Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение





НазваниеРекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение
страница1/6
Дата публикации04.11.2014
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6
ЮНОМУ КРАЕВЕДУ-ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
Рекомендации для участников городских
историко-краеведческих чтений
ВВЕДЕНИЕ

Более пятнадцати лет Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных в сотрудничестве с государственными музеями, Ассоциацией исследователей города, Ассоциацией историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны, различными профильными общественными организациями проводит Открытые городские историко-краеведческие чтения школьников. За эти годы сотни петербургских и иногородних школьников представляли на конкурс свои работы, которые порой становились их первыми шагами в науку. Для многих участие в олимпиаде играло решающую роль при выборе будущей профессии. Олимпиадные работы были различны по тематике, жанру и уровню подготовленности. Большинство из них свидетельствовали о серьезной подготовке, хорошем знании предмета, подлинном творческом энтузиазме молодых авторов. Но, к сожалению, многие не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного рода. Среди наиболее распространенных недостатков – отсутствие четкой структуры и неопределенность в постановке задач, чрезмерно высокая степень компилятивности, небрежное или неправильное оформление, отсутствие справочно-библиографического аппарата и многое другое. Те же погрешности часто встречаются и у студентов младших курсов при подготовке курсовых работ. Это вынудило нас взяться за перо и предложить некоторые рекомендации в надежде на то, что они смогут помочь начинающим авторам, которые впервые приобщаются к самостоятельному ученическому исследованию и поиску.

В настоящем сборнике приведены общие рекомендации по содержанию и оформлению ученической исследовательской работы (авторы З.А. Гурьянова, И.Л. Тихонов), советы, которые необходимо учитывать при выполнении исследовательских работ по генеалогии (автор Н.В.Благово) и по топонимике (автор А.Ф.Векслер).

И. Л. Тихонов. З.А.Гурьянова
УЧЕНИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Работы, представляемые школьниками на Городские историко-краеведческие чтения носят обычно характер реферата или исследовательской работы. Учитывая это обстоятельство, прежде всего, рассмотрим, в чем состоят различия между этими видами работ.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введения его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы. Как видно из сказанного, реферат – это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая довольно основательной подготовленности автора. Напомним, что наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых-историков, реферат ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это – обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста.

Работая над рефератом, учащийся получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание даже небольшого сочинения на избранную научную тему, безусловно, содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующему историческому периоду, способствует овладению целым рядом полезных навыков, в частности, умению самостоятельно работать с книгой, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.
Рассмотрим процесс выполнения реферата или исследовательской работы по этапам.

Выбор темы – очень важный этап работы, часто определяющий успех или неудачу всей работы Тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (20–30 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Например, существуют специализированные библиографические указатели книг и журнальных статей на русском языке, указатели литературы о Ленинграде – Петербурге, издаваемые Российской Национальной библиотекой. Эти указатели в свою очередь снабжены предметными указателями. Работы последних лет отражены в ежемесячных указателях литературы по истории, археологии и этнографии, издаваемых Научно-исследовательским институтом общественных наук (ИНИОН). Подобного рода указатели и библиографии имеются в справочно-библиографических отделах всех крупных библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссылок) изданий, посвященных данной теме.

Исследование всегда начинается с вопроса, на который автор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический материал, выстроенный строго логически, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересной работы. Если во вступительном слове Вы говорите: «Я расскажу о своей бабушке»,– знайте, что к исследованию это не имеет никакого отношения. То, что Вы зафиксировали и оформили письменно воспоминания Ваших родных, близких, несомненно важно, полезно, поучительно для Вас, Вашей семьи, этот источник (воспоминания) является предметом исследования, поводом к самостоятельной работе, где могут появиться такие вопросы: «Как, каким образом моя бабушка оказалась в эвакуации в Казани?», «Почему в Советском Союзе в 1930-е годы большое внимание уделялось парашютному спорту?», «Как осуществлялся процесс реконструкции Исаакиевского собора и какова роль моего отца?» и т. д. Пока Вы не сформулируете вопрос, фактически не объявите цели Вашего исследования (доклада, сообщения), Вы не сможете ни план выстроить, ни определить рациональную последовательность Ваших действий.

Выбор темы, конечно, должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личностным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.

Иногда, казалось бы, незначительный факт является основой серьезного анализа. Так например, очевидец событий, проживавший в Колпино в годы Великой Отечественной войны, журналист В. Н. Сашонко подвергает сомнению трактовку событий, изложенную в следующих изданиях: Битва за Ленинград. 1941-1944 / Под общ. ред. генерал-лейтенанта С.П. Платонова. – М., 1964; Великая Отечественная война Советского Союза. 1941–1945. Краткая история. Изд. третье, испр. и доп. – М., 1984. Оба издания утверждают, что «25 августа фашистская группировка возобновила наступление на Ленинград из района Чудово. 29 августа противник вышел к Колпино, но был остановлен 55-й армией генерала И.Г.Лазарева». В.Н.Сашонко доказывает, что 55-й армии тогда еще не существовало, «в те дни (а точнее 31 августа) лишь было принято решение объединить войска обескровленных до предела 168-й, 70-й, 90-й, 237-й стрелковых дивизий и 4-й дивизии народного ополчения в 55-ю армию и состоялось назначение генерал-майора Лазарева ее командующим». Автор не останавливается на обнародовании этого факта, он доискивается до причин искажения истинного положения событий, анализирует ситуацию, сложившуюся в официальной историографии (Сашонко В.Н. Точка на карте. Документальная повесть.// Нева. – 2002. № 9. С. 104-136.).

В качестве другого примера воспользуемся работой И. Егоровой, ученицы 11 класса, 280 школы Адмиралтейского района «По страницам семейного архива». В годы активной перлюстрации частной корреспонденции, особенно в годы Великой Отечественной войны, важные сведения и факты умалчивались или вымарывались цензорами. Письмо из блокадного Ленинграда, которое анализирует автор работы, датировано 2 декабря 1941 г., в нем цензором тщательно зачеркнута часть предложения. Чтобы восстановить истину, необходимо было обратиться к опубликованным документам. Сопоставив даты письма и Постановления Военного совета Ленинградского фронта от 19 ноября 1941 года за № 00409 , по которому снижается норма отпуска хлеба: рабочим и ИТР – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. (Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1944.– СПб.: Лики России, 1995. С.194-195), автор выяснил, что под густым слоем чернил был скрыт текст о тяжелом положении, а фактически о голоде, в осажденном Ленинграде.

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а, зачастую, и псевдонаучного характера, что для малоопытного читателя не такая уж простая задача. К сожалению, и раньше, а особенно в последние годы, издается огромное количество публикаций весьма сомнительного качества. Особенно этим грешат научно-популярные журналы и периодическая печать. Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев. Чтение научной литературы, по сравнению с художественной, развлекательной или информационной, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Существуют специальные словари терминов. Желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Например, для монографий:

Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций.– М.: Издательство АН СССР, 1959;

для статей в сборниках:

Столяр А. Д. О научном предвидении в археологии.//Древности Русского Севера. Вып. I. – Вологда, 1996. – С. 3–11.;

для статей в журналах и периодических изданиях:

Курочкин Г. Н. Раскопки скифского “царского” кургана на юге Сибири // Археологические вести.– 1993.– № 2.– С. 31–43.

Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.

Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному периоду, региону, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе. Литература может быть как «прямая», т.е. исключительно по Вашему вопросу, а может быть косвенная. Например, Вас интересует история каминов, однако непосредственных источников явно недостаточно, но есть литература, посвященная печному делу, где, возможно, содержится информация о каминах.

Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует установить четкие хронологические рамки, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем исследования. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант работы и составить ее план.
Порядок написания работы
1. Составление плана
Правильно построенный план работы служит организующим началом, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого – к настоящему), второй – изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте работы в качестве заголовков разделов. План учащийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы. Однако, при всем многообразии индивидуальных подходов к плану, традиционным является следующий:

Введение.

Глава 1 (полное наименование главы).

Глава 2 (полное наименование главы).

Глава 3 (полное наименование главы).

Заключение (или выводы).

Список использованной литературы и источников

Приложения (по усмотрению автора).

Против каждого из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте работы.
Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в работе, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена исследование – дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной Вами темы.

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового привнес автор исследования. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует юному автору. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение – одна из главных составляющих исследования, здесь автор подводит итоги поиска, оценивает результаты своего труда, высказывает предположение о своей дальнейшей деятельности в этом направлении.

2. Написание работы
Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию работы. Рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.

Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2–3 дня. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и выбрать путь для улучшения содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть переписан набело, лучше перепечатать его на пишущей машинке или набрать на компьютере. Излагать материал в работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Позиция автора должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения – объяснять значение терминов в скобках или сноске.

В самостоятельных исследованиях и рефератах, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: “как представляется...”, “думается, что...”, “на наш взгляд...”. Не принято изложение от первого лица. Например, вместо “я уверен, что...”, лучше применять такие обороты как, “автор считает”, “по мнению автора”, “нет сомнения в том, что...” и т. д.

Чтобы избежать хронологической путаницы при датировании событий, необходимо иметь в виду, что до 1 февраля 1918 г. в России применялся так называемый “старый стиль”, и все даты до этого срока надо давать по нему. Разница между “старым” и “новым” стилями (юлианским и григорианским календарями) составляла: в XVIII в. – 11 дней, в XIX в. – 12 дней, в XX в. (до 1. 02. 1918 г.) – 13 дней.

Работа должна быть правильно и аккуратно оформлена, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. Работа выполняется на вертикально расположенных листах. Все страницы работы, исключая титульный лист, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. Объем исследования в среднем – 15–20 страниц (то есть 25–40 тыс. печатных знаков, счиая и пробелы между словами) формата А4 (210 х 297 мм), набранных на компьютере и заполненных с одной (лицевой) стороны. В рукописном варианте количество страниц самостоятельно определяется автором работы пропорционально указанной норме.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПоложение о проведении городских краеведческих Рубцовских чтений
Краеведческие Рубцовские чтения (далее Чтения) проводятся Управлением культуры и историко-культурного наследия Администрации города...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПрограмма проведения городских педагогических чтений «От компетентного...
Награждение победителей и участников муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России в 2013-2014 году» Е. В. Пентегова,...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПоложение о районных историко-краеведческих чтениях школьников Приморского района
Районные историко-краеведческие чтения школьников Приморского района организуются и проводятся гбоу дод дворец творчества детей и...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconМетодическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconОб историко-краеведческих чтениях «Православие на земле Кузнецкой»
Историко-краеведческие чтения «Православие на земле Кузнецкой» (далее Чтения) проводятся ежегодно в целях воспитания патриотизма,...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconКонкурсная программа V беловских чтений
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПлан мбу «Курганский городской инновационно-методический центр» на март 2014 г. Дата
«О проведении городских педагогических чтений, посвященных 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского»
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПрограмма городских открытых педагогических чтений «К. Д. Ушинский...
Голубкова Анна Николаевна, заместитель директора по умр мбу «Курганский городской инновационно-методический центр»
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconТезисы участников IV окружных педагогических чтений
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconМетодическая разработка урока по курсу: “духовного краеведения подмосковья”...
Неслышное эхо молча ушедших русских деревенек юго – востока московии”. / Сб историко – краеведческих очерков. Составитель и оформитель...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс «Добрая дорога детства «(в течение года) Конкурс историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconАнализ состояния охраны прав детей в республике бурятия за 2012 год
Административно-территориальное деление (число и наименование районов, муниципальных образований, городских округов). В республике...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов,...
Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений введение iconКомитет образования
Победы в Великой Отечественной войне», а также в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений в рамках движения «Отечество»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск