Скачать 363.38 Kb.
|
Министерство образования и науки КЧР РФ МОУ «Гимназия №4 г. Усть – Джегута» Элективный курс Личность и история России Автор: учитель истории Мехтиева Р.И г. Усть – Джегута 2011- 2012 гг ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего... Н. М. Карамзин. 1815 г. Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, почему мы евроазиаты с самобытным, индивидуальным путем развития, что в развитии нашей страны закономерно и, повторяясь, является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг, мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать её, тогда мы немного познаем историю. Нельзя прибавлять, нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважение к предкам, воспитывать нравственность и добродетель. Основными целями курса являются:
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность. Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования. Задачами курса являются:
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации. В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации. Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов. Курс рассчитан 34 часа. Учебно – тематический план
ПРОГРАММА КУРСА 1. Введение (1 час). Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям. 2. Великие Рюриковичи (22 часов). 2.1. Киевская Русь (4 часов). 2.1.1. Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства. 2.1.2. Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией. 2.1.3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат. 2.1.4. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии. 2.2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» (10 часов). 2.2.1. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава. 2.2.2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». 2.2.3. Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. «Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха». 2.2.4. Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве. 2.2.5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель». 2.2.6. Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев. 2.2.7. Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. 2.2.8. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского. 2.2.9. Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества. 2.2.10. Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва. 2.3. Русь неделимая, единая, долговечная... (8 часов). 2.3.1. Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания Московского государства. 2.3.2. Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана». 2.3.3. Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим». 2.3.4. Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность. 2.3.5. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества. 2.3.6. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I. 3. Великие Романовы (9 часов). 3.1. Путь к абсолютизму (4 часа). 3.1.1. Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя. 3.1.2. Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С. Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания. 3.1.3. Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи. 3.1.4. Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук. 3.2. Эпоха дворцовых переворотов (3 часа). 3.2.1. Екатерина I. Воцарение Петра П. Правление Анны Иоанновны. Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести». 3.2.2. Елизавета Петровна и Петр III. «Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Дашкова). «Манифест о вольности дворянской». 3.2.3. Екатерина II. Павел I и Александр I. «Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных». Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных. Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин). 3.3. Эпоха самодержавных преобразований (2 часа). 3.3.1. Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I -умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы. 3.3.2. Александр III и Николай П. Контрреформы Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (П. Верт). Итоговое занятие (2 часа). Литература
его время. - СПб., 1869-1871. - Т. 1-6. 2. Бутромее В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. - 1994. 3. Валишевский К. Вокруг трона. - Волгоград, 1990. 4. Вандаль А. Наполеон и Александр I.- Ростов н/Д, 1995. -Т. 1-3. 5. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева. 6. История Отечества: справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово», 1994. 7. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. -М.: Мысль, 1987. 8. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. - М., 1989. 9. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр 1.-СП6., 1912.-Т. 1-2. 10. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (862-1917 гг.). - М., 1977. 11. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. - М.; Л., 1957. 12. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. - М., 1990. 13. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. - М., 2004. 14. Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988. 15. Триста лет царствования дома Романовых. - М.: Информ-Эко, 1990. 16. Сахаров, А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917).-М., 1993. 17. Троицкий, Н. А. Александр I и Наполеон. - М., 1994. 18. Шшьдер, Н К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. - СПб., 1904-1905.-Т. 1-4. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Введение (1 час) Цель:
Основные знания:
Основные умения: уметь дать оценку деятельности, проанализировав документ, уметь делать опорный конспект. Форма изложения: лекция с элементами эвристической беседы. Показать влияние личности на историю, рассмотреть примеры царей – императоров через призму времени. Почему они поступили так, а не иначе в той или иной исторической действительности. Каковы исторические реалии, анализ этих явлений и почему историки по-разному оценивают эти явления. Иногда старое имя или слово дает повод для открытий, малейшая черта древности дает повод к соображениям. |
Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | Элективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов» Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся... | ||
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Предмет и история эмбриологии Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Название: Элективный курс Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований» | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... |