Скачать 94.39 Kb.
|
БАЛЛАДЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА [Фортепианные] баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типич-ные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича. Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продол-жили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы. Общие черты баллад Шопена: 1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму; 2) соединение эпического, драматического и лирического начала; 3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец. Баллада №1 (g-moll) написана Шопеном в 20 лет (1830 г.), после подавления польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. В основе сонатная форма, но конфликт между ГП и ПП раскрывается постепенно. Форма – сонатная с зеркальной репризой (в репризе сначала ПП, а потом ГП). Все главные темы баллады – вальсовые. Схема разбора формы:
В последних тактах гневные пассажи, в конце – хроматическая гамма. СОНАТЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА Шопен написал 3 сонаты. По форме это классические циклы, насыщенные новым ро-мантическим музыкальным содержанием. По времени создания сонаты Шопена разделены десятилетиями: соната №1 (c-moll, 1827-1828) – это ранняя соната, соната №2 (b-moll, 1837-1839), соната №3 (h-moll, 1844-1845) – самая монументальная из всех сонат Шопена, но не столь трагичная, как соната №2. Соната №2 – монументальный трагический цикл, сродни Героической симфонии Бет-ховена: и в симфонии, и в сонате медленная часть – это траурный марш. Траурный марш b-moll Шопен написал в 25 лет, за два года до начала работы над сонатой. Эта музыка потрясла современников, и позже весь замысел сонаты вырос из этого марша, который стал центральным образом смерти и скорби. Композиция цикла больше напоминает симфонию, чем сонату. В сонате 4 части. I часть (b-moll) – драматическое сонатное allegro с зеркальной репризой: 1) Тема вступления (патетический возглас на ум. 7 и D76). 2) Экспозиция: а) ГП полна смятения, напоминает взволнованную речь; б) ПП – типичный для Шопена образ возвышенного хорала. Тема ПП достигает кульминации. 3) Разработка – развитие очень напряженное и трагичное. 4) Реприза начинается с ПП. 5) Кода – шквал энергии. Кода основана на интонации ГП, но гармонически B-dur вселяет надежду на победу над мраком. II часть (es-moll) – скерцо, образ злой энергии. Сложная трехчастная форма, главная тема демоническая, агрессивная. Средний эпизод –мечтательный лирический вальс. Далее следует реприза главной темы. В коде – отдаленное воспоминание о вальсе. (Часть закан-чивается на тонике Ges-dur.) III часть (b-moll) – траурный марш. Сложная трехчастная форма. Если у Бетховена в 3-й симфонии медленная часть – это массовое траурное шествие, то у Шопена это личное горе, трагедия человека. В отличие от Бетховена Шопен ставит этот марш третьей частью, и это придает трагическую безнадежность финалу. У Бетховена после марша идет скерцо: ге-рой погиб, но жизнь торжествует. В сонате Шопена иначе: герой погиб, и смерть торжеству-ет. Главной теме марша противостоит возвышенный светлый ноктюрн (Des-dur). IV часть – это мрачный возвышенный эпилог совершившейся трагедии. В финале господствует один образ все сметающего адского вихря. [Поразительна простота фортепиан-ной фактуры (строго выдержанные октавные пассажи).] А. Рубинштейн слышал в финале вой ветра над могилами. [Современный пианист Виктор Мержанов, оспаривающий эту точку зрения, считает, что «философскому содержанию сонаты больше соответствует другой образ – “реки забвения”, мифологической Леты, в которую погружаются души умерших». Цит. по изд.: «Российский музыкант», №2 (1232), март 2005.] ПРЕЛЮДИИ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА 24 прелюдии Шопена – новаторский непрограммный романтический цикл, где первая прелюдия (C-dur) – как светлое, вдохновенное вступление, а двадцать четвертая (d-moll) – как патетическое заключение, возрождающее мятежный и героический бетховенский дух (тема прелюдии №24 напоминает начало «Аппассионаты»). История жанра идет от органных и клавирных прелюдий доклассической эпохи, но у Шопена прелюдия стала самостоятельной пьесой, а не вступлением (к последующей фуге). Как и Бах, Шопен использовал все 24 тональности, но расположил их не по хроматической гамме, а по квинтовому кругу, поэтому соседние прелюдии связаны тонально. Если прелюдии Баха были энциклопедией образов 1-й половины 18 века, то прелюдии Шопена вместили полную галерею романтических образов 19 века, сохранив при этом характерную для прелюдии импровизационность, эскизность, свободу характера, формы и фактуры. Прелюдии соседствуют по принципу контраста (резкий перепад темпа и фактуры, смена лада и характера музыки). Контраст заложен уже в самом начале цикла – после светлой, восторженной прелюдии C-dur идет трагически сосредоточенная прелюдия №2 a-moll (романтическая антитеза). Впервые в европейской музыке появились пьесы в самой короткой форме – в форме периода, лаконично выражающей каждое неповторимое душевное переживание. В музыке многих прелюдий заложен «первичный» жанр, например, мазурка (№7 A-dur), траурный марш (№20 c-moll), лирический монолог с трагической кульминацией к концу (№4 e-moll), гимн (№9 E-dur), песня без слов (№17 As-dur). Прелюдия №3 G-dur – ликующая, бурлящая, по фактуре напоминает этюд для левой руки, а прелюдия №6 h-moll – меланхоличное соло виолончели. Прелюдию №8 fis-moll часто называют «Буря на Майорке». Обычно прелюдия содержит один образ. Исключение составляет прелюдия №15 Des-dur, которая построена на контрасте двух тем: безмятежной мелодии в высоком регистре и мрачного хорала – шествия в басах (средний эпизод). Так внутри прелюдии создается яркая романтическая антитеза – мир внешний и глубинный. На протяжении всей прелюдии звучат репетиции пятой ступени (как в песне Шуберта «Любимый цвет») – педаль, создающая внутреннее напряжение. К возрожденному Шопеном жанру прелюдии в дальнейшем обращались крупнейшие композиторы 19 и 20 веков, в том числе Рахманинов, Скрябин, Дебюсси, Шостакович. ЭТЮДЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА Этюды были написаны Шопеном под впечатлением от каприсов Паганини. Всего Шопен написал 27 этюдов. 24 из них (2 тетради – ор. 10 и ор. 25 – по 12 этюдов в каждой) собраны в цикл и чередуются по принципу контраста. Цикл начинается и заканчивается в до мажоре. Шопен проявил новый подход к жанру: этюд – не просто техническая пьеса, а художественное виртуозное сочинение. Впоследствии в романтической музыке развилась мощная традиция концертного этюда, продолженная в творчестве Листа, Рахманинова, Скрябина. Показательно, что первая тетрадь этюдов (ор. 10) посвящена Листу, которого Шопен считал выдающимся исполнителем своих сочинений, а вторая тетрадь (ор. 25) посвящена жене Листа графине Мари д’Агу. Несмотря на то, каждый этюд написан на определенный технический прием, его техни-ческая сторона никогда не идет в ущерб образной. Открывающий цикл этюд №1 C-dur (на ломаные арпеджио) звучит как светлая тор-жественная прелюдия к циклу (не случайно его сравнивают с баховской прелюдией C-dur из I тома ХТК), его хорально возвышенная гармония впечатляет. «Хроматический» этюд №2 a-moll (на укрепление 4-го и 5-го пальцев) «журчит» легким серебристым потоком. Обычно этюд содержит один образ (и один технический прием), но есть исключения: например, этюд №17 e-moll, где стремительное тревожное скерцо в среднем эпизоде оттеняется плавной кантиленой. Этюды Шопена очень разнообразны и красочны. Их музыкальные красоты восхищали выдающихся современников Шопена, а некоторым этюдам приписывают конкретные образы. Так, этюд №14 f-moll, о котором Р. Шуман писал: «…он полон такой прелести, так мечтателен и тих, словно пение ребенка во сне…», считается музыкальным портретом М. Водзиньской. Римский-Корсаков восхищался гармоническими красками этюда №13 As-dur и считал, что Шопен опередил свое время. Этюд №12 c-moll (на технику левой руки) называют «Революционным» и связывают с гневным протестом, отчаянием и героическим порывом, охватившим Шопена после подавле-ния восстания в Польше. Этот этюд завершает первую тетрадь. Близок ему по духу этюд №24 c-moll, завершающий вторую тетрадь. Стоящий перед ним этюд №23 a-moll называют «Зимний вихрь». Пораженный его сти-хийной мощью Ганс фон Бюлов – известный пианист, дирижер, ученик Листа – заметил, что в этом этюде Шопен стирает грани между фортепианной и оркестровой музыкой. Среди большинства «быстрых» этюдов выделяется несколько замедленных по темпу лирических кантиленных этюдов (на приемы игры legato). Этюд №6 es-moll – грустная романтическая элегия с тревожным хроматическим под-голоском и напряженными гармониями. Близок ему по характеру этюд №19 cis-moll – печальный дуэт с особенно выразитель-ной и развитой линией баса. Поэтичный этюд №3 As-dur Шопен считал своей лучшей мелодией и, услышав этот этюд в исполнении своего ученика, воскликнул: «О, моя Родина!». НОКТЮРНЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА Ноктюрн – от итал. notte – «ночь», «ночной», фр. – «ночная песнь». Появившись в церковной музыке, этот жанр обрел вторую жизнь в эпоху романтизма. Создатель романтического ноктюрна – композитор и пианист Джон Фильд, живший в России. Его ноктюрны были несложными и однотипными. 19 ноктюрнов Шопена поражают разнообразием лирики и богатством фактуры. Среди них можно выделить несколько типов: 1) Ноктюрн в чистом виде – лирическая пьеса, где мелодия «парит» в высоком ре-гистре, аккомпанемент – разложенная гармония («обертоновый ряд»), покоящаяся на педали (№1 b-moll, №8 Des-dur). Такой тип ноктюрна – «визитная карточка» Шопена. Именно его воссоздал Шуман в «Карнавале», изображая Шопена. 2) «Фортепианная серенада» – вокальная мелодия с призывными интонациями, «гитарный» аккомпанемент (№2 Es-dur). 3) Ноктюрны-поэмы, сложные новаторские драматические пьесы с «примесями» дру-гих жанров, контрастной серединой и динамизированной репризой (№7 cis-moll, №13 c-moll, №15 f-moll). 2 крупные пьесы «Колыбельная» и «Баркарола» по сути тоже являются огромными ноктюрнами. ФОРТЕПИАННЫЕ ПЬЕСЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА МазуркиМазурка играет важную роль в творчестве Шопена: это символ Польши, символ Роди-ны. Большинство мазурок были написаны Шопеном уже на чужбине – в Париже. Мазурка – танец польского происхождения. Слово «мазурка» произошло от названия провинции Мазовия. Ритмическая формула мазурки: . В своих мазурках Шопен отразил музыкальные впечатления своего детства. Шопен почти не цитирует польских мелодий, но чудесно воссоздает дух и стиль польского танца. Темы в ритме мазурки встречаются и в других сочинениях Шопена (прелюдиях, полонезах и др.) как светлый и поэтичный образ. Шопен написал более 50 мазурок. Это романтические миниатюры, а не просто танцы, поэтому мазурки, как и многие пьесы Шопена, исполняются rubato. Мазурки Шопена многотемные, чаще – рондообразные. В них встречаются ритмы других польских танцев (оберек, куявяк). Мазурки Шопена можно условно разделить на 3 образные группы:
Последним сочинением Шопена стала мазурка op. 68 №4, полная глубокой печали и жалобы. Полонезы Полонез (букв., фр.) – «польский» [танец]. Это придворный танец-шествие, выражаю-щий горделивый, воинственный дух польской шляхты (аристократии), рыцарства. Ритмичес-кая формула полонеза: . Для Шопена полонез также важен, как и мазурка – это тоже символ Польши, но герои-ческий, мужественный. Всего Шопен написал 16 полонезов. Если мазурки Шопена – это чаще всего камерные пьесы с несложной фактурой, то полонезы – в основном виртуозные концертные пьесы, звучащие оркестрально, с развитой фактурой, охватывающей все регистры. Полонезы можно условно разделить на 2 образные группы:
ВальсыВсего Шопен написал 17 вальсов. Их можно разделить на группы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мольер использовал достижения литературной классицистской комедии и, вдохновленный передовыми идеями гуманизма, создал жанр высокой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. А. Жуковский. Роль Жуковского в зарождении русского романтизма ( «Песня», «Море», баллады «Светлана», «Лесной царь») | ||
Контрольная работа иогп 2 план ответа, раскрывающий характерные черты... План ответа, раскрывающий характерные черты государственного строя российской империи эпохи екатерины II 3 | 2. методы работы с текстом Попробуем выделить и проанализировать основные черты аннотации как жанра. Задание 3 | ||
Урока Тема Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек – мера всех вещей. Периодизация культуры.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с особенностями литературного направления—романтизм и научить находить черты романтизма в художественном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: рассмотреть, как в комедии, сочетаются черты трёх литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сэмюэл Кольридж (ум. 1834), английский поэт. Автор «Лирических баллад» (1798), ставших манифестом английского романтизма, принципы... | ||
Рабочая программа История Средних веков Охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает... | Особенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма Работа выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики мгу им. М. В. Ломоносова | ||
Реферат ученицы 10 класса Гудок Юлии посвящен исследованию жанрового... Этот жанр новый в мировой литературе, в настоящее время еще не исследованный полностью. Ученица делает попытку «доисследовать» его,... | Урок по истории искусств для учащихся 8 класса по теме: «Особенности русского романтизма» Выявить специфику русского романтизма на примере росписи Ф. Бруни «Всемирный потоп» | ||
Общей теории народонаселения Каждый прошедший год все больше отдаляет нас от времени, когда жил и творил Эвальд Васильевич Ильенков, от эпохи Ильенкова. Сегодня... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общее понятие об истории русской литературы. Особенности литературной эпохи 18 века | ||
Ноябрь Известный немецкий гитарист и композитор. Прославился особым полифоническим стилем игры, который сравнивают с оркестрово-симфоническим... | Черты романтизма и историзма в романе В. Скотта «Айвенго» Шотландии. Наиболее знамениты исторические романы Вальтера Скотта, в которых изображаются выдающиеся драматические моменты шотландской,... |