«Всеобщая история» ч история древнего мира





Скачать 318.35 Kb.
Название«Всеобщая история» ч история древнего мира
страница1/3
Дата публикации19.03.2015
Размер318.35 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Исторический факультет


Программа курса


«Всеобщая история»

Ч.1. История древнего мира

Ч.2. История средних веков
федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования


Екатеринбург 2001

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_______________________

профессор В.П. Прокопьев

«__»__________2001 г.

Рекомендовано Ученым советом


Исторического факультета

Председатель


___________Д.В. Бугров

Программа курса


«Всеобщая история»

Ч.1. История древнего мира

Ч.2. История средних веков
федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Всеобщая история» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста (магистра) по циклу Общепрофессиональных дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Составители: к.и.н., доцент Козлов Александр Сергеевич;

к.и.н. доцент Мохов Антон Сергеевич;

асс. Шаманаев Андрей Васильевич

Цель курса: изучение студентами специальностей 230500 («Социально-культурный сервис и туризм») и 061300 («Документоведение и документационное обеспечение управления») докапиталистических обществ как этапов в развитии человечества, тех черт их социально-экономического, социально-политического и идеологического развития, которые определяют его место во всемирно-историческом процессе; формирование у студентов исторического мышления, профессиональных навыков работы с литературой.

Задачи курса: раскрыть и обеспечить усвоение студентами следующих основных положений: 1. Многоплановость объяснений развития цивилизационных процессов в докапиталистических обществах; 2. Общее и особенное в различии путей развития докапиталистических обществ; 3. Закономерности кризиса и разрушения докапиталистических обществ.

Место курса в системе гуманитарного знания.

Курс должен дать студентам начальные представления о единстве исторического процесса, помочь осмыслить такие фундаментальные гуманитарные проблемы как возникновение человеческого общества, закономерности развития цивилизаций в древности и в средние века.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Усвоение студентами следующих основных знаний:

а) общее и особенное в разложении первобытнообщинного строя в разных районах земного шара; б) конкретные условия и формы становления и развития гражданских общин; в) особенности интеграционных процессов в Европе и на Востоке в древности и средние века государственный) закономерности эволюции гражданского коллектива полиса на всех этапах его развития; укрепление значимости человеческой индивидуальности в условиях античности; д) общее и особенное в развитии европейских государственных образований в средние века; е) первые этапы становления европейских наций.

Введение в курс всеобщей истории


Место исторической науки в системе гуманитарных и социально-экономических наук. Всеобщая история: предмет и задачи курса. Хронология и периодизация всеоб­щей истории.

Часть I. История древнего мира.

Раздел 1. История первобытного общества


Тема 1. Возникновение человека и общества

Периодизация и хронология истории первобытного общества. Древнейшие гоминиды и вопрос о древнейшей прародине человечества. Трудовая деятельность ранних гоминид и ее влияние на процесс антропогенеза. Происхождение мышления и речи. Праобщина - общая характеристика и этапы развития. Формирование Homo sapiens -причины, исходные формы, время, регион. Происхождение рас современного челове­ка. Раннеродовая (раннепервобытная) общины - общая характеристика, этапы разви­тия. Происхождение религиозных представлений и их ранние формы.

Тема 2. Позднеродовая община и эпоха разложения первобытных отношений

Позднепервобытная община - социально-экономические отношения, система управления, родоплеменная организация, семейно-брачные отношения, духовная культура. «Неолитическая революция» и ее влияние на развитие общественных от­ношений. Общественные разделения труда. Формирование предпосылок разложения первобытных отношений. Большесемейная и первобытная соседская община. Семей­но-брачные отношения, переворот в положении полов и его последствия. Вождества. Изменения в системе власти, управления, родоплеменной организации. Древнейшие протоцивилизации - причины возникновения и признаки.
Раздел 2. История древнего мира

А) История Древнего Востока

Тема 1. Закономерности перехода к классовому обществу и государству

Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление первых ци­вилизаций. Основные характеристики переходного периода: качественное изменение в производительных силах общества, изменение в системе организации производства и развитие дифференциации в обществе, сосредоточение средств производства в ча­стных руках и начало формирования классов. Сословия и классы древних обществ.

Типы древних государств: гражданская община, деспотическая монархия, «миро­вая держава». Складывание, особенности и функционирование системы управления в древних государствах. Законодательство древневосточных государств.

Тема 2. Возникновение древнейших государств (на примере Древнего Шумера)

Южная Месопотамия в переходный период: природные условия и заселение ре­гиона. Причины раннего возникновения шумерской цивилизации. Экономическое развитие и социальная структура шумерского общества. Политическое развитие, формирование органов управления в гражданских общинах Месопотамии. Объедине­ние Шумера и формирование деспотической монархии в Южной Месопотамии.

Тема З. Основные этапы истории Древнего Египта

Египет эпохи Раннего и Древнего царств. Проблема объединения страны. Соци­ально-экономическое развитие и формирование системы управления в период Древ­него царства. Египет в эпоху Среднего царства: развитие центрального аппарата управления, его специфика. Правление XII династии, завершение формирования дес­потической монархии в Египте.

Египет в период Нового царства: борьба с внешними врагами и новое объедине­ние страны. Внешняя политика Египта во время правления XVIII династии, создание египетской «мировой державы». Египет правления XIX и XX династий.

Б) История Древней Греции и Рима

Тема 1. Понятие «история античности»

История античности и история Древнего Востока. Значение античной истории во всемирно-историческом процессе.

Хронологические рамки истории античности и ее периодизация. Географическое положение и природные условия средиземноморского региона, влияние природного фактора на развитие древней Греции и Италии. Проблема заселения Греции и Италии, миграционные процессы во II - I тыс. до н.э.

Тема 2. Греция в III - начале I тыс. до н.э.

Формирование цивилизации на Крите и ее расцвет в XVIII - XV вв. до н.э. Воз­никновение цивилизации в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах. Социально-экономические отношения в Ахейской Греции. Упадок ахейской цивилизации в XII -XI вв. до н.э. и переселение дорийских племен.

Заселение Греции дорийскими племенами. Греческое общество по данным поэм Гомера. Появление частной собственности. Обострение политической борьбы на эта­пе формирования полиса, ранняя тирания. Причины и сущность процесса великой греческой колонизации. Этапы греческой колонизации. Воздействие колонизации на социально-экономическое развитие Греции.

Тема 3. Типы античных полисов

Характеристика античной формы собственности. Понятие гражданство, единство прав и обязанностей граждан. Типы античных полисов: аристократический, демокра­тический, олигархический,

Формирование полиса в Аттике. Основные этапы разложения родового строя и возникновения государства. Законы Солона. Законодательство Клисфена. Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный строй Афин, Афинская архэ.

Особенности возникновения государства в Спарте. Сословное деление спартан­ского общества. Государственный строй Спарты. Образование Пелопонесского сою­за во главе со Спартой.

Тема 4. Социально-экономическое развитие Греции в V -IV вв. до н.э.

Основные типы греческой экономики: аграрно-ремесленный и аграрный. Развитие средиземноморской торговли. Рабовладение в Греции. Развитие социально-сословной структуры. Разрыв между гражданством и земельной собственностью как основной признак кризиса полиса. Обострение политической борьбы внутри полисов.

Противоречия между Пелопонесским союзом и Афинской архэ. Пелопонесская война. Поражение Афин и гегемония Спарты. Попытки объединения греческих поли­сов в первой половине IV в. до н.э. Возвышение Македонии и установление македон­ской гегемонии в Греции.

Тема 5. Завоевания Александра Македонского. Эллинистические государства

Причины греко-македонской экспансии на Восток. Основные этапы восточных походов Александра Македонского, его политика по отношению к завоеванным об­ластям.

Борьба между приемниками Александра и образование эллинистических госу­дарств. Крупнейшие эллинистические государства.

Понятие «эллинизм». Греческие и восточные корни эллинизма. Основные особен­ности эллинистической системы.

Тема 6. Рим в VIII- VI вв. до н.э.

Неравномерность исторического развития различных областей древней Италии. Формирование и структура древнеримской общины. Разложение родовых отношений и начало формирования государственной организации. Реформы Сервия Туллия. Па­дение царской власти и образование Римской республики.

Обострение борьбы между патрициями и плебеями, основные этапы этой борьбы. Система управления Римской республики, сенат, обычные и экстраординарные маги­стратуры.

Тема 7. Римская республика в III-1 вв. до н.э.

Борьба за гегемонию в Центральной и Южной Италии. Экспансия Рима в Среди­земноморье в III - II вв. до н.э. Борьба с Карфагеном. Создание Средиземноморской Римской державы. Провинциальная система.

Обострение противоречий в римском обществе во второй половине II в. до н.э. Борьба за аграрные реформы. Деятельность братьев Гракхов. Военная реформа Гая Мария. Обострение союзнического вопроса. Союзническая война.

Характер противоречий в Римском полисе после Союзнической войны. Диктатура Суллы. Первый триумвират. Гражданские войны 49 - 45 гг. до н.э. Диктатура Цезаря. Гражданские войны после смерти Цезаря. Борьба между Антонием и Октавием и ус­тановление единоличной власти в Римской державе.

Тема 8. Эпоха принципата

Возникновение режима принципата. Власть принцепса. Формирование государст­венного сектора экономики. Внутренняя и внешняя политика первых римских импе­раторов.

Социально-экономическое и политическое развитие Римской империи в I в. н.э. Экономический расцвет Средиземноморья. Распространение прав римского граждан­ства, рост социальной базы империи. Формирование новой центральной и провинци­альной системы управления при Юлиях - Клавдиях и Флавиях. Римская армия. Внешняя политика Рима в I - II вв. н.э. Внешняя и внутренняя политика династии Антонинов.

Тема 9. Кризис III в. и эпоха поздней империи

Изменение в социально-сословной структуре римского общества. Упадок мелкой и средней собственности в гражданской общине и укрепление позиций магнатов. Со­кращение социальной базы империи. Повышение налогообложения и его последствия.

Политический кризис и гражданская война 193 - 197 гг. Внутренняя политика ди­настии Северов. Эдикт Каракаллы 212 г. Вмешательство армии в политическую жизнь. «Солдатские» и «сенатские» императоры.

Перестройка системы государственного управления при Диоклетиане и Констан­тине. Реорганизация провинциальной и административной системы. Налоговая, воен­ная и финансовая реформы. Социальная база домината. Религиозная политика Диоклетиана и Константина. Превращение христианства в официальную религию импе­рии. Становление христианской церкви. Распространение ересей.

Борьба между приемниками Константина. Варварская угроза, варварские вторже­ния IV в. Битва под Адрианополем (378 г.). Борьба Феодосия I за сохранение единства империи.

Окончательный распад империи на Западную и Восточную и его причины. Вар­варские вторжения начала V в. Дестабилизация положения на Западе и падение За­падной Римской империи (476 г.).
Часть II. История средних веков

А) Европа в раннее и классическое средневековье Тема 1. Введение в историю средних веков

Предмет и задачи курса. Периодизация истории средних веков. Значение средне­вековой общественной системы для формирования европейской цивилизации.

Тема 2. Основные черты общественного строя раннесредневековой Европы

Формирование феодальной системы. Понятие феодализма. Основные типы гене­зиса феодализма в Европе. Основные черты зарождения средневековых социально-экономических структур. Появление зависимого крестьянства. Система вассалитета. Региональные особенности зарождения средневекового общества.

Тема 3. Раннесредневековая государственность

Варварское королевство: система управления, финансовые и налоговые институ­ты, вооруженные силы. Раннесредневековая судебная система. Роль государства в феодализации общества.

Особенности формирования раннесредневековых государств - Византия, Англия, Франция, Германия и Италия. Раннефеодальная монархия.

Тема 4. Христианская церковь в период раннего и классического средневековья

Особенности развития христианства в раннесредневековой Европе. Организаци­онные структуры церкви. Нарастание противоречий между западно- и восточноевро­пейскими церквями в IX - XI вв. «Великая схизма». Особенности православной и ка­толической церковных организаций.

Католическая церковь в период феодальной раздробленности. Кризис церкви, его преодоление и усиление роли папства в XII - XIII вв. Теократическое государство.

Церковь в XIV - XV вв. Ослабление папской власти. Соборное движение. Разви­тие еретических движений в XII - XV вв. Типы средневековых ересей. Ранние реформационные учения (Джон Уиклеф, Ян Гус).

Тема 5. Основные черты общественного строя Европы в XI - XVвв.

Основные экономические и социальные институты развитой феодальной системы. Особенности развития деревни в XI - XV вв. Основные черты развития европейского города, ремесленные цехи, их структура и эволюция.

Система рассеянного суверенитета. Основные варианты преодоления феодальной раздробленности в Европе.

Тема 6. Централизация европейских государств

Предпосылки централизации, локальная централизация. Развитие королевского аппарата управления. Роль военного фактора. Изменения в вассально-ленной системе.

Формирование сословно-представительной монархии и сословно-представительных институтов в странах Европы (Англия, Франция, Польша). Дворцово-вотчинная система в Германии, рейхстага и ландтага.

Б) Европа в период позднего средневековья

Тема 1. Зарождение капиталистических отношений в странах Западной Европы

Основные предпосылки развития капитализма. Первоначальное накопление капи­тала и его особенности в различных европейских странах. Великие географические открытия. Революция цен.

Экономические изменения в Европе в связи с появлением раннекапиталистического уклада. Мануфактура, ее типы и отличие от средневековых ремесленных орга­низаций. Капитализм в торговле.

Тема 2. Государственные структуры в период позднего средневековья

Абсолютная монархия. Развитие бюрократического аппарата и особенности его функционирования в XVI - XVII вв. Абсолютизм во Франции, Англии. Империя Габсбургов.

Борьба ранней буржуазии за политическое господство в европейских странах. Буржуазная революция в Нидерландах и появление первого буржуазного государства - Республики Соединенных провинций.

Тема 3. Католическая церковь в XVI -XVII вв. Реформация в Европе

Падение престижа папства в XVI в., нарастание недовольства церковной полити­кой, попытки реформирования церкви «изнутри».

Основные реформационные учения: Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Каль­вин. Особенности реформации в различных регионах Европы. Реформация и кресть­янская война в Германии. Реформация в Англии, пуритантизм. Реформация и религи­озные войны во Франции. Контрреформация в Европе.

Тема 4. Международные отношения в период позднего средневековья

Формирование системы международных отношений. Появление национальных интересов европейских государств. Борьба за гегемонию в Европе, ее перерастание в борьбу за мировое господство. Система равновесия.

Итальянские войны как первая общеевропейская война. Гегемония Габсбургов. Англо-испанская борьба за господство на море. Тридцатилетняя война. Утрата Испа­нией ведущих позиций в европейской политике и установление французской гегемонии.

Рекомендуемая литература
а) Обязательная

Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990/1999.

История древнего мира/Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1989. T.1 – 3.

История Древнего Рима/Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986.

История Древней Греции/Под ред. В. И. Кузищина. М., 1984.
б)Дополнительная

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Виппер Р.Ю. История средних веков. Курс лекций. Киев, 1996.

Древние цивилизации/Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги ра­бовладельческих цивилизаций. М., 1983. Ч. I; 1988. Ч. II.

История Европы. М., 1988. T.I; 1992. Т.2; 1993. Т. 3.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

История средних веков/Под ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. T.1 -2. М., 1991.

История средних веков/Под ред. С. Д. Сказкина. T.1 -2. 1977.

Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. (любое издание).

Шилюк Н. Ф. История древнего мира: Древний Восток. Курс лекций. Свердловск, 1991.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПоурочное планирование тем в 5 классе Всеобщая история Древнего мира
...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconРабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»
А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования...
«Всеобщая история» ч история древнего мира icon1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира
Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПрограмма для 5 класса общеобразовательной основной школы по фгос...
«Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconТематическое планирование По Истории Древнего мира 5 класс
Учебник: Ф. А. Михайловский Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Русское слово», 2010
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconРабочая программа история
Всеобщая история к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы, 5-9 кл., под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера,...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconИстория, 5 Класс пояснительная записка рабочая программа «Всеобщая...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира»
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вигасин А. А., Годер И. С.,Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconРабочая программа «Всеобщая История. История Древнего мира» 5 класс
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconСаплина Е. В., Ляпустин Б. С. Всеобщая история. История Древнего мира
...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconКалендарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс: Учебник—Всеобщая история. История Древнего мира Михайловский фа
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...
«Всеобщая история» ч история древнего мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программой курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. Михайловского Ф. А.: М.; «Русское слово», 2013


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск