Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование»
страница1/14
Дата публикации04.12.2014
Размер1.23 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории


ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация - бакалавр

КРАСНОЯРСК 2012

Рабочая программа составлена к.и.н., доцентом А.С. Хромых

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Культура России XIX века

Отечественной истории

Согласование темы «Отечественная и зарубежная культура в XIX веке»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

История древнего мира

Всеобщей истории

Согласование темы «Мировая и отечественная культура от древности к XVIII веку»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Курс по выбору Культурное развитие России и СССР в XX веке

Отечественной истории

Согласование темы «Отечественная и зарубежная культура в XX веке»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 9

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 12

    4. Тематический план С. 34

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- С.35

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 38

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 41

  3. Методические рекомендации для студентов С.43

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 45

  5. Вопросы к зачёту С. 105

  6. Тематика рефератов С. 107


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История мировой и отечественной культуры» для студентов очной формы обучения направления подготовки 050400.62 «Социально-экономическое образование» профиль «История» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История мировой и отечественной культуры».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «История мировой и отечественной культуры», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы в рабочих тетрадях для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области истории мировой и отечественной культуры.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы истории мировой и отечественной культуры, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050400.62 «Социально-экономическое образование» утверждён 31.01.2005 г.

Дисциплина «История мировой и отечественной культуры» является курсом, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены.
В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре. На изучение дисциплины выделено 100 часов. Из них 48 ч. — аудиторная нагрузка (24 – лекционные, 24 – семинарские) и 52 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.


Форма занятий

Трудоемкость

В часах

В кредитах

Лекционные

24

0,6

Семинарские

24

0,6

Лабораторные

-

-

Самостоятельные

52

1,3

Всего

100

2,5


РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области истории мировой и отечественной культуры;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области мировой культуры;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области преподавания предметов, связанных с историей мировой и отечественной культуры.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об истории мировой и отечественной культуры;

- приобретении знаний об основных культурных универсалиях присущих мировой цивилизации.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Истории мировой и отечественной культуры» на уровне начального профессионального образования и профильной школы и высших учебных заведений.

Изучение «Истории древнего мира», «Отечественной истории», «Истории Древней Руси», «История средних веков», «Культура эпохи Возрождения» предшествует изучению дисциплины «Истории мировой и отечественной культуры».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Истории мировой и отечественной культуры», будет использоваться в дисциплинах «Культурное развитие России и СССР в XX веке», «История России», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики.

В системе культурно-исторических наук она занимает своё особое место наряду с «Историей Древней Руси», «Историей средних веков», «Отечественной историей», «Историей России» и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения истории мировой и отечественной культуры являются:

  • многообразие культурного наследия в современном мире;

  • развитие международных культурных связей;

  • проблема сохранения преемственности традиций отечественной и мировой культуры.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области истории мировой и отечественной культуры.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость культуры в истории и в современной жизни общества,

  2. формировать у студентов знания о русской культуры как о важнейшем элементе человеческой культуры,

  3. представить теоретические основы истории культуру,

  4. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать,

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,

  6. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, студент изучившим курс «История мировой и отечественной культуры» должен знать:

  1. ключевые понятия каждой культурной эпохи;

  2. основные эпохи в культурном развитии человечества;

  3. культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 

  4. эстетические идеалы различных эпох и народов;

  5. роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

  6. основные особенности культурного развития народов России;

  7. особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;

  8. выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.

Студент должен приобрести следующие умения и навыки:

  1. выделять этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи;

  2. самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;

  3. объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

  4. показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;

  5. сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;

  6. пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;

  7. анализировать и пересказывать ее.

  8. устного и письменного изложения своих знаний по истории культуры, раскрытия основных проблем (тем);

  9. свободно оперировать знаниями по истории культуры: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.

Технология процесса обучения по дисциплине «История мировой и отечественной культуры» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в форме зачета.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 Культура традиционных обществ и начала индустриальной эпохи.

Тема 1 Введение в историю мировой и отечественной культуры

Лекция 1 Предмет и понятие истории мировой культуры. Культура доклассового общества

Культура как философско-мировоззренческое понятие. Многообразие определений культуры. Ее роль в жизни людей. Структура и функции культуры в обществе. Культура и ценности. Общечеловеческие ценности. Роль традиций в культуре. Человек и культура. Мировая культура как историческая реальность, процесс созидания, осмысления и переосмысления ценностно-познавательных ориентаций социальных общностей и индивидов. Пространственно-временные измерения в истории мировой культуры (культурный хронотоп). Всеобщее и специфическое в истории мировой культуры. Неповторимое во всемирном историко-культурном процессе. История мировой культуры как "возврат" к ценностным измерениям прошлого. Единство и многообразие в истории мировой культуры.

Культура как предмет исследования гуманитарных наук. Предмет истории мировой культуры - ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. Культура как память человечества. Типологизация и периодизация мирового культурно-исторического процесса. Генезис, развитие и смена типологических характеристик ценностно-познавательных ориентаций в историко-культурном процессе. Исторический синтез в культуре. Принципы аксиологического подхода к историко-культурному исследованию.

Периодизация первобытной культуры. Характерные черты основных этапов ее развития. Типы хозяйственной организации первобытного общества. Феномен общественного разделения труда и его влияние на первобытную культуру. Неолитическая революция в развитии первобытной культуры.

Характерные черты первобытного мышления. Мистические и пралогические черты первобытного мышления. Принцип партиципации (сопричастности) в коллективных представлениях первобытного человека. Мифологемы как стереотипы первобытного сознания. Символическая составляющая первобытного мифа. Метафоричность мифологического мышления. Миф как феномен языка первобытного человека. Мифологическое мышление как субстрат человеческой цивилизации Элементы логики в мышлении первобытного человека. Особенности мифологической логики. Способность первобытного мышления к обобщениям, классификации, анализу, использованию бинарных оппозиций. Первобытное мышление в контексте законов формальной логики. Сохранение форм первобытного мышления в моральном и религиозном сознании современного человека.

Общие черты первобытной культуры: синкретизм, традиционализм, ритуальный характер. Зарождение первобытного искусства, этапы его развития: от натурального к верхнепалеолетическому изобразительному творчеству. Типы древних погребений: дольмен, менгир, кромлех. Проблема протоцивилизаций.

Первобытное нуменозное. Сакрализация сил природы. Сущность тотемизма, анимизма, фетишизма, магии. Концепция прамонотеизма и пратеизма как дополнение эволюционистских подходов объяснения религиозной жизни первобытного человека. Миф как форма религиозного коллективного самосознания в контексте дописьменной культуры.

Синкретический характер первобытной культуры. Развитие пиктографии и идеограмм. Обряды и церемонии в жизни первобытных народов. Значение ритуала в первобытном обществе. Родовые инициации. Культурный смысл Табу. Развитие изобразительного искусства и рационального знания. Первобытная культура и развитие естествознания. Принцип традиционализма и механизмы трансляции культуры. Формы коллективной памяти в дописьменных обществах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные...
Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода...
Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление 050100. 68 Педагогическое...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconРабочая программа составлена в 2008 г
Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование» iconПсихологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск