Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями»





Скачать 52.95 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями»
Дата публикации27.07.2014
Размер52.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Урок в 6 классе

по теме

«Какие слова называются местоимениями».
Цели урока

Для учителя:


Для учащихся

1.Дать понятие о местоимении как о

части речи.

2. Выявить роль местоимений в речи.

3. Развивать практические умения при работе

с текстом.

4.Систематизировать знания о местоимении

в форме кластера.


1.Определить, какие слова называются местоимениями и какова их роль в речи.

2.Научиться применять местоимения в речи.


Оборудование урока:

На доске тема и цели, закрытые от учащихся, эпиграф и дидактический материал, бумага и маркеры для работы над кластером.

Эпиграф к уроку:

«Они как запасные игроки на футбольном поле, как дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова»

Реформатский

Дидактический материал:

Мой, какой-нибудь, никто, таков, она, несколько, тот, столько, некоторый, кто-то, свой, чей-либо, я, кое-что, ничто, всякие, никакой, некто.

Ход урока:
1.Стадия вызова.

1).Анализ текста.

- Ребята прослушайте интересную историю и ответьте на вопрос: о ком она?

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

-Кто бы это мог быть?

-Почему нам непонятно, о ком этот текст? (лица не названы, вместо них употребляются местоимения)

-Послушайте начало текста:

Я (Луговской) только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.

-Почему теперь текст становится понятен? (назван предмет)

-Какой прием использует автор, изображая кленовый лист? (олицетворение)
2) Определение темы урока и его целей.

-Какова же, по-вашему, будет тема нашего урока? (местоимения)

-Определим цели урока (открывается запись на доске).
2. «Мозговой штурм»

-Почему у этой части речи такое название? (употребляется вместо имени)

-Какие имена подразумеваются? (имя сущ., имя прилаг., имя числительное)

-Что мы уже знаем о местоимении? (ведется запись на доске предположений

учащиеся:

часть речи

указывает на предмет, признак, количество

не называет его

служит для исключения повтора и т.д.
3.Стадия осознания

1) Работа с научным текстом.

-Откройте учебник на стр.221, упр.496. Прочитайте лингвистический текст, делая пометки на полях: + «знаю», - «не знаю».

-Сопоставьте нашу запись на доске с вашими пометами. Все ли правильно?

-Что можно добавить? (значение мест-я определяется в контексте)

-Составьте вопросы по тексту и будьте готовы на них ответить.

-Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

-Как вы понимаете слова лингвиста Реформатского?

-Сделаем вывод:
Местоимения- часть самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их.


4.Стадия рефлексии.

1) - На доске местоимения, распределите их на 3 группы. Что за группы у вас получились? Запишите их в 3 столбика.

  • Никто, она, тот, кто-то, я, кое-что, ничто, некто (вопрос кто? Что?)

  • Какой-нибудь, таков, некоторый, свой, чей-либо, всякие, никакой некоторый..(какой?)

  • Несколько, столько (сколько?)


-На какие вопросы отвечают местоимения? Какие самостоятельные части речи они заменяют?
Вывод: местоимения выполняют роль существительных, прилагательных, числительных и обладают морфологическими признаками этих частей речи.

2) Попробуем сами заменить повторяющиеся слова местоимениями.

Упр.498 по рядам (письменно).

  • Охотится он ночью. Поэтому днем его увидеть нелегко. Его норы глубокие.

  • Но такие воды не только в этих морях. В Байкале тоже, например, холодные воды.

  • Столько же человек и в соседнем классе.



2) -Зачем существуют местоимения?

- Какова же их роль в речи? (исключают повтор, связывают предложения в тексте)

- Послушайте, что о местоимении сказал известный педагог Януш Корчак:

Я вам расскажу сейчас об одном маленьком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этой малышки Кто, ты должен бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды?..» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» - это местоимение.
-Какую еще роль играют местоимения в речи? (экономят время и пространство в речи)
3) –Всегда ли уместно заменять слова местоимениями?

- Послушайте песенку Вини-Пуха.

На днях, не знаю сам зачем, Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну!», и «просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!»

-Поняли ли вы что-нибудь?

-В чем ошибка Вини-Пуха, который, несмотря на эмоциональность ,остался непонятым? (из контекста неясно, с кем разговаривал герой, что происходило до этого и что будет потом).

Вывод: неверно используя местоимения, мы остаемся непонятыми.

4) Давайте исправим предложения, составленные учениками. Как вы бы сказали об этом? Упр.501 ( 1 предложение коллективно устно, остальные – по рядам; письменно).

  • Люда подошла к подруге, которая была очень испугана.

  • Коля приласкал щенка. Тот был очень доволен.

  • Охотник приблизился к зверю, но тот убежал.

  • Миша попросил, чтобы друг положил книгу в свой (его) портфель.

5. Домашнее задание.

-Дома вам предстоит вставить необходимые местоимения в текст упраж. 500.

6. Составление кластера .

-А сейчас сядьте по группам и изобразите схематично на кластере все, что вы узнали сегодня о местоимении.
7. Защита кластеров и оценивание учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 «а» экспериментальном классе по теме: «Слова-подсказки...
Тема: Слова-подсказки – какие они? Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconКонспект урока имя существительное (Тема урока) фио (полностью) Гончарова Лариса Владимировна
Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Какие уравнения называются иррациональными? ( Иррациональными называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала.)
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок в 6 классе по теме «Словообразование. Буква о-а в корнях кос-кас»
Урок начался с проверки усвоения ранее изученного по теме «Чередование гласных в корне слова». Вызванная с этой целью к доске ученица...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по зву­чанию? По смыслу? Запишите эти слова
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов...
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок по истории в 3 классе «Как появилось государство?»
На какие участки делится течение этой реки? И какие века охватывает каждый из этих участков?
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» iconА. Г. Лыков указывает на следующие признаки окказионального слова,...
Слова, или их значения, отличающиеся явной авторской индивидуализацией называются окказиональными словами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск