Скачать 338.93 Kb.
|
На правах рукописи Богомолова Ольга Борисовна Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах социально-экономического профиля и РАЗРАБОТКА методики их использования Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006 Работа выполнена на общеуниверситетской кафедре информатики и вычислительной техники Московского государственного областного университета
Защита диссертации состоится «19» декабря 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.02 при Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109391, г. Москва, Рязанский проспект, д.9. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18. Автореферат разослан «17» ноября 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат технический наук, профессор А.Х. Ин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Концепция федерального базисного учебного плана Российской Федерации предполагает введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Определен ряд основных профилей, по которым будет проводиться обучение: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, информационно-технологический, социально-экономический и др. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся и потребности общества. При этом создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с принятыми школой профилями обучения. Существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной образовательной траектории. Переход к профильному обучению позволяет:
Принципы построения Федерального базисного учебного плана для старших классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов, учитывая установленные нормы учебного времени, каждая школа вправе формировать собственный учебный план. Важность данной проблемы обусловлена еще и тем, что велика роль информатики в подготовке выпускников школы к труду, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению. Содержание школьного курса информатики и информационных технологий постоянно меняется. Большой вклад в исследование содержания школьного курса информатики и информационных технологий внесли Н. В. Апатова, С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев, В. Г. Житомирский, А. П. Ершова, А. Г. Кушниренко, В.С. Леднев, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, А. Л. Семенов, И. Г. Семакин, Н.Д. Угринович, Ю.А. Шафрин и др. Сейчас методическая система обучения информатике и информационным технологиям претерпевает значительные изменения, связанные с переходом от единого курса информатики и информационных технологий в старших классах к многоэтапной структуре. Первый этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий обязательный образовательный минимум по этому предмету, третий этап – дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных курсов. Идеология построения профильных курсов информатики и информационных технологий была разработана А.А. Кузнецовым, С.А. Бешенковым, Т.Б. Захаровой. В силу того, что профильное обучение находится только в стадии своего становления, практически отсутствует научно-обоснованное методическое и содержательное обеспечение, в частности, в вопросах обучения информационным технологиям применительно к различным профилям обучения. Таким образом, проблема исследования заключается в устранении противоречия между принятым учебным планом для школ социально-экономического профиля и отсутствием соответствующего методического обеспечения учебного процесса в области информационных технологий. Необходимость устранения указанного противоречия посредством создания соответствующих средств обучения информационным технологиям в 10 – 11 классах для школ, реализующих социально-экономический профиль, обусловили актуальность темы, выбранной для настоящего исследования - «Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах социально-экономического профиля и разработки методики их использования». Объектом исследования является процесс обучения информационным технологиям учащихся старших классов социально-экономического профиля. Предметом исследования является содержание обучения информационным технологиям в старших классах, реализующих социально-экономический профиль. Цель исследования – учебно-методическое обеспечение обучения информационным технологиям в старших классах социально-экономического профиля и внедрение его в практику учебной работы. Гипотеза: Методическая система обучения информационным технологиям учащихся старших классов школ социально-экономического профиля должна способствовать формированию фундаментальных знаний в этой предметной области и может быть построена на основе базовой, профильной и элективной компонент, учитывающих специфику данного профиля. Задачи исследования: Основной задачей исследования является создание учебно-методических средств, обеспечивающих формирование у учащихся знаний и практических навыков, которые позволяют, с одной стороны, глубже понять прикладные аспекты профильных предметов, а с другой – реализовать их социальную адаптацию к работе, учебе и жизни в условиях «информационного» общества. Для выполнения указанной интегральной задачи необходимо решить следующие задачи:
Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование опиралось на примерную программу профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (Угринович Н.Д.), стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 09.03.04 №1312), постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях». В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по системе общего образования, современное программное и информационное обеспечение научных исследований, методы мониторинга знаний и умений, педагогический эксперимент по проблеме диссертации, статистические методы обработки результатов экспериментов, прогнозирование перспектив развития информационных технологий. Основные этапы исследования: На первом этапе (2001-2002) был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по поставленной проблеме. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи диссертации. На втором этапе (2003-2004) были проанализированы современные методы обучения по курсу «Информатики и информационных технологий» для школ, реализующих социально-экономического профиль, разработан комплекс учебно-методических средств, включающий 2 элективных курса по информационным технологиям для профильных классов («Корпоративные информационные системы», «Практическая бухгалтерия») и 7 учебных пособий для практических занятий. На третьем (2005-2006) по результатам проведенного педагогического эксперимента была осуществлена оценка эффективности использования системы обучения школьников информационным технологиям в школах социально-экономического профиля. На основе обработки и анализа полученных результатов, внесены коррективы в разработанные учебно-методические средства, сформулированы рекомендации по организации учебного процесса по освоению этих технологий и внедрению основных результатов диссертационной работы в профильные общеобразовательные школы. Научная новизна исследования.
Теоретическая значимость диссертационной работы:
Практическая значимость исследования заключается в:
На защиту выносятся:
Апробация результатов исследования проводилась на:
Внедрение результатов исследования: научно-теоретические результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс трех средних общеобразовательных школ №16, №656, №738 г. Москвы, что подтверждено актами о внедрении, представленными в приложении к диссертации. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 174 наименований и 5 приложений. Основной текст диссертации составляет 150 страниц и содержит 18 таблиц, 34 рисунка, 10 диаграмм. Общий объемом диссертации (с приложениями) 196 страниц. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы его цели и задачи, гипотеза и положения, выносимые на защиту; теоретическая и практическая значимость, научная новизна. В первой главе «Анализ содержания курса «Информатика и информационные технологии» для школ, реализующих социально-экономический профиль» рассмотрены и оценены современные тенденции в преподавании информационных технологий в профильных классах, как в России, так и в развитых зарубежных странах. Проведен анализ содержания и методики преподавания профильного курса «Информатика и информационные технологии» на базовом уровне, и обоснована необходимость введения в него дополнительной тематики и разработки специальных учебно-методических средств обучения для классов социально-экономического профиля. Основные компоненты содержания научных основ информационных технологий можно выделить на основе системного анализа всей совокупности существующих информационных технологий, а также основных закономерностей построения этих технологий и целенаправленных процессов их использования. Показано, что при изучении информационных технологий в курсе информатики, с одной стороны, должны получить развитие и конкретизацию все основные содержательные линии школьной информатики (информационные процессы, представление информации, алгоритмы, формализация и моделирование, телекоммуникации), с другой стороны, эти содержательные линии выступают в качестве основы изучаемых информационных технологий. Отмечены основные этапы развития профильного обучения в России и за рубежом. На основании рассмотренного подтверждено, что направление развития профильного обучения в российской школе соответствует мировым и отечественным тенденциям развития образования. Сформированные в школе умения и навыки использования информационных технологий в области экономики и обществознания, по мнению выпускников школы, - недостаточны. Поэтому необходимо разрабатывать учебно-методические средства, принципиально отличающиеся как по уровню использования компьютерных средств и информационных ресурсов, так и по тематическому составу изучаемого материала. Таким образом, требуется приведение содержания обучения в соответствие с целями экономического профиля подготовки школьников и актуальными возможностями новых информационных технологий. Рассмотрено и обосновано применение дифференцированного подхода для отбора содержания и разработки методики обучения по информационным технологиям для школ социально-экономического профиля и выработке у учащихся системного подхода к решению практических задач. Показано, что системный подход является универсальным средством познания мира и характерен для многих сфер человеческой деятельности, в том числе и информационных технологий. Достижение высоких экономических и социальных результатов в значительной степени зависит от масштабов и темпов внедрения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Поскольку система образования является фундаментальным звеном в формировании, воспитании, развитии и профессиональном становлении личности, то уровень освоения информационных технологий выпускниками школ нужно рассматривать как своеобразный индикатор, отражающий качество развития, перспективы и будущее. Вторая глава «Создание учебно-методических средств для старших классов социально-экономического профиля» посвящена определению содержания образовательного процесса для классов социально-экономического профиля. В главе представлены разработанные элективные курсы и практические задания по информационным технологиям в соответствии с профилем обучения школьников. Система общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя общеобразовательные и профильные предметы, а также элективные курсы. При этом примерное соотношение их объемов, как известно, определяется пропорцией 50:30:20. Очевидно, что состав элективной компоненты является производной от профильной, поскольку существует предельно допустимая учебная нагрузка, с одной стороны, и инвариантный объем часов базовой компоненты, определяемой учебным базовым планом, – с другой. Учитывая вышесказанное, автором предложено содержание образовательного процесса школ социально-экономического профиля, представленное на рис.1. Примерная программа по информатике и информационным технологиям (ИТ) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта профильного общего образования. Согласно Базисному учебному плану для старших классов, курс рассчитан на 70 учебных часов: по 35 часов в 10 и в 11 классах. Он включает в себя теоретический раздел и компьютерный практикум. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно. Содержание курса соответствует требованиям Примерной программы по информатике и ИТ общеобразовательного курса для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Согласно этому документу, основные содержательные линии базового уровня старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии основной школы: (информации и информационных процессов; моделирования и формализации; информационных технологий; компьютерных технологий). Автором диссертации предложена дополнить содержание профильного курса (на базовом уровне) специальной тематикой для классов социально-экономического профиля, которая представлена в таблице 1 (крайняя правая колонка) В первом столбце этой таблицы указан номер раздела, во втором – основная тематика базового курса «Информатика и информационные технологии», в третьем – основное содержание каждого раздела. В таблице 2 перечислены учебно-методические пособия для практических занятий по профильному (базовому) курсу и указаны номера разделов этого курса (в таблице 1), поддерживаемые этими пособиями. Предложенные автором практические задания для данного школьного курса информатики и информационных технологий базируются на идеях системного анализа, многоаспектном и эффективном применении компьютерных технологий. За счет организации межпредметной интеграции информационных технологий, экономики, социологии появляется возможность закрепления знаний, полученных школьниками по другим учебным предметам. Информационные технологии позволяют объединять знания из разных предметных областей и, по мнению автора, являются той интегрирующей дисциплиной, в которой реально можно воплотить возможность развития системного мышления у каждого учащегося. Таблица 1. |