Скачать 176.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ Директор БИ СГУ доцент А.В.Шатилова ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ (теории и методики обучения математике)» Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки «Математика» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Балашов 2011 Содержание
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ» являются: формирование систематизированных знаний в области истории развития методической науки и отечественного математического образования. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.ДВ 10.2). Идеи гуманизации и гуманитаризации, реализуемые в современном образовании, определяют новые требования к подготовке учителя математики, к личности самого учителя. Современный учитель – это специалист, уровень знаний и умений которого обеспечивает ему достаточно полное и глубокое понимание основ, методов и фактов школьного курса математики, способный на практике реализовывать требования личностно-ориентированного процесса, осмысливать и генерировать инновационные педагогические идеи, нестандартно решать актуальные учебно-воспитательные проблемы. В связи с этим, подготовка будущего учителя математики невозможна без изучения истории становления и развития методической науки. Приступая к изучению указанной дисциплины, студент должен овладеть основными математическими дисциплинами, входящими в вариативную часть профессионального цикла: «Математический анализ», «Алгебра», «Геометрия», «Теория чисел», «Методика обучения и воспитания математике». В ходе изучения дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ» происходит систематизация и обобщение знаний, полученных при освоении указанных курсов, реализуется профессиональная направленность образовательного процесса. В процессе изучения студенты знакомятся с основными вехами развития науки от первых шагов в становлении методики обучения математике и организации математического образования до настоящего времени. Цели изучения курса: – раскрыть значение математического образования в истории Российского государства на различных этапах его развития; – помочь студентам овладеть системой знаний об основных этапах истории отечественного школьного математического образования, образовательных системах и образовательных институтах, в рамках которых оно функционировало; поколениях учебников и учебных пособий, обеспечивающих изучение математики; проникновении и функционировании в школьном математическом образовании основных педагогических и методических идей; наконец, персоналиях, благодаря усилиям которых развивалось отечественное школьное математическое образование и методическая наука; – рассмотреть становление и функционирование системы школьного математического образования на территории Балашовского района на различных исторических этапах его развития; – оказывать влияние на формирование у студентов математической, педагогической и методической культуры; – воспитывать у студентов гордость за достижения своего Отечества; – развивать историческую память будущего учителя математики. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ» Процесс изучения дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ» направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК):
б) общепрофессиональных (ОПК):
в) специальных (СК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «История возникновения и развития ТиМОМ» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Согласно учебному плану дисциплина «История возникновения и развития ТиМОМ» изучается на 4 курсе в 8 семестре. На его изучение отводится 26 часов лекций и 10 часов практических занятий. В ходе изучения курса студенты выполняют контрольную работу в форме реферата, который защищают на семинарском занятии. В конце семестра предусмотрен зачет.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Основные этапы развития отечественного школьного математического образования. Математическое образование на Руси в допетровский период Математическое образование Киевской Руси. Сочинения Кирика Новгородца. Новгородские берестяные грамоты и математическое образование в 13 – 14 вв. Первые высшие учебные заведения России в 17 веке. История математического образования в России в ХVIII в. Математическое образование в эпоху Петра I. Л. Эйлер и математическое образование в России. Математическое образование в структуре российских образовательных систем второй половины ХVIII в. История математического образования в России в ХIХ - начале ХХ в. Первая половина 19 века: развитие школы и математической науки, зарождение отечественной методики преподавания математики как науки. Создание российской модели классической системы школьного математического образования. Реформация классической системы школьного математического образования (60 – 70-е гг. 19 века – 1917 г.). отечественные учебники математики. Развитие отечественной методики преподавания арифметики, Всероссийские съезды преподавателей математики 1911-1914 гг. учебники математики этого периода. Выдающиеся методисты-математики. Период поиска новых моделей математического образования (1918 – 1930 гг.) Положение о школе 1918 г. Идеи советской педагогики. Математика по П. П. Блонскому. Комплексная система построения школьных программ и обучения. Политика советской власти в области просвещения в конце 20-х годов. Кадры: старые и новые. Деятельность Коммунистической партии и советского правительства по реформированию образования в 30-е годы 20 века. Период стабильности школьного обучения (30 – 60 гг. 20 века). Программа по математике 1935 г. Реформы математического образования в конце 40-х – начале 60-х гг. 20 века. Реформация советской модели классической системы школьного математического образования (1964 – 1981 гг.) Реформы математического образования в России в 60 – 70- е гг. 20 века. Программа по математике 1981 г. Современный этап развития школьного математического образования. Период контрреформации (1982 – 1990 гг.). Реформы школьного математического образования на современном этапе. 5. Образовательные технологии Учебная работа по курсу «История возникновения и развития ТиМОМ» проводится в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. Специфика дисциплины и объем учебного материала предполагают как лекционную форму изложения материала, так и использование различных активных форм обучения. При чтении лекций предусматривается использованием преподавателем презентаций, иллюстрирующих излагаемый материал. Также применение презентаций предусмотрено при выступлении студентов на семинарских занятиях и при выступлениях с рефератами. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний. Система текущего контроля включает:
Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем (по пятибалльной шкале) по итогам подготовки и выполнения студентами практических заданий, активности работы в группе и самостоятельной работе. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Форма отработки определяется преподавателем, ведущим семинар (написание реферата по теме пропущенного семинарского занятия, письменный отчет о выполнении практического задания, проведение промежуточного тестирования знаний или пр.) Неотработанный пропуск более 50% семинарских занятий по курсу и невыполненное на момент начала экзаменационной сессии задание для самостоятельной работы является основанием для недопущения студента к зачету по дисциплине. В качестве итогового контроля выступает зачет. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение лекционного материала, учебной литературы, написание рефератов и их публичной защиты. Подготовка каждым обучаемым доклада и написание реферата необходимо будущему учителю математики. Темы докладов и рефератов должны дополнять основное содержание лекционного курса, предполагать использование оригинальных классических текстов, сочинений. Примерные темы докладов и рефератов приведены ниже. Студенты к своему реферату готовят презентацию по теме выступления. ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Каждому студенту необходимо выбрать одну из представленных в настоящем разделе тем, самостоятельно осуществить подбор литературы (не менее 10 источников) и составить реферат. К содержанию индивидуального задания предъявляется ряд требований: научность, логичность изложения, анализ исследуемого материала. Реферат следует аккуратно оформить и сдать на проверку преподавателю. По материалам реферата на одном из занятий студент делает доклад (на 15 минут), который затем обсуждается. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Тематика рефератов для домашней контрольной работы
а) содержание рукописей; б) задачи в арифметических рукописях.
КОНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
А) Эпоху Петра I. Б) период временщиков. В) период Царствования Елизаветы Петровны. Г) Эпоху Екатерины II. Д) Во время правления Павла I.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История возникновения и развития ТИМОМ» а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Статьи из журнала «Математика в школе»
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы www.math.ru/lib Большая библиотека, содержащая как книги, так и серии брошюр, сборников. В библиотеке представлены не только книги по математике, но и по физике и истории науки. www.mccme.ru/free-books Свободно распространяемые книги издательства МЦНМО. www.mathedu.ru Математическое образование: прошлое и настоящее. Электронная библиотека содержит много книг и статей по методике преподавания математики в начальной и средней школе, истории математики, истории народного образования. Широко представлены школьные учебники математики, начиная с XVIII века. htth//window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам сайта Министерства образования и науки РФ. Программа презентаций Micsrosoft PowerPoint for Windows. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Стандартно оборудованная лекционная аудитория для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, обычная доска, пластиковая доска; Изучение данной дисциплины должно обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Математика». Автор: доцент кафедры математики, кандидат педагогических наук, доцент Шатилова А.В. Программа разработана в 2011 г. (одобрена на заседании кафедры математики, протокол № 4 от «25» марта 2011 года). Подписи: Автор: канд. пед. наук доцент Шатилова А.В. Зав. кафедрой математики Ляшко М.А. Декан факультета математики, экономики и информатики Кертанова В.В. (факультет, где разрабатывалась программа) Декан факультета математики, экономики и информатики Кертанова В.В. факультет, где реализуется программа) |
Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории... | Отчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью... | ||
Рабочая программа дисциплины история экономических учений направление подготовки Этот курс позволит специалисту ориентироваться в проблемах экономической теории и практике по мере их возникновения и развития | Рабочая программа черчению Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным... | ||
Рабочая программа по черчению 10 класс Нижнего Новгорода и Нижегородской области, составленной зав кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике Тужилкиным... | Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы общей теории государства... Цель дисциплины “Актуальная проблемы общей теории государства и права” состоит в получении магистрами общетеоретических знаний о... | ||
Рабочая программа по специальной дисциплине отрасли наук и научной специальности Пространство существования науки. Конституирующие признаки (атрибуты) науки: объект, предмет, теории, история возникновения и развития,... | Региональная экспериментальная площадка Волгоградского государственного педагогического университета, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике... | ||
Самостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения языкам» Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история олимпийского движения «Физическая культура» Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Генезис развития теории и методики программно-методического обеспечения обучения в педагогической литературе | ||
Программа подготовки: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели... Целью дисциплины является изучение теории и методики расчетов тепловых процессов в гту, принципов их конструирования и особенностей... | Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | ||
Учебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История... Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных... | Рабочая программа по учебному предмету математике 10-11классов двухгодичного... Рабочая программа по математике 10 – 11 класса разработана в соответствии требований фкгос 2004г на основе Примерной программы среднего... |