Приложение Ход урока





Скачать 62.92 Kb.
НазваниеПриложение Ход урока
Дата публикации19.08.2014
Размер62.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Приложение 2.

Ход урока
1.Оргмомент
Представляется и приветствует учащихся. Обращает внимание на гостей. Проверяет готовность к уроку.
Я - учитель краеведения.
Краеведение
край ведать

? ?
Таким образом, краеведение – это наука, изучающая наш край: историю, природу, географию, этнографию, фольклор,генеалогию, ономастику, знаменитых людей, архитектуру и т.д.

Урок сегодня относится к разделу ономастики («онима» - имя)- наука об именах. Одним из разделов ономастики является антропонимика («антропос» - человек, «онима» - имя) – наука об именах людей.
ТЕМА УРОКА: «ЧТО В ИМЕНИ МОЕМ…»


  • ЦЕЛЬ: познакомиться с историей происхождения имен, исследовать происхождение своего имени.


Приготовить дневник на доске:


ЗНАЕМ

УЗНАЛИ

ХОТИМ УЗНАТЬ


Как вас зовут? (ответы учащихся).

Учитель задает вопросы:

  • Зачем человеку имя?

  • Как произошли имена?

  • Что обозначает твое имя?

В ходе ответов заполняем первый столбик!
Учитель: Слушание с пометками – выполняем задание №1.
А действительно, зачем человеку имя? Можно ли без них обойтись? Сегодня мы попытаемся выяснить это.

Каждый из нас, разумеется, знает, как правильно пишутся его собственное имя, имена его родственников, друзей, как образуется отчество. Но много ли вам известно о происхождении, значении, истории личных имен, записанных в документах. Имена людей - часть истории народа. Ученые установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Чтобы какое-либо имя появилось и начало употребляться, нужны определенные культурно-исторические условия. Поэтому-то оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

… Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Гомер. Одиссея.

Если мы проанализируем весь русский именинник, все личные имена, которые распространены сейчас, то установим, что большинство русских имен по своему происхождению – не исконно русские. В чем же тут дело?

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали качества людей, особенности их характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления детей в семье. Основой таких имен становились как просто соответствующие нарицательные существительные, так и сравнения с животными, растениями. Например: Ждан, Неждан, Большой, Меньшой, Третьяк, Первой, Буян, Рябой, Кот, Воробей. С принятием христианства на Руси древнерусские имена были вытеснены церковнымигреческими, древнеримскими, древнееврейскими. До 17 века у русских людей параллельно с христианскими именами, дававшимися церковью, существовали и мирские. Мирские имена затем переходили в прозвища. Например: боярин Феодор, прозванный Дорога; преставился князь Михайло, прозванный Святополк. Однако к 18 – 19 веку древнерусские имена или были полностью забыты, или вышли из употребления. Все новорожденные получали только церковные имена. В соответствии с правилами церкви ребенку давали имя того святого, чей день чествования приходился на день крестин. При выборе имен для девочек правила были менее строгими.

В дореволюционной России личное имя человека часто несло социальную характеристику, т.е. показывало богатый это или бедный человек. В 18 веке крестьянских девочек часто называли Василисами, Феклами, Маврами. Девочка из дворянской семьи такого имени получить не могла. В дворянских семьях бытовали другие имена: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра.

Церковь, обладавшая монопольным правом нарекать младенцев, запрещала древнерусские имена как языческие и заменяла их христианскими. Почти все имена, бытующие у русских, происходят из Византии, имеют греческие, латинские, еврейские, скандинавские и восточные корни.

Анна (древнееврейское) – милость.

Елена (греческое) – светлая, солнечная.

Лариса (греческое) – чайка.

Людмила (славянское) – милая людям.

Татьяна (греческое) – устроительница, учредительница.

Александр (греческое) – защитник.

Андрей (греческое) – мужественный.

Борис (русское, болгарское) – бороться за славу.

Сергей (латинское) – высокий, высокочтимый.

Олег (скандинавское) – святой.

Максим (латинское) – величайший.

Такое явление характерно для многих народов. Например, у испанцев крайне мало собственных испанских имен, большинство их пришло вместе с католичеством из Рима.

(Контроль, заполнение колонки №2)
Учитель: Как видите, даже беглый обзор истории имен, известных и привычных нам, указывает на их иностранное происхождение. Но означает ли это, что они должны восприниматься как чужие? Как вы думаете? Конечно, нет!
Чтение с пометками – выполняем задание № 2.

Разве кто-нибудь сейчас сомневается, что имя Иван – русское? Это имя является как бы обобщающим для нас, русских. Но если мы подробно выясним историю этого имени, то откроем для себя много нового.

Имя Иван пришло к нам из греческого языка, где оно имело иной облик - Иоанн. В греческий имя попало из древнееврейского, где имело форму Иоханан. В древнееврейском оно означало целую фразу, которую на русский язык можно перевести предложением: «бог благоволит». Имя Иоханан – Иоанн попал во многие языки мира, и главную роль здесь сыграла церковь. У русского имени Иван по всему свету разбросаны «родственники»: английское – Джон, немецкое – Иоганн, французское – Жан, итальянское – Джованни, испанское – Хуан, арабское – Юханна, датское – Йенс, шведское – Юхан.

(Контроль, заполнение колонки №2)
Учитель: Но все же имя Иван – русское, уже на русской почве оно дало ряд производных – Ваня, Ванюша, Ванятка, фамилии Иванов, Ивановский и мн. др.

На волне исторических и общественных событий приходят к нам и новые имена. Особенно много новых имен породила революция 1917 года: Октябрина, Владлен (Владимир Ленин), Вилен (Владимир Ильич Ленин), Красарма (Красная Армия), Донара (дочь народа), Майя (май), Даздраперма (Да здравствует первое мая), Дрезина, Трактор.
Чтение с пометками – выполняем задание № 3.

Учитель: У С. Маршака есть стихотворение «В защиту детей».
Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям…

(Контроль, заполнение колонки №2)
Учитель: Данные показывают, что в настоящее время в русском обществе установился достаточно постоянный набор мужских и женских личных имен. Состав мужских имен колеблется от 40 до 80, а женских – от 60 до 120.
Задание 4: Исследование своего имени: работа с этимологическим словарем , с книгами и самостоятельная работа с извлечениями.

/вызвать пару: один читает памятку, другой – выполняет действия/

(Контроль, заполнение колонки №2)

Вывод: Имя, фамилия человека – своеобразные социальные знаки. Ими принято дорожить. Имя человека служит для различия лиц в каком-то небольшом коллективе знакомых или родственников. Фамилия помогает отличить членов данной семьи от другой. Посредством отчества выражается связь детей с отцом. История общества знает много примеров, когда за право носить, то или иное имя или фамилию шла жестокая борьба между претендентами.

Каждый гражданин России является носителем и творцом русского языка и именослова, а значит – и нашей истории. Что достанется в наследство наших потомкам, а что унесет река времени – зависит от нас.

(Рефлексия)

Учитель: что бы вы хотели еще узнать?

Хотели бы вы исследовать имена ваших родственников? –

(заполняется колонка №3 «Хочу узнать»)
Учитель: Предлагается два варианта домашнего задания:


  • 1 вариант: напишите мини – сочинение (5 – 7 предложений) по одной из предложенных тем в тетради;

  • вариант: Исследовать стихотворение Ю. Благова и ответить на вопросы в тетради.

  • А вот заполнить «Ромашку» – это, пожалуйста, всем. (Обратите внимание на образец).

  • Поднимите руку, кто выбрал задание №1? №2?



Оценивание работы класса: ПРИЗЫ за активность на уроке!
Спасибо за работу, желаю вам успехов!!!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: изложение нового материала. 10. Форма работы учащихся: групповая,фронтальная, самостоя -тельная. 11. Необходимое техническое...
Приложение Ход урока iconХод урока ууд
Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Мы как радушные хозяева всегда рады гостям. Поприветствуем их. Всегда приятно начинать урок...
Приложение Ход урока iconУрока: образовательный аспект
Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги
Приложение Ход урока iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Приложение Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Приложение Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Приложение Ход урока iconПриложение 1 Ход урока
Все мы по утрам наслаждаемся горячим чаем, слегка остужая его. В наше время не каждый может позволить себе такую «роскошь», так как...
Приложение Ход урока iconТема урока: «Носители информации» Цели урока
Оборудование: компьютеры для просмотра презентации (Приложение 1), внешние носители информации, стенд «Техника безопасности в кабинете...
Приложение Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ход урока I. Организационная часть урока присутствие на уроке цели, задачи урока II. Повторение пройденного материала
Приложение Ход урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4
Приложение Ход урока iconУрока: Повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления»
Ход урока: За неделю до мероприятия ученикам сообщается тема урока и дается домашнее задание на повторение по учебнику «Физика 8»...
Приложение Ход урока iconУрока информатики в 8 классе по теме «Характеристика основных устройств компьютера»
Цель самоанализа: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на ход урока
Приложение Ход урока iconМетодические рекомендации по проектированию урока (Приложение 4) Приложение 1
Оценка успешности освоения программы курса «Введение фгос ООО в деятельность образовательного учреждения» осуществляется в виде зачетной...
Приложение Ход урока iconТема урока: «Подъем ёлочка», «Спуск с горы в средней стойки, попеременный...
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
Приложение Ход урока iconУрока Организационный момент
Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2)
Приложение Ход урока iconТема урока: Квадратичная функция у = aх² + bх + с. Ход урока
Раздаются листы с заданием, при проверке – взаимоконтроль, правильные ответы отмечаются «+». Правильное решение – на слайде


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск