Элективный курс «Реформы и реформаторы в России»





Скачать 180.97 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Реформы и реформаторы в России»
Дата публикации22.10.2014
Размер180.97 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс
g:\рабочие программы\рп.jpeg


Пояснительная записка.

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.
Появление данного курса было обусловлено рядом причин .Экономические проблемы , реформирование всех сторон социально-экономической, политической, социальной и культурной жизни страны, как никогда, выдвинулись на передний план общественной жизни. Эти проблемы непосредственно касаются жизни, быта и дальнейшей судьбы учеников , оканчивающих среднюю школу. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, оказавшие огромное влияние на судьбу России.

В обществе возрос интерес к русской и советской истории. Пытаясь дать ответ на современные проблемы , возникающие в нашем обществе люди ,представители различных политических партий, объединений ,движений обращаются в поисках ответа к прошлому. Эти сложнейшие общественные процессы и проблемы нашли своё отражение в образовании. Преподавание данного элективного курса делает попытку интеграции истории и социально-экономических проблем обществознания.

В ходе изучения данного элективного курса учащиеся научатся правильно работать с общественно – политической литературой, различных исторических источников по тому или иному вопросу, анализировать и сравнивать политические, исторические, экономические документы, взгляды и идеи политических и общественных деятелей. Учащиеся при подготовке к занятиям , участвуя в написании рефератов и сообщений, получают навыки самостоятельной исследовательской работы, которые пригодятся при обучении в различных учебных заведениях.

Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» позволит укрепить уже полученные учениками знания и значительно расширить кругозор учащихся по различным историческим и социально- экономическим вопросам, предоставит возможность сделать предварительный профессиональный выбор, окажет помощь при поступлении и обучении на историческом и экономическом факультетах ВУЗов

В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.
При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII - начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.
В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России.
Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

Новизна и актуальность курса:
1   Данный курс российской истории является очень сложным, содержит много

фактического материала.
2.   Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.
3.  Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных

деятелей периода империи.

Цель курса:
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. Цель курса – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:
-Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.

- Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому .
- Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
- Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
 

Основные умения и навыки:
•    анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;
•    владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
•    работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
•    владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
•    анализировать и сопоставлять факты.


Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
•   проблемные задания;
•   исторические диктанты;
•   обобщающие вопросы и задания;
•   тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.
Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.
По окончании курса учащиеся должны
- Соотносить единичные факты, общие явления и процессы.
- Называть характерные, существенные черты минувших событий и

исторических личностей.
- Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
- Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и

личностей.
- Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности

отдельных людей в истории, излагать оценки событий и личностей.
- Сравнивать предлагаемые оценки и версии, выявлять сходство и отличия.
- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и

личностям в истории, их оценку.
Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем курса.

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания


План

Факт

1

Введение. Российское реформаторство

1










2

Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение.

3










3

Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III.

2










4

Реформы середины ХVI в.

2










5

Первые Романовы и их преобразования.

2










6

Петровские преобразования.

3










7

Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.

3










8

«Дней Александровых прекрасное начало…» (Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)

2










9


« Великие реформы» Александра II


2










10

Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХ в

2










11

П.А.Столыпин- последний реформатор Российской империи.

1










12

Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века

2










13

Реформы реформаторы «эпохи социализма»

3










14

М.С.Горбачев- на пути к демократии.

1










15

Экономические преобразования в 1990 –е годы-

2










16

Судьба реформаторов в России

1










17

Итоговое занятие

1










ИТОГО

33










Календарно – тематическое планирование.



Наименование раздела, темы курса

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

План

Факт

1

Введение. Российское реформаторство

1










I. Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение – 3 часа

2

Первая государственная реформа княгини Ольги

1










3

Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.

1










4

«Русская Правда» - первый закон. Историческое значение первых реформ и преобразований на Руси.

1










II. Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III- 2 часа.

5

Реформа органов управления в XV веке.

1










6

Судебник 1497г. Итоги и значение преобразований ИванаIII.

1










III. Реформы середины ХVI в.- 2 часа.

7

Причины проведения реформ в ХVIв. Реформы избранной рады.

1










8

Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

1










IV. Первые Романовы и их преобразования – 2 часа.

9

Реформы первых Романовых

1










10

Значение реформ первых Романовых, как преддверие преобразований Петра I.

1










V. Петровские преобразования- 3 часа.

11

Предпосылки проведения реформ в России.

1










12

Реформы Петра I Итоги и историческое значение реформ ПетраI.

1










13

Личность Петра I и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах историков, публицистов.

1










VI. Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.- 3 часов.

14

Экономические и социальные реформы Екатерины II.

1










15

Реформы и преобразования в царствование Павла I.

1










16

ЕкатеринаII и Павел I: реформы и судьбы реформаторов

1










VII. «Дней Александровых прекрасное начало…» ( Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)- 2 часа.

17

Царствования АлександраI и его реформы.

1










18

Реформы Николая I. Историческая судьба реформ и самих реформаторов в истории России первой половины ХIХ в.

1










VIII. « Великие реформы» АлександраII- 2 часа.

19

Предпосылки «великих реформ» Александра II. Реформы 60-х – 70-х гг.

1










20

Контрреформы АлександраIII.

1










IX. Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХ в. – 2 часа

21

Реформы Н.Х.Бунге и И.А. Вышнеградского

1










22

С. Ю. Витте. Попытка реформ и их значение для развития России.

1










X. П. А. Столыпин- последний реформатор Российской империи.- 1 час.

23

Проведение аграрной реформы и её влияние на всю экономику России.

1










XI. Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века. – 2 часа.

24

Декрет о земле, о мире, о власти.

1










25

«Военный коммунизм», НЭП: причины, суть, последствия.

1










XII. Реформы реформаторы «эпохи социализма». – 3 часа.

26

Индустриализация. Коллективизация.

1










27

Реформирование советской экономической системы, социальной сферы(1954- 1964гг.) и его итоги.

1










28

Причины неудач экономических реформ 1950- 1960-х гг. Нарастание кризисных явлений в советской экономике.

1










XIII. М. С. Горбачев- на пути к демократии.- 1 час.

29

Причины и итоги реформ.

«Перестройка» и её итоги.

1










XIV. Экономические преобразования в 1990 –е годы- 2 часа.

30

Начало экономических реформ в России и их развитие в 1993-1994гг.

1










31

Итоги проведения реформ в 1990-х годах.

1










XV. Судьба реформаторов в России. – 1 час.

32

Итоги реформирования России

1










XVI. Итоговое занятие. – 1 час.

33

Повторение по теме: «Реформы и реформаторы в России»

1










Содержание программы.

Введение. Российское реформаторство – 1 час.

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы « сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема: Русь в IХ – начале ХII в.: первые реформы и их значение – 3 часа.

Особенности социально-экономических условий формирования Древнерусского государства.

Правление княгини Ольги(945-957гг.). Первая государственная реформа- реформа взимания дани и её упорядочение.

Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.

«Русская Правда» - первый закон, регулирующий социально – экономические отношения на территории Руси . Зарождение сословного строя , разделение людей по имущественному и социальному положению. Упорядочение сословного строя в «Русской Правде» и регулирование экономических интересов различных слоёв населения Киевской Руси. Меры по охране границ частных владений. Охрана интересов международной торговли и защита иностранных купцов на территории Киевской Руси. Укрепление в народе деловой этики.

Историческое значение первых реформ и преобразований на Руси.
Тема: Московское государство в конце ХV – начале ХVI в. Преобразования Ивана III- 2 часа.

Образование единого государства. Возвышение великокняжеской власти. Реформы органов государственного управления.

Судебник 1497г. – первый свод законов складывающегося Российского централизованного государства. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Ограничение свободы крестьян. Государство и церковь.

Итоги и значение преобразований ИванаIII.

Тема: Реформы середины ХVI в.- 2 часа.

Установление царской власти. Укрепление центральной власти. Причины проведения реформ в ХVIв. Реформы избранной рады. Судебник 1550г. Изменения в положении крестьян. Приказы. Переустройство местного управления. Военная реформа . Реформы в области денежной и метрологической систем и налогового обложения. Экономическая политика Ивана IV Грозного. Социально-экономические идеи А. Курбского и И. Пересветова. Опричнина: причины её возникновения и результаты.

Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

Личность Ивана Грозного и оценка его правления в трудах русских и советских историков.

Тема: Первые Романовы и их преобразования – 2 часа.

Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Реформа и упорядочение центрального и местного управления. Соборное Уложение 1649 г. А. Л.Ордин-Нащокин и его «Новоторговый устав». Развитие торговли. Меркантилизм. Денежная реформа. Церковная реформа. Военная реформа.

Значение реформ первых Романовых, как преддверие преобразований Петра I.

Тема: Петровские преобразования- 3 часа.

Социально-экономическое и политическое положение России в конце ХVII-ХVIIIвв. и осознание ПетромI необходимости проведения реформ в России.

Изменения в промышленности, сельском хозяйстве, внутренней и внешней торговле . Реформа системы управления. Церковная реформа. Денежная реформа. Изменения в финансовой системе. Военная реформа.

Итоги и историческое значение реформ ПетраI. Личность Петра I и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах русских и советских историков, публицистов, политических и общественных деятелей.
Тема: Реформы и реформаторы второй половины ХVIII в.- 3 часов.

Социально- экономическое и политическое положение России во второй половине ХVIIIв. Наследие ПетраI и его наследники.

Экономические и социальные реформы Екатерины II. Изменения в области финансов, внутренней и внешней торговле. Попытка упорядочения и обновления всей системы законодательства Российской империи. Реорганизация системы местного самоуправления. Военная реформа Екатерины II.

Социально- экономическая политика Павла I. Реформы и преобразования в царствование Павла I.

ЕкатеринаII и Павел I: реформы и судьбы реформаторов. Оценка современников , политиков, историков, общественных деятелей.

Тема: «Дней Александровых прекрасное начало…» ( Реформы и преобразования первой половины ХIХ в.)- 2 часа.

Социально-экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Формирование капиталистического уклада.

Начало царствования АлександраI и его первые реформы.

Русский реформатор М. М. Сперанский (1772-1839). Реформа государственного управления, преобразование финансов, создание Государственного Совета, реорганизация министерств.

Конец правления Александра I. Вопрос об отмене крепостного права. Вопрос о конституции. Военные поселения.

Социально-экономические идеи декабристов. «Русская Правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьёва.

Правление Николая I. Кодификация законов. Реформа государственной деревни П. Д. Киселёв. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа.

Историческая судьба реформ и самих реформаторов в истории России первой половины ХIХв.

Тема: « Великие реформы» АлександраII- 2 часа.

Предпосылки «великих реформ» Александра II.

Отмена крепостного права. Аграрная реформа. Земельная реформа. Городская реформа. Судебная реформа .Реформы в области образования. Военная реформа.

Триумф и трагедия «великих реформ» и АлександраII. Становление личности и внутренние противоречия в душе АлександраII. Личность АлександраII и историческая судьба реформ и самого реформатора в трудах русских и советских историков, публицистов, политических и общественных деятелей.

Контрреформы Александра III.

Тема: Реформы и реформаторы в России на рубеже ХIХ – ХХв. – 2 часа.

Экономическое развитие России в начале ХХ в. Деятельность Н.Х.Бунге.

Экономическая политика И.А. Вышнеградского

С. Ю. Витте(1849- 1915) и экономическая политика России в конце ХIХ- начале ХХ в. Личность С.Ю.Витте. Политическая карьера. Попытка реформ и их значение для развития России.

Тема: П.А.Столыпин- последний реформатор Российской империи.- 1 час.
П.А. Столыпин (1862-1911) – сторонник развития товарно- капиталистического крестьянского хозяйства. Проведение аграрной реформы и её влияние на всю экономику России. Крах столыпинской аграрной реформы и его причины. Личность П.А.Столыпина. Политическая карьера. Обстоятельства проведения реформирования . Трагическая судьба реформатора.

Тема: Реформаторы Советской России 20-30г.г. XX века. – 2 часа.

Реформы временного правительства. Приход большевиков к власти. Декрет о земле, о мире, о власти. «Военный коммунизм», причины, суть, последствия. НЭП: причины, суть, последствия.

Тема: Реформы реформаторы «эпохи социализма». – 3 часа.

Процесс свёртывания НЭПа и формирование командно – административной системы. Индустриализация. Коллективизация.

Послевоенное развитие народного хозяйства (1945- 1953). Реформирование советской экономической системы, социальной сферы(1954- 1964гг.) и его итоги.

Причины неудач экономических реформ 1950- 1960-х гг. Нарастание кризисных явлений в советской экономике.

«Перестройка» и её итоги.

Тема: М.С.Горбачев- на пути к демократии.- 1 час.

Личность М.С.Горбачева. Причины проведения реформ. Итоги реформирования.

«Перестройка» и её итоги.

Тема: Экономические преобразования в 1990 –е годы- 2 часа.

Состояние экономики в конце 1991 года .Начало экономических реформ в России и их развитие в 1993-1994гг. Проведение массовой приватизации. Итоги проведения реформ в 1990-х годах.

Социально-экономическая и политическая ситуация на рубеже ХХ-ХХI веков.

Тема: Судьба реформаторов в России. – 1 час.

Итоги реформирования России. Схожесть судеб реформаторов в России. Нужны ли России реформы и реформаторы?

Итоговое занятие. – 1 час.

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам.

Курс рассчитан на 33 часа.

Список использованной литературы:

1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси- Новосибирск, Наука, Сиб. Отделение 1991

– 240с.-(серия «Страницы истории нашей Родины»).

2 Игнатьев А.В. С. Ю. Витте- дипломат.- М.: Международные отношения, 1989-

336с.-(из истории дипломатии)

3 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 книгах Кн.1 2 3.-

М. Мысль 1995.

4. Карамзин Н. М. Предание веков( сост. Вступ ст. Г. П. Макогоненко: ком. Г. П.

Макогоненко и М. В. Иванова; Ил. В. В. Лукашова- М.: Правда, 1989- 768с.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Том 1 2 3.

(Под ред. А. М Сахарова – М .: Наука,1989-1991).

6. Павленко Н. И. Пётр Великий.- М.: Мысль 1994 -594с.

7. Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова.- М.: Мысль 1994- 397с.

8. Россия на рубеже веков: исторические портреты.- М.: Политиздат 1991-380с. 9. Соловьёв С.М. Чтение и рассказы о истории России. Сост. И вступ. Ст. С.С.

Дмитриева: Комм. С.С.Дмитриева и С. П. Дойниковой ;илл. В. В. Лукашова –

М.: Правда 1989-768 с.

10. Винокурова М.М. Чипелкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в

России:пакет- комплект документального материала М.: «Бюро Денди»,

1993- 80с.

11. Аверх А.Л. Столыпин и судьбы реформ в России . М., 1991

12. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991

13. Островский И.В. П.А. Столыпин и его время – Новосибирск, 1992

14. Журнал «Преподавание истории в школе» 2007 – 2012


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconРабочая программа элективный курс по истории
Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9 классов и составлена...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconАвтор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская...
Попытки модернизации России можно представить в циклическом развитии с разделением на реформы, контрреформы и революции. Важным представляется...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconРабочая программа факультатива по истории
История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи. Пояснительная записка
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconРабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный...
Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск