Программа дисциплины фтд. 00





Скачать 146.26 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины фтд. 00
Дата публикации15.10.2014
Размер146.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________2011 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.00
ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

1. Цель и задачи курса:

Сформировать представления об общих закономерностях развития восточных цивилизаций, а также об их специфических чертах, показать историко-культурную самобытность каждой из них, в достаточной степени условно объединяемых понятием «Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для современного мира. В основе построения курса лежит идея «цивилизации» как культурно-исторического единства. В изложении материала сочетаются проблемный и конкретно-исторический подходы.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать основные этапы и закономерности истории стран Азии в средние века, понимать сущностные отличия азиатского варианта исторического развития в этот период от европейского. В то же время они должны понимать всю условность объединения столь различных стран, культур и типов исторического развития в понятие «Восток».
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы




Всего часов

Семестры

III

Общая трудоемкость курса

90

90

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (с)

Лабораторные занятия

И (или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

54

54

Курсовая работа

Расчётно-графические работы

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет



4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):

№ п/п

Раздел


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Средневековый Восток в контексте проблем типологизации и периодизации всемирной истории

2

-

-

2

Китай в III-VII веках. От гибели империи до восстановления государственного единства

2

-

-

3

Китай в VII – XV веках. От танской до минской династии.

4

-

-

4

Индия в IV-X веках. Неприкасаемость как феномен индийской цивилизации

4

-

-

5

Индия в X- XV веках. Делийский султанат и Могольская империя

4

-

-

6

Возникновение ислама и общеарабского государства

4

-

-

7

Средневековый ислам: направления, течения и секты

4







8

Япония в III-X веках. Китайское влияние и японская почва.

4







9

Япония в X-XV веках. История сегунатов

4







10.

Образование державы Чингисхан и ее распад

2







11.

Турция в XI-XII веках. Держава великих сельджуков

2










Всего:

36









4.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Средневековый Восток в контексте проблем типологизации и периодизации всемирной истории. Проблемы типологизации и периодизации всемирной истории в западноевропейской исторической мысли VII - нач. ХIХ вв. Идея прогресса и европоцентризм. Восток в работах Маркса и Энгельса. Дискуссия об «азиатском способе производства» в отечественной историографии и ее основные итоги к настоящему времени. Проблема «восточного ренессанса». Формации или цивилизации? О возможных причинах опережающего социально-экономического развития Запада к началу Нового Времени.

2. Китай в III-VII вв. Гибель Ханьской империи. Эпоха Саньго. Цао Цао и его окружение: историко-культурная характеристика. Реформа Сыма Яня. Государственная надельная система – основа аграрных отношений в Китае III-VIII вв. Проблема континуитета в истории традиционного Китая. Южный и Северный Китай в IV-VI вв. Культурные новации «темных веков»: кризис конфуцианства, проникновение буддизма, эволюция даосизма. Основные постулаты чань. «Китайское» и «некитайское» в чань. Чань и современная культура. Восстановление государственного единства Китая при династии Суй. Воцарение Танов.

3. Индия в IV-Х вв. Очерк политической истории. Индийская община. Формы землевладения. Формы ренты. Развитие кастовой системы. Неприкасаемость как феномен индийской цивилизации. Индуизм: пантеон, основные идеи, влияние на общество. Идеология бхакти.

4. Япония в III-Х вв. Проблема этногенеза японцев. Зарождение цивилизации. Возвышение Сога. Реформы Сетоку-тайси. Переворот и реформы Тайка. Китайские влияния и японская почва. Японское государство и общество пореформенного периода. Стиль жизни, ментальность и культура хэйянской аристократии. Проблема индивидуальности применительно к хэйянской литературе.

5. Возникновение ислама и общеарабского государства. Арабское общество в доисламский период: оседлое общество и кочевники, города, доисламские государственные образования, религиозная ситуация. Жизнь и деятельность Мохаммеда. Основные постулаты исламского вероучения. Образования общеарабского государства. Арабские завоевание. Возникновение различных направлений внутри ислама. Халифат Омейядов: государственная структура, формы землевладения, налоговая политика. Образование халифата Аббасидов. Развитие халифата от аль-Мансура до Харун ар-Рашида.

6. Китай в VIII-ХII вв. Экономический подъем, развитие городской жизни, культуры в начале правления Танской династии. Ренессанс в Китае? Кризис государственной надельной системы: реформа Ян Яня. Своеобразие взаимоотношений центра и провинциальных элит при Танах. Роль «цзедуши». Крестьянская война IХ - начала Х вв. Ван Сяньчжи и Хуан Чао – исторические портреты повстанческих лидеров. О роли крестьянских войн в истории традиционного Китая. Междуусобицы Х в. и создание империи Сун. Основные факторы эволюции общества при Сунах. Неоконфуцианство. Движение за реформы ХI в. Деятельность Ван Аньши и ее исторические итоги. Взаимоотношения империи Сун с тангутами, киданями, чжурчженями. Китай накануне монгольского завоевания.

7. Образование державы Чингисхана и ее распад. Монгольское общество к ХII в. Появление новой элиты на рубеже ХII-ХIII вв. Деятельность Чингисхана. Образование монгольского государства. Монгольские завоевания. Политика на завоеванных территориях: борьба двух подходов. Елюй Чуцай. Политическое и военное устройство государства. Распад державы.

8. Китай в ХIII - нач. ХV вв. Монгольское завоевание. Страна под властью династии Юань. Борьба против монголов: общество «Белый лотос» и движение «красных войск». Возвышение Чжу Юаньчжана и создание империи Мин. Введение системы уделов и война Цзиннань. Центральная власть, армия и бюрократия в начале правления Минской династии. Экономика Китая на рубеже ХIV-ХV вв.

9. Япония в ХI-ХV вв. Распад государственной надельной системы и последующая трансформация японского общества. Столичная аристократия и провинциальные элиты: взаимоотношения меняются. Система инсэй. Усобицы ХI-ХII вв. Борьба Тайра и Минамото. Еритомо Минамото: исторический портрет. Возникновение сегуната Минамото. Сословие самураев и его менталитет. Основные идеи бусидо. Влияние китайских учений на бусидо и их переработка. Возникновение сегуната Асикага.

10. Средневековый ислам: направления, течения, секты. Об условности понятий «ортодоксальность» и «ересь» применительно к исламу. Возникновение суннизма, шиизма и хариджизма. Суннитский калам и его эволюция. Влияние античной философии на калам. Мутазилизм. Ханбализм. Основные течения в шиизме. Имамизм. Исмаилизм и его ветви. О влиянии гностицизма на исмаилитские доктрины. Хариджизм и его ветви. Суфизм: возникновение, доктрина, формирование организационной структуры, влияние на культуру исламского мира.

11. Индия в ХI-ХVII вв. Делийский султанат: политическая история, социально-экономические отношения. Завоевание Бабуром Северной Индии и образование империи Великих Моголов. Реформы Акбара. Ислам в Индии: проблема межкультурного диалога. Могольская империя в ХVII в. - путь к упадку. Проникновение европейцев в Индию.

12. Турция в ХI-ХII вв. Предыстория: этногенез турок, тюркский каганат. Проникновение тюркских племен в Малую Азию. Держава Великих Сельджуков. Конийский султанат и его распад. Образование Османского государства. Османские завоевания. Политика Османов на завоеванных землях. Типологические особенности османского общества: землевладение, государственность, военная организация.
13. Объединение Японии. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в начале ХVI в. Проникновение европейцев. Христианство в Японии. Борьба за гегемонию. Ода Нобунага. Тоетоми Хидэеси. Иэясу Токугава. Образование сегуната Токугава. «Закрытие» Японии – его причины и исторические результаты.

14. Китай в ХVI-ХVII вв. Эволюция социально-экономических отношений в ХVI-нач. ХVII вв. - зарождался ли в Китае капитализм? Политическая борьба в государственном аппарате: попытки реформ и их неудача. «Предел» традиционной китайской культуры. Крестьянская война ХVII в. Манчжурское завоевание. Установление власти династии Цин.

5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендованная литература.
а) основная литература:


  1. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. Т. 1. М., 2009.


б) дополнительная литература:


  1. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000

  2. Удивительные истории нашего времени и древности. М., 1988.

  3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

  4. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан. Горно-Алтайск, 1992.

  5. Григорьева Т.П. Дао и логос. Встреча культур. М., 1992.

  6. Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. М., 1997.

  7. Дзен-буддизм. Бишкек, 1993.

  8. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

  9. Иванов Н.А. Организация шариатской власти и административно-хозяйственного аппарата в Османской империи ХVI-ХVII вв. - Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

  10. Искендеров А.А. Тоетоми Хидэеси. М., 1985.

  11. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия. М.,1988.

  12. Китайский эрос. М., 1993.

  13. Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики ). Владивосток, 1992.

  14. Крадин Н.Н.Структура власти в государственных образованиях кочевников. - Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

  15. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987

  16. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990.

  17. Кычанов Е.И. О татаро-монгольском улусе ХII в. – Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1986.

  18. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае ). - Этика и ритуал в традиционном Китае М., 1988.

  19. Малявин В.В. Китай в ХVI-ХVII веках. Традиция и культура, М., 1995.

  20. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

  21. Мартынов А.С. Буддизм и двор в начале династии Тан (VII-VII вв.).- Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

  22. Петросян Ю.А. Османская империя. Могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.

  23. Попова И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., 1999.

  24. Прозоров С.М. К вопросу о «правоверии» в исламе: понятие ахл ас-сунна (сунниты).- Проблемы арабской культуры. М., 1987.

  25. Сереброва С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество ХVI-ХVII вв. М., 1990.

  26. Серова С.А. Тайчжоусцы о категории дэ как силе нравственного самостояния и гармонизации человека (ХУI-ХУII вв.).- От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

  27. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии. Мифы. История. Доктрины. Политика. М.,1990.

  28. Скворцова Е.Л. «Христианский век» в Японии. К проблеме взаимодействия национальных культур. - В кн.: Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

  29. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997.

  30. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

  31. Тойнби А.Дж. Османы. // Тойнби А.Дж. Постижение истории. Разл. Изд.

  32. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993.

  33. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989.

  34. Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.


в) исторические источники:

  1. Ли Бо и Ду Фу. Избранная лирика. М., 1987.

  2. Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. М., 1993.

  3. Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения. СПб., 2001.

  4. Пять домов дзэн. СПб., 2001.


в) интернет-сайты:

Труды Льва Гумилева [Электронный ресурс]. - URL: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/

Труды Льва Гумилева [Электронный ресурс]. - URL: http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2402.htm

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рабочая программа по дисциплине «Основы иудаики», составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Оборудованные аудитории. DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам иудаики как научной дисциплины, так и выяснению специфических особенностей отдельных периодов всемирной истории.

Со своей стороны, самостоятельная работа студентов включает в себя знакомство с учебно-методической и научно-исследовательской литературой.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем в ходе лекций в диалоговом режиме.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.
8.2. Методические указания для студентов.

8.2.1.Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Проблема своеобразия восточных обществ в исторической науке.

  2. Восточные средневековые общества как особый исторический тип.

  3. Гибель Ханской династии. Троецарствие.

  4. Объединение Китая династией Цзинь. Реформы Сыма Яня.

  5. Темные века. Южный и Северный Китай в IV-VI вв.

  6. Религия в средневековом Китае.

  7. Империя Суй.

  8. Основные этапы истории Китай в танский период.

  9. Империя Сунн.

  10. Образование монгольского государства и завоевание Китая монголами.

  11. Образование империи Мин.

  12. Завоевание Китая маньчжурами.

  13. Наука в средневековом Китае.

  14. Арабское общество в доисламский период.

  15. Возникновение ислама и арабского государства. Основные положения исламского вероучения.

  16. Образование халифата Аббасидов и основные этапы его истории.

  17. Направления и секты внутри ислама.

  18. Исламская культура в VIII-XV вв. Диалог с античностью.

  19. Формирование централизованного государства в Японии. Реформы Тайка.

  20. Религия и культура в средневековой Японии.

  21. Япония в X-XV столетиях.

  22. Самурайство.

  23. Монгольское вторжение в Японию. Борьба за объединение Японии. Деятельность Набунаги и Хидэеси.

  24. Проникновение европейцев в Японию. Христианство в Японии.

  25. Образование сегуната Токугавы. Закрытие Японии.

  26. Основные этапы истории Индии в раннее средневековье.

  27. Образование делийского султаната и основные этапы его истории.

  28. Особенности социальной системы в средневековой Индии.

  29. Религия в истории средневековой Индии.

  30. Империя великих монголов.

  31. Движение сикхов.

  32. Основные этапы истории Турции в средние века.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История.
Программу составила:

Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Ю.М. Мучник


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1, Фтд. 3, Фтд. 7 «тренинг личностного роста»
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В5/ фтд. 7/ фтд. 8/Гсэ. В. 4...
Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология
«Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз)
Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Программа дисциплины фтд. 00 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа дисциплины судебная медицина и психиатрия фтд. 03
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа дисциплины дисциплина фтд. 2 Медицинская подготовка
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа дисциплины дисциплина фтд. 1 Безопасность жизнедеятельности
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины фтд. 00 iconРабочая программа дисциплины фтд. 3 «Основы научной деятельности студента»
Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы уточняются и детализируются
Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Сд. Р. 4
Автор программы: кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А. А
Программа дисциплины фтд. 00 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины фтд. 3 «Второй иностранный язык (французский)»
Программа дисциплины фтд. 00 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс фтд. 09. Нейролингвистическое программирование
Цель данной дисциплины является обучение студентов методам нлп, как техникам применяемым в психологическом консультировании
Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Программа дисциплины фтд. 00 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск