Скачать 1.94 Mb.
|
Восхождение к истокам. Работы III Фестиваля активистов школьных музеев Калининского района. Дорогие друзья! Древние говорили: «Для того, чтобы что-нибудь запомнить, нужно представить систему мест и положить в них, по возможности, яркие образы и слова». Именно такое место и есть музей. Он – неотъемлемая часть нашей жизни. Сегодня, когда не угасает интерес к прошлому, юное поколение в процессе исследовательской деятельности овладевает различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности в школьных музеях. В ходе краеведческих изысканий, путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, наши ребята имеют возможность познакомиться с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах. Замечательно, что есть дети, которые получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, районе, школе. Александр Николаевич Манцуров, депутат Совета депутатов города Новосибирска Память поколений В ваших руках второй сборник работ по поисково – исследовательской, и творческой деятельности «Восхождение к истокам», посвящённый 65 – ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Этот сборник стал итогом III районного Фестиваля активистов школьных музеев Калининского района «Память поколений», проходившего в течение 2009 – 2010 учебного года. Фестиваль объединил учащихся ОУ №№ 8, 23, 28, 30, 203, 158, 173, 184, Женской классической школы, Лицея № 81 и Гимназии № 12. В стенах гостеприимной школы № 151 в рамках Фестиваля впервые была проведена Ярмарка школьных музеев Калининского района «О доблести, о подвигах, о славе…», где были представлены самые разнообразные направления музеев ( «Мои земляки – герои – Сибиряки , «Русская народная культура – Мезенская роспись» и др.). Активисты музеев и руководители делились своим опытом, проводили мастер – классы и представляли свои прекрасные экспозиции. Мы благодарим всех за участие и поздравляем с победой: - Актив музея школы № 8 , рук. Киселева Елена Александровна; - Актив музея лицея № 81, рук. Ледянкина Валентина Николаевна; - Актив музея гимназии № 12, рук. Смирнова Римма Семёновна; - Актив музея школы № 23, рук. Семука Анатолий Иванович. Надеемся, что Фестиваль помог ребятам утвердиться в желании отражать накопленный опыт наших предков и стараться сохранить его для будущих поколений, стремиться следовать примеру доблестных защитников Отечества Организатор фестиваля - МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Содружество», выражает благодарность Александру Николаевичу Манцурову, депутату Совета депутатов города Новосибирска, Раисе Корнеевне Гусевой, специалисту отдела образования администрации Калининского района за помощь и поддержку. Мы признательны педагогам и руководителям, которые содействуют становлению личности ребёнка, его нравственному и духовному обогащению историческим опытом поколений на основе активного использования историко – культурного наследия России. Уверены, что Фестиваль уже стал доброй традицией, а музейное дело будет процветать. Ведь как сказал А.С.Пушкин: «Музей - это не дань моде, это память о славных делах прошлых поколений. Просто необходимо, чтоб об этом знали последующие поколения». Наталья Ивановна Чикалина, методист по патриотическому воспитанию ЦДТ «Содружество» Содержание:
Мой дом. Мой район. Мой город. Моя страна «Здесь Ермак нечеловеческими усилиями проложил себе путь к славе. Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем реальным достоянием русской земли», - так говорил градоначальник Николай Георгиевич Гарин-Михайловский в 1891 году о посёлке, называвшемся Новой деревней, которая в последствии превратилась в Ново-Николаевск, а затем - в могучий, прекрасный, светлый город под названием Новосибирск. Полноценное и многозначительное имя для столицы новой Сибири, для города, признанного в 2003 году «городом России»! Давайте вдумаемся в слова «…и в наших улицах история России» и перелистаем некоторые страницы истории родного города… «Залинейная» часть города Ново-Николаевска в начале XX века. Историческое обоснование названий первых улиц. Корсакова Наталья, 9 «А» класс Рук. Трубицына Галина Ивановна МБОУ Женская классическая школа Введение Мой город, мои улицы - это история жизни людей и моей страны. Изучая свой город, я познаю себя своим отношением к историческим событиям, к участникам тех событий, к значимости происходящего. Взгляд в прошлое обостряет чувство отношения к настоящему и ответственности перед будущим. Уважительное отношение к истории своей страны, к истории города, в котором живёшь, к улице зажигает дух патриотизма. Такова моя точка зрения. В суровые годы Великой Отечественной войны патриотом был каждый – и в тылу, и на фронте. Всех объединяла одна цель – спасти Родину, а в мирное время понятие слова «патриот» потеряло свою значимость. Обращение к истории, знание её помогают каждому формировать в себе ответственность перед прошлым, настоящим и будущим. «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребёнком», - сказал Цицерон. Оставаться всегда ребёнком – значит не иметь будущего. Будущее всегда с нами, а корни будущего в прошлом. История всей моей страны ХХ века запечатлелась в названиях улиц частного сектора, появившегося на севере города за железной дорогой, где в 1938 году появилась школа, в которой я учусь. Названия улиц отразили революционное движение в России, мирное довоенное время, годы Великой Отечественной войны, годы мирного строительства. В настоящее время похожего микроучастка с такой историей в моём городе нет. Изучение появления названия улиц частного сектора, прилегающего к моей школе – дополнительный материал к истории моего города, новые её страницы. Цель данной работы:
Задачи:
Для решения поставленных задач использованы:
Для решения поставленной цели, вернемся к началу ХХ века. На карте 1915года молодой и быстро растущий город разместился в крутом изгибе Николаевской железной дороги (Транссиб), которая стала его своеобразной границей. С западной стороны железной дороги - река Обь, а на севере – еще полноводные реки Малая Ельцовка, Большая Ельцовка, несущие свои воды в Обь через леса и овраги.1 Земля на севере города за железной дорогой не использовалась для строительства промышленных предприятий. На это были свои причины. Прежде всего – отсутствие воды, что указано в документе того времени. Историческая справка. «Прежней Думой под фабрично – заводские предприятия была отведена полоса между линией железной дороги и речкой 1 -ой Ельцовкой, но вследствие отсутствия воды в данной местности, где нет надежды на колодцы, а проведение водопровода стоит дорого, а также из-за высокой арендной платы заводчики не останавливались на данной местности».2 Земля за линией железной дороги на севере города стала использоваться, о чем имеется соответствующая запись в официальном документе: - под выгоны для скота. « Заведующий мясным делом ходатайствует о сдачи выгона для скота по р. 1-й Ельцовке». 3 - под садовые участки в аренду «…по 1-ой Ельцовке, между участком Березницина и Алексеева площадью приблизительно 2.64 десятиною по 80 руб. за десятину»4 Параллельно с нарезами огородных участков, земли стали заселяться людьми. Первыми жителями «залинейных» улиц стали рабочие, строившие железную дорогу, переселенцы из Смоленщины, Рязанщины, из сибирских и уральских сёл, а позже бывшие ссыльные, освобождённые Октябрьской революцией и решившие остаться в молодом, быстро растущём сибирском городе. С появлением первых поселений за линией железной дороги город неофициально разделился на «залинейных» и городских. «Линия железной дороги, которую протянули довольно быстро, была городским рубежом» 5 Как вспоминает Сальма Андреевна Торф (1915 г.р.), учитель, начавшая свою трудовую деятельность в школе № 83 в 1938г: «На улице Плеханова наша семья прожила с 1918-1962г. Мой отец был сослан в Иркутск за революционную деятельность. После революции он уже месте со мной и мамой переехал в Ново-Николаевск и поселился, продав лошадь, и купив на эти деньги дом, на улице Плеханова. Папа был железнодорожником. Он строил дорогу и работал на ней. На нашей улице народ был многонациональным: 2 семьи эстонцев, еврейская семья, 2 немецких семьи, несколько мордовских. Все приезжие». А на карте 1919г.6 за линией железной дороги обозначены улицы: Железнодорожная, Брешковской, Плеханова, Кропоткина, Чернова. (На карте 1915 года улицы за линией железной дороги отсутствуют). Официальных документов на наименование первых улиц «залинейной» части города в архивах города и области нет. Но анализ исторических данных, имеющихся в справочной литературе и картах города, помог выстроить цепь логических заключений. Первой улицей в «залинейном» Ново-Николаевске стала улица Железнодорожная, т. к. протянулась вдоль железной дороги. (В городском архиве документов на улицу нет) Вторая улица - улица Брешковской. Получила своё название по имени Е.К Брешко- Брешковской. Е.К Брешко – Брешковская (по мужу) родилась в дворянской семье. За свою революционную деятельность была неоднократно арестована, ссылалась на каторгу. В 1891 году была приписана к крестьянскому сословию, получила паспорт с правом проживания по всей Сибири. В 1892-1896 годах жила в Иркутске, сотрудничала в газете «Восточное обозрение». В 1896 переехала в Томск, затем в Тобольск. Участвовала в революции 1905—1907. Энергично поддерживала А. Ф. Керенского и Временное правительство. К Октябрьской революции отнеслась враждебно, советскую власть не приняла.7 К 1928 году улица Брешковской переименована в улицу Парижской коммуны. Со слов С.А. Торф, переименование состоялось в 1921 году по случаю 50-летия Парижской коммуны. (в городском архиве документов на улицу нет) Третья улица - улица Плеханова. Была названа по имени известного политического деятеля Плеханова Георгия Валентиновича – теоретика и пропагандиста марксизма, философа, видного деятеля российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра» 8 (В городском архиве документов на улицу нет). Четвёртая улица - улица Кропоткина. Она получила своё название по имени Кропоткина Петра Алексеевича - князя, революционера, одного из теоретиков анархизма, географа и геолога, историка, социолога, литератора. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В.И. Лениным. После Октябрьской революции, которую он встретил в целом положительно. Он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов9. (В городском архиве документов на улицу нет). Пятая улица – улица Чернова. Чернов Виктор Михайлович. Из дворян. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Революционную деятельность начал в конце 80-х годов XIX века. 5 мая 1917 г. вошел в коалиционное правительство Керенского министром земледелия. Являлся вождём и идеологом партии эсеров. После Октябрьской революции ведёт борьбу против советской власти. «Без Чернова вообще не было бы эсеровской партии…»10 На основании решения горисполкома от 02.11.27г., протокол №38 улица Чернова переименована в улицу Свободы, но на карте 1928 года имя улицы Чернова осталось. На основании собранного материала следует вывод: все 4 улицы, исключая Железнодорожную, получили свои имена в разгар революционного движения в России. Имена таких людей как Е.К Брешковская, Г.В. Плеханов, П.А. Кропоткин, В.М. Чернов были хорошо известны революционерам, особенно представителям партии эсеров, в число которых входили российские дворяне. Люди, жившие на улице Брешковской и улице Чернова, вероятно, и не догадывались о политической принадлежности этих деятелей, не знали об их отношении к Октябрьской революции. По всей вероятности, первоначальные названия улиц могли быть даны органом Городской Думы, который отвечал за наименование улиц и члены которого разделяли взгляды эсеров. |
Постановление от 18. 03. 2013 №2444 «Об утверждении Положения об... Калининского района по вопросу предотвращения нарушений в сфере землепользования и застройки на территории Калининского района за... | Образовательная Образовательная программа курса «Отчий дом» предназначена для обучения активистов музеев образовательных учреждений основам краеведения... | ||
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного... | Положение о IX научной конференции обучающихся Калининского района... Начальник отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа | ||
«утверждено» Приказом от 12. 05. 2014г. №200 по гбоу сош №72 Калининского... «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов гбоу сош №72 Калининского района Санкт-Петербурга»... | Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования... Публичный доклад подготовлен управлением образования администрации Калининского района, заслушан на заседании коллегии управления... | ||
Открыл свои двери 3 октября 2008 года. В настоящее время музей располагает... В 2009-2010 году музей гимназии принял участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев. В краевом этапе конкурса музей гимназии... | О проведении V зонального фестиваля конкурса Учредители фестиваля-конкурса: Администрация Боготольского района, при поддержке Министерства культуры Красноярского края | ||
П рограмма информатизации гоу сош №111 с углубленным изучением немецкого... Гоу сош №111 с углубленным изучением немецкого языка г. Калининского административного района г. Санкт-Петербурга | Публичный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа Публичный доклад директора мбоу сош №56 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2011-2012 год | ||
Литература и источники Приложение Введение. «Я прикасаюсь ладонью истории» Общественно полезной и научно значимой является деятельность школьных музеев. Их организация и работа связаны с краеведением. Не... | Республики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев | ||
Доклад об итогах социального и экономического развития Калининского района за 2011 год | Отдел музеев VII городская научно-практическая конференция руководителей... Новосибирск: Главное управление образования мэрии: гцфкиС «Виктория» 2011. – 100 с | ||
Конкурсной работы (тема, номинация) Городские молодежные краеведческие чтения (далее мкч) проводятся в соответствии с Планом городской опорной площадки по гражданско-патриотическому... | Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... |