Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 г.Сочи
Предмет - Кубановедение
Выполнена учителем начальных классов
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения средняя
общеобразовательная школа № 24 г.Сочи
Тищенко Ирина Петровна
2013г.
Цели урока: создать условия:
изучения начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории «Ленты времени»;
получения дополнительных сведений о счете временного пространства при изучении истории;
закрепление знаний об историческом прошлом разных народов, населявших территорию нашего края;
развитие общеученических навыков анализа, сравнения;
формирование основ исторического мировоззрения;
прививать интерес к предмету Кубановедения.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь о «Ленте времени»;уметь определять эры, тысячелетия, века; получать и обобщать информацию по заселению территории нашего края в различные временные отрезки; работать в паре, группе; выслушивать друг друга; составлять обобщенные ответы по теме «Лента времени»
Оборудование:
Лента времени
Задачи и задания к ленте времени
Шкатулки
Карточки
Клей
Тип урока: изучение нового материала
Оргформа: урок-путешествие во времени
Ход урока: Звучит песня « Ой, да Краснодарский край…»
Дети входят в класс и рассаживаются согласно билетам в виртуальные космические корабли:
«Орбита», « Скайлон», «Шатл», «Асирис»
Ход урока:
Друзья, мы с вами сегодня отправляемся в космическое путешествие во времени по маршруту «Лента времени»
Узнайте ключевое слово темы.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
С древнейших времен территории нашего края населяли разные народы. Они трудились, торговали, воевали, изменяя мир, в котором жили. Наука, изучающая жизнь людей в далеком прошлом, называется (историей).
Друзья, мы с вами сегодня отправляемся в космическое путешествие во времени по маршруту «Лента времени» (слайд)
Попробуйте из предложенного отрывка стихотворения определить знакомые для вас понятия:
«Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время
Где герои давно уже смолкли
Но узнать их судьбу - наше бремя
Лента времени - это дорога
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи»
Дети делают выводы о том, что:
Данное стихотворение нацеливает их на поиск истины каждой эпохи через овладение навыками исторического времени;
Слайд 2
Какие вопросы мы должны решить:
Что такое время;
Какое время называют историческим и почему;
Как определить отрезки времени, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие, эра, например;
Что обозначает выражение «наше время» .
Итак, отправляемся в полет. Мы будем совершать путешествие по станциям и, иногда, нам нужно будет заправить машины горючим - а это песня о нашем замечательном крае.
Слайд 3 - дозаправка
Станция №1. Слайд 4-8
Как полноводная река начинается с маленького источника, родника, так и история народов берет свое начало из истории небольших сообществ людей древнего каменного века. В тяжелых природно-климатических условиях боролся человек за выживание.
Слайд 9 - дозаправка
Станция №2 Слайд 10-11
Около 5000 лет тысяч лет назад до нашей эры появились первые государства Древний Египет и Месопотамия. Древняя месопотамия находилась к югу от Кавказских гор. К северу от них, где сейчас расположен Краснодарский край, в степях обитали племена кочевников.
Станция №3 Слайд 12-15
Главным их богатством был скот. Это были скифы. Они были великолепными наездниками и храбрыми воинами.
Меоты жили на болотистых равнинных местах. Они занимались рыбалкой, охотой и земледелием. Меотские воины называли себя ползунами-плывунами. Они были великолепными разведчиками.
Греки- одна из ярких цивилизаций прошлого. Однако, не богатые земли е могли прокормить растущее население. Выход был один- освоение новых территорий. Греки основывали в удобных местах все новые и новые поселения.
Слайд 16 - дозаправка
Станция №4 Слайд 18
В 10 веке укрепляя свою мощь древняя Русь расширяла свои владения за счет походов воинственных князей. Князь Святослав появился со своей дружиной на Тамани, и с этого времени в летописях стало часто упоминаться новое русское княжество -Тмутараканское.
Станция №5 Слайд 19-20
В конце 18 века начинается заселение Правобережья Кубани черноморскими казаками. Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам - черноморцам. Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чапегой, с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом двигалась.
Учитель - Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам - черноморцам. Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чапегой, с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом двигалась сухопутным путем.
Учитель - Долгим показался путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряженных волами, да конский топот нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь в урочище Карасунского Кута казаки заложили крепость.
Слайд 21
С нее начинался город Екатеринодар.
Весной 1793 года казаки принялись укреплять кубанскую границу и строить курени (станицы). В центре куреня располагался майдан (площадь), на которой казаки собирались для решения общих дел. На майдане возводилась войсковая церковь, в которой по обычаю хранились казачьи регалии. Вновь основанные поселения сохранили названия 38 запорожских курений (Батуринский, Васюриский, Динской, Уманский и другие и дополнены двумя новыми: Екатериненским, в честь императрицы Екатерины II и Березанским - в память о подвиге казаков на Черном море - взятии крепости на острове Березанки у турок.
Таким образом, на Кубани черноморцы заложили 40 поселений (станиц)
В 1920 году Екатеринодар переименовали в Краснодар.
Практическая работа.
Станция №6 Слайд 22-23
20 век-век потрясений. Достаточно вспомнить ,что Кубанский народ с началом Великой Отечественной войны дружно встал на защиту своей родины от фашистских захватчиков. Их звериную суть жители края увидели во время оккупации Кубани. Менее года пробыли оккупанты на территории края, о за это время «познакомились»с карающим действием партизан, стремительными атаками казаков, железной стойкостью малоземельцев, огневой мощью советских воздушных асов. Кубанцы внесли достойный вклад общенародное дело разгрома врага.
Практическая работа.
Слайд 24 - дозаправка.
Станция №7 Слайд 25
21 век. Знаменательное событие 21 века - зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
Слайд 26
Видеоролик «К играм готовы»
Практическая работа.
Итог:
Во время перелета у меня все перепуталось. Помогите воспроизвести все вехи в нужной последовательности.
Капитаны вперед.
Слайд 27
Под песню «Ой, да Краснодарский край» учащаяся в национальном костюме выносит каравай.
Слайд 28
Заключительные слова. |