Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО РГТЭУ)
Подраздел н 5.74.5.1.5
Научно-информационный материал 15:
"Требования к разработке образовательных программ повышения квалификации и просвещения населения по направлениям «Товароведение продовольственных товаров» и «Товароведение непродовольственных товаров»"
Состав научно-образовательного коллектива:
Николаева М.А., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Товароведение и экспертизы товаров», научный руководитель коллектива;
Карташова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент.
Москва 2011 г.
Современный этап развития человечества характеризуется бурным ростом информационных ресурсов: профессиональных, общекультурных. Поэтому в сфере образования изменилась ее парадигма. На смену старой парадигме XVIII-XX века «Образование на всю жизнь» пришла новая «Образование - в течение всей жизни». Это обусловило необходимость пересмотра методики преподавания на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным послевузовским профессиональным образованием.
Но если в методике преподавания на уровнях основного общего и среднего образования, а также начального, среднего и высшего образования модернизация, направленная на повышение удельной доли самостоятельной работы, уже началась, то на уровне дополнительного профессионального образования преобладают традиционные формы, средства и методы обучения. К ним относятся лекции, семинары, экскурсии и т.п.
В значительной мере это обусловлено тем, что отсутствуют современные методические разработки по применению инновационных технологий обучения, ориентирующих обучаемых на формирование таких компетенций как способность к самостоятельности, творческая активность, активная жизненная позиция, готовность к здоровому образу жизни. При этом первые три компетенции могут быть сформированы в любой профессиональной образовательной области.
В отличие от указанных компетенций здоровьесберегающие компетенции могут быть обеспечены ограниченным перечнем образовательных областей или учебных дисциплин. К их числу относятся товароведение, особенно продовольственных товаров, физическая культура, безопасность жизнедеятельности, экология, физиология питания, микробиология, санитария и гигиена, медицина и др.
Основами знаний по указанным научным областям должны обладать профессионалы- специалисты торговли, здравоохранения, спорта и др. Знания эти постоянно обновляются за счет приобретения теоретической и практической информации из перечисленных дисциплин. Однако самостоятельное изучение новой информации чревато рядом негативных последствий. К их числу относятся:
наличие в СМИ и даже учебной или научной литературе недостоверных сведений, необоснованных научно (например, модные, но бесполезные для организма человека рекомендации типа раздельного питания);
устаревшая, недействующая информация, выдаваемая за последнюю новейшую (к сожалению, в товароведении очень много за последнее десятилетие издано учебников, содержащих информацию из учебников 60-х – 70-х годов);
недостаточный удельный вес новой информации, базирующейся на результатах научных исследований последних лет;
отсутствие или недостаточность у обучаемых на уровне дополнительного профессионального образования методики самообразования;
многие преподаватели, работающие в сфере повышения квалификации специалистов, не в полной мере осознают специфику методики преподавания в этой сфере.
Для предотвращения и смягчения указанных негативных последствий необходимо выявить эту специфику и разработать методику преподавания в сфере повышения квалификации специалистов.
Целью настоящей работы является установление характерных особенностей методики преподавания товароведения продовольственных и непродовольственных товаров в сфере повышения квалификации работников торговли, а также других смежных областей деятельности.
Для достижения этой цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
рассмотреть ключевые термины, применяемые в данной разработке;
определить обучающие, воспитательные и развивающие цели образования в указанной сфере;
рассмотреть принципы обучения;
осуществить поиск и подбор необходимой и достаточной для специалистов учебной информации;
обосновать выбор наиболее рациональных средств и методов преподавания и обучения;
разработать при необходимости оценочные средства результатов обучения.
Ключевые понятия методики
Любая профессиональная область знаний имеет свои ключевые термины, которые должны быть определены. Не составляет исключения и методика преподавания, ключевыми терминами которой являются образование, образовательные потребности, образовательные услуги, педагогика, методика преподавания, методология.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» термин «образование» определен следующим образом: «Образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].
Согласно Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, термин «Образование» определен как совокупность всех видов целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей [2].
В связи с введением нового термина «Образовательные потребности» необходимо дать определение этого стандартизированного термина, применяемого в конституции РФ.
«Образовательные потребности - разновидность интеллектуальных потребностей, удовлетворение которых позволяет сформировать общекультурные и/или профессиональные компетенции». (авторское определение)
Средствами удовлетворения образовательных потребностей служат образовательные услуги, учебная, научная и справочная литература.
«Образовательные услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей». [3]
Приведенный термин в неполной мере определяет сущность образовательных услуг, поэтому мы даем авторское определение термина, исходя из определения термина «услуга».
Образовательные услуги (ОУ)- результат взаимодействия обучаемых и обучающих, а также собственной деятельности образовательных учреждений по удовлетворению образовательных потребностей обучаемых и/или работодателей.
По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на профессиональные, социальные и социально-культурные.
Профессиональные ОУ - услуги, ориентированны на потребности рынка труда и связаны с воспроизводством рабочей силы.
Социальные ОУ - услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей развития организаций и социальных сообществ.
Социально-культурные ОУ - услуги, ориентированные на потребности развития человека.
Основу оказания образовательных услуг составляет образовательный процесс как деятельность по передаче и освоению социально-культурного опыта, а также формулированию способности к его обогащению [3].
Научное и теоретическое обоснование целесообразности форм, средств и методов образовательного процесса обеспечивает педагогика.
«Педагогика - наука о воспитании и обучении подрастающего поколения, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процессе образования и обучения» [3].
Педагогика имеет следующие разделы: дошкольная, школьная, профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), производственная, специальная педагогики. Они включают теорию и методику воспитания, дидактику и школоведение.
«Дидактика (от греч. didaktikos-поучительный) – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и на основе выявленных закономерностей разрабатывающий определенный системы обучения» [3].
«Методика - отрасль педагогики, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенной учебной дисциплине [3].
«Методология - учение о структуре логических организаций, методах и средствах деятельности» [3]. 1.3. Структура методики преподавания Структура (лат. structural) – взаиморасположение и связь составных частей объекта.
При определении структуры методики преподавания необходимо выявить перечень ее составных частей (структурных элементов) и их взаимосвязь. Структура методики преподавания представлена на таблице 1. Характеристика структурных элементов
Цели методики преподавания подразделяются на:
обучающие;
воспитательные;
развивающие.
Обучающими целями является передача и усвоение учебной информации от обучающего или иных источников к обучаемому, приобретение на их основе необходимых умений и навыков.
При повышении квалификации специалистов особенностью является то, что обучающие цели направлены, прежде всего, на передачу и приобретение новой информации.
Воспитательные цели - формирование личностных свойств у обучающихся. При повышении квалификации к ним относится воспитание в человеке ответственности за порученное дело, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному самообразованию и обучению, росту профессионального мастерства.
Рис.1 Структура методики преподавания учебных дисциплин. |