Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды»





НазваниеПамятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды»
Дата публикации27.05.2015
Размер224 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > История > Памятка
Приложение В
Разработчик: доцент _________ Т.В.Пойдина

Заведующий кафедрой ТИАрх _________ Н.Ф. Вдовин

Директор ИнАрхДиз _________ С.Б. поморов
Памятка

для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды»

по изучению дисциплины

«История искусств»

(1 семестр)

Дисциплина «История искусств» в 1 семестре в объеме 39 часов (17 – лекционных, 22 – самостоятельная работа) сопровождается сквозным рейтингом и завершается зачетом.

I. Содержание дисциплины

Общие положения

На первом курсе изучается история мирового искусства, его периодизация. При анализе различных исторических эпох особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств.

В целом, самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

  • углубленный анализ материалов лекций;

  • работа со словарями и справочникам, овладение понятийным аппаратом;

  • знакомство с широким кругом памятников мирового искусства;

  • просмотр репродукций; подготовку презентации;

  • аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);

  • подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария, эссе;

  • подготовку к двум текущим и итоговой аттестациям.

Темы лекционных занятий

Модуль I. Искусство Древнего мира и Средних веков

Тема 1. Введение в историю изобразительного искусства [3,10].

Искусство как форма художественного образного «освоения действительности». Виды пространственных искусств: архитектура, живопись, скульптура, графика. Классификация искусств на изобразительные и неизобразительные. Классификация искусств по родам. Жанровая классификация искусств.Связь художественного произведения с идейными и общественными движениями своего времени.

Тема 2. Первобытное искусство [2, 3, 10].

Особенности первобытного искусства. Синкретичность. Обусловленность искусства культурными представлениями. Искусство палеолита. Разновидности петроглифов (контурные изображения, оттиски человеческой руки, «макароны). Пластичность, реалистичность в изображении животных: петроглифы пещер Руффиньяк, Пеш Мерль, Коске (Франция). Схематичность изображения человека: женские статуэтки из Виллендорфа. Искусство мезолита. Усиление схематизма, появление повествовательности, изображение многофигурных сцен: петроглифы пещер Кобыстан (Азербайджан). Искусство неолита и эпохи бронзы: петроглифы пещеры Каракол. Искусство бронзового и железного века.

Тема 3. Искусство Древнего Египта [2, 3].

Периодизация и общая характеристика искусства Древнего Египта. Религиозно-культовое значение древнеегипетского искусства. Канонические скульптурные типы. Канон в скульптуре Древнего и Среднего царства: статуя царского сына Рахотеп и его жены Нофрет; статуя царского сына Каапера; статуя фараона Хафра; девушка, несущая жертвенные дары. Рельефы и росписи гробниц и храмов: сюжеты, композиция, техника. Усиление реалистичности в росписях Среднего и Нового царства: росписи гробниц в Бени-Гасане и Менены в Фивах. Амарнское искусство: значение реформ Эхнатона. Реалистические тенденции в изобразительном искусстве: рельеф и росписи из храма в Ахетатоне, скульптурные портреты Нефертити и Эхнатона. Искусство Позднего царства. Изящество и миниатюрность скульптурных форм: статуэтка царицы Каромамы, статуэтка фараона Тахарки, статуэтка эфиопской царицы. Значение искусства Древнего Египта в мировой художественной культуре.

Тема 4. Эгейское искусство. [1, 3]. Фрески Кносского дворца. Реалистический характер пластики Крита. Живопись Микен. Падение культурных центров эгейского мира.

Тема 5. Искусство Древней Греции. [1, 3].

Общая характеристика искусства Древней Греции. Периодизация. Архаическое искусство. Расцвет вазописи. Чернофигурная и краснофигурная техники. Развитие типов обнаженной мужской фигуры – «куросы» и одетой женской – «коры». Проблема движения в архаическом искусстве. Связь с архитектурой: фронтоны, метопы. Классическое искусство. Эволюция греческой скульптуры. Преодоление архаических традиций. Расцвет скульптуры в творчестве Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Леохара, Скопаса. Искусство эпохи эллинизма. Ника Самофракийская, Венера Милосская, Лаокоон – шедевры эпохи эллинизма. Значение эллинистического искусства.

Тема 6. Искусство Этрурии. [1, 3].

Погребальные сооружения, разнообразие их устройств. Скульптура Этрурии. Терракотовая статуя Аполлона из Вей, Капитолийская волчица. Этрусская керамика. Роль этрусских традиций в формировании искусства Древнего Рима.

Тема 7. Искусство Древнего Рима. [1, 3].

Искусство Римской республики. Превращение Рима в мощную рабовладельческую державу. Знакомство с греческим искусством. Искусство Римской империи. Установление императорской власти. Прославление римских побед в искусстве. Памятник Марку Аврелию. Расцвет римского реалистического портрета. Расцвет искусства римских провинций II–III вв. Фаюмские портреты. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Раннехристианское искусство. Росписи римских катакомб. Оранта из катакомбы Присциллы в Риме. Символика, круг изображений. Значение традиций древнеримского искусства для дальнейшего развития культуры.

Тема 8. Искусство Средних веков [1, 2].

Истоки средневекового искусства. Роль христианской церкви в развитии средневековой культуры. Преобладание духовного над телесным, церковного над светским, презрение к земному. Народная основа средневекового искусства. Романское искусство. Готика как расцвет средневекового искусства. Развитие скульптуры. Ее органическая связь с архитектурными формами храмов. Тематика и система размещения рельефов и круглой скульптуры. Символический характер. Интерес к духовной стороне образов. Живопись готики. Подчиненность архитектуре. Витраж, его техника и композиционные приемы. Значение средневекового искусства для дальнейшего развития искусства Европы.

Тема 9. Искусство Византии (2 часа) [1, 2].

Роль античного наследия, народного искусства христианского Востока в формировании византийской культуры. Периодизация. Мозаики церкви Сан Витале в Равенне. Преобладание духовного начала над пластической трактовкой. Иконопись. Техника исполнения ранневизантийских икон. Монументальная живопись. Сложение строгой системы иерархического размещения изображений на стенах, столбах и сводах церквей. Мозаики собора св. Софии в Константинополе. Значение искусства Византии для развития художественной культуры Древней Руси. Виды древнерусского изобразительного искусства: мозаика, фреска, икона.

Самостоятельная работа студентов

1. Написание и защита рефератов [1 - 10].

2. Подготовка к лекционным занятиям(составление глоссария, освоение наглядных материалов, конспектирование) [1, 2, 3].

Вопросы для самостоятельной работы

Тема «Искусство Древнего Египта»

1. Искусство Древнего Египта времени правления преемников Эхнатона: сокровища гробницы Тутанхомона.

2. Прикладное искусство. Широкое развитие мелкой пластики и художественных ремесел (ювелирные изделия, украшенная деревянная мебель, фаянсовые сосуды и фигурки).

Тема «Искусство Древней Греции»

1. Гомеровский период. Создание поэм Гомера. Сложение греческих мифов о богах и героях. Дипилонские вазы. Виды орнаментов.

2. Эволюция древнегреческой вазописи: геометрический, чернофигурный и краснофигурные стили.

Тема «Искусство Древнего Рима»

Позднеантичная живопись (Помпеи, Геркуланум).

Тема «Искусство средних веков»

1. Синтез искусств в готическом соборе: скульптурные ансамбли Реймса, Амьена, Шартра, Нотр Дам де Пари, Наумбурга, Бамберга.

2. Миниатюры средневековья «Великолепный часослов герцога Беррийского».

3. Развитие художественного ремесла. Лиможские Эмали.

Тема «Искусство Византии»

1. Византийская и русская икона: традиции, отличительные особенности.

2. Основные канонические типы икон (Спас, Богоматерь Владимирская, Богоматерь Великая Панагия, Богоматерь Умиление, Богоматерь Одигитрия», Троица.

Методические указания

В процессе изучения курса «История искусств» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям.

Важнейшими задачами самостоятельной работы являются:

–     овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными;

–     формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

Самостоятельная работа по курсу «История искусств» обеспечивает:

–     закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;

–    формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры;

–     овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры.

Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:

1)   изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);

2)   выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;

3)   усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;

4)   составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;

5)   использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.

II. Основная и дополнительная литература

Основная

1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.для вузов / Т.В.Ильина.- М.:Высш.шк., 2004.

2. История искусства: научное издание /Л. И. Акимова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. А. Виноградова и др.].- М.: Искусство - XXI век : Республика, 2003.-672 с.: цв.ил

  1. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: в 2-х т.: учеб. /Н. М. Сокольникова.- М.: Академия, 2009.

Дополнительная

  1. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия /[редкол.: Е. Д. Федотова (отв. ред.) и др.].-М.: Белый город, 2006

  2. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века /[редкол.: Е. И. Ротенберг (гл. ред.) и др.].- СПб.: Дмитрий Буланин,2004.

  3. Мировое искусство. Импрессионизм: [история движения в биографиях художников: ил. энцикл. /сост. И. Г. Мосин].-СПб.: Кристалл, 2006.-174 с.: ил.

  4. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней.- СПб.: Кристалл, 2006.

  5. Степанов, А.В.   Искусство эпохи Возрождения. Италия. IV-XV века /А. В. Степанов.-СПб.: Азбука-классика, 2003.-498, [1] с.: ил.

  6. Художники эпохи Возрождения. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2005.

  7. Янсон, Х. В.   Основы истории искусств: [пер. с англ.] /Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. - СПб.: Азбука-классика, 2002.-540 с.: ил.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

История искусства: клас. тр.- Электрон. дан.-М.: Директ Медиа Паблишинг, 2003.-( Электронная библиотека; Т.18 ) Систем. требования : IBM PC 486 и выше; 16 MB RAM ; CD-ROM ; SVGA ; MS Windows.-Загл. с этикетки диска.

http://renessans-acad.ru/

http://iskusstvu.ru/

http://art-history.ru/

http://www.ellada.spb.ru/

http://www.alleng.ru/edu/art1.htm

http://www.hermitagemuseum.org/

http://www.museum.ru/

http://www.museum.ru/M296

III. Контрольные точки

  1. Текущие письменные контрольные работы.

Всего запланировано две контрольные работы.

Срок проведения - соответственно перед двумя текущими аттестациями. Работы ориентированы на контроль материала, пройденного на лекциях, а также рассмотренного самостоятельно.

Задания контрольной работы ориентированы на выявление знания

  • фактического материала (собственно истории искусства),

  • общетеоретических вопросов (например, стилеобразования),

  • памятников искусства и их особенностей (работа с репродукциями)

  • овладение понятийным аппаратом

  1. Самостоятельная работа в форме реферата

Структура реферата:

  1. титульный лист,

  2. содержание;

  3. введение: обоснование выбранной темы, ее актуальность, цель и задачи реферата, анализ используемой литературы;

  4. первый параграф, посвященный раскрытию общих особенностей искусства рассматриваемого периода, обусловленные социокультурными, мировоззренческими позициями;

  5. второй параграф, посвященный творческой биографии художника, выявлению особенностей его творческого метода;

  6. третий параграф, посвященный анализу творчества художника

  7. заключение (основные выводы)

  8. список используемой литературы

  9. аннотированный список иллюстраций (включающий название репродукции, а также источник, откуда она заимствована)

По тексту реферата необходимы ссылки на используемую литературу. Приветствуется использование помимо литературы Internet-источников, на которые также необходимо оформить ссылки. В связи с тем, что информация о тех или иных памятниках ограничивается имеющейся литературой, в структуре реферата, а также в выборе иллюстраций возможны некоторые коррективы.

  • Контрольный компьютерный тест. Тест включает 10 однотипных заданий (слайды), где студенту необходимо атрибутировать произведение.

IV. Система подсчета рейтинга к текущим и итоговой аттестации

Формы текущего контроля успеваемости– контрольные работы №1, №2. Форма промежуточной аттестации– зачет.

Вес (в долях единицы) каждой контрольной точки:

- контрольная работа №1 - 0,1

- контрольная работа №2 - 0,1

- СРС (подготовка эссе, защита реферата) - 0,3

- зачет - 0,5

Оценка по первой аттестации вычисляется из оценки за первую контрольную работу, выполнение СРС

Оценка по второй аттестации вычисляется из оценки за вторую контрольную работу, выполнение СРС

В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра.

Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине

Рейтинг по дисциплине: Rсем = 0,9R+Бп

Где R – текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек,

Бп – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определённые по следующей схеме:

П ≤ 50% - Б=0

50% < П ≤ 60% - БП = 2

60% < П ≤ 70% - Бп = 4

70% < П ≤ 80% - Бп = 6

80% < П ≤ 90% - Бп = 8

90% < П ≤ 100% - Бп =10

Семестровый рейтинг вычисляется из оценок по контрольным работам и реферату

Зачетный рейтинг представляет собой оценку за контрольный компьютерный тест и собеседование по вопросам.

Итоговый рейтинг вычисляется из семестрового рейтинга (коэффициент 0,5) и зачетного рейтинга (коэффициент 0,5). Полученный результат соотносится с традиционной пятибалльной шкалой.

Разработчик: доцент _________ Т.В.Пойдина

Заведующий кафедрой ТИАрх _________ Н.Ф. Вдовин

Директор ИнАрхДиз _________ С.Б. поморов
Памятка

для студентов направления 270100 «Архитектура»

по изучению дисциплины

«История искусств»

(2 семестр)

Дисциплина «История искусств» общим объемом во втором семестре 69 часов (17 – лекционных, 25 – самостоятельная работа, 27 - в период сессий), сопровождается сквозным рейтингом и завершается экзаменом.

I. Содержание дисциплины

Общие положении

На первом курсе изучается история мирового искусства, его периодизация. При анализе различных исторических эпох особое внимание уделяется проблеме синтеза искусств.

В целом, самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

- углубленный анализ материалов лекций;

- работа со словарями и справочникам, овладение понятийным

аппаратом;

- знакомство с широким кругом памятников мирового искусства;

просмотр репродукций; подготовку презентации;

- написание рефератов;

- подготовку к двум текущим, а также итоговой аттестациям;

- аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование);

- подготовку и написание рефератов, докладов, глоссария, эссе;

- подготовку к двум текущим и итоговой аттестациям.

Модуль II. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени

Тема 10. Искусство западноевропейского Возрождения [1, 2].

Искусство Раннего Итальянского Возрождения. Гуманистический, светский характер искусства. Развитие реализма, изучение перспективы, анатомии, возникновение и развитие станковых форм искусства. Скульптура Возрождения, обретение ею самостоятельного значения. Развитие жанров портрета, конной статуи, декоративного рельефа. Использование новых материалов (полихромной керамики). Выдающиеся скульпторы Возрождения: Гиберти, Донателло, Вероккьо, Микеланджело. Искусство Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи: взгляды на искусство, значение научных изысканий в творчестве художника, теоретическое и живописное наследие. Рафаэль Санти: совершенное воплощение гармонического идеала Высокого Возрождения, безупречная ясность композиции и форм, равновесие разума и чувств. Микеланджело Буонаротти: создание прекрасных, героических образов человека. Своеобразие венецианской живописи Высокого Возрождения. Искусство Северного Возрождения. Нидерландское Возрождение как своеобразный очаг изобразительного искусства 15-16 вв. Чувство национального своеобразия жизни, быта, типов, устойчивость средневековых традиций. Утверждение художественной ценности действительности. Обращение к технике масляной живописи. Произведения Яна ван Эйка: мастерство в передаче индивидуальной характеристики. Возрождение в Германии. Живописное и графическое творчество Альбрехта Дюрера, его влияние на развитие гравюры эпохи Реформации.

Тема 11. Искусство XVII-XVIII вв. [1, 2, 5].

Искусство Италии XVII в. Формирование стиля барокко: творчество Лоренцо Бернини. Караваджо - использование приема контрастной светотени. Искусство Фландрии XVII в. Питер Пуаль Рубенс: реалистические и барочные черты его творчества. Античная тематика в творчестве художника. Пейзажи Рубенса. Искусство Голландии XVII в. Поэтизация реальной действительности. Рембрандт Харменс ван Рейн: высокий гуманизм, психологическая глубина, демократизм искусства. Искусство Испании XVII в. Диего Родригес де Сильва Веласкес. Искусство Франции XVII века. Никола Пуссен – крупнейший представитель классицизма. Обращение к античной мифологии, древней истории, библейским сюжетам, поэзии античности и Ренессанса. Характеристика стиля «рококо». Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше. Жан Оноре Фрагонар: декоративное изящество, богатство фантазии, поэтичность, связь с рококо. Культурные связи России с Европой в Новое время. Утверждение светских жанров в русской живописи XVIII в.: портрет (парадный, камерный, парный), пейзаж, картины на мифологические и исторические темы, жанровая живопись. Новые средства художественной выразительности: совершенствование техники масляной живописи, использование прямой перспективы, светотени, изображение фигур с анатомической правильностью. Выдающиеся живописцы второй половины XVIII: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Лосенко. Алексеев и Щедрин – первые русские пейзажисты. Особенности русской скульптуры XVIII в., ее разновидности (портрет, монументальная статуя, декоративный барельеф, медальоны).

Модуль III. Искусство Западной Европы и России XIX-XX вв.

Тема 12. Искусство XIX века (3 часа) [1, 3, 4, 7].

Основные художественные течения в искусстве XIX в.: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их место в художественной культуре XIX в. Развитие жанров.

Расцвет романтизма в творчестве Эжена Делакруа. Реализм как творческий метод в искусстве XIX века. Развитие реалистического пейзажа в живописи Франции середины XIX в.

Русский критический реализм. Творчество художников-передвижников.

Импрессионизм. Характеристика художественного метода импрессионистов. Поиски новых средств художественной выразительности. Представители импрессионизма: Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камилл Писарро, Альфред Сислей. Кризис импрессионизма середины 1880-х гг., неоимпрессионизм. Использование эстетики импрессионизма в творчестве русских художников К. Коровина и И.Грабаря.

Тема 13. Искусство рубежа XIX- XX вв. [1, 3, 4, 7]

Постимпрессионизм, его характеристика. Задача раскрытия внутренней сущности явлений, стремление вернуть картине целостность и композиционную законченность вместо «этюдности» импрессионистов: Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек. Расцвет символизма в изобразительном искусстве на рубеже XIX- XX вв. (Шаванн, Мунк, Рерих, Бенуа, Бакст). Эстетика модерна. Синтез искусств.

Тема 14. Искусство XX века [ 2, 3, 4, 7].

Характеристика эпохи. Сложность развития художественной культуры. Борьба реалистического и формалистического (авангардного) искусства. Изобразительное искусство Франции XX века. Отход от реализма. Основные направления модернизма. Фовизм («Дикие», 1905) - декоративные искания, нарочитая острота композиционных решений, пластическая деформация формы (А. Матисс, А. Дерен).

Художественные принципы кубизма. Конструктивность, геометрическое совершенство – главные критерии оценки произведений. Разложение предметов реального мира на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие «новую реальность». Пабло Пикассо.

Модерн и авангард в русском искусстве XX в.

Пуризм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм и другие модернистские направления в искусстве XX в.

Постмодернизм и его основные особенности. Тенденции в развитии современного искусства, новые технологии и формы художественного творчества.

Самостоятельная работа студентов

1. Написание и защита рефератов, подготовка эссе, презентации [1 - 10].

2. Подготовка к лекционным занятиям [1, 2, 3].

Вопросы для самостоятельной работы

Тема «Искусство западноевропейского Возрождения»

1. Джотто как родоначальник живописи Возрождения. Томазо Мазаччо – родоначальник реалистической живописи XV в. Андреа Мантенья – крупнейший художник Северной Италии.

2. Сандро Боттичелли – выдающийся живописец Флоренции.

Тема «Искусство XVII-XVIII вв.»

1. Караваджисты. Болонский академизм.

2. Реалистическое направление в живописи Франции XVIII в.: творчество Шардена.

3.Искусство Англии XVIII в. Уильям Хогарт – основоположник реализма, создатель искусства сатиры. Д. Рейнольдс - сочетание светской парадности с меткостью психологической характеристики. Томас Гейнсборо - тенденции сентиментализма.

4. Франсиско Гойя- развитие критического реализма Гойи в 1790-х гг.

Тема «Искусство XIX века»

1. Искусство Англии XIX века. Джон Констебль – основоположник европейского пейзажа нового времени. Роль пейзажных этюдов с натуры в его творчестве. Джозеф Уильям Тернер - романтические тенденции в его искусстве.

2. Романтизм в искусстве Франции. Теодор Жерико: связь с современностью, острота жизненных наблюдений, страстная взволнованность.

3. Эдуард Мане - тесная связь его творчества с традициями французского реализма. Особенности колорита, блестящее решение проблем передачи света и воздуха.

Тема «Искусство рубежа XIX- XX вв.»

1. Творческие объединения на рубеже XIX-XX вв.: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Русский авангард.

3.Подготовка к письменным контрольным опросам [1, 2].

Методические указания

В процессе изучения курса «История искусств» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям.

Важнейшими задачами самостоятельной работы являются:

–     овладение опытом работы с учебно-методическими, научными, документальными, справочными;

–     формирование умения находить, осваивать, систематизировать, применять при анализе явлений художественной культуры теоретические, фактологические и историко-художественные сведения, вести учебные исследования, готовить сообщения и выступать с докладами.

Самостоятельная работа по курсу «История искусств» обеспечивает:

–     закрепление теоретических знаний и накопление навыков художественного восприятия, переживания, понимания художественных произведений;

–     формирование опыта искусствоведческого анализа художественных произведений и умения оценивать явления художественной культуры;

–     овладение навыками общения в процессе восприятия и изучения явлений художественной культуры.

Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:

1)   изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как с рекомендованной, так и с найденной самостоятельно);

2)   выявление художественных характеристик того или иного исторического стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров;

3)   усвоение основных положений рассматриваемых методологических концепций искусствоведения, понимание сущности феномена искусства и основных эстетических категорий;

4)   составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного;

5)   использование при самостоятельной подготовке аудиовизуальных и компьютерных средств обучения, медиаэнциклопедий.
II. Основная и дополнительная литература

Основная

1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.для вузов / Т.В.Ильина.- М.:Высш.шк., 2004.

2. История искусства: научное издание /Л. И. Акимова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. А. Виноградова и др.].- М.: Искусство - XXI век : Республика, 2003.-672 с.: цв.ил

Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: в 2-х т.: учеб. /Н. М. Сокольникова.- М.: Академия, 2009.

Дополнительная

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия /[редкол.: Е. Д. Федотова (отв. ред.) и др.].-М.: Белый город, 2006

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века /[редкол.: Е. И. Ротенберг (гл. ред.) и др.].- СПб.: Дмитрий Буланин,2004.

Мировое искусство. Импрессионизм: [история движения в биографиях художников: ил. энцикл. /сост. И. Г. Мосин].-СПб.: Кристалл, 2006.-174 с.: ил.

Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней.- СПб.: Кристалл, 2006.

Степанов, А.В.   Искусство эпохи Возрождения. Италия. IV-XV века /А. В.

Степанов.-СПб.: Азбука-классика, 2003.-498, [1] с.: ил.

Художники эпохи Возрождения. - М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2005.

Янсон, Х. В.   Основы истории искусств: [пер. с англ.] /Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон.-СПб.: Азбука-классика, 2002.-540 с.: ил.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

История искусства: клас. тр.- Электрон. дан.-М.: Директ Медиа Паблишинг, 2003.-( Электронная библиотека; Т.18 ) Систем. требования : IBM PC 486 и выше; 16 MB RAM ; CD-ROM ; SVGA ; MS Windows.-Загл. с этикетки диска.

http://renessans-acad.ru/

http://iskusstvu.ru/

http://art-history.ru/

http://www.ellada.spb.ru/

http://www.alleng.ru/edu/art1.htm

http://www.hermitagemuseum.org/

http://www.museum.ru/

http://www.museum.ru/M296

III. Контрольные точки

  • Текущие письменные контрольные работы.

Всего запланировано две контрольные работы.

Срок проведения - соответственно перед двумя текущими аттестациями. Работы ориентированы на контроль материала, пройденного на лекциях, а также рассмотренного самостоятельно.

Задания контрольной работы ориентированы на выявление знания

  • фактического материала (собственно истории искусства),

  • общетеоретических вопросов (например, стилеобразования),

  • памятников искусства и их особенностей (работа с репродукциями)

  • овладение понятийным аппаратом

  • Самостоятельная работа в форме реферата.

Структура реферата:

титульный лист,

содержание;

введение: обоснование выбранной темы, ее актуальность, цель и задачи реферата, анализ используемой литературы;

первый параграф, посвященный раскрытию общих особенностей искусства рассматриваемого периода, обусловленные социокультурными, мировоззренческими позициями;

второй параграф, посвященный творческой биографии художника, выявлению особенностей его творческого метода;

третий параграф, посвященный анализу творчества художника

заключение (основные выводы)

список используемой литературы

аннотированный список иллюстраций (включающий название репродукции, а также источник, откуда она заимствована)

По тексту реферата необходимы ссылки на используемую литературу. Приветствуется использование помимо литературы Internet-источников, на которые также необходимо оформить ссылки. В связи с тем, что информация о тех или иных памятниках ограничивается имеющейся литературой, в структуре реферата, а также в выборе иллюстраций возможны некоторые коррективы.

  • Экзаменационный компьютерный тест. Тест включает 10 однотипных заданий (слайды), где студенту необходимо атрибутировать произведение.

  • IV. Система подсчета рейтинга к текущим и итоговой аттестации

Формы текущего контроля знаний– контрольные работы №3, №4, №5. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Вес (в долях единицы) каждой контрольной точки:

- контрольная работа №3 - 0,1

- контрольная работа №4 - 0,1

- СРС (защита реферата, подготовка эссе) - 0,3

- экзамен - 0,5

Оценка по первой аттестации вычисляется из оценки за первую контрольную работу, выполнение СРС

Оценка по второй аттестации вычисляется из оценки за вторую контрольную работу, выполнение СРС

В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра.

Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине
Рейтинг по дисциплине: Rсем = 0,9R+Бп

Где R – текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек,

Бп – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определённые по следующей схеме:

П ≤ 50% - Б=0

50% < П ≤ 60% - БП = 2

60% < П ≤ 70% - Бп = 4

70% < П ≤ 80% - Бп = 6

80% < П ≤ 90% - Бп = 8

90% < П ≤ 100% - Бп =10

Экзаменационный рейтинг представляет собой оценку за экзаменационный компьютерный тест и собеседование по экзаменационным вопросам.

Итоговый рейтинг вычисляется из семестрового рейтинга и экзаменационного рейтинга.

Полученный результат соотносится с традиционной пятибалльной шкалой.

Приложение Г

Методические рекомендации студентам

по дисциплине «История искусств».

Методика проведения презентации

Презентация в учебном процессе осуществляется в форме ролевой игры. Она соединяет в себе элементы пресс-конференции и представительского приема. На презентацию, как и на пресс-конференцию, приглашаются «журналисты», которые могут задавать вопросы, «эксперты», которые являются ведущими специалистами по данной проблеме, «представители молодежных организаций» и т.д.

Выступления на презентации очень похожи на интервью и на доклады на деловых встречах. Поэтому их надо тщательно готовить. Обязательным элементом презентации является использование изобразительного ряда (слайдов, видеосюжетов, компьютерных презентаций и т.п.) и раздача информационных материалов.

Сценарный план презентации включает:

- представление «гостей» и «хозяев»;

- демонстрация программы «искусствоведческого» исследования;

- краткое сообщение по теме презентации;

- ответы на возникшие вопросы;

- выступление «гостей»;

- вручение приглашенным информационных материалов.

Очевидно, что презентация – коммуникационный процесс.

На характер общения и исход презентации влияют следующие факторы:

Презентатор – лицо, передающее сообщение. Поэтому очень важно, чтобы презентатор тонко понимал динамику коммуникационного процесса и свободно владел приемами активного общения.

Сообщение – непосредственно та информация, которую презентатор передает аудитории.

Аудитория – лица, которые приглашены на презентацию. Их состав и количество определяются организаторами презентации заранее.

При подготовке презентации можно выделить следующие шаги:

  1. 1.Планирование презентации.

  2. 2.Компоненты презентации.

  3. 3.Выбор, разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов.

  4. 4.Непосредственная подготовка выступления: написание текста, плана, подготовка наглядных материалов.

  5. 5.Подготовка к ответам на вопросы аудитории.

  6. 6.Выбор места проведения презентации.

Структура выступления должна быть связана с целью, аудиторией, предметом презентации и ресурсом времени выступления. Как правило, оно не должно превышать 10 минут.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПамятка для студентов направления подготовки 270300 «Дизайн архитектурной среды»
Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Иностранный...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 270300. 62 Дизайн архитектурной среды, утвержденным...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Проектирование» для направления/ специальности «Дизайн среды»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...
И. И. Колосова, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды»тгасу, кандидат архитектуры, доцент
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПамятка для студентов группы по изучению дисциплины «Средовые факторы...
Дисциплина «Средовые факторы в архитектуре» имеет общий объем 72 час., составляет 17 – лекционных, 17 – практических, 38 – самостоятельная...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Материаловедение» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Фотографика» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Живопись» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины для направления подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Ландшафтный дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Ландшафтный дизайн»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500....
Памятка для студентов направления 270300 «Дизайн архитектурной среды» iconПрограмма дисциплины «Компьютерные технологии в проектировании среды»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск