Пояснительная записка Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне. Преподавание предмета «История» в 2013-2014 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственный стандарт по истории - Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2007
Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)-Сборник нормативных документов / Составитель Э.Д.. Днепров, А.Г. Аркадьев. –М: Дрофа, 2007
Авторской программы «История средних веков» под ред. В.А.Ведюшкин; М.; «Просвещение»» 2007 г и на основе программы «История России» под ред. А.А.Данилова. Л.Г.Косулина; М.; «Просвещение»» 2007 г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
5. Инструктивно - методическое письмо МО и Н РТ « Об изучении истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РТ»
6. Учебный план МБОУ «Матвеевская СОШ» на 2013- 2014 учебный год.
Цели и задачи курса Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении шестиклассников:
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование правовой культуры школьников;
формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Общая характеристика курса
Курс 6 класса является продолжением курса «История», который учащиеся изучали в 5 классе. При разработке содержания и основ методики курса для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 5 классе.. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по предмету «история»; характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
В результате обучения учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками: — воспроизводить знания, т. е. называть исторические термины и понятия, знать важнейшие даты исторических событий.
— различать и сравнивать социально экономическую и культурную характеристику средневекового мира и истории России и Татарстана в средние века
— приводить примеры исторических и культурных памятников , достопримечательностей, произведений литературы и живописи.; — решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком; — находить на исторической и современной картах России территорию изученных стран, крупные города, места исторических событий; рассказывать стране, личностях.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерное распределение часов: «Всеобщая история» - 24 часа, «История Росии»-36 часов, «история Татарстана»- 10 часов
Содержание учебного предмета (курса, модуля). Внесение изменений.
-
№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| по авторской программе
| по рабочей программе
| корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы
| 1
| Введение
| 1
| 1
|
| 2
| РАЗДЕЛ 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
| 5
| 5
|
| 3
| РАЗДЕЛ 2. Западная и Центральная Европа в V-XI вв.( 5 ч.)
| 5
| 5
|
| 4
| РАЗДЕЛ 3. Византия и арабский мир. (5 ч.) Древнерусское государство (IX – начало XII в.) (4 ч.)История Татарастана (1 ч) ПОУ (1ч)
| 11
| 11
|
| 5
| РАЗДЕЛ 4. Средневековое европейское общество. Крестовые походы (7 ч.) Древнерусское государство (IX – начало XII в.) Культура Руси в домонгольское время (3 ч.)
| 10
| 10
|
| 6
| РАЗДЕЛ 4. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Борьба в внешней агрессией в XIII в. (6 ч.)История Татарстана (3) – 9 ПОУ(1ч)
| 10
| 10
|
| 7
| РАЗДЕЛ 5. Государства Европы в XIV-XV вв. (8 ч.) Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) (4 ч.)ПОУ (1ч)
| 13
| 13
|
| 8
| Раздел 6.Культурное наследие Средневековья
| 2
| 2
|
| 9
| Раздел 7. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Русская культура второй половины XIII-XV вв. (6 ч.)История татарстана (2ч) ПОУ (1ч)
| 9
| 9
|
| 10
| Раздел 8. Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) (3 ч.)
| 3
| 3
|
| 11
| Промежуточная аттестация
| 1
| 1
|
| 11
| Итого:
| 70
| 70
|
|
Содержание обучения задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. С учётом уровневой специфики классов выстроена система корректировки количества часов учебных занятий (уроков).
содержание Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль в раннем средневековье. Христианизация Европы . Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Империя Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословный строй в Западной Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Вассалитет. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Культурное наследие Средневековья
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Культурное наследие Византии
Государства Европы в XIV-XV вв.
Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно -представительные монархии. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. .Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культурное наследие Средневековья
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Духовный мир европейского средневекового человека
Средневековое общество в Китае, Индии, Японии и страны Америки V-XV вв.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны. Великое переселение народов. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Культура Руси в домонгольское время
Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в
Русь в IX – начале XII в.
Город. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I Крещение Руси.
Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.. Повторение раздела «Древнерусское государство»
Культура Руси в домонгольское время
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Берестяные грамоты. Быт и нравы.
Русские земли и княжества в XII – первая половина XIII вв.- 3 ч.
Политическая раздробленность Руси. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Русская культура второй половины XIII –XV в.
Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Феофан Грек.
|