Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение





Скачать 63.07 Kb.
НазваниеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дата публикации23.09.2014
Размер63.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бухтальская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

Урок - исследование

(по изучению биографии Марины Цветаевой)


Тема: Трагичность судьбы, определённая


трагичностью эпохи, - «безвременьем»

(Б.Пастернак)


Учитель: Агафонова Ферида Абдулрашидовна


2011г

-1-

Тема: Трагичность судьбы, определённая трагичностью эпохи, - «безвременьем»


Цель: Исследовать основные темы и мотивы цветаевской лирики,

особенности поэтики произведений М.И. Цветаевой.

Развивать навыки работы с первоисточниками, критическими статьями,

аналитическое мышление, монологическую речь.

Воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства.

Тип урока: исследование

Материалы для исследования: воспоминания современников, стихи, статьи

М.И. Цветаевой « Поэт и время», «Поэты с

историей и поэты без истории».
Виды работ: индивидуальная, групповая, коллективная

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления,

сообщения учащихся, работа с критической статьёй,

заполнение таблицы (рабочей карточки ученика), чтение

наизусть, работа с портретами поэта и воспоминаниями

современников.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя.

Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда –то была запрещена, преследовалась, не понималась.

Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И. Цветаевой. Вам предстоит проделать исследовательскую работу, в ходе которой вы заполните таблицы, лежащие у вас на столах. В них указаны цели нашего исследования, прочтите их. После заполнения таблицы вы должны будете ответить на логическое задание, озвучьте его.

-Скажите, каким человеком и поэтом предстала перед вами она? Ваше первое впечатление?

Предлагаю вам прослушать несколько отрывков из стихотворений разных лет М.И. Цветаевой и подумать, что объединяет все эти стихотворения?

Звучат отрывки из стихотворений «Молитва»,1909г.; «Идешь на меня похожий…»,1913г.; «Уж сколько их упало в эту бездну…», 1913г.; « С большою нежностью, потому…»,1915г.; « Знаю, умру на заре!», 1920г.

  • Что объединяет услышанные вами стихотворения?

  • Какой вам кажется лирическая героиня в них?

  • Закономерно возникает вопрос, почему в разные годы поэт обращается к мотиву смерти?

  • Не было ли это её мироощущением?

Обратимся к портретам – фотографиям автора прозвучавших строк

Что вы можете сказать об этом человеке?

Может быть, какие-то детали особенно выделяются в чертах её лица? (глаза)

А теперь послушаем воспоминания современников, близких людей поэта, какой человек – Марина Цветаева предстаёт перед вами в них?(сообщения учащихся)

  • Что вы теперь можете сказать о М. Цветаевой, рассеивается или утверждается образ трагического поэта в вашем представлении?

  • А может быть возникает новое ощущение?

  • (Учащиеся замечают противоречивость воспоминаний современников, но трагедии, пессимизма в характере поэта не чувствуют)

  • Почему же близкие люди рисуют столь разные портретные черты М.И. Цветаевой?

  • С чем в своей жизни она вступала в противоречие?

Попробуем понять истоки этого сложного характера и трагичности судьбы и творчества.

3.Реализация домашнего задания

Дома каждая группа уже познакомилась с некоторыми фактами биографии поэта, восстановим события её жизни.

1 группа

Слушая сообщение первой группы, заполняем первую графу таблицы и думаем над вопросом, каким был мир детства М. Цветаевой? Послушайте стихотворение «Книги в красном переплёте»

Подумайте, какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини.(романтический, фантастический, нереальный)

Почему, любя свой мир, она просит о смерти в 17 лет? (Неизвестность взрослой жизни пугает её)

2 группа

Слушая сообщение второй группы, заполняем вторую графу таблицы.

(Учащиеся вписывают сведения, связанные с эмиграцией мужа и смертью младшей дочери поэта)

Послушайте стихотворение «Две руки, легко опущенные…»,1920г.

  • Какие чувства переполняют душу лирической героини стихотворения?

  • Какими качествами должна она обладать, чтобы справиться с этими чувствами?

Помимо мужества и стойкости М.И. Цветаева обладала и другими качествами характера, которые ценила в людях. Внимательно вслушайтесь в слова стихотворения « Я с вызовом ношу его кольцо»


-Какие чувства человека ценит М. Цветаева в людях?

(рыцарство, благородство, честь, смелость…)

Итак, верная жена, ничего не знавшая о муже с 1917 по 1921 гг., потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и ещё одним качеством, без которого человек в подобных обстоятельствах мог бы озлобиться на весь мир, на весь белый свет. А вот какое это качество, ответите вы, прослушав стихотворение из цикла «Подруга» «Хочу у зеркала , где муть…»

(благородство, всепрощение)

В мае 1922 г. произойдёт долгожданное соединение М. Цветаевой и её мужа за границей. Но чем встретит её русская эмиграция, какую позицию поэта и человека придётся занять Марине Цветаевой. А.И. Цветаева сказала, что в эмиграции проявился свободолюбивый нрав сестры.

-В чём это отразилось?

3 группа

Слушая сообщение третьей группы, заполняем третью графу таблицы.

(Ребятам было дано задание, проработав со статьями М.И. Цветаевой «Поэт и время», « Поэты с историей и поэты без истории», сформулировать основополагающие принципы цветаевской поэтики.)

Как видите, эти принципы не всем близки, у многих вызвали неприятие. Как всегда, искренность, гуманность, честность М.И. Цветаевой отшатнули от неё общество. Она и здесь одинока. Муж М.И. Цветаевой уезжает на Родину. Именно в этот период появляются стихи, звучащие с новой силой. Послушайте стихотворение «Вскрыла жилы…», подумайте над вопросами (вопросы на столах у каждого ученика).

- С чем сравнивается творческий акт в стихотворении?

- Как раскрывается идея сосуществования времён прошлого и будущего?

  • При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

  • Какие три понятия, связанные с жизнью художника, объединены в этом стихотворении?

  • Какое основное противостояние вновь подчёркивается в этом произведении?

  • Каким человеком предстаёт перед вами М. Цветаева в своём сочинении?

Непримиримая, сильная, борющаяся Марина предстаёт перед нами в этом стихотворении. Но мы ни раз отмечали, что смысл её жизни не только в поэзии. А в стремлении жить заботами близких людей. Марина Цветаева вновь жертвует собой.

4 группа

Слушая сообщение четвёртой группы, заполняем четвёртую графу таблицы.

Такая ли Россия ждёт по возвращении поэта? (сообщение 4 группы)

Б.Л.Пастернак, узнав о возвращении Марины Ивановны в Россию, сказал: «Зря она вернулась, не ко времени, - потом подумал и добавил, - а же будет время в «безвременье?»

Подберите эпитеты, характеризующее то время. (жестокое, непонятное, трагическое. Что же определило трагичность судьбы и творчества М.И. Цветаевой? (Время, эпоха, характер поэта, её принципы)

Вы сказали, что и характер, человеческие принципы Цветаевой повлияли на трагичность её судьбы. Давайте вспомним, какие это качества (чтение таблицы). Скажите, кому должны быть присущи такие качества? ( Мужчине) Белкина писала: « Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала»

  1. Творческая работа

Напишите сочинение – миниатюру, выбрав тему:

М.И. Цветаева. Как я её понимаю.

М.И. Цветаева – трагический избранник времени.

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворения Цветаевой

Приготовить анализ , выбранного стихотворения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» с углубленным изучением отдельных...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма «Мир информатики»
Учреждение, реализующее программу муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение icon«Рассмотрено»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Ветлянская средняя школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconВ конкурсную комиссию
Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» муниципального...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconИ. В. Горловой г. Хабаровск, 2013
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconГ. Краснокамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconНа основании решения педагогического совета №6
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconРеферат по литературе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconТема: Цели урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconНоминация «реферат» (доклад)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Немана
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа по информатике 8 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Русаковская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск