Пояснительная записка.
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. Появление данного курса было обусловлено рядом причин .Экономические проблемы , реформирование всех сторон социально-экономической, политической, социальной и культурной жизни страны, как никогда, выдвинулись на передний план общественной жизни. Эти проблемы непосредственно касаются жизни, быта и дальнейшей судьбы учеников , оканчивающих среднюю школу. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, оказавшие огромное влияние на судьбу России.
В обществе возрос интерес к русской и советской истории. Пытаясь дать ответ на современные проблемы , возникающие в нашем обществе люди ,представители различных политических партий, объединений ,движений обращаются в поисках ответа к прошлому. Эти сложнейшие общественные процессы и проблемы нашли своё отражение в образовании. Преподавание данного элективного курса делает попытку интеграции истории и социально-экономических проблем обществознания.
В ходе изучения данного элективного курса учащиеся научатся правильно работать с общественно – политической литературой, различных исторических источников по тому или иному вопросу, анализировать и сравнивать политические, исторические, экономические документы, взгляды и идеи политических и общественных деятелей. Учащиеся при подготовке к занятиям , участвуя в написании рефератов и сообщений, получают навыки самостоятельной исследовательской работы, которые пригодятся при обучении в различных учебных заведениях.
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» позволит укрепить уже полученные учениками знания и значительно расширить кругозор учащихся по различным историческим и социально- экономическим вопросам, предоставит возможность сделать предварительный профессиональный выбор, окажет помощь при поступлении и обучении на историческом и экономическом факультетах ВУЗов
В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории. При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Новизна и актуальность курса: 1 Данный курс российской истории является очень сложным, содержит много
фактического материала. 2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках. 3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных
деятелей периода империи.
Цель курса: Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Цель курса – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса: -Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
- Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому . - Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории. - Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности. - Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Основные умения и навыки: • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России; • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей; • работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме); • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований; • анализировать и сопоставлять факты.
Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть: • проблемные задания; • исторические диктанты; • обобщающие вопросы и задания; • тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков. Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме. Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин. По окончании курса учащиеся должны - Соотносить единичные факты, общие явления и процессы. - Называть характерные, существенные черты минувших событий и
исторических личностей. - Сравнивать исторические события и исторических деятелей. - Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и
личностей. - Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
отдельных людей в истории, излагать оценки событий и личностей. - Сравнивать предлагаемые оценки и версии, выявлять сходство и отличия. - Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям в истории, их оценку. Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование тем курса.
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Примечания
| План
| Факт
| 1
| Введение. Российское реформаторство
| 1
|
|
|
| 2
| Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение.
| 3
|
|
|
| 3
| Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III.
| 2
|
|
|
| 4
| Реформы середины ХVI в.
| 2
|
|
|
| 5
| Первые Романовы и их преобразования.
| 2
|
|
|
| 6
| Петровские преобразования.
| 3
|
|
|
| 7
| Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.
| 3
|
|
|
| 8
| «Дней Александровых прекрасное начало…» (Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)
| 2
|
|
|
| 9
| « Великие реформы» Александра II
| 2
|
|
|
| 10
| Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХ в
| 2
|
|
|
| 11
| П.А.Столыпин- последний реформатор Российской империи.
| 1
|
|
|
| 12
| Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века
| 2
|
|
|
| 13
| Реформы реформаторы «эпохи социализма»
| 3
|
|
|
| 14
| М.С.Горбачев- на пути к демократии.
| 1
|
|
|
| 15
| Экономические преобразования в 1990 –е годы-
| 2
|
|
|
| 16
| Судьба реформаторов в России
| 1
|
|
|
| 17
| Итоговое занятие
| 1
|
|
|
| ИТОГО
| 33
|
|
|
| Календарно – тематическое планирование.
№
| Наименование раздела, темы курса
| Кол-во часов
| Дата проведения
| Примечания
| План
| Факт
| 1
| Введение. Российское реформаторство
| 1
|
|
|
| I. Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение – 3 часа
| 2
| Первая государственная реформа княгини Ольги
| 1
|
|
|
| 3
| Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
| 1
|
|
|
| 4
| «Русская Правда» - первый закон. Историческое значение первых реформ и преобразований на Руси.
| 1
|
|
|
| II. Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III- 2 часа.
| 5
| Реформа органов управления в XV веке.
| 1
|
|
|
| 6
| Судебник 1497г. Итоги и значение преобразований ИванаIII.
| 1
|
|
|
| III. Реформы середины ХVI в.- 2 часа.
| 7
| Причины проведения реформ в ХVIв. Реформы избранной рады.
| 1
|
|
|
| 8
| Итоги и последствия правления Ивана Грозного.
| 1
|
|
|
| IV. Первые Романовы и их преобразования – 2 часа.
| 9
| Реформы первых Романовых
| 1
|
|
|
| 10
| Значение реформ первых Романовых, как преддверие преобразований Петра I.
| 1
|
|
|
| V. Петровские преобразования- 3 часа.
| 11
| Предпосылки проведения реформ в России.
| 1
|
|
|
| 12
| Реформы Петра I Итоги и историческое значение реформ ПетраI.
| 1
|
|
|
| 13
| Личность Петра I и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах историков, публицистов.
| 1
|
|
|
| VI. Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.- 3 часов.
| 14
| Экономические и социальные реформы Екатерины II.
| 1
|
|
|
| 15
| Реформы и преобразования в царствование Павла I.
| 1
|
|
|
| 16
| ЕкатеринаII и Павел I: реформы и судьбы реформаторов
| 1
|
|
|
| VII. «Дней Александровых прекрасное начало…» ( Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)- 2 часа.
| 17
| Царствования АлександраI и его реформы.
| 1
|
|
|
| 18
| Реформы Николая I. Историческая судьба реформ и самих реформаторов в истории России первой половины ХIХ в.
| 1
|
|
|
| VIII. « Великие реформы» АлександраII- 2 часа.
| 19
| Предпосылки «великих реформ» Александра II. Реформы 60-х – 70-х гг.
| 1
|
|
|
| 20
| Контрреформы АлександраIII.
| 1
|
|
|
| IX. Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХ в. – 2 часа
| 21
| Реформы Н.Х.Бунге и И.А. Вышнеградского
| 1
|
|
|
| 22
| С. Ю. Витте. Попытка реформ и их значение для развития России.
| 1
|
|
|
| X. П. А. Столыпин- последний реформатор Российской империи.- 1 час.
| 23
| Проведение аграрной реформы и её влияние на всю экономику России.
| 1
|
|
|
| XI. Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века. – 2 часа.
| 24
| Декрет о земле, о мире, о власти.
| 1
|
|
|
| 25
| «Военный коммунизм», НЭП: причины, суть, последствия.
| 1
|
|
|
| XII. Реформы реформаторы «эпохи социализма». – 3 часа.
| 26
| Индустриализация. Коллективизация.
| 1
|
|
|
| 27
| Реформирование советской экономической системы, социальной сферы(1954- 1964гг.) и его итоги.
| 1
|
|
|
| 28
| Причины неудач экономических реформ 1950- 1960-х гг. Нарастание кризисных явлений в советской экономике.
| 1
|
|
|
| XIII. М. С. Горбачев- на пути к демократии.- 1 час.
| 29
| Причины и итоги реформ.
«Перестройка» и её итоги.
| 1
|
|
|
| XIV. Экономические преобразования в 1990 –е годы- 2 часа.
| 30
| Начало экономических реформ в России и их развитие в 1993-1994гг.
| 1
|
|
|
| 31
| Итоги проведения реформ в 1990-х годах.
| 1
|
|
|
| XV. Судьба реформаторов в России. – 1 час.
| 32
| Итоги реформирования России
| 1
|
|
|
| XVI. Итоговое занятие. – 1 час.
| 33
| Повторение по теме: «Реформы и реформаторы в России»
| 1
|
|
|
| Содержание программы.
Введение. Российское реформаторство – 1 час.
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы « сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема: Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение – 3 часа.
Особенности социально-экономических условий формирования Древнерусского государства.
Правление княгини Ольги(945-957гг.). Первая государственная реформа- реформа взимания дани и её упорядочение.
Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
«Русская Правда» - первый закон, регулирующий социально – экономические отношения на территории Руси . Зарождение сословного строя , разделение людей по имущественному и социальному положению. Упорядочение сословного строя в «Русской Правде» и регулирование экономических интересов различных слоёв населения Киевской Руси. Меры по охране границ частных владений. Охрана интересов международной торговли и защита иностранных купцов на территории Киевской Руси. Укрепление в народе деловой этики.
Историческое значение первых реформ и преобразований на Руси. Тема: Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III- 2 часа.
Образование единого государства. Возвышение великокняжеской власти. Реформы органов государственного управления.
Судебник 1497г. – первый свод законов складывающегося Российского централизованного государства. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Государство и церковь.
Итоги и значение преобразований ИванаIII.
Тема: Реформы середины ХVI в.- 2 часа.
Установление царской власти. Укрепление центральной власти. Причины проведения реформ в ХVIв. Реформы избранной рады. Судебник 1550г. Изменения в положении крестьян. Приказы. Переустройство местного управления. Военная реформа . Реформы в области денежной и метрологической систем и налогового обложения. Экономическая политика Ивана IV Грозного. Социально-экономические идеи А. Курбского и И. Пересветова. Опричнина: причины её возникновения и результаты.
Итоги и последствия правления Ивана Грозного.
Личность Ивана Грозного и оценка его правления в трудах русских и советских историков.
Тема: Первые Романовы и их преобразования – 2 часа.
Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Реформа и упорядочение центрального и местного управления. Соборное Уложение 1649 г. А. Л.Ордин-Нащокин и его «Новоторговый устав». Развитие торговли. Меркантилизм. Денежная реформа. Церковная реформа. Военная реформа.
Значение реформ первых Романовых, как преддверие преобразований Петра I.
Тема: Петровские преобразования- 3 часа.
Социально-экономическое и политическое положение России в конце ХVII-ХVIIIвв. и осознание ПетромI необходимости проведения реформ в России.
Изменения в промышленности, сельском хозяйстве, внутренней и внешней торговле . Реформа системы управления. Церковная реформа. Денежная реформа. Изменения в финансовой системе. Военная реформа.
Итоги и историческое значение реформ ПетраI. Личность Петра I и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах русских и советских историков, публицистов, политических и общественных деятелей. Тема: Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.- 3 часов.
Социально- экономическое и политическое положение России во второй половине ХVIIIв. Наследие ПетраI и его наследники.
Экономические и социальные реформы Екатерины II. Изменения в области финансов, внутренней и внешней торговле. Попытка упорядочения и обновления всей системы законодательства Российской империи. Реорганизация системы местного самоуправления. Военная реформа Екатерины II.
Социально- экономическая политика Павла I. Реформы и преобразования в царствование Павла I.
ЕкатеринаII и Павел I: реформы и судьбы реформаторов. Оценка современников , политиков, историков, общественных деятелей.
Тема: «Дней Александровых прекрасное начало…» ( Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)- 2 часа.
Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Формирование капиталистического уклада.
Начало царствования АлександраI и его первые реформы.
Русский реформатор М. М. Сперанский (1772-1839). Реформа государственного управления, преобразование финансов, создание Государственного Совета, реорганизация министерств.
Конец правления Александра I. Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения.
Социально-экономические идеи декабристов. «Русская Правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьёва.
Правление Николая I. Кодификация законов. Реформа государственной деревни П. Д. Киселёв. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа.
Историческая судьба реформ и самих реформаторов в истории России первой половины ХIХв.
Тема: « Великие реформы» АлександраII- 2 часа.
Предпосылки «великих реформ» Александра II.
Отмена крепостного права. Аграрная реформа. Земельная реформа. Городская реформа. Судебная реформа .Реформы в области образования. Военная реформа.
Триумф и трагедия «великих реформ» и АлександраII. Становление личности и внутренние противоречия в душе АлександраII. Личность АлександраII и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах русских и советских историков, публицистов, политических и общественных деятелей.
Контрреформы Александра III.
Тема: Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХв. – 2 часа.
Экономическое развитие России в начале ХХ в. Деятельность Н.Х.Бунге.
Экономическая политика И.А. Вышнеградского
С. Ю. Витте(1849- 1915) и экономическая политика России в конце ХIХ- начале ХХ в. Личность С.Ю.Витте. Политическая карьера. Попытка реформ и их значение для развития России.
Тема: П.А.Столыпин- последний реформатор Российской империи.- 1 час. П.А. Столыпин (1862-1911) – сторонник развития товарно- капиталистического крестьянского хозяйства. Проведение аграрной реформы и её влияние на всю экономику России. Крах столыпинской аграрной реформы и его причины. Личность П.А.Столыпина. Политическая карьера. Обстоятельства проведения реформирования . Трагическая судьба реформатора.
Тема: Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века. – 2 часа.
Реформы временного правительства. Приход большевиков к власти. Декрет о земле, о мире, о власти. «Военный коммунизм», причины, суть, последствия. НЭП: причины, суть, последствия.
Тема: Реформы реформаторы «эпохи социализма». – 3 часа.
Процесс свёртывания НЭПа и формирование командно – административной системы. Индустриализация. Коллективизация.
Послевоенное развитие народного хозяйства (1945- 1953). Реформирование советской экономической системы, социальной сферы(1954- 1964гг.) и его итоги.
Причины неудач экономических реформ 1950- 1960-х гг. Нарастание кризисных явлений в советской экономике.
«Перестройка» и её итоги.
Тема: М.С.Горбачев- на пути к демократии.- 1 час.
Личность М.С.Горбачева. Причины проведения реформ. Итоги реформирования.
«Перестройка» и её итоги.
Тема: Экономические преобразования в 1990 –е годы- 2 часа.
Состояние экономики в конце 1991 года .Начало экономических реформ в России и их развитие в 1993-1994гг. Проведение массовой приватизации. Итоги проведения реформ в 1990-х годах.
Социально-экономическая и политическая ситуация на рубеже ХХ-ХХI веков.
Тема: Судьба реформаторов в России. – 1 час.
Итоги реформирования России. Схожесть судеб реформаторов в России. Нужны ли России реформы и реформаторы?
Итоговое занятие. – 1 час.
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам.
Курс рассчитан на 33 часа.
Список использованной литературы:
1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси- Новосибирск, Наука, Сиб. Отделение 1991
– 240с.-(серия «Страницы истории нашей Родины»).
2 Игнатьев А.В. С. Ю. Витте- дипломат.- М.: Международные отношения, 1989-
336с.-(из истории дипломатии)
3 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 книгах Кн.1 2 3.-
М. Мысль 1995.
4. Карамзин Н. М. Предание веков( сост. Вступ ст. Г. П. Макогоненко: ком. Г. П.
Макогоненко и М. В. Иванова; Ил. В. В. Лукашова- М.: Правда, 1989- 768с.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Том 1 2 3.
(Под ред. А. М Сахарова – М .: Наука,1989-1991).
6. Павленко Н. И. Пётр Великий.- М.: Мысль 1994 -594с.
7. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова.- М.: Мысль 1994- 397с.
8. Россия на рубеже веков: исторические портреты.- М.: Политиздат 1991-380с. 9. Соловьёв С.М. Чтение и рассказы о истории России. Сост. И вступ. Ст. С.С.
Дмитриева: Комм. С.С.Дмитриева и С. П. Дойниковой ;илл. В. В. Лукашова –
М.: Правда 1989-768 с.
10. Винокурова М.М. Чипелкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в
России:пакет- комплект документального материала М.: «Бюро Денди»,
1993- 80с.
11. Аверх А.Л. Столыпин и судьбы реформ в России . М., 1991
12. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991
13. Островский И.В. П.А. Столыпин и его время – Новосибирск, 1992
14. Журнал «Преподавание истории в школе» 2007 – 2012
| |