Пояснительная записка
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета «История» в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственный стандарт по истории
Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007
Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)-Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д.. Днепров, А.Г. Аркадьев. –М: Дрофа, 2007
Программы «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней. 10–11 класс». В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина,
Авторской программы Фокеевой И.М. Национально- региональный компонент исторического образования. Казань, Татарское Республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
7. Инструктивно - методическое письмо МО и Н РТ « Об изучении истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РТ»
8. Учебный план МБОУ «Матвеевская СОШ » на 2013- 2014 учебный год.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей и задач:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Общая характеристика курса
Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 11 классе предусмотрено значительное расширение многих вопросов социально-политического характера. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В учебном плане МБОУ «СОШ №1» на изучение данного предмета выделяется 70 часов из расчета 2 часа в неделю, В рабочую программу по истории внесены изменения, за счёт укрупнения дидактических единиц .Уровень обучения - базовый. Содержание учебного предмета (курса, модуля). Внесение изменений.
-
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| по авторской программе
| по рабочей программе
| 1
| История России
| 28
| 36
| 2
| Всеобщая история
| 14
| 24
| 3
| История Татарстана и татарского народа
| 20
| 10
|
| Итого:
| 70
| 68
|
Содержание учебного предмета (курса, модуля). Внесение изменений.
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| по авторской программе
| по рабочей программе
| корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы
| 1
| История России
| 44
| 36
| Уплотнены темы за счет обобщающих уроков,укрупление тем
| 2
| Всеобщая история
| 26
| 24
|
| 3
| История Татарстана и татарского народа
| -
| 10
|
|
| Итого:
| 70
|
|
|
Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы.С учётом уровневой специфики классов выстроена система корректировки количества часов учебных занятий (уроков). Основное содержание программы: 1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.
Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР и мир в 1920-1930гг.
Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг.Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960гг. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Мир во второй половине 20 в.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащиеся должны:
Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Используемый учебно-методический комплекс по истории:
Учебная программа
| Учебники, учебные пособия
| Методические пособия
| Дидактические материалы
| Материалы для контроля
| 1.Примерная программа основного общего образования по истории
2.Авторской программа Н.В. Загладина «История России» М., «Просвещение»2008 3.Авторская программа Л.Н.Алексашкиной
«Всеобщая история» 2009года.
4.Программа«Изучение истории Татарстана в 9 классе».И.М.Фокеева,
| 1.Новейшая история. Л.Н.Алексашкина., М., Просвещение., 2008
2.История России Н.В. Загладин–М.: ООО «Русское слово», 2011
3.История Татарстана,
Султанбеков-К,2006
| 1.Поурочные планы по истории России.
Загладин Н.В. ,В,2008
2.История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
3.Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. -М.: Дрофа, 2002;
| Безбородова: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «.:Просвещение, 2014
| 1.Артасов И.А. «Все темы курса».Экспресс-диагностика,М,2011
| С учётом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи,
Контрольные работы по курсу «История»
Формы
| Кол-во
вариантов
| Тема
| Цель
| дата
| Тест№1.
| 2
|
Россия на рубеже 19-20в.
Русско-японская война
| Установить уровень знаний основных положений раздела
Умений анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения ,способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов
| Урок 5
| Тест №2
| 2
| Революция 1905-1907.
| Установить уровень знаний основных положений раздела .
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов
| Урок 7
| Тест№3
| 2
| Культура 20в.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов.
| Урок 14
| Тест №4
| 2
| Россия в Первой мировой войне
| Установить уровень знаний основных положений курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения , способность учащихся систематизировать материал, понимание ими важнейших терминов
| Урок 17
| Тест №5
| 2
| Становление Советской власти
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Урок 19
| Тест №6
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в 1920г.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Урок 23
| Тест№7
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в 1930г.
| Установить уровень знаний основных положений курса
| Урок 34
| Тест №8
| 2
| Духовное развитие общества 1920-30г.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок35
| Тест№9
| 2
| СССР во 2 мировой войне.
1939-42г.
| Установить уровень знаний основных положений курса
| Урок38
| Тест№10
| 2
| СССР во 2 мировой войне.
1942-45г.
| Уметь отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок42
| Тест№11
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в 1945-53.г.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок46
| Тест № 12
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в 1953-64.г.
| Уметь отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок54
| Тест№13
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в 1964-85.г.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок56
| Тест№14
| 2
| Внутренняя и внешняя политика России в эпоху перестройки
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок62
| Тест№15
| 2
| Современная Россия
| Уметь отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
| Урок66
| Промежуточная аттестация (примерная)
| 2
| Россия в 20в.
| Установить уровень знаний основных положений курса
| Урок 68
|
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение программы
№
| Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
| Кол -во
| Примечание
| 1.
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-учебники по истории для 9классов
- стандарт образования по истории
- примерная программа образования по истории
|
90
1
1
| В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ.
При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
| 2.
| Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования по истории и в программе обучения (в том числе в цифровой форме)
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
- художественные книги разных типов и жанров
|
в папках компьютера
|
| 3.
| Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- экспозиционный экран
- фотокамера цифровая
|
1
1
1
1
|
| 4.
| Экранно - звуковые пособия:
- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
|
в папках компьютера
|
| 5.
| Оборудование класса:
- ученические столы 2 –х местные с комплектом стульев;
- стол учительский;
- шкаф для хранения учебников, дидактических материалов. пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
|
15,30 1 4
|
| |