Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический
страница1/6
Дата публикации04.05.2015
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав. кафедрой зарубежной истории

МГГУ им. М.А. Шолохова

Проф. И.Г. Жиряков

Ярыгин Д.В.

___________________

______________________

Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 30.08.2013 г.







Учебно-методический комплекс
по модулю Б3. КВ 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века»

Факультет: Исторический

Направление: 050100 – Педагогическое образование
Кафедра: Зарубежной истории
Составитель: В.И.Овсянников – д. ист. н., профессор

Должность: профессор кафедры зарубежной истории.


Москва-2013
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю: зав. кафедрой

___Зарубежной истории__

__проф. И.Г. Жиряков_
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_30_» __августа___2013 г.

Программа модуля «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века»
Направление: 050100 – Педагогическое образование

Профиль: Историческое образование
Составитель: профессор В.И. Овсянников

Москва-2013



Выписка из ГОС:






ДКВ

(ДПП)





100

Пояснительная записка

Направление 050401 – ИСТОРИЯ предусматривает подготовку выпускника – учителя истории. При этом предусматривается выделение определенного количества учебного времени для освоения дисциплин и курсов по выбору студента (ДКВ), в частности, специального курса «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX в», в объеме, достаточном для решения специфических задач в этих областях знания методами, признанными в исторической науке.. Настоящий ДКВ (ДПП) имеет теоретическую и практическую направленность. Он призван углубить знания, студентов, полученные на лекциях, исследованием ими источников и современной литературы. Наряду с этим они получают возможность развить свои квалификационные и компетентные характеристики: умение поисковой деятельности в т. ч. в интернете, сравнительный анализ источников, навыки устных выступлений и письменных работ и т.д. Концептуально студентам предстоит выяснить генезис идеологии и практики освободительного движения, приведшего в конце 50 – перв. пол.60-х гг. к освобождению большинства стран Африки и, вместе с ним, краху колониальной системы империализма.


Исходя из этого были сформулированы цели и задачи ДВК (ДПП).


Основные цели и задачи


Цели

Развить профессиональные и социокультурные компетенции студентов в процессе изучения основных тенденций и ключевых проблем исторического развития Африки в 20-30-е гг. XX в.

Помочь студентам изучить процесс формирования принципиально нового явления в общественно-политической жизни Африки - идеологии освободительного движения, пришедшему в 20-30 гг. XX в. на смену неорганизованным бунтам народных масс, которые со всей очевидностью показали в начале XX в. неспособность этими средствами достигнуть положительных результатом в условиях зависимости их стран от колонизаторов.
Задачи


  • раскрыть содержание эволюции исторического развития

стран Африки;

  • показать региональные особенности этого процесса и его связь с общими тенденциями всемирной истории;

  • сформировать знания о моделях экономической, социальной, политико-правовой трансформации африканских обществ, исторической эволюции мировоззренческих установок и картины мира;

  • познакомить с основными методологическими подходами к изучению традиционного общества в условиях колониальной зависимости характерным для них понятийным аппаратом;

  • обеспечить с помощью продуктивных методов обучения возможность для активного развития исследовательской, информационной, коммуникативной культуры студентов, их критического мышления, функциональной грамотности;

  • способствовать формированию гражданской и мировоззренческой позиции студентов, их ценностного отношения к наследию всемирно-исторического процесса;

  • сформировать умения, необходимые для выполнения научно-методической работы и повышения профессиональной квалификации.

  • рассмотреть политическую карту Тропической и Южной Африки после Парижской мирной конференции 1919 г.

  • установить взаимосвязь антинародного пути развития европейского сектора с рождением идеологии освободительного движения, как протеста против господства в Африке европейцев.

  • выявить основные черты трансформации африканских обществ.

  • проанализировать основные направления идеологии освободительного движения:




  • Ранняя форма идеологического обоснования необходимости поиска новых форм общественного протеста: религиозно-политическая.

  • Рассмотреть лозунг «Назад в Африку!» и развитие идей от паннегритянского движения к панафриканизму.

  • Оценить концепцию «Негритюда» в контексте исторического развития.

  • Особенности проникновения идей коммунизма в Африку.

  • Ознакомиться с политическими портретами основателей идеологии освободительного движения в Африке и выявить «постулаты» их

концепций.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины: знаний, умений, навыков.


Студент, изучивший дисциплину должен:
Знать

  • основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

  • основные явления и факты, характеризующие историческое развитие стран Африки;

  • основы учебной дисциплины в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

  • историческую природу моделей и ценностных ориентаций, сложившихся в обществах стран Африки на протяжении их исторического развития;

  • особенности современных методов научного познания, специфику их использования при изучении стран Африки, в том числе для периодизации исторических процессов, определения их характера, направленности и значимости;

  • причины противоречий развития стран и обществ в Африке в колониальный период;

  • основные мотивы держав в применении к африканскому миру, аргументы «за» и «против».


Уметь

  • применять полученные знания в комплексном анализе важнейших процессов, явлений и событий истории стран Африки;

  • сравнивать динамику и институционные особенности социокультурного, экономического и политико-правового развития ведущих регионов и стран Африки;

  • различать и классифицировать основные идейно-политические доктрины и течения общественной мысли, основываясь на знании их исторической эволюции;

  • определять ключевые явления и факторы, основные этапы развития международных отношений в странах Африки;

  • объяснять (интерпретировать) политические, экономические, социальные, правовые и духовные явления и процессы в контексте исторического развития общественных отношений в странах Африки;

  • анализировать и классифицировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую, использовать для хранения и обработки информации современные компьютерные технологии;

  • аргументировано выражать свою позицию (знания, уровень подготовки) в устной и письменной формах, в том числе в ходе собеседования, дискуссии, ролевой игры, научного доклада, при выполнении проблемных и творческих заданий, при прохождении тестирования, подготовки эссе, аннотации, рецензии, презентации.



Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: выработку у студентов умений



  • детализированного анализа источников и литературы;

  • сравнительного анализа источников и историографии;

  • планирования и подготовки письменных работ;

  • работы с политическими картами;

  • поиска источников в архивах, библиотеках, интернете, анализа;

  • ораторского мастерства;

  • и др.



Владеть (иметь навыки)

  • современным понятийно-категориальным аппаратом исторической науки, навыками и приемами историографической и источниковедческой критики на уровне достаточном для творческого системного освоения основного содержания дисциплины, а также дальнейшего повышения профессиональной квалифицированности;

  • умениями комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам истории стран Африки, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и сети Интернет;

  • умениями проектировать свою деятельность при решении учебно-познавательных и практических профессиональных задач (применять основные алгоритмы учебной и учебно-исследовательской деятельности, формировать и обновлять информационно-ресурсную базу, необходимую для изучения дисциплины);

  • культурой публичного выступления, конструктивно участвовать в дискуссиях и групповой учебно-исследовательской работе по проблематике дисциплины.



Модуль направлен на формирование следующих профессиональных компетенций в области

  • идеологических основ общественно-политической жизни;

  • движущих сил исторического развития народов и социумов;

  • характерных черт и особенностей развития народов и стран в условиях зависимости;


Объем в ЗЕ: ___2__

Время изучения:

Очная форма обучения. Курс__4___семестр_____7__________

Заочная форма обучения. Курс 5____семестр____9_________


Взаимосвязь с другими модулями




  • Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

  • социально-экономическое развитие стран Тропической и Южной Африки;

  • традиционные африканские общества и колониализм.

  • отражение идеологии освободительного движения и ее отражение в отдельных странах;

  • роль Коминтерна в международном коммунистическом движении: критический взгляд.

  • послевоенное устройство мира в 1919-1921 гг.




  • Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

  • кризис колониальной системы империализма;

  • характерные черты «вторичного» капитализма;

  • проблема «отставания» афро-азиатского мира от европейской цивилизации;

  • «антифоринизм» африканцев и истоки «африканского социализма»;

  • крах колониальной системы империализма.




Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий.




Формы освоения ОМ

(в соответствии с группой и кластерной принадлежностью модуля)


  • лекционный курс;

  • самостоятельная работа студентов, в т.ч. их творческий поиск и детализированный анализ источников и других материалов; составление личного «портфолио» по теме;

  • презентация достигнутых результатов на п/з и семинарах, в электронном виде.



Принципы отбора содержания и организации учебного процесса


Отбор фактического материала основан на принципе системности, достаточного и необходимого количества материала для доказательства поставленных проблем.

Иными словами учебный процесс построен на проблемно-концептуальном подходе исторических исследований вместо простого ознакомления с событиями («что, где, когда»).

Основное содержание творческой работы студентов составляет анализ источников. Их поисковая деятельность позволяет студентам самостоятельно добывать знания под контролем преподавателя, а не ограничиваться их школярским получением от преподавателя.

Важным принципом является также критический анализ источников и литературы с целью исключения использования фальсифицированных материалов или содержащих сомнительную информацию.

Лекции строятся по принципу научности и доступности для студентов. Тематика докладов и рефератов рекомендуется студентам с учетом их индивидуальных интересов и способностей.
Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения

Виды учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторных

Самостоятельной работы

  • Лекции

20




7

  • Практические занятия


28


6


7

  • Курсовые работы




6

7

  • Рефераты




6




  • Зачеты




6

7

  • Общий объем часов


48


24





Заочная форма обучения


Виды учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторных

Самостоятельной работы

  • Лекции

4

12

9

  • Практические занятия


8


12


9

  • Курсовые работы




12

9

  • Рефераты




12




  • Зачеты




12

9

  • Общий объем часов


12


60



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в5 «Основы историографии» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в6 «Основы археологии» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 13 «Развитие исторической...
...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв 10 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв12 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Культура античного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «история древних цивилизаций»....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю кв12 «Культура средневекового...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 050401, «Мифология древних...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю кв 14 «Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине XX века» Факультет: Исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 2 «история западноевропейской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск