Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации31.03.2014
Размер1.2 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050202.65 – Информатика

Канск

2010

УМКД составлен преподавателем филиала И.Ю. Жуковиным И.Ю., к.п.н., доцентом

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ»

с другими дисциплинами специальности 050202.65 ИНФОРМАТИКА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Педагогика.

Основы специальной педагогики и психологии.

Теория и методика обучения информатике

-

01/10от 03.09.2010

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

10

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

14

    1. Тематический план

33

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

36

    1. Карта литературного обеспечения

40

    1. Технологическая карта рейтинга

51

  1. Методические рекомендации для студентов

19

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

55

  1. Вопросы к зачёту / экзамену

63

  1. Тематика рефератов

68


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психология».

  3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Психология», каждое из которых представлено в нескольких вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачету и экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психологии.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы психологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).


ОПД. Ф01 Психология


Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологам. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления.

Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.


300


Введение

Рабочая модульная программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности, предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Модульная рабочая программа учебной дисциплины «Психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников педагогического университета специальности 050202 –Информатика.

Учебная дисциплина «Психология» является ведущей составной частью общепрофессиональной подготовки будущего педагога и направлена на изучение общей психологии человека, психологических особенностей детей дошкольного и школьного возраста, основ педагогической психологии и овладение психологически грамотной педагогической деятельностью, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента. Основной целью учебной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о психической природе человека, стимулирование интереса к самопознанию, развитие рефлексивных способностей, ориентация на личностный рост, закладывание основ будущего профессионального становления и гуманистической направленности в педагогической деятельности.

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процессе ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет целенаправленный учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. Образование как образование человека без психологии немыслимо.

Цели дисциплины «Психология»:

  • познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения;

  • раскрыть содержание психического облика и индивидуально-психологических особенностей человека;

  • раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

  • познакомить будущих учителей с основными проблемами взаимодействия личности и социума; с особенностями, факторами и динамикой групповых процессов;

  • познакомить студентов с основными закономерностями обучения, воспитания и развития личности школьников, а также с основами психологии труда учителя;

  • способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и личностного роста.

Задачами дисциплины определяется ее построение. Дисциплина «Психология» состоит из пяти разделов (курсов): «Общая психология», «История психологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Раздел I – «Общая психология» – это первое серьезное знакомство с психологической наукой и практикой. Основная его цель – это введение студента в мир человеческой психики, приобщение к научному его пониманию, отличающемуся от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Главное заключается в усвоении студентом основных, конституирующих понятий современной психологии, в привитии научного подхода к изучению вездесущей психологической феноменологии.

Раздел II - «История психологии» знакомит студентов с зарождением псиологии как науки, основными этапами развития психологии, психологическими теориями и направлениями. Главное заключается в изучении постановки и путей решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

Раздел III – «Возрастная психология» рассчитан на студентов – будущих учителей, уже имеющих определенные знания в области общей психологии. Педагог в повседневной работе с детьми должен уметь видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью школьника, в частности, его возрастные особенности и индивидуальные варианты развития. Для того, чтобы эффективно работать в школе, педагог должен уметь учитывать эту реальность в практике своей профессиональной деятельности, реализовывать психологические знания в работе с детьми.

Раздел IV – «Социальная психология» составлен с учетом как традиционных вопросов социальной психологии, так и ее актуальных проблем и данных, причем осмысленных в современных методологических и прикладных аспектах. Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать реальные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических особенностях общения внутри учебного коллектива, от точности и объективности диагностики социально-психологического профиля ученика.

Раздел V – «Педагогическая психология» в системе психологической подготовки будущего учителя занимает завершающее место, и это означает не просто хронологическое, а содержательное, логическое завершение, интеграцию, акцентирование предшествующих психологических знаний. Курс педагогической психологии в сущности своей межпредметен, поскольку сопряжен по тематике с педагогикой и философией, медициной и физиологией труда. Однако на фоне глубокой, реальной межпредметности педагогическая психология стремится к выделению и сохранению собственного предмета: фактов, закономерностей и механизмов психики обоих субъектов образовательного процесса: школьника и учителя, воспитателя.

Обучение психологии осуществляется в форме лекций, семинарских занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на четыре семестра (2,3,4,5 семестры).

В результате изучения дисциплины «Психология» студенты должны:

      • иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом.

знать:

      • основные категории и понятия научной психологии;

      • основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций;

      • основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода, виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;

      • закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших и малых групп, особенности личности и ее деятельности в результате включения в социальные группы;

      • психологическую сущность и структуру процесса учения и воспитания;

      • основные концепции психологии обучения, направления воспитания и факторы, способствующие саморазвитию и самовоспитанию;

      • психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятельности.


Студенты должны быть готовы решать практические педагогические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии. Для этого они должны уметь:

применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка;

осуществлять процесс обучения и воспитания учащихся так, чтобы он способствовал их когнитивному и личностному развитию;

учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

осуществлять контакт с родителями учащихся и оказывать им, при необходимости, помощь в деле семейного воспитания;

анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Содержание теоретического курса дисциплины
Раздел I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел II. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Модуль I. Введение в научную психологию и психологию человека

Предмет, задачи и основные разделы современной психологии. Общее понятие о психологии как науке. Основные задачи психологии. Отрасли современной психологии. Основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии. Соотношение понятий «душа» и «психика». Понятие о субъективности психического отражения.

Краткий исторический очерк развития психологии.

Возникновение психологических знаний. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века. Преобразование психологических знаний с середины 19 века до второй половины 20 века. Важнейшие направления психологии. Становление и современное состояние российской психологии.

Методология и методы психологического познания. Общие требования к методам психологии. Фазы психологического исследования и требования к его организации и проведению.

Классификации методов психологии. Сравнительная характеристика группы эмпирических методов: эксперимент, наблюдение и интроспекция, тест, беседа, опросник, изучение продуктов деятельности, моделирование и др. Эксперимент как основной метод психологии.

Проблема соотношения качественного и количественного анализа результатов психологического исследования.

Основы экспериментальной психологии. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследования на человеке.

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции. Функции и общие направления развития психического отражения.

Сравнительная характеристика основных этапов развития психики и поведения животных: инстинкт, навык, интеллект. Качественные пределы "разумности" поведения животных.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

Основные особенности поведения и психики человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Единство человека и общества, души и тела. Социальный аспект человеческой психики, ее двойное существование (интерпсихическое и интрапсихическое). Свобода психики и поведения по отношению к биологическому, телесному.

Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения.

Возможность усвоения общечеловеческого опыта за счет предметов и орудий труда, за счет знаков, языка и речи. Различие знаков человека и животного. Знаковый, опосредствованный, социальный характер человеческой психики.

Сознание как высшая форма человеческой психики. Сущность сознания и две плоскости образа: объективная и субъективная. Сознание и труд, сознание и деятельность. Гипотеза о происхождении сознания в совместной, поделенной деятельности. Несовпадение в деятельности мотива и цели.

психоаналитической концепции. Направления и возможности других психологических концепций (экзистенциальной, диалектико-материалистической, гуманистической).

Человек как предмет психологии. Феномен человека и основные последствия отсутствия целостного человекознания. Проблема человека в современной психологии.

Сущность и соотношение понятий: человек - личность - индивид - индивидуальность - субъект. Возможные аспекты изучения человека научной психологией. Современные взгляды на проблему субъективности, духовности человеческой психики.

Общее понятие о психологической структуре (психологическом облике) личности. Основные направления теоретических дискуссий по этой проблеме.

Сущность и составляющие трехмерной структуры личности (А.В. Петровский).

Показатели психического облика личности по схеме С.Л. Рубинштейна.

Сущность и составляющие динамической функциональной психологической структуры личности (К.К. Платонов).

Единство деятельности, сознания и личности в изучении психики человека (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Модуль 2. КЛАССИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Психология потребностей человека. Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий: направленность личности и направленность деятельности.

Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах.

Сущность человеческих потребностей: общественный характер, самопроизводство человеком, осознанность, относительная стабильность, иерархичность организации в личности.

Сущность "пирамиды" потребностей по А. Маслоу. Направления мотивационных воздействий на человека.

Основные виды потребностей и проблемы их классификации (Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен).

Психология мотивов человека. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М. Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский и др.). Понятие об иерархии смыслов. Мотив и переживание, мотив и сознание.

Мотив как личностное образование.

Соотношение мотива и цели, возможности и феноменология их совпадения.

Понятие о задаче, ее связях с целью и мотивом. Иерархия целей и задач в структуре направленности человека.

Деятельность как проявление и средство формирования направленности. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий: активность - деятельность - действие - операция. Неаддитивный характер деятельности.

Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения и привычки в структуре деятельности и личности.

Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.

Сравнительный анализ основных видов деятельности: учение, игра, общение, труд. Деятельность и личность.

Сущность и возможности деятельностного подхода к анализу психологической феноменологии. Методологическая триада: деятельность - сознание - личность (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.
КЛАССИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Способности в психологической структуре субъекта. Понятие о способностях и задатках. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Способность как динамическое понятие (Б.А. Теплов). Способности и деятельность.

Соотношение качественности и количественности в характеристике способностей. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.

Уровни развития способностей и проблемы их диагностики.

Актуальные проблемы психологии способностей (В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков).

Понятие об иерархии личностных способностей.

Темперамент в структуре личности. Общее понятие о темпераменте и системе его психологических проявлений. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Роль и проявления темперамента в психике и поведении человека.

Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон), возможности их практического использования.

Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).

Основные направления работ в области отечественной дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин). Вопросы их соотношения с некоторыми распространенными взглядами и концепциями (Г. Айзенк, В.С. Мерлин, В.М. Русалов).

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Психология характера. Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов).

Структура и проявления характера. Проблемы их диагностики. Концепция "акцентуаций" характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.

Проблемы формирования характера. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера.

Характер и воля. Природа и структура волевого действия и поведения, основные признаки воли.

Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников). Волевые качества личности, пути и средства их воспитания и самовоспитания (В.И. Селиванова, А.И. Высоцкий).
Самосознание как составляющая психического облика личности. Сознание и самосознание. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин). Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный и регуляторный аспекты самосознания. Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина).

Проблемы психологической защиты личности.

Динамика самосознания и личности.

Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн). Личность и время. Психологическая история личности. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

Содержание и основные параметры подструктуры психического опыта человека.
Модуль 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
Психология сенсорных и перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях и их видах. Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности (адаптация, сенсибилизация) и взаимодействие ощущений. Опосредствование чувствительности. Личностная организация ощущений.

Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности. Восприятие и его основные свойства как результаты межфункционального взаимодействия в структуре целостной психики. Основные направления развития восприятия и его личностные особенности.

Внимание и личность. Сущность, функции и сферы внимания. Внимание как интериоризованная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).

Основные свойства внимания. Причины невнимательности человека.

Виды внимания и их личностная обусловленность. Внимание и направленность человека.

Психология памяти. Сущность и процессы памяти. Память и деятельность. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность.


Произвольная память и направления ее развития. Память и мышление. Сущность и феноменология внутреннего опосредствования памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов). Закономерности забывания. Память и личность.

Психология мышления и воображения. Понятие о мышлении и этапах его протекания. Мышление и деятельность. Формы фиксации результатов мышления и основные его операции.

Виды мышления (в сравнении) и его индивидуальные особенности. Мышление и личность. Основные психологические закономерности творческого мышления (В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Э.Д. Телегина).

Виды, функции и основные процессы воображения. Соотношение мышления и воображения. Личностная сущность воображения.

Психология речи и общения. Язык и речь. Психологические функции речи. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.

Основные виды речи (в сравнении) и варианты их индивидуальных различий.

Компоненты содержания речи и их личностная обусловленность.

Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Понятие о культуре речи. Речь и личность.

Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном).

Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А. Петровская), о продуктивном общении (А.А. Бодалев).

Проблема типологии общения. Общение и деятельность.

Эмоции в структуре личности и поведения. Сущность и функции эмоций. Связи эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика человека.

Основные виды эмоций (в сравнении), направления возможных индивидуальных различий.

Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры. Психологическая сущность и проявления эмотивного поведения субъекта. Проблемы воспитания культуры чувств.
Раздел II. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Модуль 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет и задачи возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. Актуальные проблемы современной психологии развития.

Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Значение психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии.

Методы возрастной психологии. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии.

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации.

Эксперимент и его виды. Стратегии экспериментального исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы.

Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.

Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.

Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.

Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

История и современное состояние зарубежной психологии развития. Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции (Ст. Холл). Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер).

Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Теории социального научения.

Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка.

Гуманистическая психология и ее значение для возрастной психологии.

Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.

Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие “зоны ближайшего развития”: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.
Модуль5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Кризис новорожденности. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Условия перехода от пренатального к постнатальному детству.

Изменение внутрисемейной ситуации с рождением ребенка. Родительские установки.

Специфика психической жизни новорожденного. Врожденные рефлексы. Способность к научению.

Критерии окончания кризиса новорожденности.

Социальная ситуация младенчества. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца. “Комплекс оживления” и развитие первых форм общения. Симптомы эмоционального неблагополучия.

Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.

Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции.

Предпосылки возникновения и развития речи.

Кризис 1 года: его причины и симптомы.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Возникновение игрового действия.

Особенности речи ребенка раннего возраста. Основные тенденции в развитии речи: усвоение фонетической, грамматической, лексической, синтаксической структуры речи. Развитие значения детских слов. Влияние общения со взрослыми на становление речи ребенка раннего возраста.

Когнитивное развитие в раннем возрасте. Перцептивная организация и перцептивные категории. Особенности внимания и памяти. Наглядно-действенный характер мышления. Развитие символической функции мышления (Ж. Пиаже). Начало развития воображения.

Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания. Становление и особенности половой идентичности.

Развитие общения со взрослыми как условие социального и интеллектуального развития ребенка. Зарождение потребности в общении со сверстниками.

Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет.

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка.

Другие виды деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная, конструирование, элементы трудовой и учебной деятельности. Восприятие сказки как вид деятельности дошкольника.

Развитие личности дошкольника. Потребности и мотивы поведения дошкольников. Становление иерархии мотивов. Формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности эмоциональной сферы.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности Я-образа и самооценки дошкольника.

Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление дошкольника. Особенности дооперационального мышления (Ж. Пиаже). Эксперименты и феномены Ж. Пиаже. Представления ребенка о мире: анимизм, реализм, артифициализм. Развитие фантазии и воображения.

Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

Особенности общения дошкольника с родителями и другими взрослыми. Дошкольник в группе сверстников.

Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению и ее виды.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте. Мышление на уровне конкретных операций (Ж. Пиаже). Развитие житейских и научных понятий (Л.С. Выготский). Особенности развития воображения. Произвольность и осознанность всех психических процессов.

Развитие личности младших школьников. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками.

Психологические причины осложненных форм развития в младшем школьном возрасте. Дети с трудностями в обучении и поведении. Пути оказания психологической помощи младшему школьнику.

Основные закономерности развития подростка. Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Отрочество как этап жизненного пути. Понятие “подростковый кризис”. Социальная ситуация развития подростка.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростков. Физическое “Я” подростка. Психосексуальное развитие подростка. Полоролевая идентификация.

Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский). Развитие мотивационно-потребностной сферы. Ценностные ориентации подростков. Особенности развития самосознания. Особенности эмоционально-волевой сферы.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности подростка: особенности и динамика. Развитие познавательных процессов. Мышление на уровне формальных операций (Ж. Пиаже). Развитие познавательных интересов.

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Трудности становления нового типа взаимоотношений подростка со взрослыми. Подростковая субкультура. Психологические проблемы общения подростка со сверстниками: реакции группирования, имитации, конформизма.

Социально-психологические аспекты девиантного поведения и формы его проявления. Подростки “группы риска”. Подростки с акцентуациями характера. Алкоголизация и употребление наркотиков. Проблемы психологической помощи подросткам с нарушениями социальной адаптации.

Психологические особенности в юношеском возрасте. Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности.

Физическое развитие в юношеском возрасте. Половая идентичность и сексуальное поведение.

Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Когнитивное развитие в юности.

Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Образ-Я, уровень притязания и критерии юношеских самооценок. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление.

Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Временная перспектива и становление жизненных планов. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности.

Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Положение старшеклассника в школе и его взаимоотношения с учителями. Психологические проблемы любви и дружбы.

Юноши и девушки “группы риска”.

Психология взрослости. Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем возрастной психологии.

Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.

Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности Я-концепции и ее динамика на этапе взрослости.

Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.

Профессиональный цикл взрослого человека. Ролевой конфликт работающей женщины. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.

Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношения с друзьями на этапе взрослости.

Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.

Психологические проблемы позднего возраста. Проблема периодизация позднего возраста. Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья. Психический упадок в старости.

Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика Я-концепции стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости.

Смерть и умирание. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

Раздел IV. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Модуль 6. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ;

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознания. Основные вехи в становлении и развитии педагогической психологии.

Предмет и задачи педагогической психологии. Школа и педагогическая психология. Психология и образование. Соотношение психологии и педагогики в современной Российской школе.

Методологические основы отечественной психологии и специфика методического оснащения современной педагогической психологии. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики.

Основные разделы педагогической психологии, вопросы их соотношения и взаимодействия.

Психологическая сущность и структура процесса учения. Сущность и соотношение понятий: познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность.

Проблема соотношения обучения и развития. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения.

Процесс обучения и его специфические особенности. Общие и частные цели обучения. Уровни возможной обученности и их психологическая обусловленность.

Психологическая сущность учения. Учебная деятельность, ее психологическая структура и вопросы целенаправленного формирования в школе.

Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения. О соотношении понятий: обучение - развитие - воспитание -социализация - адаптация.

Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: недостаточная активность учащихся, объяснительно-иллюстративный характер обучения, перегрузка произвольной памяти и недогрузка мышления и творчества учащихся, низкая управляемость процесса и результата, ориентировка на "среднего" ученика и проблема "одаренных" детей, психологические последствия социальной нестабильности в России, проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, личностно ориентированная педагогика и гуманистическая психология, психолого-педагогические вопросы изменения сроков и времени обучения в школе, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной российской школе.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск