Скачать 318.35 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Исторический факультет Программа курса«Всеобщая история» Ч.1. История древнего мира Ч.2. История средних веков федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Екатеринбург 2001 Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Исторический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе _______________________ профессор В.П. Прокопьев «__»__________2001 г. Рекомендовано Ученым советомИсторического факультета Председатель___________Д.В. Бугров Программа курса«Всеобщая история» Ч.1. История древнего мира Ч.2. История средних веков федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Программа дисциплины «Всеобщая история» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста (магистра) по циклу Общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Составители: к.и.н., доцент Козлов Александр Сергеевич; к.и.н. доцент Мохов Антон Сергеевич; асс. Шаманаев Андрей Васильевич Цель курса: изучение студентами специальностей 230500 («Социально-культурный сервис и туризм») и 061300 («Документоведение и документационное обеспечение управления») докапиталистических обществ как этапов в развитии человечества, тех черт их социально-экономического, социально-политического и идеологического развития, которые определяют его место во всемирно-историческом процессе; формирование у студентов исторического мышления, профессиональных навыков работы с литературой. Задачи курса: раскрыть и обеспечить усвоение студентами следующих основных положений: 1. Многоплановость объяснений развития цивилизационных процессов в докапиталистических обществах; 2. Общее и особенное в различии путей развития докапиталистических обществ; 3. Закономерности кризиса и разрушения докапиталистических обществ. Место курса в системе гуманитарного знания. Курс должен дать студентам начальные представления о единстве исторического процесса, помочь осмыслить такие фундаментальные гуманитарные проблемы как возникновение человеческого общества, закономерности развития цивилизаций в древности и в средние века. Требования к уровню усвоения содержания курса. Усвоение студентами следующих основных знаний: а) общее и особенное в разложении первобытнообщинного строя в разных районах земного шара; б) конкретные условия и формы становления и развития гражданских общин; в) особенности интеграционных процессов в Европе и на Востоке в древности и средние века государственный) закономерности эволюции гражданского коллектива полиса на всех этапах его развития; укрепление значимости человеческой индивидуальности в условиях античности; д) общее и особенное в развитии европейских государственных образований в средние века; е) первые этапы становления европейских наций. Введение в курс всеобщей историиМесто исторической науки в системе гуманитарных и социально-экономических наук. Всеобщая история: предмет и задачи курса. Хронология и периодизация всеобщей истории. Часть I. История древнего мира.Раздел 1. История первобытного обществаТема 1. Возникновение человека и общества Периодизация и хронология истории первобытного общества. Древнейшие гоминиды и вопрос о древнейшей прародине человечества. Трудовая деятельность ранних гоминид и ее влияние на процесс антропогенеза. Происхождение мышления и речи. Праобщина - общая характеристика и этапы развития. Формирование Homo sapiens -причины, исходные формы, время, регион. Происхождение рас современного человека. Раннеродовая (раннепервобытная) общины - общая характеристика, этапы развития. Происхождение религиозных представлений и их ранние формы. Тема 2. Позднеродовая община и эпоха разложения первобытных отношений Позднепервобытная община - социально-экономические отношения, система управления, родоплеменная организация, семейно-брачные отношения, духовная культура. «Неолитическая революция» и ее влияние на развитие общественных отношений. Общественные разделения труда. Формирование предпосылок разложения первобытных отношений. Большесемейная и первобытная соседская община. Семейно-брачные отношения, переворот в положении полов и его последствия. Вождества. Изменения в системе власти, управления, родоплеменной организации. Древнейшие протоцивилизации - причины возникновения и признаки. Раздел 2. История древнего мира А) История Древнего Востока Тема 1. Закономерности перехода к классовому обществу и государству Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление первых цивилизаций. Основные характеристики переходного периода: качественное изменение в производительных силах общества, изменение в системе организации производства и развитие дифференциации в обществе, сосредоточение средств производства в частных руках и начало формирования классов. Сословия и классы древних обществ. Типы древних государств: гражданская община, деспотическая монархия, «мировая держава». Складывание, особенности и функционирование системы управления в древних государствах. Законодательство древневосточных государств. Тема 2. Возникновение древнейших государств (на примере Древнего Шумера) Южная Месопотамия в переходный период: природные условия и заселение региона. Причины раннего возникновения шумерской цивилизации. Экономическое развитие и социальная структура шумерского общества. Политическое развитие, формирование органов управления в гражданских общинах Месопотамии. Объединение Шумера и формирование деспотической монархии в Южной Месопотамии. Тема З. Основные этапы истории Древнего Египта Египет эпохи Раннего и Древнего царств. Проблема объединения страны. Социально-экономическое развитие и формирование системы управления в период Древнего царства. Египет в эпоху Среднего царства: развитие центрального аппарата управления, его специфика. Правление XII династии, завершение формирования деспотической монархии в Египте. Египет в период Нового царства: борьба с внешними врагами и новое объединение страны. Внешняя политика Египта во время правления XVIII династии, создание египетской «мировой державы». Египет правления XIX и XX династий. Б) История Древней Греции и Рима Тема 1. Понятие «история античности» История античности и история Древнего Востока. Значение античной истории во всемирно-историческом процессе. Хронологические рамки истории античности и ее периодизация. Географическое положение и природные условия средиземноморского региона, влияние природного фактора на развитие древней Греции и Италии. Проблема заселения Греции и Италии, миграционные процессы во II - I тыс. до н.э. Тема 2. Греция в III - начале I тыс. до н.э. Формирование цивилизации на Крите и ее расцвет в XVIII - XV вв. до н.э. Возникновение цивилизации в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах. Социально-экономические отношения в Ахейской Греции. Упадок ахейской цивилизации в XII -XI вв. до н.э. и переселение дорийских племен. Заселение Греции дорийскими племенами. Греческое общество по данным поэм Гомера. Появление частной собственности. Обострение политической борьбы на этапе формирования полиса, ранняя тирания. Причины и сущность процесса великой греческой колонизации. Этапы греческой колонизации. Воздействие колонизации на социально-экономическое развитие Греции. Тема 3. Типы античных полисов Характеристика античной формы собственности. Понятие гражданство, единство прав и обязанностей граждан. Типы античных полисов: аристократический, демократический, олигархический, Формирование полиса в Аттике. Основные этапы разложения родового строя и возникновения государства. Законы Солона. Законодательство Клисфена. Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный строй Афин, Афинская архэ. Особенности возникновения государства в Спарте. Сословное деление спартанского общества. Государственный строй Спарты. Образование Пелопонесского союза во главе со Спартой. Тема 4. Социально-экономическое развитие Греции в V -IV вв. до н.э. Основные типы греческой экономики: аграрно-ремесленный и аграрный. Развитие средиземноморской торговли. Рабовладение в Греции. Развитие социально-сословной структуры. Разрыв между гражданством и земельной собственностью как основной признак кризиса полиса. Обострение политической борьбы внутри полисов. Противоречия между Пелопонесским союзом и Афинской архэ. Пелопонесская война. Поражение Афин и гегемония Спарты. Попытки объединения греческих полисов в первой половине IV в. до н.э. Возвышение Македонии и установление македонской гегемонии в Греции. Тема 5. Завоевания Александра Македонского. Эллинистические государства Причины греко-македонской экспансии на Восток. Основные этапы восточных походов Александра Македонского, его политика по отношению к завоеванным областям. Борьба между приемниками Александра и образование эллинистических государств. Крупнейшие эллинистические государства. Понятие «эллинизм». Греческие и восточные корни эллинизма. Основные особенности эллинистической системы. Тема 6. Рим в VIII- VI вв. до н.э. Неравномерность исторического развития различных областей древней Италии. Формирование и структура древнеримской общины. Разложение родовых отношений и начало формирования государственной организации. Реформы Сервия Туллия. Падение царской власти и образование Римской республики. Обострение борьбы между патрициями и плебеями, основные этапы этой борьбы. Система управления Римской республики, сенат, обычные и экстраординарные магистратуры. Тема 7. Римская республика в III-1 вв. до н.э. Борьба за гегемонию в Центральной и Южной Италии. Экспансия Рима в Средиземноморье в III - II вв. до н.э. Борьба с Карфагеном. Создание Средиземноморской Римской державы. Провинциальная система. Обострение противоречий в римском обществе во второй половине II в. до н.э. Борьба за аграрные реформы. Деятельность братьев Гракхов. Военная реформа Гая Мария. Обострение союзнического вопроса. Союзническая война. Характер противоречий в Римском полисе после Союзнической войны. Диктатура Суллы. Первый триумвират. Гражданские войны 49 - 45 гг. до н.э. Диктатура Цезаря. Гражданские войны после смерти Цезаря. Борьба между Антонием и Октавием и установление единоличной власти в Римской державе. Тема 8. Эпоха принципата Возникновение режима принципата. Власть принцепса. Формирование государственного сектора экономики. Внутренняя и внешняя политика первых римских императоров. Социально-экономическое и политическое развитие Римской империи в I в. н.э. Экономический расцвет Средиземноморья. Распространение прав римского гражданства, рост социальной базы империи. Формирование новой центральной и провинциальной системы управления при Юлиях - Клавдиях и Флавиях. Римская армия. Внешняя политика Рима в I - II вв. н.э. Внешняя и внутренняя политика династии Антонинов. Тема 9. Кризис III в. и эпоха поздней империи Изменение в социально-сословной структуре римского общества. Упадок мелкой и средней собственности в гражданской общине и укрепление позиций магнатов. Сокращение социальной базы империи. Повышение налогообложения и его последствия. Политический кризис и гражданская война 193 - 197 гг. Внутренняя политика династии Северов. Эдикт Каракаллы 212 г. Вмешательство армии в политическую жизнь. «Солдатские» и «сенатские» императоры. Перестройка системы государственного управления при Диоклетиане и Константине. Реорганизация провинциальной и административной системы. Налоговая, военная и финансовая реформы. Социальная база домината. Религиозная политика Диоклетиана и Константина. Превращение христианства в официальную религию империи. Становление христианской церкви. Распространение ересей. Борьба между приемниками Константина. Варварская угроза, варварские вторжения IV в. Битва под Адрианополем (378 г.). Борьба Феодосия I за сохранение единства империи. Окончательный распад империи на Западную и Восточную и его причины. Варварские вторжения начала V в. Дестабилизация положения на Западе и падение Западной Римской империи (476 г.). Часть II. История средних веков А) Европа в раннее и классическое средневековье Тема 1. Введение в историю средних веков Предмет и задачи курса. Периодизация истории средних веков. Значение средневековой общественной системы для формирования европейской цивилизации. Тема 2. Основные черты общественного строя раннесредневековой Европы Формирование феодальной системы. Понятие феодализма. Основные типы генезиса феодализма в Европе. Основные черты зарождения средневековых социально-экономических структур. Появление зависимого крестьянства. Система вассалитета. Региональные особенности зарождения средневекового общества. Тема 3. Раннесредневековая государственность Варварское королевство: система управления, финансовые и налоговые институты, вооруженные силы. Раннесредневековая судебная система. Роль государства в феодализации общества. Особенности формирования раннесредневековых государств - Византия, Англия, Франция, Германия и Италия. Раннефеодальная монархия. Тема 4. Христианская церковь в период раннего и классического средневековья Особенности развития христианства в раннесредневековой Европе. Организационные структуры церкви. Нарастание противоречий между западно- и восточноевропейскими церквями в IX - XI вв. «Великая схизма». Особенности православной и католической церковных организаций. Католическая церковь в период феодальной раздробленности. Кризис церкви, его преодоление и усиление роли папства в XII - XIII вв. Теократическое государство. Церковь в XIV - XV вв. Ослабление папской власти. Соборное движение. Развитие еретических движений в XII - XV вв. Типы средневековых ересей. Ранние реформационные учения (Джон Уиклеф, Ян Гус). Тема 5. Основные черты общественного строя Европы в XI - XVвв. Основные экономические и социальные институты развитой феодальной системы. Особенности развития деревни в XI - XV вв. Основные черты развития европейского города, ремесленные цехи, их структура и эволюция. Система рассеянного суверенитета. Основные варианты преодоления феодальной раздробленности в Европе. Тема 6. Централизация европейских государств Предпосылки централизации, локальная централизация. Развитие королевского аппарата управления. Роль военного фактора. Изменения в вассально-ленной системе. Формирование сословно-представительной монархии и сословно-представительных институтов в странах Европы (Англия, Франция, Польша). Дворцово-вотчинная система в Германии, рейхстага и ландтага. Б) Европа в период позднего средневековья Тема 1. Зарождение капиталистических отношений в странах Западной Европы Основные предпосылки развития капитализма. Первоначальное накопление капитала и его особенности в различных европейских странах. Великие географические открытия. Революция цен. Экономические изменения в Европе в связи с появлением раннекапиталистического уклада. Мануфактура, ее типы и отличие от средневековых ремесленных организаций. Капитализм в торговле. Тема 2. Государственные структуры в период позднего средневековья Абсолютная монархия. Развитие бюрократического аппарата и особенности его функционирования в XVI - XVII вв. Абсолютизм во Франции, Англии. Империя Габсбургов. Борьба ранней буржуазии за политическое господство в европейских странах. Буржуазная революция в Нидерландах и появление первого буржуазного государства - Республики Соединенных провинций. Тема 3. Католическая церковь в XVI -XVII вв. Реформация в Европе Падение престижа папства в XVI в., нарастание недовольства церковной политикой, попытки реформирования церкви «изнутри». Основные реформационные учения: Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин. Особенности реформации в различных регионах Европы. Реформация и крестьянская война в Германии. Реформация в Англии, пуритантизм. Реформация и религиозные войны во Франции. Контрреформация в Европе. Тема 4. Международные отношения в период позднего средневековья Формирование системы международных отношений. Появление национальных интересов европейских государств. Борьба за гегемонию в Европе, ее перерастание в борьбу за мировое господство. Система равновесия. Итальянские войны как первая общеевропейская война. Гегемония Габсбургов. Англо-испанская борьба за господство на море. Тридцатилетняя война. Утрата Испанией ведущих позиций в европейской политике и установление французской гегемонии. Рекомендуемая литература а) Обязательная Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990/1999. История древнего мира/Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1989. T.1 – 3. История Древнего Рима/Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986. История Древней Греции/Под ред. В. И. Кузищина. М., 1984. б)Дополнительная Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. Виппер Р.Ю. История средних веков. Курс лекций. Киев, 1996. Древние цивилизации/Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций. М., 1983. Ч. I; 1988. Ч. II. История Европы. М., 1988. T.I; 1992. Т.2; 1993. Т. 3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. История средних веков/Под ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. T.1 -2. М., 1991. История средних веков/Под ред. С. Д. Сказкина. T.1 -2. 1977. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. М., 1989. Токарев С.А. Ранние формы религии. (любое издание). Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Курс лекций. Свердловск, 1991. |
Поурочное планирование тем в 5 классе Всеобщая история Древнего мира ... | Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования... | ||
1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий | Программа для 5 класса общеобразовательной основной школы по фгос... «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | Тематическое планирование По Истории Древнего мира 5 класс Учебник: Ф. А. Михайловский Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Русское слово», 2010 | ||
Рабочая программа история Всеобщая история к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы, 5-9 кл., под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера,... | История, 5 Класс пояснительная записка рабочая программа «Всеобщая... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Республики Татарстан «Согласовано» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вигасин А. А., Годер И. С.,Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира | ||
Рабочая программа «Всеобщая История. История Древнего мира» 5 класс Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений | Саплина Е. В., Ляпустин Б. С. Всеобщая история. История Древнего мира ... | ||
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс: Учебник—Всеобщая история. История Древнего мира Михайловский фа | ||
Пояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программой курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. Михайловского Ф. А.: М.; «Русское слово», 2013 |