Скачать 441.35 Kb.
|
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ программа «Отчий дом» составлена Заслуженным учителем РФ, руководителем школьного музея Боевой славы, учителем русского языка и литературы МБОУ Стародубской средней общеобразовательной школы № 2 Пожарской Ларисой Викторовной Стародуб- 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа курса « Отчий дом» предназначена для обучения активистов музеев образовательных учреждений основам краеведения и музейного дела, основам туризма в рамках дополнительного образования детей. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, так как духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования общественной активности обучающихся, их исследовательских умений и навыков, их творческих способностей. Деятельность школьного музея является одним из важных условий осуществления патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении. Музей позволяет, вовлекая учащихся в активную деятельность, знакомить с подвигами ратными и мирными земляков, с традициями отчего края, своего народа, его талантами, нравственными качествами лучших представителей России. Социальная значимость музея как многогранной формы учебно-воспитательной работы определила необходимость составления данной программы. Целью программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России в процессе вовлечения учащихся в деятельность по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия родного края средствами музейной деятельности. Задачи: - прививать учащимся навыки исследовательской и собирательской деятельности через материалы краеведения; -формировать духовно – нравственные качества личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей; - прививать школьникам здоровый образ жизни; - воспитывать любовь к школе, городу, краю, Отечеству; - создавать условия для личностного принятия каждым воспитанником общечеловеческих норм и образцов как ценностей; - воспитывать историческую память, формировать интерес и любовь к своему Дому, своим прародителям; - способствовать усвоению накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости; - развивать потребность к творчеству средствами краеведческой деятельности; - ознакомить обучающихся с основами музейной деятельности; - формировать опыт организации различных форм музейной деятельности; - познакомить и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел; - сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера; Образовательная программа «Отчий дом» отличается от ранее созданной программы («Активисты школьного музея» Министерства Просвещения СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство третье дополнительное. М., Просвещение 1982 г. и Программы дополнительного образования творческого объединения активистов музея образовательного учреждения «Познай свой край» Головачевой Н.А.) деидеологизацией, витагенностью, интерактивностью, целостностью в подходе к развитию индивидуальности личности в процессе освоения содержания программы, большей практической направленностью, включением местного краеведческого материала, основ туристской подготовки в ее содержание, элементами интеграции. Изучение учебного материала строится по принципу спирали с повторением изученного материала и с переходом от простого к более сложному. Программа предполагает комплексное, взаимосвязанное изучение музейного и краеведческого материала: вопросы истории края изучаются музейными средствами, знания и умения по основам музееведения формируются на основе краеведческого материала. Музееведческая составляющая программы предусматривает ознакомление учащихся с основными направлениями музейной работы: поисково-собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, исследовательской, а также изучение вопросов по организации музея, учету и хранению музейных предметов. Краеведческая составляющая предполагает изучение материала по трем основным направлениям: «Моя Родина-Стародуб», «История становления школы», «Стародубчане - граждане России». Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 11-14 лет. В программе указано содержание тем, и в связи с этим возможно варьирование уровня сложности подачи материала обучающимся разного возраста. Программа и тематический план предполагают проведение занятий в объеме 144 часов – 1год обучения и по 216часов -2 и 3 год обучения. Программа прошла апробацию на базе МБОУ СОШ №2 города Стародуба во время обучения и подготовки активистов школьного музея Боевой славы. Показателем результативности программы является: участие музееведов школы в работе Международных слетов в городе Стародубе, в Москве, в республике Беларусь (грамоты учащихся за активную работу в проведении заседаний круглого стола, награждение памятными медалями), призовые места активистов музея на всероссийских и областных конкурсах (грамота за 1 место в областном конкурсе экскурсоводов в 2011 году, областные грамоты за призовые места в конкурсах на профильной смене музееведов в лагере «Ровесник» с 2008-2011 год). Программа предполагает теоретические занятия в форме лекций, бесед, заседаний круглого стола, экскурсий, практических занятий в музее, библиотеке, архивах. Предусмотрены различные формы самостоятельной работы: подготовка докладов, рефератов, исследовательских работ, разработка экскурсий, классных часов, пешеходных экскурсий, других внеклассных мероприятий. В основу первого года обучения вошло изучение своей «малой Родины» - города и района, в котором живем, его культурных особенностей, основ начальной туристской подготовки, музееведческого дела. В конце 1 года обучения учащиеся должны знать: - понятие « культурное и духовное наследие»; - основные направления деятельности музея по сохранению и пропаганде культурного и духовного наследия; - основные исторические подходы в развитии краеведения; -понятия « музей образовательного учреждения», «концепция музея образовательного учреждения», « музейный предмет»; - признаки, специфику, функции музея общеобразовательного учреждения; - классификацию музейных предметов; - основные направления работы актива школьного музея; - методы и приемы выявления и сбора памятников истории и культуры, способы сбора дополнительной информации об исторических событиях, музейных предметах; - структуру фондов музея школы; - учетную документацию музея школы; - как осуществляются атрибуция и шифровка музейных предметов; - понятие экскурсии, ее виды, приемы подготовки, экскурсионные методы и приемы; - понятие экспозиции, тематико-эскпозиционного плана; - основные сведения о туризме; - правила оказания доврачебной помощи; -перечень личного и группового снаряжения, необходимого для экспедиции; - меры безопасности при преодолении препятствий, правила поведения в населенном пункте; - понятие «Карта», способы ориентирования на местности; Должны уметь: -отбирать информацию на определенную тему из краеведческих источников; - оформлять поступления в фонды музея; - осуществлять атрибуцию и шифровку музейных предметов; - отбирать объекты и источники поступления памятников в фонды музея в соответствии с планом его работы. - оформлять и монтировать музейные предметы в экспозиции, объединять музейные предметы композиционно в экспозиции; - понятие экскурсии, ее виды, приемы подготовки, экскурсионные методы и приемы; - работать с историческими источниками, извлекать из них нужную информацию; - выполнять простейшие исследовательские задания по написанию рефератов, докладов и других видов работ; По окончанию учебного года проводится учебно - исследовательская конференция на тему « Прошлое и настоящее нашей школы». Со второго года обучения предполагается продолжить дальнейшее углубление и расширение знаний по краеведению, более углубленно – основ туристской подготовки. В конце второго учебного года учащиеся должны знать: - роль и место музея в образовательном учреждении; - методы изучения событий и явлений; - способы выявления и сбора предметов музейного значения; - перечень и назначение полевой документации; -меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий; - основные приемы экспонирования музейных предметов; - правила составления этикеток к экспонатам, тестов к музейным экспозициям; - формы массовой работы музея; - способы активизации работы с аудиторией; - особенности подготовки и проведения внемузейных экскурсий; -методы краеведческого поиска; - приемы работы с литературными источниками; - требования к структуре, содержанию исследовательских учащихся; -условия хранения фондов в экспозиции и запасниках; - основные события по истории края; - историю возникновения города и происхождения его названия; - об основных событиях на территории района и города в годы войны; -памятники архитектуры гражданской застройки; - церкви города и района; - основные требования к снаряжению, особенности ухода за снаряжением в походе; - основы топографии и ориентирования; - характеристика естественных препятствий, особенности их преодоления; - основы гигиены и первой доврачебной помощи; В конце учебного года учащиеся должны уметь: - оформлять полевую документацию; -объединять музейные предметы композиционно в экспозиции; - составлять этикетки к музейным предметам; - отбирать объекты по темам экскурсий; - составлять паспорта экскурсионных объектов; - составлять текст и маршрут экскурсии; - работать с историческими источниками, извлекать из них нужную информацию; - составлять вопросы, записывать воспоминания; - отбирать материал для внеклассных мероприятий, продумывать сценарии; -оформлять тематические выставки и альбомы; - отбирать объекты по темам экскурсий, составлять текст и ее маршрут; -записывать воспоминания родственников; - описывать семейные архивы и реликвии. - подобрать снаряжение для похода; - ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты и компаса, по местным признакам; -выбирать место для бивака; -фиксировать наблюдения, проводить простейшие исследования, составлять отчеты о работе; По окончанию учебного года оформляется творческая работа «Памятные и исторические места города Стародуба и его окрестностей», куда входит материал об изученных объектах города. Готовится пешеходная экскурсия на тему « Город древний, город молодой». Выпуск стенгазет. Третий год обучения предполагает более глубокое изучение истории и литературы края, расширение географии экскурсий и экспедиций, закрепление полученных знаний по краеведению и туризму. В конце 3 года обучения учащиеся должны знать: - основные направления работы актива музея школы, план работы на текущий год; - методы и приемы выявления и сбора материалов о памятниках истории и культуры, способы сбора дополнительной информации об исторических событиях, музейных предметах; - последовательность создания, виды экспозиции, текстов в музейной экспозиции; - правила составления этикеток к экспонатам, текстов в музейной экспозиции; - формы массовой работы музея; - особенности подготовки и проведения музейных и внемузейных экскурсий; -методы краеведческого поиска; - требования к структуре, содержанию, оформлению исследовательских работ учащихся; - структуру фондов музея школы; - учетную документацию музея школы; -народные, музыкальные, театральные и другие традиции и обычаи района; -имена известных деятелей культуры и науки района; - общие сведения о происхождении названий улиц города и других краеведческих объектов; - особенности личного и группового снаряжения; -техника безопасности при переноске снаряжения; - причины возникновения аварийных ситуаций в походе и способы выхода из них; - правила обеспечения безопасности в походе, на экскурсии, правила оказания первой доврачебной помощи; В конце учебного года учащиеся должны уметь: -организовывать занятия для учащихся первых лет обучения; - отбирать объекты и источники поступления памятников в фонды музея в соответствии с планом его работы; - объединять музейные предметы композиционно в экспозиции; - оформлять и монтировать музейные предметы в экспозиции; -отбирать объекты по темам экскурсий; - составлять паспорта экскурсионных объектов; -составлять библиографический список; -осуществлять атрибуцию и шифровку музейных предметов; -оформлять тематические выставки; -выбирать место для бивака, ночевки, дневки; - организовывать переправы; - планировать маршрут похода по карте; - проводить простейшие исследования, составлять отчеты о походе; -составлять и обобщать информацию; - работать с научной и художественной литературой; По окончании учебного года оформляется творческая работа «Секрет названий улиц города», куда входят отчеты о поисковых экспедициях с краеведческим и фотоматериалом, проводится конференция. В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты «Наше наследие», «Духовные святыни нашего края». Ожидаемый результат при реализации программы. При реализации программы полученные знания помогают воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире, истории родного края. По окончании программы учащиеся должны иметь следующие результаты: - развитие духовной культуры личности через знакомство с культурой своего народа; - приобретение учащимися знаний об истории, культуре родного края; -овладение школьниками навыками изучения и описания исторических объектов; - использование краеведческого и исторического материала в образовательном процессе; -пропаганда краеведческих знаний; -овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказание первой доврачебной помощи; -рост мастерства учащихся от элементарных навыков ведения экскурсий до участия в областных конкурсах. Программа составлена на основании методической и краеведческой литературы и отредактирована в соответствии с Государственными стандартами второго поколения. . ПРОГРАММА «ОТЧИЙ ДОМ» 1 год обучения. Учебно-тематический план 1-го года обучения.
|
Образовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28» Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного... | Г. Г. Епанешникова Образовательная Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса | ||
Урока: Образовательная Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы | Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.... | ||
Образовательная Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор | Образовательная программа чем для нас является образовательная программа... «преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образовательного процесса в техникуме;... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых... | Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... | ||
Образовательная программа мдоу д/с №44 «Красная Шапочка» Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | Образовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных... Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа | ||
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы | Образовательная программа по реализации фгос волгоград Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения | ||
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы | Образовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014... Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская... | ||
Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая | Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая |