Скачать 38.13 Kb.
|
Программа элективного курса для 9-го класса по образовательной области «филология» (предмет – русский язык). «Этимология на службе орфографии». Пояснительная записка. Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. А.Эйнштейн. Цель курса: - формирование прочных орфографических навыков на основе учёта происхождения слов (исконно русских и иноязычных); - повышение интереса к изучению русского языка; - развивать навыки исследовательской работы; - способствовать формированию навыков работы со справочной литературой; - расширить кругозор учащихся. Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Этимологическая справка при обучении родному языку помогает удовлетворить эту языковую потребность детей. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл, стёршийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. Этимологический анализ – не только средство воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению. Это и весьма эффективный приём объяснения правильного написания слова. Исторический аспект в изучении языка получает всё большее распространение, так как «в языке, как и вообще в природе, всё движется, всё изменяется» и что постоянные изменения происходят и в морфологической структуре слова, в частности в основе. Богородицкий В.А. описал основные типы исторического изменения в структуре слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия, замещение), которые показывают, как трудна жизнь слова, как сложны и неожиданны повороты в его судьбе и как необычайно интересна наука этимология, изучающая язык в его непрерывном движении. Многолетняя школьная практика показала, что исторические сведения о словах имеют огромное значение при обучении родному языку, поскольку наглядно показывают непостоянный, развивающийся характер языка и пробуждают желание взглянуть на слово как на частичку могучего, живого, беспрестанно меняющегося организма – языка. Возможность подойти к одному и тому же слову с разными мерками (исторической и современной) порождает различные затруднения в разборе слов по составу,поэтому пользоваться этимологическим анализом следует осторожно, чтобы не породить небрежного и «анархического» отношения, необходимо вводить его очень осторожно. Этимологический анализ оказывает огромное влияние на весь процесс обучения, именно поэтому очень важно, чтобы «этимологическая рефлексия» не противоречила языковой истине, а помогала в усвоении одного из самых сложных разделов школьного курса – орфографии. Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса – практические занятия, на которых девятиклассники учатся разгадывать тайны происхождения слов родного языка, использовать историческую справку в сугубо утилитарных целях – в интересах овладения нормами русского правописания. Все задания нацелены на этимологический и орфографический анализ и предполагают непосредственную работу с этимологическим словарём, при этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания. Важно организовать исследовательскую деятельность детей. Содержание программы Тема 1. Живой как жизнь ( 2 ч ) Слово и его жизнь. Слова и словари. Как пользоваться этимологическим словарём. Тема 2. Этимологическое объяснение правописания исконно русских слов ( 3 ч ) Этимологический анализ как орфографический приём. Работа со словарём. Тема 3. Группы этимологически родственных корней ( 2 ч ) Современная и историческая структура слова. Графический облик корня и его вариантов. Наличие «проверяемых» написаний для слов с орфограммами. Тема 4. Изучение правописания иноязычных слов с применением этимологического анализа ( 2 ч ) Группировка иноязычных слов по историческому родству, объяснение первоначального лексического значения слов и особенностей их написания. Тема 5. Значение латинских и греческих словообразовательных элементов ( 3 ч ) Зависимость написания слова в русском языке от написания его в языке – источнике. Литература Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. «Просвещение» - 1973. Скобликова Г.И. Обобщающая работа по орфографии. – М., - 1994. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твоё имя». – М., 1962. Успенский Л.В. «Слово о словах. Имя дома твоего». – Лениздат – 1974. Чуковский К.И. Живой как жизнь ( о русском языке ) – М., «Молодая гвардия» - 1963. Феллер М.Д. Как рождаются и живут слова – «Просвещение» - 1964. Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М.,2001. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д.,1998. Словари: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978 – 1980. Т. 1 – 4. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. – М., 1959. Т. 1 – 2. Современный словарь иностранных слов. – М., 1992. Черных П.Я. Историко – этимологический словарь русского языка. – М., 1994. Т. 1 – 2. Шанский Н.М.,Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975. Школьный словарь иностранных слов / В.В.Одинцов и др. – М., 1994. |
Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области... РФ, авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений авторов Соловейчик М. С., Кузьменко... | Рабочая программа Учебного курса «Русский язык» 6 класса Переславль-Залесский «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года, Методического письма о преподавании... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | Рабочая программа для студентов 3 курса филологического факультета... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса одо, обучающихся по направлению 031000. 62 Филология, получающих квалификацию... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность Для подготовки магистра по профессиональной образовательной программе 031001. 62 – «Филология» по направлению 031001 – «Филология».... | Учебно-методический комплекс дисциплины практикумы направление подготовки:... Дисциплина «Практикумы» является базовой частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 01 «Филология», профилю... | ||
Рабочая программа Предмет: русский язык Учебник «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова.... | Учебного курса «Русский язык» для 7 класса «Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/... | ||
Учебного курса «Русский язык» для 8 класса «Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. (Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/... | Название: заключительное занятие элективного курса «Деловой русский язык» Программа «Деловой русский язык» содействовует формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному... | ||
Тюменский государственный университет Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология... | Тюменский государственный университет Отечественная филология (русский язык и литература)", "Отечественная филология (татарский язык и литература)", "Зарубежная филология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» |