П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена)





НазваниеП. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена)
страница1/28
Дата публикации07.01.2015
Размер4.42 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > История > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
УДК 73/76
ББК 85.1
Я 47

Рецензенты:

Кафедра литературы и искусства

Санкт-Петербургской академии театрального искусства

(зав. кафедрой профессор Ю.Н. Чирва);

д-р искусств, наук, проф. П.А. Кудин
(кафедра живописи РГПУ им. А.И.Герцена)

Яковлева Н.А.

Я47 Практикум по истории изобразительного искусства:

Учебно-методическое пособие / Н.А. Яковлева, Т.П. Чаговец,
Т.Ю. Дегтярева. Под ред. Н.А. Яковлевой. — М.: Высш. шк.,
2004. — 319 с: ил.

ISBN 5-06-004512-9

Учебное пособие поможет студенту овладеть основными приемами
работы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-
ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, по
формированию методического фонда специалиста, по организации систе-
мы контроля и проверки полученных знаний. Пособие содержит полную
программу семинарских и аудиторных занятий по всей общей истории изоб-
разительного искусства и архитектуры, включая задания, перечень основ-
ных памятников, литературу, методические указания для самостоятельной
работы.

Для студентов и преподавателей педагогических вузов.

УДК 73/76
ББК 85.1

ISBN 5-06-004512-9 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2004

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства
«Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом
без согласия издательства запрещается.

Оглавление

От авторов 5

Введение 7

I. Конспект лекций по истории искусства 9

II. Семинары по истории изобразительного искусства 12

  1. Музейные занятия 12

  2. Аудиторные семинары 27

  3. Музейно-архитектурный практикум 35

  4. Репликация как метод сотворческого восприятия искусства 44

  5. Занятия в компьютерном классе 45

III. Система контроля и проверки полученных знаний 49

  1. Традиционные формы контроля: экзамен, зачет, коллоквиум 50

  2. Рейтинговая система зачета 53

  3. Нетрадиционные формы контроля знаний 54

IV. Учебно-исследовательская работа по теории и истории
изобразительного искусства 70

  1. Курсовая работа 70

  2. Выпускная квалификационная работа 92

V. Формирование методического фонда специалиста 101

  1. Самостоятельная работа с книгой 101

  2. Рабочая картотека 102

  3. Синхронистические таблицы 116

  4. Домашняя библиотечка и коллекция иллюстраций 118

VI. Семинарий 121

Методические рекомендации 121

Искусство Древнего мира (Египет, Греция, Рим) 140

Искусство Средневековья (Византия, Западная Европа,

Древняя Русь) 151

Возрождение (Западная Европа) 164

Искусство Западной Европы XV11 века (Фландрия, Италия,

Франция, Голландия, Испания) 176

Искусство XVIII века (Западная Европа, Россия) 190

Искусство XIX века (Западная Европа, Россия) 205

Искусство XX века 225

Современная художественная жизнь 245

3

Приложения 251

  1. Литература 251

  2. Словарь терминов 254

  3. Список памятников для картотеки 256

  4. Вопросы для самоконтроля и размышлений 269

  5. Вариант контрольного теста по истории искусства XVIII —

первой половины XIX в 300

  1. Зачетный семинар по истории искусства Древнего мира 300

  2. Итоговый семинар «Храм в культуре Средневековья.

Христианский мир» 304

  1. Образец отношения в музей 317

  2. Архивная выписка 317




  1. Образец титульного листа курсовой и выпускной квалификационной
    работы по истории искусства 318

  1. Памятка заочнику 319

От авторов

Вы поступили на первый курс и вам предстоит изу-
чение истории искусства? Поздравляем вас. И не только с успеш-
ной сдачей вступительных экзаменов: вам предстоит начать за-
нятия по одной из самых увлекательных дисциплин в системе
подготовки будущего педагога. Честно говоря, мы ввели бы исто-
рию искусства на всех факультетах педагогического вуза — столь
велик ее познавательный и воспитательный потенциал. Подумай-
те сами: искусство — это особый способ познавания мира и само-
познания человека, в отличие от науки не разымающий предмет
освоения на части, не умерщвляющий его. И изучать искусство
следует тоже по-особому, не анатомируя художественное произ-
ведение, не забывая о том, что и в процессе художественного твор-
чества и в процессе активного — сотворческого восприятия уча-
ствуют сердце и душа человека. Собственно анализ — это лишь
часть процесса изучения искусства, хотя и достаточно значимая
для профессионала. Нет, конечно, можно изучать искусство ис-
ключительно аналитически, используя скальпель логического по-
знания. Это ведь тоже увлекательное занятие — анатомия бабоч-
ки, когда крылья — отдельно, усики — отдельно, что там еще —
внутренние органы? И такой подход необходим профессионалам.
Но сумеете ли вы после этого сложить все части сызнова и сде-
лать так, чтобы бабочка взлетела? А ведь вы — будущий учи-
тель, и учить будете не анатомии — любви к живому, умению
видеть красоту, способности понимать искусство и жизнь с помо-
щью искусства, а главное — творчеству. Правильной работе с
художественным произведением — а как ни говорите, оно являет
собой единственную реалию искусства, все остальное — «надстрой-
ка»! — посвящены важнейшие разделы нашего Практикума.

Работая над пособием, мы все время помнили о том, что оно
адресовано будущему Учителю и Воспитателю. Помнили, что каж-
дая дисциплина в педвузе, каждая лекция, каждое практическое
занятие — это прообраз, учебный образец, с помощью которого
вы будете овладевать своей будущей профессией. Поэтому вам
необходимо уметь видеть «внутреннюю механику» — построение
каждой лекции и практического занятия. Потому мы включили
разделы, в которых характеризуется типология лекций и практи-

5

Музейные семинары имеют свою специфику: в их ходе студен-
ты не только учатся воспринимать, понимать, истолковывать ху-
дожественное произведение в общении с оригиналом, но и приоб-
ретают профессиональное умение общаться с аудиторией, орга-
низовывать внимание группы, включать в активную работу всех
участников. На этих занятиях оттачиваются ораторское мастер-
ство, навыки ведения профессиональной дискуссии с аргумента-
цией своей точки зрения. Эти же профессиональные качества от-
рабатываются и в аудиторных условиях, но в отличие от музей-
ной среды, где экспозиция диктует свой жанр занятий, в аудитории
организуются занятия особого плана, как правило, итогового ха-
рактера. Здесь же студенты учатся работать с использованием
средств ТСО. На I и II курсах аудиторные занятия проводятся от
одного до трех раз в семестр, на III и IV курсах их количество
увеличивается, что обусловлено подготовкой к педагогической
практике*.

Имеют свои собственные задачи и музейные практикумы, осу-
ществляемые перед педагогической практикой.

В целом обучение в музее и аудитории носит многоступенча-
тый характер: от истолкования одного произведения (I курс) — к
сравнительному анализу (II курс), к монографической экскурсии
(III курс), и только после этого к проблемной или обзорной (вто-
рой семестр III курса).

Практические занятия по истории искусства сочетаются с
выполнением теоретических работ: курсовой и квалификацион-
ной выпускной работами. В них студент синтезирует полученные
знания и умения, демонстрируя свою творческую индивидуаль-
ность в разрешении профессиональных проблем.

Работе с произведением искусства посвящена вторая часть
нашего пособия — Семинарий.

Пособие включает также рекомендации по подготовке к му-
зейной искусствоведческой — местной и выездной — практикам.

Охарактеризовав типы заданий, перейдем к тому, как гото-
виться к ним.

Более подробно см.: Яковлева Н.А. Введение // Семинарий по истории
искусства. СПб., 1999. С. 3—14.

I. Конспект лекций
по истории искусства


Давно прошли те времена, когда лекция была основ-
ной формой информации в процессе обучения в вузе, так что сту-
денты лихорадочно записывали все, что сообщал преподаватель,
сверяли и переписывали конспекты.

Не говоря уж о том, что издано и издается огромное количе-
ство книг по всем областям знания, компьютерные технологии и
особенно Интернет способны удовлетворить жажду практически
в любой информации.

Так стоит ли теперь посещать лекции? Как бывшие студенты
и нынешние педагоги, с полной искренностью вам скажем: стоит,
хотя бы из чисто конъюнктурных соображений.

Начнем однако с того, что лучшие педагоги, настоящие уче-
ные, на лекциях введут вас в курс самых последних и наиболее
интересных новинок в изучаемой области, акцентируют самые
важные проблемы курса, разъяснят самые сложные. Да и вооб-
ще, пообщаться с умным и интересным человеком всегда полезно —
тем более что такое общение идет не только на уровне вербаль-
ном — словесном и даже не только в сфере рациональной, но и на
уровне неосознаваемого психического.

Для студентов педвуза посещение лекции хорошего педагога —
это вдвойне полезная вещь: вы, даже не ставя перед собой такую
задачу, обучаетесь с «голоса», по системе «делай, как я». Не осоз-
навая того, вы учитесь выстраивать материал, адаптировать его,
усваиваете систему общения с аудиторией, множество приемов
удержания внимания, ритмической организации процесса «выда-
чи информации», даже интонации, способные активизировать или
успокоить слушателей.

Существуют и конъюнктурные соображения: на лекции вы
узнаете, грубо говоря, что сам преподаватель знает лучше всего,
что он считает самым важным и потому будет обязательно спра-
шивать на экзамене.

Стоит ли в таком случае записывать лекции?

Еще раз повторим — стоит, потому что ваши записи должны
стать той канвой, по которой потом вы будете «вышивать» всю

9

оставшуюся жизнь, обогащая свои представления и уточняя по-
нятия. Поэтому рекомендуем не экономить бумагу для записи
лекций — эта экономия обернется убытком, когда придется пере-
писывать и переделывать конспект, а главное, большими потеря-
ми времени. Прислушайтесь к нашему совету: пишите только на
правой стороне разворота, оставив левую для пополнения запи-
сей при самостоятельной работе с книгами.

Сами записи нужно делать грамотно, учитывая, что они во
многом зависят от типа, или жанра, лекции.

Лекции по истории искусства отличаются жанровым разно-
образием: концептуальные (где раскрываются закономерности
художественного процесса), «панорамные» (где дается широ-
кий временной срез художественного процесса), монографичес-
кие (посвященные творчеству одного художника), сравнитель-
но-исторические (где предлагается сопоставительный анализ
различных типов искусства: Востока и Запада, зарубежного и
отечественного) и др.

Структуры лекционных курсов дневного и заочного отделений
различны. Студенты дневного отделения имеют возможность, слу-
шая лекционный курс, параллельно расширять представление об
изучаемом явлении на практических занятиях. Заочники же,
в основном учась самостоятельно, слушают лекции установочного
и концептуально-итогового характера.

Очень часто студент стремится записать не разбирая все то,
что говорит преподаватель на лекции. Не успевая за ним, он ос-
тавляет в конспекте «обрывки лекции», что, конечно, не способ-
ствует усвоению материала.

Осмысленная запись — это тезисы и основные идеи прослу-
шанной темы. Сначала следует записать тему лекции, ее план,
если педагог его предлагает, если нет — то выделить разделы по
ходу записи, зафиксировать основные положения, не забывая от-
метить аргументы и факты, подтверждающие их. Не стоит наде-
яться на то, что потом можно посмотреть в книге точные данные,
т. е. название, автора и дату создания тех произведений, которые
упоминались или демонстрировались на лекции. Если вы этого не
сделали, установите факты по иным источникам и обязательно
дополните текст. На лекциях, как правило, сообщается литерату-
ра по теме. Запишите эти сведения на полях тетради, которые мы
рекомендуем делать широкими, для того чтобы пополнить этот
список в дальнейшем, после работы в библиотеке. Поля вам нуж-
ны еще и для того, чтобы отметить возникшие у вас во время
лекции вопросы, которые вы потом зададите лектору или разре-
шите интересующую вас проблему в результате самостоятельной
работы с книгой.
10

На лекциях вы можете услышать понятия или термины, смысл
которых преподаватель подробно не раскрывал, считая их извес-
тными. Не откладывайте раскрытия смысла термина, запишите
на полях незнакомое слово, с тем чтобы сделать еще одну карточ-
ку для терминологической картотеки.

Вы обучаетесь на художественном факультете, поэтому при-
выкайте рисовать на лекциях: сделанный вами набросок общего
вида здания, плана или композиционной схемы произведения по-
может лучше запомнить увиденное. Если на лекции демонстриру-
ются схемы или таблицы, их желательно точно воспроизвести в
конспекте.

Еще один совет — для особенно заинтересованных и стара-
тельных студентов: готовьтесь к лекционному курсу заранее по
методическим разработкам или рекомендациям искусствоведа —
подберите литературу по изучаемому разделу, просмотрите ее,
обращая особое внимание на визуальный ряд. На лекциях не все-
гда есть возможность показать большое количество иллюстратив-
ного материала, поэтому названные произведения, эскизы и пла-
ны лучше держать в памяти, чтобы воспринимать концепцию лек-
тора более осмысленно.

Если вы пропустили лекцию, не спешите делать ксерокопию
конспекта лучшего студента, проработайте тему самостоятельно,
в этом случае материал будет усвоен более качественно.

Особенно важны записи лекций для заочников.

На установочной лекции постарайтесь точно записать сле-
дующее:

  • структуру предлагаемого курса (основные его разделы и
    их последовательность);

  • рекомендуемую литературу;

  • основные идеи курса;

  • разъяснения особенно сложных разделов;

  • рекомендации к самостоятельной работе.

На лекции итоговой, обобщающей особенно важно записать
выводы, которые делает лектор, и советы относительно предстоя-
щего зачета или экзамена.

Для удобства использования всю информацию можно запи-
сывать на карточки, о которых вы прочитаете ниже.

II. Семинары по истории

изобразительного искусства

1. Музейные занятия

Семинарами обычно называют групповые практичес-
кие занятия в вузе. Они могут проходить в форме собеседования,
когда вся группа готовится к нему по определенной заранее теме,
в форме докладов с последующим обсуждением и т. д. Мы счита-
ем, что в педагогическом вузе наиболее профессионально эффек-
тивны те из них, которые являются прообразом будущих профес-
сиональных педагогических действий нашего студента, а именно:

  • доклад в форме лекции с последующим обсуждением (на
    практических аудиторных занятиях);

  • выступление в роли преподавателя по одной из тем с при-
    влечением к работе всей группы (на так называемых лаборатор-
    ных занятиях в музее или в архитектурной среде).

Вторая из названных форм особенно важна еще и потому, что
непосредственное общение с оригиналом — картиной, скульпту-
рой или графическим произведением — ничем заменить невозмож-
но. Даже самая лучшая репродукция, даже голографическое —
объемное — воспроизведение скульптуры, так же как и видео-
компьютерный вариант репродуцирования, по воздействию на
душу человека с оригиналом несопоставим. Поэтому и начнем мы
свой разговор с музейных занятий.

К сожалению, только в Петербурге музейные семинары могут
занимать до 80% времени, отводимого на практические занятия
по истории искусства: от факультета изобразительного искусства
РГПУ им. А.И. Герцена до Русского музея 12—15 минут пешей
ходьбы, до Эрмитажа — 15—18. Не использовать такие возмож-
ности было бы непоправимой ошибкой. Даже в Москве местопо-
ложение аналогичного факультета делает такие занятия исклю-
чительной, а не обыденной формой работы.

В периферийных вузах — другая беда: местные музеи, конеч-
но же, не располагают собраниями, которые могли бы в полной
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 02 по дисциплине «Иностранный язык (английский)»
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconРабочей программы кандидатского экзамена од. А. 02 по дисциплине...
Кафедра: английского языка для гуманитарных факультетов лингвистического центра ргпу им. А. И. Герцена
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconДоклад
Е. М. Артемьева, И. В. Лысакова, Н. Б. Шахова. Вторая научно-практическая конференция «Модернизация общего образования: поиск проблем...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconА. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Переадресация вызова по городской линии на номер станции, не принадлежащей системе. 4
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) icon«Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» (ргпу...
Законодательство о принципах и гарантиях свободы информации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе. – Спб,: Из-во ргпу...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconТ. А. Круглякова Международные конференции по онтолингвистике ежегодно...
На секциях и за круглыми столами собираются специалисты в разных областях знаний – лингвисты и психолингвисты, психологи, методисты...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Личностно-ориентированный подход в образовании // Методологические и методические основы исследований в области биологического...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconВладимир Петрович Одинец заведующий кафедрой математического анализа...
Среди работ на эту тему, опубликованных за последние 3 года, выделяется исторический очерк Д. В. Фомина в книге «Санкт-Петербургские...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconШатилова Виктория, участница зимней школы вшэ (Санкт-Петербург, ргпу им. А. И. Герцена)
«Наша новая школа». Адресаты программы – работники системы общего образования (учителя, директора чего и т п.). Инфраструктура, созданная...
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, кафедра эстетики и этики
П. А. Кудин (кафедра живописи ргпу им. А. И. Герцена) iconПрограмма работы Второй всероссийской гимназической конференции «200...
««200 лет российскому гимназическому образованию» организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск