Скачать 146.26 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.00 ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1. Цель и задачи курса: Сформировать представления об общих закономерностях развития восточных цивилизаций, а также об их специфических чертах, показать историко-культурную самобытность каждой из них, в достаточной степени условно объединяемых понятием «Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для современного мира. В основе построения курса лежит идея «цивилизации» как культурно-исторического единства. В изложении материала сочетаются проблемный и конкретно-исторический подходы. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны знать основные этапы и закономерности истории стран Азии в средние века, понимать сущностные отличия азиатского варианта исторического развития в этот период от европейского. В то же время они должны понимать всю условность объединения столь различных стран, культур и типов исторического развития в понятие «Восток». 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Средневековый Восток в контексте проблем типологизации и периодизации всемирной истории. Проблемы типологизации и периодизации всемирной истории в западноевропейской исторической мысли VII - нач. ХIХ вв. Идея прогресса и европоцентризм. Восток в работах Маркса и Энгельса. Дискуссия об «азиатском способе производства» в отечественной историографии и ее основные итоги к настоящему времени. Проблема «восточного ренессанса». Формации или цивилизации? О возможных причинах опережающего социально-экономического развития Запада к началу Нового Времени. 2. Китай в III-VII вв. Гибель Ханьской империи. Эпоха Саньго. Цао Цао и его окружение: историко-культурная характеристика. Реформа Сыма Яня. Государственная надельная система – основа аграрных отношений в Китае III-VIII вв. Проблема континуитета в истории традиционного Китая. Южный и Северный Китай в IV-VI вв. Культурные новации «темных веков»: кризис конфуцианства, проникновение буддизма, эволюция даосизма. Основные постулаты чань. «Китайское» и «некитайское» в чань. Чань и современная культура. Восстановление государственного единства Китая при династии Суй. Воцарение Танов. 3. Индия в IV-Х вв. Очерк политической истории. Индийская община. Формы землевладения. Формы ренты. Развитие кастовой системы. Неприкасаемость как феномен индийской цивилизации. Индуизм: пантеон, основные идеи, влияние на общество. Идеология бхакти. 4. Япония в III-Х вв. Проблема этногенеза японцев. Зарождение цивилизации. Возвышение Сога. Реформы Сетоку-тайси. Переворот и реформы Тайка. Китайские влияния и японская почва. Японское государство и общество пореформенного периода. Стиль жизни, ментальность и культура хэйянской аристократии. Проблема индивидуальности применительно к хэйянской литературе. 5. Возникновение ислама и общеарабского государства. Арабское общество в доисламский период: оседлое общество и кочевники, города, доисламские государственные образования, религиозная ситуация. Жизнь и деятельность Мохаммеда. Основные постулаты исламского вероучения. Образования общеарабского государства. Арабские завоевание. Возникновение различных направлений внутри ислама. Халифат Омейядов: государственная структура, формы землевладения, налоговая политика. Образование халифата Аббасидов. Развитие халифата от аль-Мансура до Харун ар-Рашида. 6. Китай в VIII-ХII вв. Экономический подъем, развитие городской жизни, культуры в начале правления Танской династии. Ренессанс в Китае? Кризис государственной надельной системы: реформа Ян Яня. Своеобразие взаимоотношений центра и провинциальных элит при Танах. Роль «цзедуши». Крестьянская война IХ - начала Х вв. Ван Сяньчжи и Хуан Чао – исторические портреты повстанческих лидеров. О роли крестьянских войн в истории традиционного Китая. Междуусобицы Х в. и создание империи Сун. Основные факторы эволюции общества при Сунах. Неоконфуцианство. Движение за реформы ХI в. Деятельность Ван Аньши и ее исторические итоги. Взаимоотношения империи Сун с тангутами, киданями, чжурчженями. Китай накануне монгольского завоевания. 7. Образование державы Чингисхана и ее распад. Монгольское общество к ХII в. Появление новой элиты на рубеже ХII-ХIII вв. Деятельность Чингисхана. Образование монгольского государства. Монгольские завоевания. Политика на завоеванных территориях: борьба двух подходов. Елюй Чуцай. Политическое и военное устройство государства. Распад державы. 8. Китай в ХIII - нач. ХV вв. Монгольское завоевание. Страна под властью династии Юань. Борьба против монголов: общество «Белый лотос» и движение «красных войск». Возвышение Чжу Юаньчжана и создание империи Мин. Введение системы уделов и война Цзиннань. Центральная власть, армия и бюрократия в начале правления Минской династии. Экономика Китая на рубеже ХIV-ХV вв. 9. Япония в ХI-ХV вв. Распад государственной надельной системы и последующая трансформация японского общества. Столичная аристократия и провинциальные элиты: взаимоотношения меняются. Система инсэй. Усобицы ХI-ХII вв. Борьба Тайра и Минамото. Еритомо Минамото: исторический портрет. Возникновение сегуната Минамото. Сословие самураев и его менталитет. Основные идеи бусидо. Влияние китайских учений на бусидо и их переработка. Возникновение сегуната Асикага. 10. Средневековый ислам: направления, течения, секты. Об условности понятий «ортодоксальность» и «ересь» применительно к исламу. Возникновение суннизма, шиизма и хариджизма. Суннитский калам и его эволюция. Влияние античной философии на калам. Мутазилизм. Ханбализм. Основные течения в шиизме. Имамизм. Исмаилизм и его ветви. О влиянии гностицизма на исмаилитские доктрины. Хариджизм и его ветви. Суфизм: возникновение, доктрина, формирование организационной структуры, влияние на культуру исламского мира. 11. Индия в ХI-ХVII вв. Делийский султанат: политическая история, социально-экономические отношения. Завоевание Бабуром Северной Индии и образование империи Великих Моголов. Реформы Акбара. Ислам в Индии: проблема межкультурного диалога. Могольская империя в ХVII в. - путь к упадку. Проникновение европейцев в Индию. 12. Турция в ХI-ХII вв. Предыстория: этногенез турок, тюркский каганат. Проникновение тюркских племен в Малую Азию. Держава Великих Сельджуков. Конийский султанат и его распад. Образование Османского государства. Османские завоевания. Политика Османов на завоеванных землях. Типологические особенности османского общества: землевладение, государственность, военная организация. 13. Объединение Японии. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в начале ХVI в. Проникновение европейцев. Христианство в Японии. Борьба за гегемонию. Ода Нобунага. Тоетоми Хидэеси. Иэясу Токугава. Образование сегуната Токугава. «Закрытие» Японии – его причины и исторические результаты. 14. Китай в ХVI-ХVII вв. Эволюция социально-экономических отношений в ХVI-нач. ХVII вв. - зарождался ли в Китае капитализм? Политическая борьба в государственном аппарате: попытки реформ и их неудача. «Предел» традиционной китайской культуры. Крестьянская война ХVII в. Манчжурское завоевание. Установление власти династии Цин. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендованная литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) исторические источники:
в) интернет-сайты: Труды Льва Гумилева [Электронный ресурс]. - URL: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/ Труды Льва Гумилева [Электронный ресурс]. - URL: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2402.htm 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Рабочая программа по дисциплине «Основы иудаики», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ. Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудованные аудитории. DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор. 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам иудаики как научной дисциплины, так и выяснению специфических особенностей отдельных периодов всемирной истории. Со своей стороны, самостоятельная работа студентов включает в себя знакомство с учебно-методической и научно-исследовательской литературой. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем в ходе лекций в диалоговом режиме. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины. 8.2. Методические указания для студентов. 8.2.1.Примерный перечень вопросов к зачету.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История. Программу составила: Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Ю.М. Мучник |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста» Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4... Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | ||
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм... Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | ||
Рабочая программа дисциплины судебная медицина и психиатрия фтд. 03 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины дисциплина фтд. 2 Медицинская подготовка Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина фтд. 1 Безопасность жизнедеятельности Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины фтд. 3 «Основы научной деятельности студента» Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы уточняются и детализируются | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Сд. Р. 4 Автор программы: кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины фтд. 3 «Второй иностранный язык (французский)» | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс фтд. 09. Нейролингвистическое программирование Цель данной дисциплины является обучение студентов методам нлп, как техникам применяемым в психологическом консультировании | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты... Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты... Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе... |