Скачать 1.34 Mb.
|
С.Г.Ковалева, О.М.Иванова, Н.Ю.Баталева, Е.В.Стрелецкая, В.В.Крылов Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся. Монография Санкт-Петербург 2011 УДК 371.3; 371.8; 372.8 Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А.В.(зав. кафедрой информатики РГПУ им. А.И.Герцена), доктор педагогических наук, профессор Кузьмичева Н.И. (кафедра педагогики и психологии РГПУ им. А.И.Герцена) С.Г.Ковалева, О.М.Иванова, Н.Ю.Баталева, Е.В.Стрелецкая, В.В.Крылов «Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся». В настоящее время, несмотря на возрастание понимания значимости внеклассной работы для достижения общих образовательных целей, многие методисты и учителя по-прежнему недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной и даже развлекательной. В данной монографии показано значение внеклассной работы как средства не только закрепления полученных знаний, но и как способа формирования умений применять полученные знания на практике, что является необходимым для повышения компетентности учащихся. Монография содержит практический материал по проведению внеклассной деятельности с использованием традиционных методик и инновационных технологий по следующим предметам: физика, информатика, английский язык, краеведение. Основные результаты и выводы данной работы могут быть рекомендованы для использования учителями средних школ, а так же учителями школ с углубленным изучением различных предметов при организации внеклассной работы; методистами НМЦ и РМЦ; методистами институтов усовершенствованиями для повышения квалификации учителей; преподавателями педагогических вузов для методической подготовки студентов к работе. Введение. В начале 21 века в нашей стране по ряду экономических причин во многих школах была практически свернута внеклассная и внеурочная деятельность учащихся,несмотря на то, что внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Между тем внеклассная работа при системной и масштабной организации является одной из альтернатив имеющему существенные недостатки профильному обучению. Проблема формирования компетентности учащихся и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения ученика к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательных систем является формирование и развитие личности средствами образования. Вопросу формирования умения применять знания, посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов. Однако все авторы рассматривают пути формирования этого умения на уроках, и совершенно не уделяется внимание возможностям внеклассной работы по предметам. В данной работе разработана особенности методики проведения внеклассной работы по различным предметам, с целью формирования навыков учащихся применять знания на практике. Обоснованы критерии отбора содержания для внеклассных мероприятий по ряду предметов, отвечающие следующим требованиям:
Раздел 1.Теоретические основы повышения компетентности учащихся в процессе внеклассной работы. §1. Организация обучения в рамках внеклассной работы в школе. Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активнуюпознавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию. К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей. У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам. Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем. Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны. У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них. Анализируя все выше изложенное, можно сформулировать обобщающее положение, которое определяло бы, что следует понимать под внеклассной работой. Итак, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников. Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы. В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д. Следование этим общим принципам в русле новой образовательной парадигмы является обязательным при конструировании любого образовательного процесса, в том числе, и для теории методики организации внеурочной работы, для которой наряду с общестратегическими появляются также свои специфические принципы. На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать ведущие идеи обучения детей в рамках внеклассной работы. Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности. При этом речь должна идти о системности не одних только знаний, но и мотивационно-ценностной, нравственно-практической и интеллектуально-познавательной сфер личности, исключительно только в своем единстве придающих ей позитивный, творческий, созидательный характер. Эмоции, отношения, идеалы не менее важны, чем знания и мастерство. Идея предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества между детьми и взрослыми, взаимном уважении достоинств обеих сторон. Проблема свободы – это, прежде всего свобода личностной самореализации в различных видах деятельности. При этом важным предметом педагогического внимания должно стать отношение ребенка, особенно подростка, к самому себе. Уважением к ребенку мы научим его уважать самого себя, тогда он будет уважать и других. Идея усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей, творческой деятельности, организуемой совместно с ребятами. Формирование положительного отношения к учению, познанию, творчеству – главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека. Но творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве. Сформулируем теперь принципыорганизации обучения в рамках внеклассной работы.
- возможности учащихся (возрастные, познавательные, психофизические); - возможности педагога (знания, опыт, особенности личности); - возможности материально-технического, дидактического обеспечения педагогического процесса. При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:
§2. Компетентность, как высший уровень образованности. Обучение – один из наиболее значимых процессов, происходящих в жизни каждого человека. В настоящее время информация меняется, обновляется с такой скоростью, что процесс обучения растягивается на всю жизнь. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать большой объем информации. Существует достаточно большое количество методов обучения. Необходимо знать эти методы, классифицировать их для эффективного процесса обучения, для того, чтобы полученные в процессе обучения знания использовались в повседневной жизни человека. Компетенция (в переводе с латинскогоcompetentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетентными в любой сфере жизнедеятельности люди становятся не только благодаря школе. Общеобразовательные учебные заведения должны определиться, к решению каких проблем они должны готовить молодежь, в каких вопросах их воспитанники должны быть компетентными. К числу ключевых метапредметных компетенций можно отнести:
В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. Однако знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете. Очень часто более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Поэтому школьнику необходимо помочь в изучении и усвоении межпредметных понятий, а это можно достигать не только на уроках, но и во внеурочное время. Стратегия развития образования учитывает основные изменения, происходящие в современном мире, которые обуславливают необходимость поиска новых подходов к определению целей образования и средств их реализации. Эта стратегия учитывает и изменения в самой системе образования, которые привели к появлению ее новых социальных и педагогических возможностей и то, что возможности вариативной системы образования для повышения качества образования используются лишь частично. Она направлена на устранение причин рассогласования между педагогическим потенциалом системы образования и реальным результатом образования. Стратегия развития образования исходит из того, что сложившееся содержание школьного образования является недоступным для части учащихся и во многих случаях оказывается невостребованным в актуальной и «послешкольной» жизни учащихся, а потому часто выступает фактором, препятствующим формированию высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся. При этом сложившаяся система оценки учебных достижений учащихся ориентируется в основном на усвоение большого объема учебного материала на репродуктивном уровне. Образование может оказать громадное влияние на развитие личности, но все же его возможности не безграничны. К тому же реальные возможности образования всегда ограничиваются теми ресурсами, которые способно выделить общество на нужды системы образования. Кроме того, цели образования должны соответствовать реальным возможностям системы образования и определять возможности человека, получившего данное образование. Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем,имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. Развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Процесс школьного обучения может лишь частично обеспечить формирование опыта решения нравственных, эстетических и конкретных социальных проблем. Добиться решения этих задач на уроках, где главной целью является выполнение учебной программы, невозможно. Поэтому обучение должно сопровождаться дополнительным образованием, самообразованием, домашним образованием. Цели школьного образования достаточно сложные и многообразные.
С точки зрения вышеуказанных общих целей школьного образования его результатом является достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу. В современной литературе выделилось несколько подходов к обоснованию и определению сути образованности. Первый подход представлен работами петербургских ученых. Образование,с позиций данного подхода, - это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. А образованность – индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровень образованности определяется достигнутым уровнем реализации общих целей школьного образования. Становление образованности рассматривается в рамках следующих уровней:
Уровень элементарной грамотности характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности на основе овладения общеучебными умениями и навыками. Уровень функциональной грамотности характеризуется способностью решать проблемы учебной деятельности на основе овладения познавательными умениями; стандартные жизненные проблемы на основе усвоения правил и алгоритмов; проблемы ориентации в системе ценностей на основе усвоения знаний о ценностях; проблемы подготовки к профессиональному образованию на основе усвоения опорных знаний и умений, а также знаний о системе профессионального образования, правилах приема в профессиональных учебных заведениях и об особенностях обучения в них. Высшим уровнем образованности является компетентность – умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний. Выделяются три вида компетентности: общекультурная, профессиональная и методологическая. Уровень общекультурной компетентности означает способность решения познавательных проблем, стандартных жизненных проблем, проблем подготовки к профессиональному образованию на основе самостоятельного определения критериев оценки конкретных ситуаций и критериев выбора источников информации. Существенным признаком допрофессиональной компетентности является способность решения перечисленных выше проблем на основе использования критериев, отвечающих особенностям профессиональной деятельности и профессионального образования. Методологическая компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать все виды проблем, в том числе мировоззренческих, творческих, исследовательских, на основе эвристических поисковых методов. Идеи компетентности личности развиваются параллельно с идеями ее образованности. Компетентность является одним из уровней образованности, одной из ступеней, и как следствие, одним из видов образовательного результата. Второй подход к определению образованности предложен представителями московской школы, которые выделяют четыре аспекта содержательной трактовки образования:
С их точки зрения образование - это результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. В рамках данного подхода рассматривается иерархическая «лестница» восхождения человека к более высоким образовательным результатам.
Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности. Выделяют компетенции:
Несмотря на различие в подходах к понятию компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеклассная работа. В современных условиях, формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но не достаточны для того, чтобы быть успешными в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой компетентности человека, средством ее достижения. За рубежом компетентность часто заменяется понятием «квалификация». Квалификация – это совокупность знаний, умений, способностей, которые необходимы для осуществления деятельности в какой-либо области. Британский психолог Дж. Равен предложил трактовать компетентность как специфическую способность к эффективному выполнению конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков и не является их суммой, так как включает все стороны деятельности: знаниевую, операционно-технологическую, мотивационную. Таким образом, на основании отечественных и зарубежных исследований сущности компетентности, под компетентностью можно понимать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Характеризуя сущностные признаки компетентности человека, следует иметь в виду, что они:
|
Статьи: «Использование информационно-коммуникативных технологий,... Конференция: «Особенности инновационного развития: социально-экономическая перспектива» | Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | ||
Проектная работа на тему Внеклассная работа по географии В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству... | Формирование информационной компетентности как средство повышения качества образования «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | Методическая разработка внеклассная работа как один из главных способов... Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена... | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | Внеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе Внеклассная работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие... | ||
Vi тур. Внеклассная работа по информатике в школе Чернобабова К. В С развитием электронных коммуникаций неотъемлемой частью предмета информатика и информационные технологии является внеклассная работа:... | Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется... Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является хорошо организованная внеклассная работа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация открытых учебных уроков и занятий, изучения необходимой документации, и её ведение в интегрированных классах как средство... | Курсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство... Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | ||
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Урок; внеклассная работа по предмету в однопредметной и интегрированной... В системе воспитательной работы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации воспитательных задач: ключевые творческие... |