Скачать 2.91 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «УТВЕРЖДАЮ» Председатель «ЦКМС», Проректор по учебно–методической работе, доц. Ф.Г. Биккинеев «____»_________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: организация, управление и администрирование в социальной работе для специальности СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, 040101 Факультет СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Курс 4 (дневное отделение); 4 (заочное отделение) Семестр 8 (дневное отделение) 7 (заочное отделение) Дневное отделение Заочное отделение Лекции 38(час.) Лекции 8 (час.) Практические (семинарские Практические (семинарские занятия 47 (час.) занятия 4 (час.) Самостоятельная работа 50 (час) Самостоятельная работа 150 часа Экзамен 8 семестр Экзамен 7 семестр Всего 162 (час.) Всего 162 (час.) 2012 Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, квалификация специалист, в соответствии с учебным планом. Разработчики программы доц. Максимова М.Н. доц. Гинсбург М.В. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и социальной работы «___»___________20___г. Заведующий кафедрой доц. Максимова М.Н. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин «___»___________20___г. Председатель предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин проф. Мухарямова Л.М. Введение Данная рабочая программ (далее – Программа) и планы семинарских занятий дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350500 – Социальная работа, квалификация: специалист; Примерной программой данной дисциплины, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования РФ от 27 июля 2001 г.; утвержденным учебным планом КГМУ по специальности 350500 – Социальная работа. Она предназначена для студентов дневного и заочного отделений, отделений переподготовки и повышения квалификации факультета социальной работы КГМУ, а также для преподавателей. Программа и планы семинарских занятий включают как отечественные, так и зарубежные теоретические и практические достижения в области организации, управления и администрирования в целом и применительно к системе социальной работы, социальной защиты, социального обслуживания, социальной политики Российской Федерации. Содержание каждой темы может варьироваться в определенных пределах в зависимости от практического опыта обучаемых, качества их базовой подготовки, проявляемого интереса к тем или иным проблемам в связи с профессиональными интересами и выполняемыми должностными обязанностями, в связи со всеми изменениями, проходящими в социальной практике, в социальном обслуживании. Данная дисциплина занимает важное место в учебном плане по специальности 350500 – Социальная работа. Ее преподавание предполагает привитие студентам управленческого мышления, усвоение ими знаний, навыков диагностики социальных систем управления, разработки и реализации управленческих решений, направленных на их совершенствование, связанных с организацией деятельности специалистов по достижению поставленных целей, выполнению задач. Обучаемые должны получить первоначальную управленческую подготовку, которая позволит им решать сложные проблемы в рамках специальности. I. Организационно-методический раздел Цель дисциплины. 1. Сформировать системные знания и навыки по организации, управлению и администрированию в социальной работе, в социальном обслуживании. 2. Привить навыки индивидуальной и групповой работы при освоении учебного материала. 3. Выработать умение оформлять работу познания в грамотном изложении на семинарских занятиях, зачетах, экзаменах, реферативной и контрольной работах, в решении практических задач и тестов в соответствии со стандартами. 4. Дать первоначальную управленческую подготовку, которая позволит им решать сложные проблемы в рамках специальности. Задачи дисциплины. 1. Целевое формирование определенных управленческих знаний и навыков, уровень и содержание которых определяется программой, при выполнении обучаемыми следующих условий: обязательное посещение и освоение лекционного материала; обязательное посещение и подготовка к семинарским занятиям; выполнение запланированных заданий, тренингов, деловых игр, конкретных ситуаций; проработка минимально необходимого объема обязательной и дополнительной управленческой литературы в процессе самостоятельной работы и др. 2. Приобретение управленческих знаний и навыков через деятельность, т.е. решение конкретных проблем, ситуаций, задач и тестов. 3. Применение полученных знаний и навыков на практике при разработке управленческих решений, проектов, алгоритмов, структур, при проведении диагностики управленческих систем и подсистем, при составлении практических ситуаций, задач, тестов, при выполнении самостоятельных заданий. 4. Качественное применение текущего, рубежного и итогового контроля уровня знаний и навыков. 5. Применение технологий обучения в инновационном режиме, по схемам «обучение в учебной аудитории», «обучение в своем учреждении (на своем рабочем месте)», «обучение по направлению, выбранному самими обучающимися, исходя из их потребности в управленческих знаниях, навыках и умениях (учебные группы, состоящие из практических работников)». 6. Научить студента участвовать в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений. 7. Использование преподавателем в процессе обучения «проблемной лекции», «экспресс-лекции» или аудиторного консалтинга при появлении инновационных ситуаций и технологий или информационных ограничений. В соответствии с квалификационными требованиями после изучения данной дисциплины, обучаемые должны знать: — основные этапы и тенденции становления менеджмента в целом, как процесса определенного вида деятельности, так и в социальной работе в России и за рубежом; — понятия и категории, принципы и закономерности, функции, виды, формы и уровни менеджмента социальной работы; — специфику познания, планирования, проектирования и прогнозирования управленческой деятельности в социальной работе, социальном обслуживании; — сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности, в различных социальных учреждениях и службах, с различными клиентами и коллективами (группами) населения; — организационные, экономические, профессионально-этические, мотивационные и другие основы управленческой деятельности в социальной работе; — основы психологии управленческой деятельности; — основы правового обеспечения управленческой деятельности в социальной работе; — и др. Обучаемые должны изучить опыт: — практической работы организации, управления и администрирования в организациях и службах социальной защиты, социального обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, труда и занятости населения, в различных сферах жизнедеятельности, с различными лицами и группами населения; — получения и обработки информации в системе управления социальной работой; — интеграции, координации деятельности различных негосударственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной поддержке, помощи, социальному обслуживанию, обеспечению; — проведения исследовательско-аналитической работы в управленческой деятельности социальных учреждений; — оценки эффективности и качества деятельности специалистов и учреждений социального обслуживания, социальной работы. Обучаемые должны владеть: — основными функциями, методами и технологиями управленческой деятельности с отдельными лицами и различными коллективами в социальных службах, организациях и учреждениях; — основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений и реализации других функций менеджмента в учреждениях и службах социальной работы; — методикой координации управленческой деятельности между различными группами, отделами, службами, секторами социальной работы; — основными методами управленческой психолого-педагогической деятельности; — методами образовательно-воспитательной работы управленцев в социальных учреждениях и службах; — основами делопроизводства; — основными, профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы. При разработке Программы мы исходили из того, что изучение основ менеджмента студентами, большинство из которых никогда не выполняли управленческих функций, должно учитывать как данное обстоятельство, так и специфику их специальности; должно обеспечить усвоение минимума знаний по менеджменту и облегчить адаптацию выпускников к будущей профессиональной деятельности. Это предопределило структуру пособия. Каждая тема включает:
В пособие включены вопросы экзамена по дисциплине, для студентов, обучающихся по заочной форме, темы контрольных работ и рекомендации по их написанию и оформлению. Завершается изучение дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» итоговым тестовым контролем (50 тестов) и экзаменом (экзаменационный билет состоит из двух теоретических и одного практического вопроса) с выставлением оценки в баллах (0 — 100). В соответствии с рейтингом все темы дисциплины делятся на 5 модулей текущего контроля (по разделам учебно-тематического плана). Изучение каждого модуля завершается письменной контрольной работой или тестовым опросом с выставлением оценки в баллах (0—100). Вопросы контрольной работы по модулям, тестового контроля соответствуют вопросам планов семинарского занятия и основным понятиям по каждой теме. Контрольное испытание по модулю сдается до получения положительной оценки. После экзамена, рассчитывается Рейтинг дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» в баллах (0 — 100). Рейтинг дисциплины формируется из составляющих: 1. Объем выполненных часов (лекции, практические занятия и т.д.) в % от учебного плана. При отработке занятий вводится понижающий коэффициент: 0,5 — при отработке лекций и практических занятий в форме рефератов, устных ответов, тестовых заданий и т.д.; 0,75 — при отработке семинарских занятий в аудиторной форме (с другими группами и т.д.) Вес — 0,2. 2. Аттестация всех модулей и выходного тестового контроля (средняя оценка, выраженная в баллах). Вес — 0,3. 3. Результаты экзамена в баллах. Вес — 0,4.4. Текущие оценки на семинарских занятиях (среднее значение всех оценок) в соответствии со шкалой: «отлично» — 9 баллов; «хорошо» — 8 баллов; «удовлетворительно» — 7 баллов; «неудовлетворительно» — 6 баллов. Вес — 1 балл. Расчет рейтинга дисциплины проводится как сумма составляющих с учетом веса. Оценка экзамена преобразуется в баллы из расчета: неявка на экзамен — 0 баллов; «неудовлетворительно» — 48 баллов; «удовлетворительно» — 70 — 79 баллов; «хорошо» — 80 — 89 баллов; «отлично» — 90 — 100 баллов. В зачетную книжку выставляется как рейтинг дисциплины, так и преобразованная из рейтинговых баллов 5-балльная оценка в соответствии со шкалой: «неудовлетворительно» — менее 70 баллов; «удовлетворительно» — 70 — 79 баллов; «хорошо» — 80 — 89 баллов; «отлично» — 90 — 100 баллов. Содержание модулей 1-ый модуль: письменная контрольная работа на семинарском занятии: — Тема 1. Основные школы и подходы в эволюции теории и практики менеджмента. — Все темы из Раздела 2. 2-ой модуль: письменная контрольная работа на семинарском занятии: — Все темы из Раздела 3. 3-ий модуль: письменная контрольная работа на семинарском занятии: — Все темы из Раздела 4. 4-ый модуль: письменная контрольная работа на семинарском занятии: — Все темы из Раздела 5. Вопросы контрольной работы соответствуют содержанию рабочей программы, вопросам планов семинарского занятия и основным понятиям по каждой теме. Перечень дисциплин, разделов, тем, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины Дисциплины специализации «Организация социального обслуживания населения» — изучение функционирования социальных служб как институциональной основы организации управления социальной работой. «Правоведение» — изучение основ системы органов управления Российской Федерации, Республики Татарстан, основ трудового законодательства. «Экономика» — изучение экономических основ организации, управления и администрирования в социальной работе. |
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация, управление... Основные задачи курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» | ||
Рабочая программа по дисциплине: документация и делопроизводство... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа дисциплины Организация, управление и администрирование в социальной работе федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине профилактика инфекционных... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа По дисциплине «гендерология и феменология» Для... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований... Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | Рабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности... Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,... | ||
Рабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» с другими... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... | ||
Зеленоградское окружное управление образования департамента образования города москвы Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар понятийно-категориальный аппарат учебного курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе.» |