Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
«Согласовано»
Руководитель МО
(зав. Кафедрой)
______Чапляева С.И. Протокол № ___ от
«____»________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Гимназия №1»
по УВР
_________ Тикоцкая М.В. «____»____________2013г.
| «Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия №1»
________ Валаева Л.А. Приказ № ___ от
«___»______________2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Черных Н.Н. , ВКК
Ф.И.О., категория
по предмету «Информатика и ИКТ»
для 9 «В» класса
Рассмотрено на заседании Методического совета
протокол № ______________
от «___ »____________2013 г.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и Примерной программы и учебно-тематического плана для 8-11 классов (Информатика и ИКТ в образовательных учреждениях Воронежской области/ Л.А.Бачурина и др. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.-104 с). Преподавание ведется по учебнику Семакина И.Г. и др. «Информатика и информационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса».
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Рабочая программа по информатике и ИКТ является основной общеобразовательной.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При изучении теоретической части курса и выполнении практических заданий прослеживаются межпредметные связи, мы опираемся на математический аппарат учащихся. В теме «Представление информации», при переводе чисел из одной в другую систему счисления необходимо умение быстро и без ошибок выполнять деление чисел, знание свойств степеней, способов записи отрицательных степеней. Например, при построении графиков функций в электронных таблицах – мы опираемся на знания, полученные учащимися на уроках математики о поведении линейной функции, параболы, функции, отображающей обратно-пропорциональную зависимость, квадратного корня. В разделе «Алгоритмизация и программирование» составляем алгоритмы решения квадратного уравнения или нахождения площади треугольника по формуле Герона, вспоминаем условие существования треугольника, построенного по трем сторонам и условие, когда треугольник является прямоугольным. Изучая тему «Математическая логика», учащиеся вспоминают формы мышления, изученные ими в обществознании.
Рабочая программа для 9 класса является продолжением программы 8 класса, т.к. в соответствии с новым Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется в 8-х и 9-х классах в объеме 105 учебных часов (по 1 часу в неделю в 8-х классах и по 2 часа в неделю в 9-х классах).
В таблице приведены педагогические технологии, используемые в 9 классе, а также формы организации занятий и методы обучения.
Наименование используемых технологий
| Формы организации занятий
| Методы обучения
| Традиционный подход
| Урок, лекция, беседа, фронтальный опрос, демонстрация, показ
| Объяснительно-иллюстративный метод
Информационно-рецептивный, контроль
| Технология уровневой дифференциации
| Консультации, работа в группах
| Методы проверки и оценивания знаний
| Технология проблемное обучение
| Диспут, анализ
| Эвристический, поисковый метод
Проблемное изложение изучаемого материала
| Исследовательские технологии
| Конференции, викторины, факультативы, элективные курсы
| Исследовательский метод
Создание ситуации творческого поиска
| Игровые технологии
| Деловая игра, дискуссии, дебаты, иллюстративные игры, дидактические, имитационные
| Метод развитие познавательного интереса
Перевод игры на более сложный творческий уровень
| Информационно-коммуникационные технологии
| Слеты, фестивали, on-line session, чаты, дистанционное обучение
| Использование Интернета в процессе обучения
| Технология «Педагогика сотрудничества»
| Семинар, мастер-классы
| Метод понимание личностной значимости ученика
Метод взаимной проверки
| Технология социального воспитания
| Творческие встречи, творческие отчеты
| Эмоциональное стимулирование
Развитие познавательного интереса Формирование ответственности и обязательности
Метод взаимной проверки
| Здоровьесберегаю-щие технологии
| Физкультминутки, динамические паузы
| Беседы «Техника и здоровье», гимнастика для глаз
|
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ НАВЫКИ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать /понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации.
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принципы дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах и библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением собственных правовых и этических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Название темы
| Кол-во часов
|
| Коммуникационные технологии
| 10
|
| Формализация и моделирование
| 8
|
| Базы данных
| 6
|
| Представление информации
| 4
|
| Обработка числовой информации
| 5
|
| Алгоритмы и исполнители
| 25
|
| Информационные технологии и общество
| 4
|
| Обобщение программного материала
| 4
|
| Резерв
| 2
| Всего
| 68
| СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Коммуникационные технологии (10 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола.
Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет.
Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение.
Формализация и моделирование (8 часов)
Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.
Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования – выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) – формализация – проверка адекватности модели.
Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.
Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма её использования.
Электронные таблицы как средство моделирования.
Базы данных (6 часов)
Табличные базы данных, системы управления базами данных. Таблицы, записи, поля записей.
Поиск и сортировка данных в готовой БД. Создание запросов на поиск данных.
Представление информации (4 часа)
Представление числовой информации. Позиционные системы счисления. Двоичное представление числовой информации в компьютере.
Представление текстовой информации. Кодовая таблица ASCII.
Представление графической информации. Кодирование цвета, цветовая модель RGB.
Обработка числовой информации (5 часов)
Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.
Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.
Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.
Копирование формул. Относительная и абсолютная адресация ячеек.
Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.
Алгоритмы и исполнители (25 часов)
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Формальные исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операций над данными.
Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.
Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.
Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).
Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.
Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.
Операторы цикла (с пред- и пост-условием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла.
Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов виде компьютерных программ.
Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов виде компьютерных программ.
Этапы разработки программы: анализ – алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Информационные технологии и общество (4 часа)
7.1 Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
7.2 Этика и право при воздании и использовании информации
7.3 Информационная безопасность.
7.4 Правовая охрана информационных ресурсов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
№
| Раздел программы
(тема)
| Срок проведения
| Коммуникационные технологии
| 1
| Контрольная работа по теме «Компьютерные сети»
| сентябрь
| 2
| Защита творческого проекта
| октябрь
| Формализация и моделирование
| 2
| Зачет по теме «Формализация и моделирование».
| ноябрь
| Базы данных
| 3
| Контрольная работа по теме «Базы данных»
| декабрь
| Представление информации
| 4
| Контрольная работа по теме «Представление информации»
| декабрь
|
| 5. Обработка числовой информации
| 5
| Практическая работа в электронных таблицах
| январь
| 6
| Зачет по теме «Обработка числовой информации»
| январь
| 6. Алгоритмы и исполнители
| 7
| Контрольная работа по теме «Алгоритмы»
| февраль
| 8
| Контрольная работа «Программирование»
| март
| 9
| Зачет по теме «Алгоритмы и исполнители»
| апрель
| 10
| Зачет по теме «Программирование»
| май
| 7. Информационные технологии и общество
| 11
| Защита творческого проекта.
| май
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Дата
| Раздел программы
Тема урока
| Кол-во
час
| Элементы содержания урока
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам ученика на уроке
| Вид контроля
| |