Скачать 52.95 Kb.
|
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями». Цели урока
Оборудование урока: На доске тема и цели, закрытые от учащихся, эпиграф и дидактический материал, бумага и маркеры для работы над кластером. Эпиграф к уроку: «Они как запасные игроки на футбольном поле, как дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова» Реформатский Дидактический материал: Мой, какой-нибудь, никто, таков, она, несколько, тот, столько, некоторый, кто-то, свой, чей-либо, я, кое-что, ничто, всякие, никакой, некто. Ход урока: 1.Стадия вызова. 1).Анализ текста. - Ребята прослушайте интересную историю и ответьте на вопрос: о ком она? Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. -Кто бы это мог быть? -Почему нам непонятно, о ком этот текст? (лица не названы, вместо них употребляются местоимения) -Послушайте начало текста: Я (Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. -Почему теперь текст становится понятен? (назван предмет) -Какой прием использует автор, изображая кленовый лист? (олицетворение) 2) Определение темы урока и его целей. -Какова же, по-вашему, будет тема нашего урока? (местоимения) -Определим цели урока (открывается запись на доске). 2. «Мозговой штурм» -Почему у этой части речи такое название? (употребляется вместо имени) -Какие имена подразумеваются? (имя сущ., имя прилаг., имя числительное) -Что мы уже знаем о местоимении? (ведется запись на доске предположений учащиеся: часть речи указывает на предмет, признак, количество не называет его служит для исключения повтора и т.д. 3.Стадия осознания 1) Работа с научным текстом. -Откройте учебник на стр.221, упр.496. Прочитайте лингвистический текст, делая пометки на полях: + «знаю», - «не знаю». -Сопоставьте нашу запись на доске с вашими пометами. Все ли правильно? -Что можно добавить? (значение мест-я определяется в контексте) -Составьте вопросы по тексту и будьте готовы на них ответить. -Прочитаем эпиграф к нашему уроку. -Как вы понимаете слова лингвиста Реформатского? -Сделаем вывод: Местоимения- часть самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их. 4.Стадия рефлексии. 1) - На доске местоимения, распределите их на 3 группы. Что за группы у вас получились? Запишите их в 3 столбика.
-На какие вопросы отвечают местоимения? Какие самостоятельные части речи они заменяют? Вывод: местоимения выполняют роль существительных, прилагательных, числительных и обладают морфологическими признаками этих частей речи. 2) Попробуем сами заменить повторяющиеся слова местоимениями. Упр.498 по рядам (письменно).
2) -Зачем существуют местоимения? - Какова же их роль в речи? (исключают повтор, связывают предложения в тексте) - Послушайте, что о местоимении сказал известный педагог Януш Корчак: Я вам расскажу сейчас об одном маленьком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: кто? Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этой малышки Кто, ты должен бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды?..» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» - это местоимение. -Какую еще роль играют местоимения в речи? (экономят время и пространство в речи) 3) –Всегда ли уместно заменять слова местоимениями? - Послушайте песенку Вини-Пуха. На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сем. Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему? Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну!», и «просто смех!». Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!» -Поняли ли вы что-нибудь? -В чем ошибка Вини-Пуха, который, несмотря на эмоциональность ,остался непонятым? (из контекста неясно, с кем разговаривал герой, что происходило до этого и что будет потом). Вывод: неверно используя местоимения, мы остаемся непонятыми. 4) Давайте исправим предложения, составленные учениками. Как вы бы сказали об этом? Упр.501 ( 1 предложение коллективно устно, остальные – по рядам; письменно).
5. Домашнее задание. -Дома вам предстоит вставить необходимые местоимения в текст упраж. 500. 6. Составление кластера . -А сейчас сядьте по группам и изобразите схематично на кластере все, что вы узнали сегодня о местоимении. 7. Защита кластеров и оценивание учеников. |
Урок русского языка во 2 «а» экспериментальном классе по теме: «Слова-подсказки... Тема: Слова-подсказки – какие они? Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова | Урок во 2 классе по теме: "Сложные слова" На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове... | ||
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов | ||
Конспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются... | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных» Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Какие уравнения называются иррациональными? ( Иррациональными называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала.) | Урок в 6 классе по теме «Словообразование. Буква о-а в корнях кос-кас» Урок начался с проверки усвоения ранее изученного по теме «Чередование гласных в корне слова». Вызванная с этой целью к доске ученица... | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова.... Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,... | Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по звучанию? По смыслу? Запишите эти слова | Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов... Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала... | ||
Урок по истории в 3 классе «Как появилось государство?» На какие участки делится течение этой реки? И какие века охватывает каждый из этих участков? | Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | ||
Урок – игра по русскому языку в 6 классе Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова... | А. Г. Лыков указывает на следующие признаки окказионального слова,... Слова, или их значения, отличающиеся явной авторской индивидуализацией называются окказиональными словами |