Организационный момент
Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Мы как радушные хозяева всегда рады гостям. Поприветствуем их. Всегда приятно начинать урок в хорошем настроении, давайте улыбнемся друг другу. (Приложение, лист 3)
Актуализация знаний.
-А кто знает, какой сегодня день недели?(среда)
-Сколько дней в неделе? (7)
-Сколько месяцев в году? (12)
-Каждый новый год проходит под знаком какого-либо животного. (Дальнейшие результаты дети показывают разрезными карточками). Этот год дракона. Сколько лапок у дракона? (4)
-А у двоих?(8)
-Назовите число, предыдущее 8.(7)
-Назовите число, стоящее справа от 8.(9)
-А теперь карточки переворачивайте ответами
вниз. Математический диктант:
Первое слагаемое- 6, второе слагаемое-2. Найдите сумму.
Уменьшаемое-8, вычитаемое-3. Найдите разность.
Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?
Я задумала число, вычла из него 2 и получила 5. Какое число я задумала?
Уменьшите 7 на 1.
Увеличьте 2 на 1
-Переверните свои карточки и сверьте ответы (Приложение, лист 5: 8 5 4 7 6 3).
Расположите ответы в порядке убывания. (Ответ проверяется устно)
Объяснение нового материала.
Раз, два, три, четыре пахнет ёлкою в квартире …(на доске появляется изображение новогодней ёлки), кстати, на новый год какую ёлку следует устанавливать дома, живую или искусственную? Почему? (Искусственную. Деревья нужно беречь.)
- Вот и у нас с вами искусственная ёлка, но не менее красивая, чем живая. (Приложение, лист 1) Уже чувствуется приближение Нового года. А вы любите наряжать новогоднюю ёлочку? Какая игрушка на ёлочке самая главная, хотите узнать? Тогда вам необходимо правильно решить цепочку:
9-1-5+4+2=?
-Итак, каков результат?(9)
(На ёлочку одевается звезда, в центре которой цифра 9)
-Посмотрите внимательно на нашу елочку и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9).
-Итак, у нас в гостях цифра 9.(На доске карточка с цифрой 9) Цифра 9, иль девятка,-
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет. Мы, конечно, с вами не акробаты, как цифра 9, но некоторые трюки сделать можем. Физминутка. ( Приложение, лист 6) Сколько палочек до точки,
Столько встанем на мысочки /////////. Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки ……... Сколько палочек у нас,
Столько и подпрыгнем раз ///////// Приложение, лист 1 - Коль уж у нас в гостях цифра 9, то она должна быть в центре внимания. Что вы можете сказать о цифре 9? (Цифра 9 в натуральном ряду стоит на девятом месте. Она меньше 10 на 1 и больше 8 на 1)
-Самую главную игрушку на ёлку мы повесили. Помните, как она называется? (Вифлеемская звезда). Но без ярких игрушек мы себе ёлочку уже не представляем. Так давайте скорее наряжать нашу ёлочку. Она у нас особенная, математическая. Видите, все игрушки в виде цифр. На ёлочку их нужно повесить в строго определенном порядке. А помогут нам в этом трудном деле снежинки (У каждого ребенка на парте 9 снежинок. (Приложение, лист 4)
-Пересчитайте, сколько их? (9)
-Как они могут упасть с неба? ( На экране учитель дублирует работу детей. На слайде одна из снежинок падает на землю)
-Сколько снежинок упало на землю?(1)
-А сколько ещё кружит в воздухе? (8) Приложение, лист 1
-Значит, сначала упала одна снежинка, а потом еще 8. Подскажите, какие игрушки мы повесим на ёлочку на верхние веточки? (1 и 8)
Приложение, лист 4
Возьмем еще одну снежинку и опустим её на землю. А теперь? (Сначала упали 2 снежинки, а потом еще 7). Какие игрушки мы повесим на нашу елочку?
(2 и 7) Приложение, лист 1
(Подобным образом наряжаются нижние веточки ёлки: 3и6, 5и4, - используя состав числа 9).
-Посмотрите, какая наша ёлочка стала нарядная, красивая и постарайтесь запомнить, как можно получить число 9, потому что наша ёлочка сейчас исчезнет (слайд меняется).
-Посмотрим, хорошо ли вы запомнили состав числа 9 (идет проверка с помощью кирпичиков лего, которые «одеваются» на плату так: с одной стороны, 1красный кирпичик, с другой-8 зеленых)
Итак, 9 – это 1 и ….(8) (учитель показывает плату, и дети проверяют свой ответ при помощи счета) Если из 9 вычесть один, то получится..(8), если из 9 вычесть 8, то получится …(1)
(Затем, один зелёный кирпичик заменяется красным)
- 9 – это 2 и …(7)
Если из 9 – 7=…(2).
Если из 9 – 2=…(7)
(Заменяем еще один зеленый кирпичик на красный)
- 9 – это 3 и …(6)
Если из 9 – 3=…(6).
Если из 9 – 6=…(3). (Далее аналогично)
-9 – это 5 и …(4).
Если из 9 – 5=…(4).
Если из 9 – 4=…(5). Физминутка. Приложение, лист 2 Пошла Коза по лесу
Искать себе принцессу.
Давай, Коза попрыгаем
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головкой покачаем-
И снова начинаем (2-й раз: «…и песенку кончаем») 4.Закрепление изученного материала. -Открываем учебник на стр. 18. Посмотрите на верхний рисунок. Найдите 4 способа, как можно получить число 9. (Ответы детей)
-Ребята, девятка уже заждалась, когда же мы научимся ее писать. Она хочет получиться очень красивой, ведь не зря она украшает вершину новогодней ёлки. (Письмо цифры 9)
Приложение, лист 1 -Зная состав числа 9, мы можем решать самые сложные задачи. Приготовьте схемы и карточки. «Оденьте» схему. Приложение, лист 7 Пять ворон на ёлку сели,
Еще четыре прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? -Что мы ищем? (Целое)
-Как найти целое? (Надо все известные части сложить)
-Запишите решение задачи.
(Задачу у доски решают 2 человека: один - «одевает» схему, другой -записывает решение. Когда результат найден, ребенок, стоящий у доски, поворачивается лицом к классу. Ребята показывают ему свои результаты. Учащийся делает вывод о правильности своего решения.) 5. Контроль. - Мы сегодня говорим о новогодней ёлочке, о празднике Нового года, поэтому я не могла оставить вас без подарка. Каждому я приготовила маленькую ёлочку, чтобы вы сами её нарядили. ( Если школа оснащена компьютерами, то данное задание выполняется на ПК. Можно пройти по ссылке в коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)и выполнить задание на состав числа 9:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF
Если нет, то предлагаю традиционный вариант самостоятельной работы: смотрите рисунок 1) .
-Поменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения работы у вашего товарища (На доске появляется правильный вариант)
Кто решил без ошибок? С одной ошибкой? Двумя? Приложение, лист 1
-А теперь подумайте, хорошо ли вы усвоили состав числа 9? На нашей ёлочке не хватает разноцветных огоньков. (На парте у каждого ребенка приклеены три стикера в форме ёлочных игрушек красного, зеленого и желтого цветов). Кто усвоил тему нашего урока хорошо, все задания выполнял правильно и не ошибался, приклейте на елочку красные огоньки. Если вы тему усвоили хорошо, но иногда ошибались, повесьте на елочку зеленые огоньки. Кто чувствует, что ему надо позаниматься еще – желтые огоньки. Оцените себя. Разноцветными огнями вспыхнет ёлочный наряд!
И весёлые игрушки разом все заговорят!
|
Применение детьми своих знаний.
Устное решение простейших задач на сложение, определение места числа в последовательности чисел.
Складывание и вычитание чисел в пределах 9, составление числовых равенств, дети вспоминают компоненты действий сложения и вычитания, используют связи между компонентами и результатами этих действий, самопроверка и самооценка.
Применение знаний и способов действий в поисковой ситуации.
Сохранение здоровья во время учебной деятельности, счет предметов, соотношение количества действий с количеством предметов.
Определение места числа 9 в натуральном ряду.
Выявление состава числа 9, составление таблицы сложения чисел в пределах 9. Анализ, рассуждение.
Выявление состава числа 9.
Систематизация знаний. Установление взаимосвязи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Рассуждение, анализ.
Систематизация знаний о составе числа 9. Обобщение Письмо цифры 9
Решение простейшей задачи на сложение
В пределах 9. Использование знаний и способов действия в поисковых ситуациях.
Нахождение в числовых выражениях части и целого и решать задачи на основе этого соотношения. Анализ. Рассуждение. Самооценка.
Составление таблицы сложения в пределах 9. Обобщение.
Взаимопроверка. Грамотное фиксирование ошибок, исправление ошибок.
Самооценка.
|