Скачать 1 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» «Утверждаю» Председатель ЦКМС, Проректор по учебно-методической работе, доцент Биккинеев Ф.Г. 7 сентября 2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМЕНОЛОГИЯ» Для специальности социальная работа, 040101 Факультет социальной работы Кафедра истории, философии, социологии и политологии Курс: V Дневное отделение Заочное отделение Семестр IX X Лекции 24 часа 8 часов Практические занятия (сем.) 27 часов 8 часов Самостоятельная работа: 84 часа 119 часов Всего часов: 135 часов 135 часов Контрольная работа: IX семестр X семестр Экзамен: 9 семестр 10 семестр 2010 г. Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом. Разработчики программы: Заведующий кафедрой истории, философии, социологии и политологии ____________Мухарямова Л.М. Доцент кафедры истории, философии, социологии и политологии _____________Петрова Р.Г. Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.07.2010 г. Заведующий кафедрой _________________________ Мухарямова Л.М. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин 06.09.2010 г. Председатель предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М. Содержание Цель и задачи дисциплины 4 Тематическое содержание дисциплины Планы семинарских занятий Темы рефератов, контрольных работ Методическое обеспечение дисциплины Перечень наглядных пособий Программное и техническое обеспечение дисциплины Учебно-методическая карта дисциплины Материалы по интеграции преподавания дисциплины Тесты для итоговой проверки знаний Конспект лекций по курсу «Гендерология и Феминология» Экзаменационные вопросы 2.1.1. Цель преподавания дисциплины: предметом изучения являются социальные проблемы мужчин и женщин в обществе. Дисциплина относится к разделу специальных дисциплин, преподаваемых на факультете социальной работы по специальности «социальная работа». Эта дисциплина призвана формировать комплексные знания о гендере как социальной детерминанте процессов в обществе. Курс нацелен на ознакомление студентов с теми социальными факторами, которые обуславливают общее и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин в обществе и семье. А также с теми специфическими условиями, которые влияют на положение женщин в основных сферах жизнедеятельности. 2.1.2. Задачи изучения дисциплины: - вооружить знанием основных методологических подходов в исследовании гендера и гендерных отношений; - показать реализацию основных направлений государственной социальной политики, дать представление о социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки женщинам, семье, детям; - содействовать осмыслению социальных проблем мужчин, женщин, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, инвалидов и других социальных групп общества с точки зрения гендерного подхода; - обогатить интеллектуальный и образовательный потенциал будущих специалистов социальной работы. 2.1.3.Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения: - студенты должны приобрести теоретические знания для будущего их применения на практике по отдельным гендерным аспектам социальной работы ( в частности, проблемам домашнего насилия в семье, организации социальной работы в сообществах); - студенты должны усвоить современные подходы научного анализа гендерных отношений в обществе; - студент должен овладеть основными методами исследования (контент-анализ периодической прессы и средств массовой информации, материалов Интернет сайтов, проведение полевых индивидуальных и групповых исследований по гендерной проблематике, написание доклада по специальной проблеме); - овладеть кодексом гендерно-ориентированной социальной работы и уметь решать проблемы клиента с учетом его социального статуса и пола. 2.1.4.Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: - овладение дисциплиной предполагает усвоение знаний по предметам «Философия», «Социология», «Политология», «Теория социальной работы», «Методика исследований в социальной работе», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе». 2.2. Содержание дисциплины Учебно-тематический план дисциплины
Тематическое содержание дисциплины 1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа Пол, гендер и биология. Истоки половых различий. Социокультурное конструирование гендера. Мужчины и женщины как объекты изучения в гендерологии. Половозрастные, статусные, этнические и расовые дифференциации внутри одного гендера как предметы исследования. Гендерные субкультуры в обществе. Квир-теория как отражение лесбигеевской субкультуры. Исторические, социальные, культурные предпосылки возникновения гендерных отношений. Феминология как наука о положении и роли женщин в обществе. Задачи феминологии. Политический, академический и образовательный аспекты феминологии. Методы феминологии. “Женские исследования” как феминистский вызов традиционной науке. Основные направления и проблематика исследований феминологии. Мировой опыт преподавания и научных исследований женской проблематики. Проблемы становления феминологии в России. Женщина как объект исследования в теории социальной работы. 2. Мужчина и женщина как субъекты общества. Проблемы пола в истории западной и российской философии. Проблема пола в мифологии. Мифологические образы женщин. Мифы о женщине-ведьме, о роковой женщине, о “синем чулке”, о суперженщине. Ассертивная женщина как женщина без комплексов. Демифологизация женщины. Мифологические представления о мужчинах. Миф о Дон Жуане, мужчине мачо. Восприятие пола и гендера классиками философской, социологической и психологической мысли. И. Кант, Ж. Руссо, Г. Гегель, К. Маркс, Г. Зиммель, Э. Гидденс, Н. Смелзер, З. Фрейд, Э. Берн о природе женщины, её социальном статусе в обществе, сущности феминности и маскулинности. Классики российской философии и социологии (А. Хомяков, Н. Чернышевский, Л. Толстой, В. Соловьев и др.) о гендерных взаимоотношениях в обществе. Взаимосвязь пола и социума. Диалектика пола. Понятие “социальный статус и социальная роль мужчины и женщины” в обществе. Социальная и половая роль как вариант тождественности. Мужская и женская сущность. 3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм. Гендерная теория: основные понятия и направления. Теория функционализма (Т. Парсонс, Р. Бэйлс) о дифференциации половых ролей. Теория конфликта (Р. Коллинз) о гендерном неравенстве. Марксизм и неомарксизм (К. Маркс, Хартманн и др.) о природе возникновения гендерного неравенства, о соотношении гендерного и классового подходов в решении социальных проблем. Психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Хорни и др.), трансактный анализ (Э. Берн) о природе сексуальности, мужской и женской сущности, влиянии фетишей на формирование гендерных ролей мальчиков и девочек. Гендерные теории на современном этапе. Феноменологическая парадигма (Г. Рубин) о формировании гендерных символов, обменных процессов между мужчинами и женщинами в обществе. Теория социального конструирования гендера (Э. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Уэст, Д. Зиммерман). Гендер как социокультурный конструкт социализации, и продукт самосоциализации и самоидентификации. Теория гендера как стратификационной категории (А. Рич). Понятие гендерной системы, гендерная система как система власти и доминирования. Субординация внутри одного гендера. Гендер как культурная метафора (Э. Фи). Роль метафоры как культурного символа и формирующего фактора гендерной асимметрии. 4. Компоненты половой идентичности. Компоненты половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли. Биологический пол. Понятие “схема тела”, “образ тела”. Биологическая основа различий в поведении мужчины и женщины. Тестостерон и маскулинность, эстроген и фемининность. Общее и особенное в антропологическом строении мужчины и женщины. Понятие гендерной идентичности и гендерного идеала. Теории полового развития (З. Фрейд, Н. Ходоров, Э. Берн и др.). Роль моделирования, подкрепления, самосоциализации в формировании гендерной идентичности и идеала. Биологический пол и гендерная идентичность. Противоречивость процесса. Нарушение гендерной идентичности (гендерная дисфория). Трансгендеризм и транссексуализм. Транссвестизм. Гомосексуализм и лесбиянство – норма или девиация. Гендерные идеалы в обществе. Исторический и кросскультурный аспекты. Понятие “сексуальная роль”. Соотношение понятий “социальная роль” и “сексуальная роль”. Эссенциалисты и конструктивисты о природе человеческой сексуальности. Гетеросексуальность, бисексуальность и гомосексуальность как формы сексуального поведения. Межкультурные различия сексуального поведения мужчин и женщин в истории цивилизации. Проституция как коммерциализация сексуальной роли. 5. Социализация и гендер. Понятие социализации личности. Теории социализации (Э. Эриксон, Ж. Пиаже). Агенты и институты социализации. Этапы социализации. Механизмы и формы социализации. Воспитание и гендер. Стереотип воспитания и самосоциализация в семье. Школа и влияние сверстников. Средства массовой информации как институт и агент социализации. Адаптация и интеграция как формы гендерной социализации, трудности и преодоление гендерных стереотипов. 6. Стереотипы маскулинности и фемининности в обществе. Понятие “маскулинность” и “фемининность”. Дихотомия маскулинных и фемининных качеств. Историческая динамика трансформации стереотипов маскулинности и фемининности. Транскультурные маскулинные и фемининнные качества. 7. Женский вопрос и его эволюция. Сущность женского вопроса. Эволюция социального положения женщин как эгалитаристская проблема. Формирование концепции биархата как равенства прав и возможностей для женщин и мужчин. История формирования феминистских идей. Положение женщины в эпоху античности. Древнегреческие философы (Платон, Аристотель, Еврипид) о природе женщины и ее социальном статусе в обществе. Средневековая женщина. Христианство о месте женщины. “Молот ведьм” (1487 г.) Я. Шпренгера и Г. Инститориса как идеология физического уничтожения женщин. Женщина в общественном сознании феодального общества. Бесправие и дискриминация женщин. Эволюция женского вопроса в общественном сознании буржуазного общества. Буржуазная революция во Франции (1793 г.) и появление “Декларации прав женщин” (Олимпия де Гуж). Суфражистское движение в Европе и США и его роль в достижении избирательных прав женщин. Женские движения в ХХ веке. 8. История женского движения в России. Основные предпосылки возникновения российского женского движения. Проблема женского бесправия в ХIX веке в политико-правовой, социальной, экономической сферах. Отмена крепостного права, реформы 1861 г. и женский вопрос. Этапы женского движения. Основная характеристика. Первый этап (1859-1894 гг.); второй этап (1895-1906 гг.); третий этап (1907-1914 гг.); четвертый этап (1914 - 1917 г.); пятый этап (1917-1980-е-1990-е гг. – советский гендерный поядок); современный этап женского движения. Основные направления женского движения второй половины XIX в. – начала ХХ века: либерально-демократическое, социал-демократическое, национал-патриотическое. Женщина-революционерка. «Тоталитарная» женщина и гендерно-нейтральная система. Образ современной женщины (женщина-предприниматель, женщина-политический деятель и др.). Женские общественные движения в России на современном этапе. Ассоциации кризисных центров и их роль в обществе. Женские общественные организации в Республике Татарстан. Формирование концепции равных прав и возможностей для женщин и мужчин. 9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе. Естественные различия и социальное неравенство. Сравнительно-исторический анализ положения мужчин и женщин в истории России и за рубежом. Женщина в экономике. Дискриминация на работе. Проблемы занятости. Феминизация безработицы. Женщина-руководитель, гендерные аспекты взаимоотношений на работе. Женщина-домохозяйка. Женщина и образование. Женщины в политике. Причины низкой политической активности женщин. Женские организации и их влияние на общественное настроение. Всемирные конференции по положению женщин. Гендерная идеология и власть. Гендерный аспект распределения частной и публичной власти. Перспективы женской политики в России. 10. Гендерные аспекты социальной работы. Пол, гендер и социальная работа. Половозрастные, статусные, этнические аспекты гендерно ориентированной социальной работы. Социальный работник как объект и субъект социальной работы. Кодекс гендерной и феминистской социальной работы. Практика феминистской социальной работы. Проблемы насилия над женщиной. Домашнее насилие, гендерно-чувствительная социальная работа с жертвами домашнего насилия. Женский трафик, причины возникновения и пути преодоления. Проблемы сохранения репродуктивного здоровья женщин и мужчин в России. Социальная работа в здравоохранении. 11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера Общефилософские методы в гендерологии. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Методы психодиагностики, применяемые в гендерологии. Применение статистических методов в прогнозировании социальных процессов (занятость и трудоустройство, пенсионное обеспечение) в гендерном измерении. 12. Социологические методы в гендерологии и феминологии. Количественный и качественный методы анализа. Метод контент-анализа, дискурсивного анализа при изучении социокультурного конструирования гендера в средствах массовой информации. Определение смысловых и количественных индикаторов. Метод стандартизированного опроса. Программа исследования. Опросный лист. Определение репрезентативности выборки. Наблюдение и эксперимент в гендерологии. Интервью в гендерологии: биографическое, глубинное, свободное, фокус-групповое. Самостоятельная работа
Планы семинарских занятий. |
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | Рабочая учебная программа по дисциплине профилактика инфекционных... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями... | Рабочая программа по дисциплине: документация и делопроизводство... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине: организация, управление и администрирование... «казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | Рабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности... Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Общая гигиена для специальности:... Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | О бстановка с техногенными пожарами Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Аннотация дисциплин в рамках образовательной программы по специальности 040101 Социальная работа | Департамент образования и науки Тюменской области гаоу нпо то «пу №58» Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая... Тема Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |