Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия





Скачать 335.92 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия
страница1/6
Дата публикации16.10.2014
Размер335.92 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Чапенко А.А., к.и.н., доцент

Методические рекомендации по дисциплине

Б.3.Б.10. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
I. Интерактивные занятия
Интерактивное занятие №1

«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»

(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:

  1. Человек Средневековья и человек Нового времени: сходства и различия.

  2. Буржуазная этика и мораль как характерная особенность европейца Нового времени.

  3. Картина жизни европейского человека Нового времени: образ жизни дворянина, буржуа, пролетариата, крестьянства, среднего класса.

  4. Технический прогресс и изменение образа жизни в Новое время.

  5. Социальные функции государства в Новое время.

  6. Государство и церковь в Новое время.

  7. Культурные и нравственные ценности Нового времени.


Примерные темы для сообщений:


  1. От Средневековья к Новому времени: трансформации образа жизни, сознания, мышления, ментальности.

  2. Дворянство и аристократия Европы Нового времени: от XVII к XX веку.

  3. Буржуазия Нового времени.

  4. Изменение социального и политического статуса женщины в Европе Нового времени

  5. Аграрный вопрос и крестьянство в Европе XVII-начала XX вв.

  6. Пролетариат в Европе XVIII-начала XX вв.

  7. Формирование среднего класса в Европе Нового времени.

  8. Феномен «плавильного котла» в американской истории и проблема складывания американской нации.

  9. Социальная картина американского общества конца XVIII – начала XX вв.



Литература:

Англия XVII века. Социальные группы и общество / Ред. Федоров С.Е. -СПб., 1994.

Аптекер Г. История американского народа. Т. 1-2. -M., 1961-1963.

Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин. -М., 1988.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3 т. -М., 1986-1992.

Бродель Ф. Что такое Франция? -М., 1995. -Кн. 1-2.

Винокурова М.В. Английское крестьянство в канун буржуазной революции середины XVII в. -М., 1992.

Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. -М., 1984.

Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. -М., 1976.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. -М., 1958.

Далин В.М. Из истории социальной мысли во Франции. -М., 1984.

Деборин A.M. Очерки социально-политической мысли в Германии: Конец XVII - начало XIX века. -М., 1967.

Ерофеев И.А. Промышленная революция в Англии. -М., 1965.

История искусств зарубежных стран XVII-XVIII веков. -М., 1983.

История открытий. Энциклопедия. -М., 1996.

История политических и правовых учении XVII-XVIII вв. -М., 1989.

История социалистических учений, -М., 1982.

Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. -М., 1979.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. -М., 1979.

Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной Америки на рубеже XIX – XX вв. – М., 1984.

Кирсанов B.C. Научная революция XVII в. -М., 1987.

Кожокин Е.Л. Государство и народ: от Фронды к Великой французской революции. -М., 1989.

Кожокин Е.М. Французские рабочие от Великой французской ре­волюции до революции 1848 г..

Круглый стол по теме: «Промышленный переворот и его социально-экономические последствия» // НИНИ. 1984. -№2.

Люблинская А.Д. Французские крестьяне в XVI-XVIII вв. -Л., 1978.

От аграрного общества к государству благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. -М., 1998.

Потемкин Ф.П. Промышленная революция во Франции. В 2 т. -М., 1971.

Пристер Е. Краткая история Австрии. -М., 1952.

Проблемы генезиса капитализма. -М., 1978.

Тревельян Д. Социальная история Англии. -М., 1959.

Урланис Б.Ц. Войны и народонаселение Европы. -М., 1960.

Урланис Б.Ц. История военных потерь: Войны и народонаселение Европы. -СПб., 1994.

Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. -М., 1985.

Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США. В 2 ч. -М., 1991.
Интерактивное занятие №2

«Политические доктрины Нового времени:

либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, сионизм»

(работа в группах)
Основные этапы подготовки:

  1. Ознакомится с содержанием политических доктрин Нового времени;

  2. Разделиться на пять дискуссионных групп, которые будут представлять основные политические доктрины Нового времени – либерализм, консерватизм, социализм, анархизм и сионизм.

  3. Каждая группа формирует собственный массив информации относительно своей политической доктрины, формулирует ее политическую, экономическую и социальную программы, показывает портреты основных политических руководителей (презентации в PowerPoint), формулирует ключевые положения политической программы.


Основные этапы работы в группах:

  1. Формирование пяти дискуссионных групп по политическим доктринам нового времени.

  2. Проведение дискуссии по заявленным проблемам.

  3. Формулировка основных выводов сторон (рефлексия).


Инструментарий:

  1. Каждая из дискуссионная группа разрабатывает собственную общую презентацию в приложении Power Pointо по своей политической доктрине.

  2. Каждая дискуссионная группа создает несколько презентаций по основным политическим и общественным деятелям своей политической доктрины.

  3. Подготовка каждой дискуссионной группой выступления по теме «Политические доктрины Нового времени и современность»», в котором выступающие должны показать степень жизнеспособности своей политической доктрины в реалиях современности.



Литература:

Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. – М., 1987.

Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. -М., 1976.

Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. – М., 1979.

Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и Новейшая история. – 1991. - №1.

Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6.

Галкин А.А. Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консервативной волны. – М., 1987.

История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. -М., 1983.

История политических и правовых учении XVII-XVIII вв. -М., 1989.

История социалистических учений, -М., 1982.

Медушевский А.Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. – 1992. - №№8-9.

Рахшмир П.Ю. эволюция консерватизма в новое и новейшее время // Новая и Новейшая история. – 1990. - №1.

Интерактивное занятие №3

«Север и Юг: Гражданская война и Реконструкция Юга»

(дискуссия)
Вопросы для обсуждения:

  1. Какие точки зрения существуют в отечественной американистике на проблему Север-Юг в американской истории?

  2. Причины и предпосылки Гражданской войны в США в оценках отечественных и американских историков.

  3. Север и Юг в войне: историографическая ретроспектива.

  4. Проблема Реконструкции Юга в отечественной американистике и в оценках американских историков.

  5. Спорные и проблемные вопросы Гражданской войны в США и реконструкции Юга.


Примерные темы для сообщений:


  1. Феномен аболиционизма в американской истории.

  2. Политическая история Конфедерации Американских Штатов.

  3. Исторические портреты военачальников Севера и Юга в Гражданской войне.

  4. Радикальная и Либеральная Реконструкция Юга: комплексная характеристика и результаты.



Литература:

Аллен Дж. Реконструкция: Битва за демократию в США, 1865-1875. -М., 1963.

Американская цивилизация как исторический феномен / Ред. Болховитинов Н.Н. -М., 2001.

Аптекер Г. История американского народа. Т. 1-2. -M., 1961-1963.

Болховитинов Н.Н. США: Проблемы истории и современная историография. М., 1980.

Бондарчук B.C. Итальянское крестьянство в XVIII в. -М., 1980.

Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США. -М., 1988.

Дементьев И.П. Американская историография Гражданской войны в США. -М., 1963.

Егоров С.А. Конституционализм в США. -М., 1994.

Ефимов А.В. США. Пути развития капитализма: Доимпериалистический период. -М., 1969.

Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. М., 1964.

История США. В 4 т. -М., 1984-1987. -T. I.

К столетию Гражданской войны в США. Сб. ст. / Ред. А.В. Ефимова, Л.И. Зубока. -М., 1961.

Куропятник Г.П. Вторая американская революция. -М., 1961.

Согрин В.В. Идейные течения в американской истории: от отцов-осно­вателей до конца XX века. -М., 1995.

Согрин В.В. Мифы и реальности американской истории. -М., 1986.

Согрин В.В. Полити­ческая история США XVII-XX вв. -М., 2001.

II. Семинарские занятия
1. Подготовка к семинарским занятиям
Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия являются одной из важнейших форм аудиторной учебной работы студента вуза.

Главная цель семинара – подготовка и обсуждение студентами в группе определенной темы по заранее предложенному плану. Поэтому подготовка к семинару должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить готовность студента к освещению любого из вопросов предложенного плана.

Этапы подготовки к семинарскому занятию:

  • Необходимо заранее ознакомиться с темой, планом очередного семинарского занятия, списком источников и литературы к нему.

  • Освоение темы, вынесенной на семинар, следует начинать с изучения соответствующих глав (или параграфов) в учебной литературе, а также лекционного материала, соответствующего данной теме.

  • Следующим этапом подготовки к семинару является изучение указанных в списке источников по теме. Как правило, источники сгруппированы в практикумах, хрестоматиях, сборниках документов. Работа над источником – важнейшая задача студента при подготовке к семинару.

  • После изучения источников следует обратиться к монографической литературе по вынесенной на семинар теме. В ходе знакомства с ней студент должен уяснить основные аспекты изучаемой темы, ее трактовку в научной литературе, степень изученности данной темы в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д.

  • В ходе подготовки к семинару рекомендуется составлять конспекты к каждому занятию. В них должны содержаться выписки из источников и специальной литературы, отражающие готовность студента к обсуждению вопросов предложенного плана. Поэтому целесообразно организовывать конспекты таким образом, чтобы материал в них размещался не сплошным текстом, но точно соответствовал бы вопросам плана.

Семинарские занятия проходят в форме обсуждения в группе вопросов плана заявленной темы. Как правило, по каждому из вопросов выступает основной докладчик, который должен осветить все основные аспекты данного вопроса (подпункта) плана; затем студенты в свободной форме дополняют или, по необходимости, исправляют основное сообщение. Иногда студентам предлагается заранее подготовить сообщения по тем или иным проблемным аспектам темы. Практически каждая тема семинарского занятия содержит доклады по персоналиям, которые также необходимо подготовить в дополнение к конспектам семинара.

Сообщения студентов должны отражать их знакомство с источниками и основной литературой по теме. Выступления студентов по учебнику не допускаются. Обсуждение вопросов плана происходит в соответствии с правилами научной дискуссии и полемической этики.
2. Темы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Новая...
Иванов Алексей Геннадьевич – канд ист наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconРабочая программа дисциплины новая история стран Европы и Америки...
Это – период утверждения капитализма в странах Европы и Соединённых Штатах Америки. Целью курса является раскрытие содержания капиталистических...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новая и новейшая история...
Новая история стран Азии и Африки (1500-1918): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconСпецкурс по новой и новейшей истории стран европы и америки «история...
Занятия по дисциплине «История международных отношений» представлены следующими видами работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу)
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада цели и...
Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи...
Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма дисциплины «Новая история стран Западной Европы и Америки» 030401 «История»
Целью курса является комплексный анализ перехода западных обществ от феодализма к капитализму и формирования индустриальной цивилизации...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине б б новейшая история россии I. Интерактивные занятия
Переход к новой экономической политике: причины и предпосылки. Первые «нэповские» мероприятия
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconНовая история стран Европы и Америки 1871-1918 гг
Цель курса – изучение основных тенденций социально-экономического и общественно-политического развития, которые предопределили пути...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Новая история» является частью университетского курса всеобщей истории. Цель курса «Новая история» (часть 2) – изучить...
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по дисциплине б б всемирная (синхронная)...
«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»
Методические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран европы и америки I. Интерактивные занятия iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 24 пояснительная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск