставления Обломова и Штольца. Выпишите ключевые слова либо в графу «Обломов», либо «Штольц» (2 и 3 колонки).
Подготовьте связный рассказ (те, кто сидят за партой слева – о Штольце, справа – об Обломове). Расскажите друг другу. 5. О скульптуре О. Родена «Мыслитель» писали, что автор пытался выразить катастрофу человеческого разума, бессильного, но предпринимающего отчаянные попытки постичь смысл жизни усилием воли, рационально решить ребус существования. С другой стороны, в этом образе чувствуется возврат к поэтическому мировосприятию Архаики: где «не умели думать», но «умели чувствовать, страдать, любить». Основа образа Обломова – его утверждения: ы
Сформулируйте, почему фигура «Мыслителя» может быть символическим выражением «жизненного кредо» Обломова? В чем заключается это «жизненное кредо»? Как бы Обломов, на ваш взгляд, расшифровал этот образ? Групповая дискуссия. 6. Написание диаманты «Мой Обломов». Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных, демонстрирующие переход от «+» к «–») строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение(2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Образец: Обломов Ранимый, добрый, Скучает, мечтает, ленится. Бездействие, пассивность, решимость, труд. Действует, считает, зарабатывает, Деловой, настойчивый Штольц. Домашнее задание:
Реконструкция системы заданий (конспект урока) даёт только общие представления о том, как разворачивался образовательный процесс, указывает на отдельные приёмы, используемые учителем. Очевидно, что мы только можем догадываться, насколько данный урок был результативен, смогли ли обучающиеся (каждый в отдельности) освоить умение анализа образа литературного героя. Без понимания замысла автора, фиксации логики разворачивания действий учителя и ребёнка (всего класса, групп обучающихся) на занятии материал трудно переносим в деятельность другого педагога. Вместе с тем обобщение данного опыта может стать основой для конструирования любого урока с подобной целевой установкой. «Личный рецепт» урока «Поэт жизни Илья Обломов» – его композиционная схема, заданная системой деятельности обучающихся, ответы старшеклассников (при условии видеозаписи), временные и темповые ограничения и риски, – порождают впечатление о ситуационной природе двухчасового занятия. Как зафиксировать трудоёмкость того или иного задания, какие линии обсуждения возникнут у детей, как обеспечить учёт индивидуальных возможностей обучающихся? Представленный материал (равно как «реальный опыт» проведения занятия, видеозапись урока) оказывается только «заготовкой», в изложенной выше метафоре «корзиной с грибами», требующей специальных процедур обобщения. На наш взгляд, урок «Поэт жизни Илья Обломов» может быть генерализирован по трём основаниям: во-первых, как методическая система, позволяющая решать задачу организации урока «объяснения нового материала»; во-вторых, как набор результативных приёмов активизации деятельности обучающихся при работе с художественным произведением; в-третьих, как концептуальный подход к анализу образа литературного героя с привлечением жизненного опыта обучающихся. Под методической системой мы понимаем взаимосвязанные структуры совместной деятельности учителя и каждого обучающегося. Эти структуры включают: цели взрослого и ребёнка, педагогическое кредо учителя (принципы, стиль, основания практики) и организационные формы6, необходимые для создания целенаправленного воздействия, освоения обучающимся способов интерпретации материала (перекодировки воздействий учителя), включения нового знания в исходные представления и др. Таким образом, обобщение 1-го уровня представленного материала урока «Поэт жизни Илья Обломов» описывается следующей схемой: Ситуации, обозначенные в схеме, конструируются через:
Цель методической системы: формирование умения самостоятельно осваивать новый материал. Принципы методической системы.
Обобщение урока «Поэт жизни Илья Обломов» 2-го уровня фиксирует и обосновывает в системе «результат – целесообразность» функционирование конкретного средства обучения (формы, приёма, метода взаимодействия учителя и обучающегося) в определённой учебной ситуации. Например, учитель, обобщающий опыт, раскрывает особенности использования приёма «Сравнительная таблица» на этапе «Ситуации взаимодействия с другими обучающимися, взаимоконтроля», гарантирующего освоение учащимся нового материала (закрепление).
|