Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства»





Скачать 156.72 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства»
Дата публикации30.03.2015
Размер156.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Руководитель ООП по

направлению 261400

Утверждаю

Декан МФ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.

Зав. кафедрой МиТХИ, проф.

__________ Е.И. Пряхин

«___» ___________ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КЕРАМИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Направление подготовки: 261400.62 - Технология художественной обработки материалов

Профили подготовки: Технология художественной обработки материалов

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: доцент Чужанова Т.Ю.
Программа является приложением

к учебному плану в соответствии с ФГОС-2009
Санкт-Петербург

2012

1. Цели и задачи дисциплины:

целью изучения дисциплины «Керамические произведения ДПИ» является приобретение студентами знаний в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи дисциплины - изучить стилевые особенности ДПИ при создании единичного изделия или композиционного ансамбля; освоить арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия и уметь его использовать.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Керамические произведения ДПИ» относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в его вариативную часть (Б3) в раздел «Дисциплина Выбора».

Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными в предшествующих дисциплинах «История искусств» и «Архитектурные стили», устанавливаемыми ФГОС ВПО по направлению «Технология художественной обработки материалов».

Дисциплина «Керамические произведения ДПИ» является предшествующей для изучения последующих дисциплин цикла Б.3 (профессиональный цикл) – «Промышленный дизайн» (7-й семестр), «Основы технологии реставрации художественных изделий» (8-й семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    3.1. Процесс изучения дисциплины «Керамические произведения ДПИ» направлен на формирование следующих компетенций:

  • общекультурных компетенций

ОК-1 (Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны)

  • общенаучных компетенций

ОНК-11 (Готовность отражать современные тенденции отечественной и зарубежной культуры в профессиональной деятельности)

  • профессиональных компетенций (художественно-производственная деятельность):

ПК-10 (Способность к реставрации художественных объектов с использованием современных методов физико-химического и художественного анализа)

ПК-11 (Способность к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов)

  • профессиональных компетенций (научно-исследовательская деятельность):

ПК-13 (Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий)
3.2. В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать:

- основные виды орнамента;

- основные формы древнегреческой керамики;

- главные стили вазописи и технику буккеро в античном мире;

- особенности керамики эпохи Ренессанса

- ведущие европейские фирмы и мастерские в области керамического производства в 17 и 18 веках (Веджвуд, Дельфт)

- главные мануфактуры по производству фарфора (Франция, Германия, Россия)

- ведущие частные фирмы в России в области фарфорового производства в 18 и 19 веках

- советский фарфор 20-30 годов ХХ века.

- П.Пикассо - художник-керамист.

уметь:

- использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия;

владеть:

- понятиями стиля и художественными стилевыми особенностями в керамических произведениях ДПИ.



    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6










Аудиторные занятия (всего)

38













В том числе:

-




-

-

-

Лекции

19













Практические занятия (ПЗ)

19













Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

34













В том числе:

-




-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к лабораторным работам
















Составление отчетов к лабораторным работам
















Защита лабораторных работ
















Защита курсовой работы
















Подготовка к сдаче экзамена
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет










Общая трудоемкость час

зач. ед.

72


72










2














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Орнамент в ДПИ

Орнамент в художественной практике декоративно-прикладного искусства. Основные виды орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Композиционные принципы и структура орнамента. Принципы формирования орнамента (ритм, раппорт, симметрия).

2.

Керамические произведения ДПИ от античности до 18 века

Античная керамика: основные формы, главные стили вазописи, керамика буккеро.

Керамика эпохи Ренессанса.

Ведущие европейские фирмы и мастерские в области керамического производства в 17 и 18 веках (Веджвуд, Дельфт)

3.

Мануфактуры по производству фарфора 18-19 веков

Главные мануфактуры по производству фарфора (Франция, Германия, Россия).

Ведущие частные фирмы в России в области фарфорового производства в 18 – 19 – н. 20 веках

4.

Керамические и фарфоровые произведения ДПИ 20 века

Советский фарфор 20-30 годов ХХ века. П.Пикассо - художник-керамист.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1.

«Промышленный дизайн»

+


+

+

+

2.

«Основы технологии реставрации художественных изделий»

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Орнамент в ДПИ

4

4







6

14

2.

Керамические произведения ДПИ от античности до 18 века

4

4







6

14

3.

Мануфактуры по производству фарфора 18-19 веков

7

7







16

30

4.

Керамические и фарфоровые произведения ДПИ 20 века

4

4







6

14




Итого:

19

19







34

72


6. Лабораторный практикум

не предусмотрены учебным планом и основной образовательной программой

7. Практические занятия (семинары)

п/п

раздела

Тематика практических занятий (семинаров) и вырабатываемые компетенции

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Орнамент в ДПИ

Компетенции: Способность к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11)

4

2.

2

Керамические произведения ДПИ от античности до 18 века

Компетенции: Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13)

4

3.

3

Мануфактуры по производству фарфора 18-19 веков

Компетенции: Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13)

7

4.

4

Керамические и фарфоровые произведения ДПИ 20 века

Компетенции: Способность к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11)

4


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

9.1.1. Седов Е. В., Бронза. Стекло. Керамика. [вечные ценности своими руками, ручная работа и технология в прикладном искусстве] (Мастер-класс по прикладному искусству). / Седов Е. В., Зелинская М. Н. - М., Аделант, 2011.

9.1.2. Долорс Р., Керамика. техника, приемы, изделия. [перевод с испанского]. (Энциклопедия) / Долорс Рос – М., 2010

9.1.3. Варава Л. В. Декоративно-прикладное искусство: современная энциклопедия. Художественная обработка камня, кожи, металла. Художественная эмаль, литье, керамика. Мозаика из дерева. Точение по гипсу. – М., Феникс, 2007.

9.1.4. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Т. 3. – СПб., 2009.

9.1.5. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Т. 2. – СПб., 2006.

9.1.6. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Т. 1. – СПб., 2004.

9.1.7. Криса В. Б. Основы технологии художественной керамики: особенности работы с керамическим пластом. Учебное пособие. / В.Б. Криса – М., 2011.

9.1.8. Хэггар Р. Энциклопедия европейской керамики и фарфора. Реджинальд Хэггар – М., 2002.

9.1.9. Реставрация музейной керамики. Метод. рекомендации. М-во культуры Рос. Федерации, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. И.Э. Грабаря. – М., 1999.

9.1.10. Персалл Р. Керамика и фарфор. Крат. экскурс в историю антиквариата. / Рональд Персалл. – М., 1999.

9.1.11. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 239 с.

б) дополнительная литература

9.2.1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XV - XIX веков. Учебно-методическое пособие. Л., 1988.

9.2.2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М., 1982.

9.2.3. Зубехин А. П. Технология изготовления и обработки художественной керамики. Введ. в спец.. Учеб. пособие. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 656700 "Технология худож. обраб. материалов" (специализация 12.12.11 - Технология изготовления и обраб. худож. керамики). А.П. Зубехин, С.П. Голованова, Н.Д. Яценко, Н.А. Вильбицкая- 2002

9.2.4. Арзуманова О.И. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. / О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. (Русский модерн) – М., - 2000.

9.2.5. Прикладное искусство Италии в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. Л., 1985.

9.2.6. Марков А. В. Лепнина и изразцы. / А. Марков – М., 2000.

9.2.7. Марки фарфора, фаянса, майолики. Рус. и иностр.. Пособие для любителей и коллекционеров. - Л., 2001.

Синтетическая керамическая масса "Super Porcelain EX-3 Noritake". Техн. Инструкция – 2002.

9.2.8. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л., 1972.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

9.3.1. http://www.designboom.com

9.3.2. http:// www.stylepark.com

9.3.3. http://www.internirussia.ru/

9.3.5. http://designet.ru/

9.3.6. http://designstory.ru/

9.3.7. http://sreda.boom.ru/

9.3.8. http://www.rosdesign.com/

9.3.9. http://www.forma.spb.ru/

9.3.10. http://designcollector.ru/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Металлические произведения ДПИ»:

    Кафедра «Материаловедения и технологии художественных изделий» имеет следующие лаборатории для проведения занятий:

    10.1. ауд. 6303 - мультимедийная лаборатория кафедры предназначена для проведения лекционных и практических занятий.

10.2. Практические занятия проводятся также в художественных музеях Санкт-Петербурга.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по дидактическим единицам, изложенными в тексте программы во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами.

Теоретические представления студент получает в результате изучения курса лекций и самостоятельного изучения литературных источников (учебников и учебных пособий). Теоретические представления закрепляются в процессе практических занятий.

Практические навыки студентом приобретаются в ходе практических занятий и в процессе посещения музеев С.-Петербурга.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы и включает

= посещение лекционных и практических занятий;

= своевременное посещение музеев в соответствии с графиком, который составляется лектором.
Разработчики:

кафедра МиТХИ доцент Чужанова Т.Ю.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

кафедра МиТХИ доцент Барсуков В.Н.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» icon1. Словарь терминов к уроку Декоративно-прикладное искусство
...
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconРабочая программа учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство...
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Авторская кукла Уровень...
Цели освоения учебной дисциплины: формирование системы знаний и практических навыков в области декоративно-прикладного искусства,...
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconРабочая программа учебной дисциплины «История искусства» Специальность
Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconПубличный доклад учреждения начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж декоративно-прикладного искусства...
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconОбразовательная программа в рамках реализации
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconРабочая программа преподавателя дополнительного образования декоративно-прикладного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Декоративно-прикладное искусство (02. Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика))
Рабочая программа учебной дисциплины «керамические произведения декоративно-прикладного искусства» iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск